Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Григорий богослов, н

Глоссарий по философии
    Азианзин (род. ок. 330, ариан, близ назианза, каппадокия в малой азии – ум. ок. 390, там же) – греч. мыслитель и один из отцов церкви, представитель патристики, поэт. с 379 преподавал в константинополе. известный оратор, платоник, находившийся под влиянием циников, поддерживал учение о тождестве логоса (христа) и святого духа с богом-отцом. вместе с василием великим и григорием нисским принадлежал к каппадокийскому кружку, действовавшему на греч. востоке и занимавшемуся уже не фрагментарным философствованием, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское умозрение. григорий богослов искал адекватного описания христ. концепции ступеней познания бога в терминах философии. глубокий психологизм, соединенный с культурой самоанализа, и определенная автобиографичность в его поэмах «о моей жизни», «о моей судьбе» и «о страданиях моей души» ставят эти произв. в один ряд с «исповедью» августина.




Григор нарекаци, русский
    (951-1003) , армянский поэт и философ-мистик. лирико-мистическая поэма "книга скорбных песнопений" (издана 1673, марсель), переведенная на многие языки мира, сыграла значительную роль в развитии армянского литературного языка.


Григор просветитель, русский
    (григорий партев) , первый армянский католикос, распространитель христианства в армении в нач. 4 в. по его имени армянская церковь названа григорианской (см. армянская апостольская церковь).


Григор татеваци, русский
    (1346-1409) , армянский философ, педагог, церковный деятель, ученик и последователь ованеса воротнеци. один из главных представителей татевской школы, испытал значительное влияние давида анахта (см. татевский монастырь).


Григореску, русский
    (grigorescu) николае (1838-1907) , румынский живописец. в 1860-х гг. работал во франции, примыкал к барбизонской школе. реалистические, жизнеутверждающие крестьянские образы ("крестьянка из мусчела", 1877), батальные композиции ("штурм смырдана", 1885) и национальные пейзажи отличаются свободной манерой, обобщенной светлой гаммой.


Григорианский календарь, русский
    , новый стиль, см. в ст. календарь.


Григорианский хорал, русский

Григорианское пение, русский
    (григорианский хорал) , песнопения римско-католической церкви. отбор, канонизация текстов и напевов были начаты в кон. 6 в. при папе григории i (отсюда название). сложилось в 8-9 вв. синтезировало интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы византийского, амвросианского пения, фольклор германских и кельтских племен. языковая основа григорианского пения - латынь. песнопения исполнялись мужским хором в унисон; мелодии строились в 8 средневековых ладах, записывались невмами, с 12 в. - нотолинейной квадратной нотацией. григорианские мелодии используются как тематическая основа многих духовных произведений (композиторы нидерландской школы, палестрина, и. с. бах, ф. лист, в. д`энди).


Григорий, русский
  1. I великий (gregorius magnus) , в православной традиции григорий двоеслов (ок. 540 - 604), папа римский с 590. способствовал становлению церковного государства ("патримоний петра") и упрочению церковной и мирской власти папства, был инициатором христианской миссии в британии, осуществил реформу литургии и церковного пения (григорианское пение). его "моральные толкования на книгу иова" (35 книг) стали для средневековой мысли главным авторитетом в области религиозной этики. память в православной церкви 12 (25) марта, в католической - 3 сентября.

  2. Ii (gregorius) (669-731) , святой, папа римский с 715. стремился сохранить церковную и политическую связь с византией, но противодействовал иконоборческой политике льва iii исавра. посвятил в епископы святого бонифация (722) и послал его с христианской миссией в германию. память в католической церкви 11 февраля.

  3. Ix (ок . 1145-1241), римский папа с 1227. боролся с императором фридрихом ii, стремясь установить верховенство пап над светскими государями. превратил инквизицию в постоянный орган католической церкви (1232).

  4. Vii (gregorius) гильдебранд (между 1015 и 1020-85) , римский папа с 1073. фактически правил при папе николае ii в 1059-61. деятель клюнийской реформы. запретил симонию, ввел целибат. добивался верховенства пап над светскими государями, боролся с императором генрихом iv за инвеституру.

  5. X (gregorius) (в миру тебальдо висконти , tebaldo visconti) (1210-1276), папа римский с 1271. в 1274 созвал 2-й лионский вселенский собор, на котором состоялось временное примирение с восточной церковью, подготовлен крестовый поход в святую землю, утвержден порядок избрания папы конклавом кардиналов.

  6. Xi (gregorius) (в миру пьер роже де бофор , pierre-roger de beaufort) (1329-1378), папа римский с 1370, последний папа-француз и последний авиньонский папа. в 17 лет назначен кардиналом своим дядей папой климентом vi. в 1377 по настоянию римского клира и благодаря усилиям святой екатерины сиенской вернул папский престол в рим.

  7. Xiii (1502-85) , римский папа с 1572. один из вдохновителей контрреформации. стремился распространить католицизм в русском государстве. провел реформу календаря (1582).

  8. Xvi (gregorius) (в миру бартоломео альберто капеллари , bartolomeo alberto cappellari) (1765-1846), папа римский с 1831. монах, затем генерал камальдульского ордена (1814), кардинал (1825). время его понтификата отмечено революционными движениями в папской области, направленными против светской власти пап. осуждал какие-либо уступки духу времени, защищал идею папской теократии, в буллах "mirari vos" (1832) и "singulari nos" (1834) осудил либеральные идеи ламенне.

  9. (в миру гавриил) новгородский (ум . 1193), архиепископ, брат святителя иоанна новгородского. память в православной церкви 24 мая (6 июня).


Григорий назианзин, русский
    (григорий богослов) (ок . 330 - ок. 390), греческий поэт и прозаик, церковный деятель и мыслитель, представитель патристики; епископ г. назианза (м. азия). переносил в теологию методы платоновской диалектики. автобиографические поэмы "о моей жизни", "о моей судьбе" и "о страданиях моей души".


Григорий нисский, русский
  1. (ок . 335 - ок. 394), церковный писатель, теолог и философ-платоник, представитель патристики; епископ г. ниса (м. азия). брат василия великого. разрабатывал теоретические основы христианской экзегетики. в антропологии исходил из органического единства человечества как некоей коллективной личности.

  2. (род. ок. 335, кесария, каппадокия – ум. ок. 394, ниса) – греч. церковный писатель; брат василия великого, друг григория богослова. входил вместе с ними в каппадокийский кружок церковных деятелей и мыслителей, с 371 – епископ г. ниса (малая азия). часто занимал неортодоксальные позиции: выдвинул тезис о необходимости размежевания сфер философии и богословия; широко использовал вольные иносказательные толкования библии; расходясь с церковной доктриной, проповедовал временность адских мук и возможность просветления всех согрешивших душ. проповедовал изначальное различие между верой, знанием и богом как единство в трех ипостасях (см. ипостась): бог-отец, бог-сын, бог дух святой. в своем учении о свободе воли примыкает к оригену. наибольшей оригинальностью отличается антропология григория нисского. она исходит не из идеи индивида, а из идеи человечества как органического целого некоей коллективной личности, сущность которой усматривается в интеллекте.


Григорий палама, русский
    (1296-1359) , византийский теолог и церковный деятель, систематизатор исихазма. развил идеи о различии сущности бога (запредельной и недоступной) и его энергий (самовыявлений), пронизывающих мир и сообщаемых человеку. учение григория палама в 1351 признано официальной доктриной византийской церкви.


Григорий синаит, русский
    (60-е гг . 13 в. - 40-е гг. 14 в.), византийский мыслитель и церковный деятель, возродивший в кон. 13-14 вв. традицию исихазма; оказал влияние на нила сорского.


Григорий турский, русский
    (gregorius turonensis; георгий флоренций , georgius florentius) (ок. 540 - ок. 594), епископ тура (с 573) в галлии, автор "истории франков" (до 591) - главного источника политической истории франкского государства 5-6 вв.


Григорий чудотворец, русский
    (ок . 213 - ок. 270), отец церкви, епископ г. неокесарии; "апостол каппадокии". память 17 ноября.


Григорьев, русский
    (наст . фам. григорьев-патрашкин) сергей тимофеевич (1875-1953), русский писатель. исторические романы и повести для детей и юношества: "александр суворов" (1939, переработанное издание 1950), "малахов курган" (1944).


Григорьева-шиги, русский

Каппадокия, русский
    , область в центре м. азии (на территории современной турции). во 2-м тыс. до н. э. на территории каппадокии находилось ядро хеттского царства. в сер. 3-1 вв. до н. э. самостоятельное царство, завоевано римом (с 17 н. э. римская провинция). с 15 в. в составе османской империи.


Представитель, русский
  1. Представитель , агент, избранник, посредник

  2. Физическое или юридическое лицо, уполномоченное совершать действия от имени другого лица и по его поруче-нию либо в силу закона. в торговом мореплавании представительство основы-вается на соглашении, причем п. заключает сделки за счет представляемого от е

  3. В гражданском праве это лицо, совершающее сделку или иное юридическое действие от имени другого лица (представляемого).

  4. Representative


Психологизм, русский
  1. – воззрение, согласно которому психология является основой философии – и всей философии в целом, и ее отдельных дисциплин, особенно логики (как считает, напр., в. вундт). психологизмом также называют утверждение, что психология является вообще единственной наукой, поскольку объекты всех наук есть, как заявляют эмпириокритицизм и позитивизм, только определенным способом познанные ощущения и комплексы ощущений. противоположность – антипсихологизм.

  2. , в социологии - методологический подход, свойственный некоторым направлениям социологии (г. тард, ч. кули, дж. мид, неофрейдизм, структурно-функциональная школа и др.), стремящимся объяснить социальные отношения и структуры на основе свойств человеческой психики, анализа непосредственного взаимодействия людей.


Соединенный, русский
    Соединенный , общий, принадлежащий


Гризебах, русский
    «.(jnsebacnj- оерхард (род. 27 февр. 1880, ганновер – ум. 16 июля 1945, цюрих) – нем. философ, профессор в цюрихе с 1931. исходил из философии эйкена и из ортодоксального протестантизма; позднее перешел к диалектической теологии. последняя сильно повлияла на его критику культуры и мировоззрение, которое в некоторых отношениях близко к экзистенциализму, но отличается от пессимистического духа, свойственного последнему, этически-педагогической позицией. гризебах искал новое понятие действительности, противоположное истине, которая могла бы претендовать на действительность лишь внутри гуманистического мира. осн. произв.: «wahrheit und wirklichkeit», 1919; «die schule des geistes», 1921; «erkenntnis und glaube», 1923; «gegenwart, eine kritische ethik», 1928; «freiheit und zucht», 1936; «die schicksalfrage des abendlandes», 1942.


Греческая философия, русский
    – в мировой истории духа и культуры тождественна философии как таковой. она оказала определяющее влияние, по крайней мере по форме, самим введением понятия философии, на всю философию вплоть до сегодняшнего дня. после подготовительного периода, продолжавшегося столетия, наступил классический период греч. философии. ее расцвет приходится на 7 и 6 вв. до р. x., а отголоски ее замирали еще в течение тысячелетия. в византии и странах ислама господствующее влияние греч. философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена ренессанса и гуманизма, в европе произошло возрождение греч. философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи ренессанса и кончая влиянием греч. философии на все развитие европейской философской мысли (см. европейская философия). греч, философия (можно также сказать: античная философия, т. к. всем, что есть творческого в последней, она обязана греч. философии) делится на эллинскую философию классической древней греции (4 в. до р. x.), которой предшествовала философия греч. полисов, в 6-5 вв. до р. x. расположенных по всей греции, и эллинско-рим. философию, т.е. распространение и продолжение эллинской философии в возникающей и затем распадающейся римской империи с 3 в. до р. x. до 6 в. после р. x. эллинская философия делится на досократовскую (6 и 5 вв. до р. x.) и классическую (аттическую) философию (сократ, платон, аристотель – 4 в. до р. x.), досократовская философия – на космологическую (гилозоистическую) (6 и 5 вв. до р. x.) и антропологическую (софийскую) (5 и 4 вв. до р. x.). начало греч. философии в более ранний – космологический , – досократовский период в то же время означает, что наряду со священником, а подчас и в его лице выступает мыслитель политического направления и ученый, подготовленный уже политическими фигурами -семи мудрецов. один из них, фалес милетский, со времени аристотеля считается первым философом; он является первым космологом, а именно – в более узком смысле – представителем ионийской школы натурфилософии, к которой, кроме него, принадлежали также анаксимандр, анаксимен, ферекид сирийский, диоген аполлонийский и др. за ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580 – 430), к которой принадлежали ксенофан, парменид, зенон (элеат), мелисс; одновременно с этой школой существовала школа пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с др. принадлежали филлолай (кон. 5 в. до р. x.), врач алкмеон (ок. 520 до р. x.), теоретик музыки, философ и математик архит тарентский (ок. 400 – 365 до р. x.) и приверженцем которой был скульптор поликлет старший (кон. 5 в. до р. x.). великими одиночками являются гераклит – самый выдающийся, затем эмпедокл и анаксагор. демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником левкиппом и демокритовской школой является завершением досократовской космологии. наряду с этим в последний период происходит развитие антропологической софистики (примерно 475-375 до р. x.), которая представлена гл. о. протагором, горгием, гиппием, продиком. благодаря трем самым выдающимся представителям греч. философии – сократу, платону и аристотелю – афины примерно на 1000 лет стали центром греч. философии. сократом впервые в истории ставится вопрос о философской личности с ее решениями, диктуемыми совестью, и с ее ценностями; платоном создается философия как законченная мировоззренчески-политическая и логически-этическая система; аристотелем – наука как исследовательски-теоретическое изучение реально существующего. эти три великих греч. мыслителя, с тех пор каждый по-своему и в самых различных формах, оказывают влияние уже больше двух тысячелетий буквально на все развитие европейской (мировой) философии. эллинско-рим. период греч. философии начинается с возникновением важных философских школ (4 в. до р. x.), существовавших во времени параллельно друг с другом; только неоплатонизм появляется позже – спустя 500 лет. под влиянием сократа создается целая группа школ, просуществовавших весьма недолго: непосредственно сократики (главный представитель ксенофонт), мегарики, к которым принадлежали эвбулид и первый теоретик понятия возможности диодор кронос (ум. в 307 до р. x.), циники – антисфен, диоген синопский («с фонарем»), гораздо позже – религиозный преобразователь общества дион хризостом из прузы; наконец, киренаики (наряду с др. аристипп и эвгемер). сторонники платона группируются в школу, известную под названием академии (древняя академия – 348-270 до р. x., средняя – 315-215 до р. x., новая – 160 до р. x. – 529 после р. x.); важнейшие представители средней академии – аркесилай и карнеад; новой – цицерон и марк теренций варрон (116-28 до р. x.); за академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили плутарх хейронейский (ок. 45 – 120) и фрасилл (комментатор платона и придворный астролог тиберия). сторонники аристотеля, большей частью известные ученые, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог теофраст, теоретик музыки аристоксен (ок. 350 до р, x.), историк и политик дикеарх из мессины; среди более поздних перипатетиков – физик стратон, географ и астроном аристарх самосский (ученик стратона, ок. 250 до р. x.) и клавдий птолемей (ок. 150 после р. x.), врач гален, комментатор аристотеля андроник с родоса (ок. 70 до р. x.). эпикур становится основателем школы, взгляды которой получили широкое распространение и к которой наряду с другими принадлежал лукреций. к собственно скептической школе (в которую фактически входили многие академики) относятся пиррон и позже врач секст эмпирик. стоя из маленькой школы развивается в очень значительное философско-религиозное движение античности, существовавшее вплоть до возникновения неоплатонизма и христианства. основанная зеноном из китиона (ок. 200 до р. x.), она получает свою литературную обработку благодаря хризиппу в древней стое; к средней стое принадлежали среди многих панэций родосский и посидоний; близко к этой школе стоял также историк полибий. поздняя стоя, носившая по большей части рим. характер, представлена гл. о. тремя философами: патрицием сенекой, освобожденным рабом эпиктетом и императором марком аврелием. в неоплатонизме, как считал его основатель плотин, различаются (первая) рим., афин., александр., сирийск., христ. школы; наряду с плотиной выдающимися неоплатониками были порфирий, прокл, женщина-философ гипатия, ямвлих, император юлиан апостат (332 – 363), энциклопедист марциан капелла (1-я пол. 5 в.), боэций. в эпоху эллинизма расцветала также гностика с ее фантастическими и часто глубокомысленными системами, соединявшими в себе западные и восточные религию и философию. из вавилонской гностики возникло манихейство с его учением о мире света и мире тьмы. особое значение для философии первых столетий новой эры имел филон иудейский благодаря своему аллегорическому, платоновско-стоическому толкованию библии. он основал александр. школу, традиции которой продолжали клемент александрийский и ориген и которая была зародышем христ. философии, постепенно оказывавшей все большее влияние на философию западную. наиболее значительные разновидности греч. философии имеются в философии ислама, некоторое влияние ее заметно и на инд. философии.