Глоссарий

Новости переводов

24 января, 2017

Общение промышленных роботов

24 января, 2017

Лучше английский: вымирает ли немецкий язык в концернах?

24 января, 2017

Можно ли спасти татарский язык, лишив русский язык статуса государственного






Поиск в глоссариях:  


Глоссарий морских терминов

адмиралтейский час (адмиральский час)предобеденный перерыв в 11 ч, который объявлялся ежедневно на флоте и в адмиралтейств-коллегии для того, чтобы матросы и офицеры могли «выпить и закусить» перед обедом. введен по распоряжению петра i.
) курс судна относительно ветраветер дует с кормы и в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол больше 90° и меньше 180°) делится на полный бакштаг (ближе к 180°), собственно бакштаг и крутой бакштаг (ближе к 90°).
бархоутусиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии.
бейфут1) кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. у нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами[8].
2) кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. у нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами
битсыдеталь судового рангоута — деревянные планки на реях, гафелях и гиках, под которыми проходят снасти, служащие для растягивания парусов[12].
блок со свитнемблок, у которого строп оканчивается свитнем. последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.
боканцы1) короткие прямые железные или деревянные балки, укрепленные в борту судна и вынесенные за борт свободным концом, удерживаемые в этом положении особыми бакштагами; на парусных судах служат для привода передней шкаторины прямого паруса к ветру[13]. боканцами также называются прямые шлюпбалки, поставленные за кормой корабля для подъёма шлюпок[14].
2) короткие прямые железные или деревянные балки, укрепленные в борту судна и вынесенные за борт свободным концом, удерживаемые в этом положении особыми бакштагами; на парусных судах служат для привода передней шкаторины прямого паруса к ветру
боевое траление1) метод уничтожения мин путем их подрыва, как правило, глубинными бомбами.
2) метод уничтожения мин путём их подрыва, как правило, глубинными бомбами.
брас1) снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).
2) снасть бегучего такелажа, прикрепленная к нокам реев и служащая для поворота реев вместе с парусами в горизонтальной плоскости.
брестроп1) род пояса (грунтов), на который упирается грудью матрос, когда он, наклонившись за борт, бросает лот[18].
2) род пояса (грунтов), на который упирается грудью матрос, когда он, наклонившись за борт, бросает лот
брештук1) на деревянных судах, толстый брус, обделанный в форме кницы и служащий для укрепления носовой части; на металлических судах судах его роль выполняют листы палуб, укреплённые угольниками к обшивке и шпангоутам и упирающиеся в форштевень[19].
2) на деревянных судах, толстый брус, обделанный в форме кницы и служащий для укрепления носовой части; на металлических судах судах его роль выполняют листы палуб, укреплённые угольниками к обшивке и шпангоутам и упирающиеся в форштевень
бросательный конецлинь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетённый сверху мешочек (грузик). с помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы. в настоящее время обычно называется выброска.
бугель с обухамистальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).
буксируемая минатип минного оружия, имевший применение в конце xix века. в отличие от мин заграждения (донные, якорные, плавающие и т. п.) буксируемая мина являлась оружием активного нападения — она скрытно (в тёмное время суток) доставлялась до вражеского корабля с помощью малого судна (минный катер, миноноска), который, маневрируя, заводил её под корпус атакуемого корабля, и подрывалась с помощью электровзрывателя.
веретено якорямассивный стержень, к нижней части которого прикреплены рога адмиралтейского якоря или лапы втяжного.
взять рифы1) уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на к рее у прямых.
2) уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на к рее у прямых
выбирать слабину тросаобтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.
гардаманвспомогательное средство парусного мастера: кожаная перчатка без пальцев, в которую у основания большого пальца вшита металлическая пластинка. при выполнении ручных работ с парусами служит наперстком для проталкивания иглы через ткань или трос.
гельмпорт1) отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу[23].
2) отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу
гитовы1) снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.
2) снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней. взять на гитовы
гюйсштокразновидность флагштока, стойка, на которой поднимается гюйс.
дректовякорный канат шлюпочного якоря (дрека).
каперв xv—xix вв. частное лицо, которое, с разрешения верховной власти воюющего государства, снаряжало за свой счёт судно для борьбы против морской торговли противника.
кильсон1) продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. в зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. на деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами[27].
2) продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий связь между ними и продольную крепость судна. обычно расположен над килем.
3) продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. в зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. на деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами
клетневаниеособый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый её шаг перекрывал следующий. покрыв, таким образом, весь трос клетневиной и укрепив её концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
конец (концы)название любой верёвки или троса на флоте:
кочегаркаотсек, где расположены топки паровых котлов и где производится загрузка их топливом.
крамболтолстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.
кранец первых выстреловгерметичный ящик на палубе корабля вблизи артиллерийского орудия, в котором хранится некоторое количество унитарных патронов для первых выстрелов до подачи боеприпасов из погреба боеприпасов.
крейсированиенесение дозорной службы в определённом районе моря.
кренгованиенаклон судна на борт (для проведения работ на подводной части судна) без выхода киля из воды (см. также килевание)
кумпанствотоварищество, добровольно составленное из землевладельцев для выполнения повинности постройки кораблей.
лёгость1) небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2) в торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.
линия баталиибоевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя.
манильский трострос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака — прядильного банана. манильский трос крепче пенькового на 70 % и легче на 25 %, он не боится морской воды. однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.
мантылькусок троса, имеющий на одном из своих концов свитень, на другом — коуш. по мантылю ходит одношкивовый блок, имеющий длинный строп. с помощью мантыля тянут стоячий такелаж. для этой цели закладывают его свитинем на ванту (выше комля), в строп блока закладывают талреп, а в коуш — гак сей-талей.
мателотсоседний корабль в строю. может быть передним, задним, левым или правым.
минная банкаэлемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных кучно.
минная линияэлемент минного заграждения, состоящий из нескольких морских мин, поставленных линейно.
минная полосаэлемент минного заграждения, состоящий из нескольких морских мин, поставленных случайным образом с движущегося носителя.
минное заграждениесочетание мин и средств их защиты, выставляемых для стеснения условий плавания кораблей противника на фарватерах, в узкостях и на морских путях сообщения.
наветренная сторонасторона объекта, обращенная по направлению, откуда дует ветер.
оплёткаконец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от развивки. обычно оплетками разделываются концы всего бегучего такелажа кроме того, оплетками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.
орудийный расчёт (орудийная прислуга)личный состав, обслуживающий артиллерийское орудие согласно боевому расписанию.
пайолсъёмный деревянный настил на дно шлюпки, на деку грузового трюма, провизионных кладовых, румпельных и прочих судовых и корабельных помещений.
погонное орудиеорудие на парусных судах, установленное для стрельбы прямо по носу.
подветренная сторонасторона объекта, обращенная в сторону, куда дует ветер.
полуют1) возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом[31].
2) возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом
привальный брусчасть продольного набора, верхний стрингер: брус, идущий вдоль судна и крепящийся к шпангоутам; на него кладутся концы бимсов. используется для защиты борта судна. на парусных судах изготавливался из дерева. на современных катерах и яхтах устанавливают привальный брус из пластифицированного пвх. так привальный брус из пвх более долговечен, не впитывает влагу. при швартовке судна демпфирует, чем смягчает удары о причал. современный привальный брус имеет большое количество видов и конфигураций.
приколвертикальный или наклонный стержень на берегу для привязывания судна.
прорезание строя (прорезание линии баталии)тактический приём кораблей парусного флота, позволявший нарушить линию баталии противника и сосредоточить усилия против отсечённой части его сил. в момент прохождения между двумя вражескими кораблями, находящимися в линии баталии, корабль, прорезающий строй, получал возможность вести сильный огонь артиллерией обоих бортов одновременно против двух кораблей противника. огнём поражались носовая и кормовая части двух кораблей противника, личный состав, находящийся на верхней палубе, а также рангоут вражеских кораблей. с другой стороны, огонь противника был в этот момент слабым, так как носовых и кормовых орудий на парусных судах было во много раз меньше, чем бортовых орудий. прорезание строя противника в нескольких местах давало возможность атаковать его окружённые суда с двух сторон — «взять противника в два огня». этот тактический приём наиболее успешно применялся в русском (адмиралы ф. ф. ушаков и д. н. сенявин) и английском (адмиралы д. родней и г. нельсон) флотах.
ростр(лат. rostrum, клюв, выдающаяся часть, нос корабля) таран с металлическим наконечником на носовой части военного корабля времен древнего рима для нанесения ударов кораблю противника.
рюнаклонное рангоутное дерево для латинского типа парусного вооружения. рю представляет собой сильно развитый, длинный реек (рю по длине намного превосходит мачту, на которой установлен). латинский парус устанавливается на рю верхней шкаториной. ноки рю тоже имеют свои названия. верхний нок называют «пепа». нижний нок называют «тележка».
свайка1) деревянный или металлический конический стержень (иногда изогнутый) с плоской головкой. служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ.
2) инструмент, заостренный на конце. железная свайка используется для отделения прядей троса; деревянная применяется при шитье парусов.
свистовтонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. свистов служит также и для того, чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.
свитеньконец троса, заплетённый косой.
сезеньплетёнка с петлёй на одном конце и косой — на другом. в зависимости от назначения или места носит различные наименования; например, риф-сезень.
скоба якоряскоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для крепления к якорю цепного каната.
слабина тросапровисание, излишек не туго натянутой снасти.
спардекверхняя лёгкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. в настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах.
стандерспустотелая литая высокая стойка, в которую вставляется шлюпбалка или трапбалка, не проходящие сквозь палубу судна.
стеньсокращение слова «стеньга»; прибавляется к названию деталей, принадлежащих стеньге; например, стень-ванты, стень-штаги и т. д.
тимберовкакапитальный ремонт деревянного судна; частичная или полная замена обшивки либо наложение поверх неё нового слоя досок.
тимберс1) правая или левая ветвь шпангоута.
2) деревянный шпангоут.
топенантснасть бегучего: такелажа, прикреплённая к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.
топтимберсверхняя часть шпангоута.
транец1) нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках — доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка[34]. см. также: транцевая корма.
2) плоский срез кормы шлюпки, яхты или другого судна.
траплестница на корабле.
тренцеваниеособый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: туго растянутый и смазанный смолой трос обвивают по спуску шкимушгаром, линем или тонким тросом, носящим название «трень», чтобы заполнить ими углубления (борозды) между прядями тренцуемого троса. после этого трень прогоняют по спуску драйком, чтобы она легла вровень и заполнила промежутки между прядями. это делают для того, чтобы воспрепятствовать скоплению воды в углублениях.
турачкабоковой (вспомогательный) барабан на грузовом валу судовой лебедки (или брашпиля), предназначенный для тяговых операций с канатами различного назначения.
угольная ямаспециальное помещение на судне, в котором хранятся запасы каменного угля для котлов. у основания переборок угольных ям в котельном отделении делаются отверстия, закрываемые подъемными щитами, через которые кочегары входят для разгребания расходуемого угля.
утлегарьрангоутное дерево, служащее продолжением бушприту.
флагштоквертикальная стойка (шток, стержень, древко), на которой поднимается любой флаг. на корабле — верхняя часть самой верхней стеньги, на которой поднимается корабельный флаг. на кормовом флагштоке (стойке в оконечности кормы) поднимается кормовой флаг. на гюйсштоке (разновидность флагштока) на носу корабля поднимается гюйс.
фок1) прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. привязывается к фока-рею.
2) самый нижний парус на передней фок-мачте.
фор1) слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов, и такелажа, находящимся выше марса и фок-мачты.
2) слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса фок-мачты.
форшпигельносовой транец. чаще встречается на малых яхтах, например, моноклассы «оптимист» и «кадет»
футокссм. шпангоут.
фьордузкий и вытянутый в длину, глубокий, часто разветвлённый морской залив с крутыми и высокими берегами.
херброкетплоскость в носовой части судна, образуемая чиксами и ограниченная сверху и снизу двумя регелями.
цейхмейстергенеральская должность, до 1830 года управлявшая частями морской артиллерии.
чиксынаделки в виде толстых досок, прибитых к мачте с боков, ниже топа. служат для поддержания лонга-салингов.
швартовкаподход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу, бочке, стенке или набережной или к другому судну.
шканцы1) помост или палуба парусного судна на один уровень выше шкафута, в корму от него, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот- и бизань-мачтами. шканцы считались почётным местом на корабле: там зачитывались перед строем манифесты, приказы, приговоры. на шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме командира (капитана) корабля и флагмана.
2) часть верхней палубы от грот- до бизань-мачты или до начала кормовой части (юта).
шкентель1) короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъёма шлюпок или груза[37].
2) короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъёма шлюпок или груза
шкентель с мусингами1) растительный трос, на котором через каждые 30?40 сантиметров сделаны особые узлы-мусинги. служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку, стоящую под выстрелом.
2) растительный трос, на котором через каждые 30−40 сантиметров сделаны особые узлы-мусинги. служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку, стоящую под выстрелом.
шлаг1) петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета[39].
2) петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета
шлаговжелезный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания её на месте.
шпиронто же, что и таран у броненосных кораблей xix и начала xx века. иногда съёмный. в устаревшем значении — острый, выдающийся вперёд, длинный нос галеры. в широком смысле может относиться к чему-либо длинному, выступающему, острому (шпор, шпора, шип и т. п.)[41].
штирбортправый борт. ныне устаревший термин. назывался так потому, что рулевое весло (кормило) навешивалось на правый борт (от нидерл. schturen — управлять). сравн. «бакборт».
шханечный журналосновной официальный документ на судах русского парусного флота. в шханечный журнал непрерывно, с момента вступления судна в кампанию, в хронологической последовательности записывались все события, происходившие на судне во время плавания или его стоянки на якоре. в 1869 г. был переименован в вахтенный журнал.