Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Греческая философия

Глоссарий по философии
    – в мировой истории духа и культуры тождественна философии как таковой. она оказала определяющее влияние, по крайней мере по форме, самим введением понятия философии, на всю философию вплоть до сегодняшнего дня. после подготовительного периода, продолжавшегося столетия, наступил классический период греч. философии. ее расцвет приходится на 7 и 6 вв. до р. x., а отголоски ее замирали еще в течение тысячелетия. в византии и странах ислама господствующее влияние греч. философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена ренессанса и гуманизма, в европе произошло возрождение греч. философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи ренессанса и кончая влиянием греч. философии на все развитие европейской философской мысли (см. европейская философия). греч, философия (можно также сказать: античная философия, т. к. всем, что есть творческого в последней, она обязана греч. философии) делится на эллинскую философию классической древней греции (4 в. до р. x.), которой предшествовала философия греч. полисов, в 6-5 вв. до р. x. расположенных по всей греции, и эллинско-рим. философию, т.е. распространение и продолжение эллинской философии в возникающей и затем распадающейся римской империи с 3 в. до р. x. до 6 в. после р. x. эллинская философия делится на досократовскую (6 и 5 вв. до р. x.) и классическую (аттическую) философию (сократ, платон, аристотель – 4 в. до р. x.), досократовская философия – на космологическую (гилозоистическую) (6 и 5 вв. до р. x.) и антропологическую (софийскую) (5 и 4 вв. до р. x.). начало греч. философии в более ранний – космологический , – досократовский период в то же время означает, что наряду со священником, а подчас и в его лице выступает мыслитель политического направления и ученый, подготовленный уже политическими фигурами -семи мудрецов. один из них, фалес милетский, со времени аристотеля считается первым философом; он является первым космологом, а именно – в более узком смысле – представителем ионийской школы натурфилософии, к которой, кроме него, принадлежали также анаксимандр, анаксимен, ферекид сирийский, диоген аполлонийский и др. за ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580 – 430), к которой принадлежали ксенофан, парменид, зенон (элеат), мелисс; одновременно с этой школой существовала школа пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с др. принадлежали филлолай (кон. 5 в. до р. x.), врач алкмеон (ок. 520 до р. x.), теоретик музыки, философ и математик архит тарентский (ок. 400 – 365 до р. x.) и приверженцем которой был скульптор поликлет старший (кон. 5 в. до р. x.). великими одиночками являются гераклит – самый выдающийся, затем эмпедокл и анаксагор. демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником левкиппом и демокритовской школой является завершением досократовской космологии. наряду с этим в последний период происходит развитие антропологической софистики (примерно 475-375 до р. x.), которая представлена гл. о. протагором, горгием, гиппием, продиком. благодаря трем самым выдающимся представителям греч. философии – сократу, платону и аристотелю – афины примерно на 1000 лет стали центром греч. философии. сократом впервые в истории ставится вопрос о философской личности с ее решениями, диктуемыми совестью, и с ее ценностями; платоном создается философия как законченная мировоззренчески-политическая и логически-этическая система; аристотелем – наука как исследовательски-теоретическое изучение реально существующего. эти три великих греч. мыслителя, с тех пор каждый по-своему и в самых различных формах, оказывают влияние уже больше двух тысячелетий буквально на все развитие европейской (мировой) философии. эллинско-рим. период греч. философии начинается с возникновением важных философских школ (4 в. до р. x.), существовавших во времени параллельно друг с другом; только неоплатонизм появляется позже – спустя 500 лет. под влиянием сократа создается целая группа школ, просуществовавших весьма недолго: непосредственно сократики (главный представитель ксенофонт), мегарики, к которым принадлежали эвбулид и первый теоретик понятия возможности диодор кронос (ум. в 307 до р. x.), циники – антисфен, диоген синопский («с фонарем»), гораздо позже – религиозный преобразователь общества дион хризостом из прузы; наконец, киренаики (наряду с др. аристипп и эвгемер). сторонники платона группируются в школу, известную под названием академии (древняя академия – 348-270 до р. x., средняя – 315-215 до р. x., новая – 160 до р. x. – 529 после р. x.); важнейшие представители средней академии – аркесилай и карнеад; новой – цицерон и марк теренций варрон (116-28 до р. x.); за академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили плутарх хейронейский (ок. 45 – 120) и фрасилл (комментатор платона и придворный астролог тиберия). сторонники аристотеля, большей частью известные ученые, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог теофраст, теоретик музыки аристоксен (ок. 350 до р, x.), историк и политик дикеарх из мессины; среди более поздних перипатетиков – физик стратон, географ и астроном аристарх самосский (ученик стратона, ок. 250 до р. x.) и клавдий птолемей (ок. 150 после р. x.), врач гален, комментатор аристотеля андроник с родоса (ок. 70 до р. x.). эпикур становится основателем школы, взгляды которой получили широкое распространение и к которой наряду с другими принадлежал лукреций. к собственно скептической школе (в которую фактически входили многие академики) относятся пиррон и позже врач секст эмпирик. стоя из маленькой школы развивается в очень значительное философско-религиозное движение античности, существовавшее вплоть до возникновения неоплатонизма и христианства. основанная зеноном из китиона (ок. 200 до р. x.), она получает свою литературную обработку благодаря хризиппу в древней стое; к средней стое принадлежали среди многих панэций родосский и посидоний; близко к этой школе стоял также историк полибий. поздняя стоя, носившая по большей части рим. характер, представлена гл. о. тремя философами: патрицием сенекой, освобожденным рабом эпиктетом и императором марком аврелием. в неоплатонизме, как считал его основатель плотин, различаются (первая) рим., афин., александр., сирийск., христ. школы; наряду с плотиной выдающимися неоплатониками были порфирий, прокл, женщина-философ гипатия, ямвлих, император юлиан апостат (332 – 363), энциклопедист марциан капелла (1-я пол. 5 в.), боэций. в эпоху эллинизма расцветала также гностика с ее фантастическими и часто глубокомысленными системами, соединявшими в себе западные и восточные религию и философию. из вавилонской гностики возникло манихейство с его учением о мире света и мире тьмы. особое значение для философии первых столетий новой эры имел филон иудейский благодаря своему аллегорическому, платоновско-стоическому толкованию библии. он основал александр. школу, традиции которой продолжали клемент александрийский и ориген и которая была зародышем христ. философии, постепенно оказывавшей все большее влияние на философию западную. наиболее значительные разновидности греч. философии имеются в философии ислама, некоторое влияние ее заметно и на инд. философии.




Греческая драхма, русский

Греческая православная церковь, русский

Греческая республика (юговосточная европа), русский

Греческий, русский

Греческий архипелаг, русский
    , группа гористых островов в эгейском м., в составе греции. включает сев. и юж. спорады, эвбею, хиос, лесбос, киклады, крит и др. общая площадь ок. 20 тыс. км2. высота до 2456 м (на о. крит). высокая сейсмичность, пpоявления вулканической деятельности.


Греческий национальный театр, русский
    , драматический театр, основан в 1932 в афинах. ставит преимущественно произведения древнегреческой и западноевропейской классики, а также современную драматургию.


Греческий огонь, русский
    , зажигательная смесь, вероятно, из смолы, нефти, серы, селитры и др., применявшаяся в 7-15 вв. в морских боях и при осаде крепостей. бочки и различные сосуды с подожженной смесью метались при помощи метательных машин и труб на корабли или в крепости противника. греческий огонь не гасился водой. впервые применен греками в 673.


Греческий язык, русский
    , относится к индоевропейской семье языков (греческая группа). официальный язык греции и (наряду с турецким) кипра. различают древнегреческий и новогреческий языки письменность на основе греческого алфавита.


Греческое письмо, русский
    , буквенно-звуковое письмо, возникшее из финикийского консонантного письма в 9-8 вв. до н. э., используемое и поныне. читается слева направо. легло в основу многих систем письма.


Философии институт ран (ифан), русский
    , организован в москве в 1929 в результате преобразования философской секции коммунистической академии. с 1936 в системе ан.


Философия, русский
  1. Мoвпаланбур

  2. (от греч. phileo люблю, sophia – мудрость) – любовь к истине. в этом смысле слово «философия» употреблялось впервые в сократической школе. слово «philosophos» впервые встречается у гераклита, обозначая исследователя природы вещей. вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. то от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. на философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. то, что выступает под названием «философия», в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет всеобщезначимых результатов – того, что можно познать и чем благодаря этому можно обладать. в-то время как науки получили в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия. нельзя отрицать того, что в философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. то, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным познанием и уже не является философией, а относится к особой области знания. в противоположность . наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. конечно, мы ушли дальше, чем древнегреч. врач гиппократ. но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше платона. мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. в самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему. достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т.е. одинаковой `для всякого человека, это – убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. в то время как научное познание направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого, в философии речь идет о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому, – об истине. там, где вспыхивает свет этой истины, она схватывается глубже, чем всяким научным познанием. правда, развитая философия связана с науками, она делает своей предпосылкой то наиболее высокое состояние, которое достигнуто науками в соответствующую эпоху. но смысл философии имеет совершенно др. происхождение. «там, где пробуждается человек, прежде др. наук выступает философия» (к. jaspers. einfьhrung in die philosophie, 1950). для философских вопросов характерна радикальность: исследуется не та или иная причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому; т. к. для философствующего человека решающее есть чувственно данное, то всякое философствование является «экзистенциальным». согласно платону, философия – познание сущего, или вечного, непреходящего; по аристотелю, философия – исследование причин и принципов вещей. стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы – как путь для достижения счастья посредством разума. в эпоху христ. средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъественный свет, откровение. фрэнсис бэкон и декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. христиан вольф называет философию наукой о всех возможных вещах – как и почему они возможны. кант отличает философию в ее школьном понимании – как систему всех философских знаний – от философии, рассматриваемой с точки зрения понимания ею мира, как науку об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. фихте считает: то, что схватил наш дух, создал вокруг себя и внес в высший порядок вещей, и есть имеющаяся в нас философия; в нас должен существовать философ, наша целостная сущность; все наше духовное образование и образование сердца должно само быть философией. шеллинг ставит условие: призванным к философии является не тот, чей дух еще совершенно подобен tabula rasa, а тот, кто благодаря опыту познал всю широту и глубину того, что подлежит пониманию. гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. согласно шопенгауэру, перед философией стоит задача повторить всю сущность мира в понятиях – в абстрактной, всеобщей и отчетливой форме. гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. согласно н. гартману, философия является мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир и самого себя. философия как система обычно делится на теорию познания, метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования, теологию), логику (логистику, математику), этику, философию права, эстетику и философию искусства, натурфилософию, философию истории и культуры, социальную и экономическую философию, религиозную философию, психологию. история философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. философы всех времен и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, метафизика, этика и т. д. попытки разрешения этих проблем могут быть объединены в три большие историко-философские области: европейская философия, индийская философия и китайская философия. эти области делятся на историю философии отдельных народов (греч., нем., франц., англ., иудейскую и пр.), которые тем не менее связаны друг с другом через выдающиеся философские системы, направления, течения, школы и проч., и историю этих направлений, течений и т. д. (теория познания, метафизика, этика и т. д., патристика, схоластика, просвещение и т. п., реализм, идеализм, материализм и т. д.).

  3. (от фил ... и греч. sophia - мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. в решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. исторические формы философии: философские учения др. индии, китая, египта; древнегреческая, античная философия - классическая форма философии (парменид, гераклит, сократ, демокрит, эпикур, платон, аристотель); средневековая философия - патристика и выросшая из нее схоластика; философия эпохи возрождения (г. галилей, б. телезио, н. кузанский, дж. бруно); философия нового времени (ф. бэкон, р. декарт, т. гоббс, б. спиноза, дж. локк, дж. беркли, д. юм, г. лейбниц); французский материализм 18 в. (ж. ламетри, д. дидро, к. гельвецкий, п. гольбах); немецкая классическая философия (и. кант, и. г. фихте, ф. в. шеллинг, г. в. ф. гегель); философия марксизма (к. маркс, ф. энгельс, в. и. ленин); русская религиозная философия 19-20 вв. (в. с. соловьев, с. н. булгаков, с. л. фрак, п. а. флоренский, н. а. бердяев, л. шестов, в. в. розанов); философия русского космизма (н. ф. федоров, к. э. циолковский, в. и. вернадский); основные направления философии 20 в. - неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

  4. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, об общих законах развития природы, человека и общества. философия вырабаты- вает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем челове- ка; она исследует познавательное, ценностное, социально- политическое, нравственное и эстетическое отношение челове- ка к миру. будучи детерминирована социальной действительно- стью, философия оказывает активное воздействие на обществен- ные отношения, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. философия – одна из девяти форм общественного сознания. [127].


Философия, русский

Философия веры, русский
    – см. философия чувства.


Философия жизни, русский
  1. – в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой»; она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание – от понятия, «творческое» – от «механического». к сторонникам философии жизни причисляют многих досократиков (особенно эмпедокла) и стоиков, а также нем. натурфилософов послереформаторского периода, начиная с парацельса (особенно ван-гельмонта-старшего), представителей иррационализма 18 в. (особенно гаманна, гердера и гёте), нем. идеализма (особенно шеллинга), романтизма и биологизма. основателем современной, подчеркнуто антирационалистической философии жизни считается шопенгауэр и в еще большей степени ницше. в нач. 20 в. философия жизни в лице бергсона, зиммеля, дилътея, кейэерлинга и клагеса достигла вершины своего развития. в настоящее время философия жизни имеет только историко-философское значение, являясь предшественницей экзистенциализма – философии существования. переоценивая биологический момент, смешивая психическое и духовное, она неспособна понять объективное положение вещей. «философами жизни» называют иногда также моралистов.

  2. , философское течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. в различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (ф. ницше, л. клагес, т. лессинг, л. фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" а. бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (в. дильтей, г. зиммель), которая противопоставляется механической "цивилизации" (о. шпенглер). оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.


Философия и операционный стиль руководства, русский

Философия истории, русский
  1. (выражение «философия истории» ввел вольтер, фактически же оно восходит к античности) – философское истолкование и оценка истории, т.е. по большей части результатов исторического исследования и изложения истории. важнейшими системами философии истории являются следующие: теологическая философия истории считает движущей силой истории решение бога; метафизическая философия истории – трансцендентальную закономерность или судьбу; идеалистическая философия истории – идеи, духовно-научную или духовно-душевную жизнь человека; натуралистическая философия истории – природу человека как обладающего побуждениями, страстями и его среду; материалистически-экономическая философия истории – экономические отношения. в зависимости от того, как определяется роль человека в истории, существует индивидуалистическая и коллективистская философия истории. с др. стороны, им противостоит фаталистическая (детерминистская) и активистическая (индетерминистская) философия истории. др. важные проблемы философии истории: сущность и границы исторического познания, образование понятий исторической науки, т. н. исторический закон, т. н. смысл истории – все эти проблемы сводятся к вопросу о том, связан ли необходимым образом «прогресс» с ходом истории и какие ступени при этом должны быть пройдены. исторически философия истории начинается в античности исследованиями геродота и фукидида о силе исторического движения, далее идет через полибия к целостному пониманию посидония и нравственно-политическому – плутарха. августин создал философию истории божественного государства, нашедшего свое земное выражение в христ. церкви, и его философия истории оказала решающее влияние на последующее тысячелетие. только в 18 в. философия истории принципиально вышла за пределы августиновского учения, на котором она основывалась в течение столетий; правда, она стала психологизирующей, желающей видеть в истории осуществление законов индивидуальной душевной жизни. нем. идеализм с его предшественниками, начиная с лейбница, считает господствующими в истории метафизические силы и идеи, а человека рассматривает как вплетенного в эмпирические и трансцендентальные события истории; гегель прямо-таки всю действительность считает историей, в которой господствует мировой разум. философия истории 19 и нач. 20 в. примыкает к философии истории 18 в., большей частью полемизируя с естественно-научной точкой зрения и часто развивая весьма абстрактную логику и теорию познания истории, нередко также склоняясь к историзму, или, как артур шопенгауэр, якоб буркхардт и освальд шпенглер, к пессимизму, или, как арнольд тойнби, к умеренному оптимизму, или, как марксизм, к принципиальному оптимизму, опирающемуся на диалектику мировых событий. все большее значение приобретает теологическая философия истории верующих. на последний вопрос, стоящий перед философией истории, – имеет ли смысл человеческая история – в настоящее время отвечают в общем отрицательно (за исключением христ. философии истории). см. также ожидание гибели. выдающиеся представители философии истории: вико («основания новой науки», 1940), монтескье («о духе законов», 1809), лессинг («мысли о воспитании рода человеческого»), гердер («идеи о философии истории человечества», 1959), кант («ideen zu einer allgemeinen geschichte in weltbьrgerlichen absicht», 1784), фихте («die grundzьge des gegenwдrtigen zeitalters», 1800), новалис («die christenheit oder europa», в «fragmente», 1802), гегель («лекции по философии истории», 1935), маркс и энгельс («манифест коммунистической партии», 1848), буркхардт («weltgeschichtliche betrachtung», 1905), дильтей («einleitung in die geisteswissenschaften», 1928), шпенглер («закат европы», 1923), теодор лессинг («geschichtsphilosophie als sinngebung des sinnlosen», 1927; «europa und asien», 1930).

  2. , раздел философии, занимающийся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. представители философии истории (термин ввел вольтер) объявляли движущей силой истории божественное предопределение (августин), божественный разум (и. г. гердер), абсолютный дух (гегель), неизменную природу человека и его естественные условия (просветители, л. фейербах). в философии истории нового времени выдвигаются концепции исторического круговорота (о. шпенглер, а. тойнби, п. а. сорокин), христианской концепции смысла истории (н. а. бердяев, ж. маритен, р. бультман, р. нибур).


Философия морали, русский
    Наука, в частности в католич. теологии, – то же, что и этика.


Философия открытых систем, русский

Философия политическая, русский
    Одна из наук о политике, изучающая взаимоотношения между личностью, обществом государственной властью, выявляющая смысл политических явлений и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики.


Философия права, русский
    – философско-понятийное осмысление сущности права, его возникновения, связи с др. явлениями объективного духа, осмысления соизмеримости сформулированных и кодифицированных правовых положений с лежащими в их основе идеями и нравственными целями. в частности, философия права рассматривает право с логической, гносеологической, психологической, социологической и этической точек зрения. различные по содержанию направления философии права объясняются различиями в мировоззрении, лежащем в их основе, и в том историческом состоянии права, с которым связано его философское осмысление. до настоящего времени важнейшими направлениями философии права были: естественное право, историческая правовая школа (савиньи), неокантианское направление (р. штаммлер).


Определяющее, русский

Классический, русский
  1. ~ cipher классический шифр (использующий перестановку и замену букв алфавита естественного языка)

  2. Классический , лучший, образцовый


Возрождение, русский
  1. Возрождение , восстановление

  2. Эпоха ренессанса, оказавшая значительное воздействие на культуру, эволюцию религиозного сознания и отстаивающая гармоничное развитие человеческой личности.

  3. (ренессанс) , период в культурном и идейном развитии стран зап. и цент. европы (в италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. отличительные черты культуры возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение (см. гуманизм), обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). возрождение возникло и ярче всего проявилось в италии, где уже на рубеже 13-14 вв. (см. проторенессанс) его провозвестниками выступили поэт данте, художник джотто и др. творчество деятелей возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев лоренцо валлы, пико делла мирандолы и др.). пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. в архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (брунеллески, альберти, браманте, палладио в италии, леско, делорм во франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. художники (донателло, мазаччо, пьеро делла франческа, мантенья, леонардо да винчи, рафаэль, микеланджело, тициан, веронезе, тинторетто в италии; ян ван эйк, рогир ван дер вейден, брейгель в нидерландах; дюрер, нитхардт, хольбейн в германии; фуке, гужон, клуэ во франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности - передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в. т. ч. обнаженной) и реальной среды - интерьера, пейзажа. литература возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "гаргантюа и пантагрюэль" (1533-52) рабле, драмы шекспира, роман "дон кихот" (1605-15) сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. сонеты петрарки, новеллы боккаччо, героическая поэма ариосто, философский гротеск (трактат эразма роттердамского "похвала глупости", 1511), эссе монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи возрождения. в музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в италии, вильянсико в испании, баллада в англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии. в эпоху возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (фичино) и пантеизма (патрици, бруно и др.), были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (великие географические открытия), астрономии (разработка коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (везалий).

  4. – см. просвещение.


Григорий богослов, н, русский
    Азианзин (род. ок. 330, ариан, близ назианза, каппадокия в малой азии – ум. ок. 390, там же) – греч. мыслитель и один из отцов церкви, представитель патристики, поэт. с 379 преподавал в константинополе. известный оратор, платоник, находившийся под влиянием циников, поддерживал учение о тождестве логоса (христа) и святого духа с богом-отцом. вместе с василием великим и григорием нисским принадлежал к каппадокийскому кружку, действовавшему на греч. востоке и занимавшемуся уже не фрагментарным философствованием, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское умозрение. григорий богослов искал адекватного описания христ. концепции ступеней познания бога в терминах философии. глубокий психологизм, соединенный с культурой самоанализа, и определенная автобиографичность в его поэмах «о моей жизни», «о моей судьбе» и «о страданиях моей души» ставят эти произв. в один ряд с «исповедью» августина.


Гратри, русский
    (gratri) альфонс (род. 30 марта 1805, лилль – ум. 7 февр. 1872, монтрё) – франц. философ; с 1863 – профессор этики в сорбонне в париже. будучи представителем ортодоксально-католич. философии, выступал против пантеизма и дедуктивного метода; пытался обосновать христ. догмы с помощью категорий высшей математики. осн. произв.: «cours de laphilos.», 3 v., 1855-1857.