Глоссарий

Новости переводов

24 февраля, 2017

"Бисерче вълшебно" 2017

24 февраля, 2017

Вестник "Стандарт"

24 февраля, 2017

В России учредят премию за сохранение языкового многообразия






Поиск в глоссариях:  


Глоссарий морских терминов

адмиралтейский час (адмиральский час)предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли «выпить и закусить» перед обедом. введен по распоряжению петра i.
акростольдекоративная кормовая оконечность.
анапутьнесколько тросов, закреплённых в просверленном крае марсовой площадки и проходящих через деревянный брусок с отверстиями — анапуть-блок. нужен для того, чтобы избежать зацепления марселями за марсы. устанавливался между передней кромкой марса и штагом[1].
баллерось вращения руля, скреплённая с пером руля.
бархоутусиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии.
бейфут1) кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. у нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами[8].
2) кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. у нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами
бикгедпереборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.
бинет1) узкий парус, который в хорошую погоду пристегивают к нижней части парусов для увеличения площади парусности[11].
2) узкий парус, который в хорошую погоду пристегивают к нижней части парусов для увеличения площади парусности
битсыдеталь судового рангоута — деревянные планки на реях, гафелях и гиках, под которыми проходят снасти, служащие для растягивания парусов[12].
блокипростейшие механизмы, служащие для подъёма тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.
боевое траление1) метод уничтожения мин путем их подрыва, как правило, глубинными бомбами.
2) метод уничтожения мин путём их подрыва, как правило, глубинными бомбами.
брас1) снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).
2) снасть бегучего такелажа, прикрепленная к нокам реев и служащая для поворота реев вместе с парусами в горизонтальной плоскости.
брештук1) на деревянных судах, толстый брус, обделанный в форме кницы и служащий для укрепления носовой части; на металлических судах судах его роль выполняют листы палуб, укреплённые угольниками к обшивке и шпангоутам и упирающиеся в форштевень[19].
2) на деревянных судах, толстый брус, обделанный в форме кницы и служащий для укрепления носовой части; на металлических судах судах его роль выполняют листы палуб, укреплённые угольниками к обшивке и шпангоутам и упирающиеся в форштевень
буйреп1) трос, закреплённый за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте[21].
2) трос, закреплённый за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте
буксируемая минатип минного оружия, имевший применение в конце xix века. в отличие от мин заграждения (донные, якорные, плавающие и т. п.) буксируемая мина являлась оружием активного нападения — она скрытно (в тёмное время суток) доставлялась до вражеского корабля с помощью малого судна (минный катер, миноноска), который, маневрируя, заводил её под корпус атакуемого корабля, и подрывалась с помощью электровзрывателя.
ватервейс1) толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. служат для продольного крепления судна и стока воды. на современных судах водосточный жёлоб, идущий по верхней палубе вдоль бортов, по которому вода через шпигаты стекает за борт[22].
2) толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. служат для продольного крепления судна и стока воды. на современных судах водосточный жёлоб, идущий по верхней палубе вдоль бортов, по которому вода через шпигаты стекает за борт
величина изменения пеленга (вип)значение изменения пеленга на цель за 1 минуту, выраженное в градусах. при изменении пеленга по часовой стрелке величина изменения пеленга считается положительной, а против — отрицательной. используется при боевом маневрировании и боевой прокладке на маневренном планшете.
взять рифы1) уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на к рее у прямых.
2) уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на к рее у прямых
выбирать слабину тросаобтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.
гардаманвспомогательное средство парусного мастера: кожаная перчатка без пальцев, в которую у основания большого пальца вшита металлическая пластинка. при выполнении ручных работ с парусами служит наперстком для проталкивания иглы через ткань или трос.
гельмпорт1) отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу[23].
2) отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу
гинцынебольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.
драёкинструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заострёнными концами, имеющий посередине кип (желобок) для штерта. применяется как рычаг при накладывании бензелей на стальные тросы для выдрайки концов.
драйрепснасть для подъёма марса-рея.
дрейфомер1) прибор, измеряющий угол между направлением истинного курса и линией пути при дрейфе судна. действие дрейфомера основано на измерении разности давлений на правом и левом бортах судна (гидродинамический дрейфомер)[26].
2) прибор, измеряющий угол между направлением истинного курса и линией пути при дрейфе судна. действие дрейфомера основано на измерении разности давлений на правом и левом бортах судна (гидродинамический дрейфомер)
карронадакороткая чугунная пушка.
клетеньслой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
клетки (судостроение)1) это один из типов опор, применяемых для постановки судна в док на стапель, применяются вместе с кильблоками. клетки устанавливают прежде всего в местах пересечения главных поперечных переборок с продольными переборками или днищевыми стрингерами, то есть в районах жёстких связей. верхнюю часть клетки (подушку) обрабатывают и подгоняют по шаблонам (в соответствии с обводами судна) с учетом толщины обшивки судна и её конструктивных особенностей. клетки состоят из тех же элементов, что и кильблоки.
2) это один из типов опор, применяемых для постановки судна в док на стапель, применяются вместе с кильблоками. клетки устанавливают прежде всего в местах пересечения главных поперечных переборок с продольными переборками или днищевыми стрингерами, то есть в районах жёстких связей. верхнюю часть клетки (подушку) обрабатывают и подгоняют по шаблонам (в соответствии с обводами судна) с учётом толщины обшивки судна и её конструктивных особенностей. клетки состоят из тех же элементов, что и кильблоки.
клетневаниеособый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый её шаг перекрывал следующий. покрыв, таким образом, весь трос клетневиной и укрепив её концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
книппельснаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных кораблей противника. состоял из двух ядер или полуядер, соединённых между собой железным стержнем или цепью (цепной книппель, цепные ядра). книппели оказались малоэффективными и быстро вышли из употребления.
кницадеталь, соединяющая бимсы со шпангоутами.
княвдигеду старинных парусных судов выдающаяся вперёд верхняя часть водореза. верхняя часть княвдигеда украшалась резной фигурой.
конец (концы)название любой верёвки или троса на флоте:
коренной конецусловное название закреплённого или же неиспользуемого в работе конца троса.
корсарычастные лица, действующие на хорошо вооружённых лёгких судах против торгового судоходства с целью разбоя.
кочегаркаотсек, где расположены топки паровых котлов и где производится загрузка их топливом.
крамболтолстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.
кранец первых выстреловгерметичный ящик на палубе корабля вблизи артиллерийского орудия, в котором хранится некоторое количество унитарных патронов для первых выстрелов до подачи боеприпасов из погреба боеприпасов.
краспица1) поперечный элемент рамы саллинга на судах с прямыми парусами и составными мачтами. на яхтах — распорка между мачтой и снастями стоячего такелажа (ромбвантами, топвантами и т. п.), позволяющая получить угол, необходимый для обеспечения опорной реакции вант при высокой мачте. позволяет повысить жесткость мачты в поперечной плоскости.
2) поперечный брус (относительно продольных).
кренгованиенаклон судна на борт (для проведения работ на подводной части судна) без выхода киля из воды (см. также килевание)
кумпанствотоварищество, добровольно составленное из землевладельцев для выполнения повинности постройки кораблей.
ласт1) мера грузовместимости судов, применявшаяся до конца xix века. один ласт равнялся 120 пудам или 1,92 тонны зернового хлеба[28].
2) мера грузовместимости судов, применявшаяся до конца xix века. один ласт равнялся 120 пудам или 1,92 тонны зернового хлеба
лёгость1) небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2) в торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.
ликтросмягкий трос, которым обшивают кромки парусов.
линёккороткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.
линия баталиибоевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя.
лопарьтрос, основанный между блоками или юферсами.
манильский трострос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака — прядильного банана. манильский трос крепче пенькового на 70 % и легче на 25 %, он не боится морской воды. однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.
мантылькусок троса, имеющий на одном из своих концов свитень, на другом — коуш. по мантылю ходит одношкивовый блок, имеющий длинный строп. с помощью мантыля тянут стоячий такелаж. для этой цели закладывают его свитинем на ванту (выше комля), в строп блока закладывают талреп, а в коуш — гак сей-талей.
минная банкаэлемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных кучно.
минная линияэлемент минного заграждения, состоящий из нескольких морских мин, поставленных линейно.
минный защитникустройство для защиты морских якорных мин от вытраливания контактными корабельными тралами.
мортира1) орудие крупного калибра для навесной стрельбы; длина ствола не более 12 калибров.
2) (нидерл . mortier), артиллерийское орудие с коротким стволом для навесной стрельбы, предназначавшееся главным образом для разрушения особо прочных оборонительных сооружений. применялась с 15 до сер. 20 вв.
набор суднакаркас, скелет корпуса судна, состоящий из продольных и поперечных связей.
наветренная сторонасторона объекта, обращенная по направлению, откуда дует ветер.
обводы1) внешние очертания корпуса судна, характеризуемые теоретическим чертежом.
2) , внешние очертания корпуса судна. различают острые и тупые обводы. от формы обвода зависят многие эксплуатационные качества судна.
оплёткаконец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от развивки. обычно оплетками разделываются концы всего бегучего такелажа кроме того, оплетками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.
осадка суднарасстояние от грузовой ватерлинии самой нижней точки выступающей части судна.
отдать конецотвернуть конец с кнехта, за который он был завернут, или выпустить его, если он держится в руках: отвязать и отпустить конец с берега или с другого судна.
пайолсъёмный деревянный настил на дно шлюпки, на деку грузового трюма, провизионных кладовых, румпельных и прочих судовых и корабельных помещений.
пал1) 1) чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы; 2) откидные стопоры, насаживаемые на нижнюю часть баллера шпиля
2) (от нидерл . paal - свая, столб), гидротехническая подпорная стена или эстакада, служащая для направления судов при входе их в шлюзы и судоподъемники и воспринимающая нагрузку при швартовке судов.
3) , сплошное выжигание растительности. применялся при подсечно-огневой системе земледелия для подготовки занятых лесом площадей под посевы. иногда используется для очистки лесосек от порубочных остатков и др.
4) (от начальных букв английских слов phase alternation line - перемена фазы по строкам) , название системы цветного телевидения, совместимой (как и другие стандартные системы, напр. секам) с черно-белой системой и отличающейся тем, что фаза колебаний поднесущей частоты одного из двух цветоразностных сигналов изменяется от строки к строке на 180° с целью уменьшения чувствительности системы к фазовым искажениям. принята в германии, великобритании, нидерландах и других странах зап. европы, а также в австралии.
5) (pal) ленард (р . 1925), венгерский физик, иностранный член ран (1991; иностранный член ан ссср с 1976). основные труды по физике и химии твердого тела, применению методов ядерной физики для исследования твердого тела, в химической физике, магнетохимии и др.
пеленгаторприбор, установленный на компасе, служащий для взятия пеленгов или направлений на земные предметы или небесные светила.
пеньковый тросрастительный трос, изготовленный из волокон луба конопли.
подпёртоккороткие шкентеля, поддерживающие перты по всему рею в нескольких местах.
приколвертикальный или наклонный стержень на берегу для привязывания судна.
прихватитьслегка закрепить; наскоро привязать. прихватить что-либо каболкой — это значит подвязать временно.
прорезание строя (прорезание линии баталии)тактический приём кораблей парусного флота, позволявший нарушить линию баталии противника и сосредоточить усилия против отсечённой части его сил. в момент прохождения между двумя вражескими кораблями, находящимися в линии баталии, корабль, прорезающий строй, получал возможность вести сильный огонь артиллерией обоих бортов одновременно против двух кораблей противника. огнём поражались носовая и кормовая части двух кораблей противника, личный состав, находящийся на верхней палубе, а также рангоут вражеских кораблей. с другой стороны, огонь противника был в этот момент слабым, так как носовых и кормовых орудий на парусных судах было во много раз меньше, чем бортовых орудий. прорезание строя противника в нескольких местах давало возможность атаковать его окружённые суда с двух сторон — «взять противника в два огня». этот тактический приём наиболее успешно применялся в русском (адмиралы ф. ф. ушаков и д. н. сенявин) и английском (адмиралы д. родней и г. нельсон) флотах.
реёкнебольшая поперечная балка, подвешенная за середину к мачте, предназначенная для крепления парусов.
ростр(лат. rostrum, клюв, выдающаяся часть, нос корабля) таран с металлическим наконечником на носовой части военного корабля времен древнего рима для нанесения ударов кораблю противника.
роульскаток, отлитый из чугуна или стали, или выточенный из крепкого дерева и свободно вращающийся на оси. роульс ставится, например, в киповых планках или отдельно для направления троса, для поддержки рулевых штанг и т. д.
рубказакрытое сооружение на палубе надводного борта или на палубе надстройки.
руслениплощадки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне верхней палубы против мачт. служат для разноса вант, которые скрепляются вант-путенсами.
рюнаклонное рангоутное дерево для латинского типа парусного вооружения. рю представляет собой сильно развитый, длинный реек (рю по длине намного превосходит мачту, на которой установлен). латинский парус устанавливается на рю верхней шкаториной. ноки рю тоже имеют свои названия. верхний нок называют «пепа». нижний нок называют «тележка».
свайка1) деревянный или металлический конический стержень (иногда изогнутый) с плоской головкой. служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ.
2) инструмент, заостренный на конце. железная свайка используется для отделения прядей троса; деревянная применяется при шитье парусов.
свистовтонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. свистов служит также и для того, чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.
сезеньплетёнка с петлёй на одном конце и косой — на другом. в зависимости от назначения или места носит различные наименования; например, риф-сезень.
слабина тросапровисание, излишек не туго натянутой снасти.
слаблиньдлинный слабокрученый линь, предназначенный для притягивания парусов к рангоуту. для применения слаблиня парус должен быть оборудован кренгельсами.
стакселикосые паруса треугольной формы, обычно ставятся впереди мачты. передней шкаториной опираются на штаг. отличие стакселя от кливера в том, что нижняя шкаторина стакселя расположена над палубой, а у кливера — вне палубы.
стандерспустотелая литая высокая стойка, в которую вставляется шлюпбалка или трапбалка, не проходящие сквозь палубу судна.
стапельсооружение для постройки судна и спуска его на воду.
стеньсокращение слова «стеньга»; прибавляется к названию деталей, принадлежащих стеньге; например, стень-ванты, стень-штаги и т. д.
стоячий такелажтакелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута. в отличие от бегучего такелажа не перемещается.
стравливатьослаблять, выпускать трос или снасть до отказа.
стрендисоставные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы. стренди свиваются из прядей, пряди — из каболок, а каболки — из растительных волокон или из проволоки.
строй кораблей1) регламентированное взаимное расположение кораблей при их совместном плавании или выполнении боевых задач в составе группы, соединения. различают строи: кильватер, клин, обратный клин, пеленг (уступ), фронт (сложный фронт)[33].
2) регламентированное взаимное расположение кораблей при их совместном плавании или выполнении боевых задач в составе группы, соединения. различают строи: кильватер, клин, обратный клин, пеленг (уступ), фронт (сложный фронт)
строп грузовойприспособление для подъёма грузов на гаке стрелы или кране. изготовляется из растительных или стальных тросов.
тальманская распискадокумент, сопровождающий погрузку/разгрузку груза в порту.
тимберс1) правая или левая ветвь шпангоута.
2) деревянный шпангоут.
тренцеваниеособый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: туго растянутый и смазанный смолой трос обвивают по спуску шкимушгаром, линем или тонким тросом, носящим название «трень», чтобы заполнить ими углубления (борозды) между прядями тренцуемого троса. после этого трень прогоняют по спуску драйком, чтобы она легла вровень и заполнила промежутки между прядями. это делают для того, чтобы воспрепятствовать скоплению воды в углублениях.
трисель1) косой четырёхугольный парус, верхней шкаториной шнурующийся к гафелю, а нижней растягивающийся по гику.
2) косой четырехугольный парус, ставящийся позади мачты в дополнение к прямым парусам.
трисыбрасы блинда-рея.
тросыобщее наименование канатно-веревочных изделий. в зависимости от материала тросы бывают: стальные, растительные — из волокон трав и растений (пеньковые, манильские, сизальские, кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и растительных волокон), а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые, перлоновые). на военных кораблях тросы используются для стоячего и бегучего такелажа, для буксирных концов и швартовов, в погрузочных устройствах, в минно-траловом деле, для крепления предметов на корабле, такелажных работ и др.
трюмсельлетучий парус, устанавливается на трюм-рее выше бом-брамселя при слабых ветрах
тяжеловес1) грузовое место массой 10 т. и более; 2) грузовая стрела для подъёма грузов массой более 10 т.
фальшкильтяжёлый свинцовый или чугунный балластный киль на килевых яхтах, препятствующий их крену и опрокидыванию; доски, брусья или металлическая полоса, пришиваемые к килю деревянного судна для предохранения его от повреждений при касании о грунт.
флагштоквертикальная стойка (шток, стержень, древко), на которой поднимается любой флаг. на корабле — верхняя часть самой верхней стеньги, на которой поднимается корабельный флаг. на кормовом флагштоке (стойке в оконечности кормы) поднимается кормовой флаг. на гюйсштоке (разновидность флагштока) на носу корабля поднимается гюйс.
фок1) прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. привязывается к фока-рею.
2) самый нижний парус на передней фок-мачте.
футокссм. шпангоут.
фьордузкий и вытянутый в длину, глубокий, часто разветвлённый морской залив с крутыми и высокими берегами.
цейхвахтерофицер морской артиллерии, имевший в своём ведении орудия, станки и снаряды.
цейхмейстергенеральская должность, до 1830 года управлявшая частями морской артиллерии.
швартов (швартовый конец)растительный или стальной трос (иногда цепь), с помощью которого судно закрепляется у причала (или стапеля)[35]. все швартовые концы имеют на ходовом конце петлю — огон[36].
шестовая минатип морского минного оружия, имевший применение в конце xix века. представлял собой заряд взрывчатого вещества, расположенного на конце длинного шеста.
шифтингбордссплошной ряд досок проходящих по всей длине судна от носа до кормы. предназначен для препятствования смещению сыпучих грузов при качке.
шкентель с мусингами1) растительный трос, на котором через каждые 30?40 сантиметров сделаны особые узлы-мусинги. служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку, стоящую под выстрелом.
2) растительный трос, на котором через каждые 30−40 сантиметров сделаны особые узлы-мусинги. служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку, стоящую под выстрелом.
шкимушгар1) однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки[38]. обычно свивается из двух или трёх каболок и скручивается в клубок. с помощью его делают клетневание тросов.
2) однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки
шлаговжелезный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания её на месте.
шлагтов1) брус, служащий чекой в соединении стеньги с мачтой и брам-стеньги со стеньгой[40].
2) брус, служащий чекой в соединении стеньги с мачтой и брам-стеньги со стеньгой
шпиронто же, что и таран у броненосных кораблей xix и начала xx века. иногда съёмный. в устаревшем значении — острый, выдающийся вперёд, длинный нос галеры. в широком смысле может относиться к чему-либо длинному, выступающему, острому (шпор, шпора, шип и т. п.)[41].
шпрюйт1) простая снасть, служащая для отведения на ветер наветренной шкаторины прямого паруса на острых курсах[42]. шпрюйт крепится к кренгельсам булиня шкаторины. на ветер шпрюйт оттягивает булинь-шпрюйт.
2) простая снасть, служащая для отведения на ветер наветренной шкаторины прямого паруса на острых курсах
штаг1) снасть стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья — мачты, стеньги и пр.
2) снасть стоячего такелажа, поддерживающая рангоутные деревья
штирбортправый борт. ныне устаревший термин. назывался так потому, что рулевое весло (кормило) навешивалось на правый борт (от нидерл. schturen — управлять). сравн. «бакборт».
штуртрострос, основанный между штурвалом и румпелем и проходящий через ряд неподвижных блоков. служит для передачи усилий от штурвала к румпелю и через него к рулю.
якорь (корабельный якорь)приспособление для удержания судна на месте. якорь, на который судно обычно становится называется становым.