Глоссарий

Новости переводов

19 декабря, 2018

"Японская классическая литература" в Болгарии

19 декабря, 2018

Топ-10 слов года по версии Merriam-Webster

19 декабря, 2018

Лингвистическая помощь: Почему сошка мелкая, а шишка большая






Поиск в глоссариях:  


Глоссарий по философии

a limine
    (лат.) — сразу, с порога что-либо опровергать.
a potiori
    (лат.) — на основании предыдущего, главного.
a prima facie
    (лат.) – сразу, на первый взгляд.
actus purus
    (лат. – чистое действие) — тождество бытия и действия, действительность без потенциальности и пассивности. это понятие идет от аристотеля и употреблялось схоластами для определения бога: бог есть ...
ad hominem
    Или argumentum ad hominem (лат.) — доказательство, при котором внимание слушателя или читателя переключается на личность человека, т.е. такое доказательство, при котором не только оперируют голыми...
ad oculus
    (лат.) – объяснение, которое настолько наглядно, что предмет представляется как бы стоящим "перед глазами".
agens
    (лат.) — движущая сила, действующая сущность.
agere sequitur esse
    (лат.) положение в учении схоластов: действие вытекает из бытия, имеет в качестве своего условия бытие; нет деятельности, в основе которой не лежала бы субстанция; противоположность — теория актуа...
ambiguitat
    (нем., от лат. ambigere быть в разладе) — двузначность, двусмыслица.
amicus plato sed magis amica est veritas
    (лат.) – платон – друг, но истина больший друг, т.е. истина всего дороже. перефразировка выражения, приписываемого аристотелю.
amor fati
    (лат.) – вера в судьбу.
analogia entis
    (лат. – подобие бытия) — в схоластике отношение между вечным бытием бога и преходящим бытием его творения, которое представляет собой подобие его сущности, причем бог возвышается над этим подобием...
analogon rationis
    (греч., лат.) соотношение между рассудком как высшей духовной силой и низшими чувственными силами — инстинктами. баумгартен, напр., различал высшее (рассудочное) познание — предмет логики, и низше...
arbitrum liberum
    (лат.) – свобода воли, выбора.
arete
    (греч.) — способности, превосходство, склонность души к мудрости, справедливости и т. д.; все это рассматривается как единство внутреннего достоинства и внешней красоты.
argumenta adversaria
    (лат.) доводы противной стороны.
argumentum ad ignorantiam
    (лат.) — аргумент к незнанию. доказательство, рассчитанное на невежество убеждаемого.
argumentum ad rem
    (лат.) аргумент, основанный на подлинных обстоятельствах дела.
argumentum ad veritatem
    (лат.) — объективное доказательство.
argumentum baculinum
    (лат.) "палочный" довод, убеждение силой. в переносном смысле — осязаемое доказательство.
argumentum ex contrario
    (лат.) — доказательство от противного.
argumentum ex silentio
    (лат.) доказательство, выводимое из умалчивания.
argumentum externum
    (лат.) аргумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса.
argumentum legis
    (лат.) – законный довод.
argumentum nimium probans
    (лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств.
argumentum primarium
    (palmarium) (лат.) — решающее доказательство.
ars conjecturalis
    (лат.) – искусство толкования.
asylum ignirantiae
    (лат. – прибежище невежества) — понятие, которое признано недостаточным, но которым довольствуются, потому что хотят избежать дальнейших размышлений.
atgumentum internum
    (лат.) аргумент, указывающий на саму спорность вопроса.
aurea mediocritas
    (лат.) – золотая середина (гораций).
automaton logicum
    (лат. – логический производящий автомат) — название мозга, введенное отто либманом для характеристики (парадоксального) факта, что в отношении совершающихся в нервной системе, в мозгу и т. д. проц...
autos epha
    (греч. – он сам, т.е. мастер, сказал это, лат. ipse dixit) — слова учеников пифагора, приводимые как неопровержимое доказательство в защиту своего утверждения (см. авторитет).
bon sens
    (франц.) – здравый человеческий рассудок, здравый смысл.
characteristica universalis
    (лат. — общая характеристика) — выражение, введенное лейбницем как обозначение символики понятий, которая, как он считал, нужна для описания знаний. см. также фреге.
clarus et distinctus
    (лат. ясный и очевидный) — понятие в философии декарта, который в отличие от ф.бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности, и...
cofncidentia oppositorum
    (лат.) — совпадение противоречий; сознательное отрицание противоречий в том случае, когда имеют в виду бога. по мнению николая кузанского, который приводит в качестве доказательства своих положени...
common sense
    (англ. – здравый смысл, обычный смысл) — обычное значение, здравый человеческий рассудок; с точки зрения философии шотландской школы, врожденная основа всякого истинного познания. см. также франкл...
conclusio
    (лат.) – заключительное предложение, вывод; конклюзивный — следующий (из чего-либо). см. также умозаключение.
concursus dei
    (лат. – "вмешательство бога") — одно из понятий окказионализма, согласно которому непосредственное взаимодействие души и тела принципиально невозможно, а представляет собой лишь результа...
condit
    1o sine qua non (лат.) непременное условие, условие, без которого невозможно событие.
constellatio
    (от лат. con – вместе с и stella – звезда) – взаимное расположение небесных светил; в переносном смысле — вид и расположение отдельных частей или факторов внутри целого, стечение обстоятельств.
contradictio
    (лат.) – противоречие. contradictio in adject о — противоречение в определении, напр. деревянное железо.
contrat social
    (франц.) – общественный договор; см. государство.
corpus myst
    1cum (лат. – таинственное тело) — символическое обозначение христ. церкви как тела христова (особ. 1 кор. 12, 12 и далее). в философии гаманна corpus mysticum означает целое, заключающее в себе и ...
creatio cont
    1nua (лат.) – непрерывное творение.
daimonion
    (греч. – божественная сущность) — так называл сократ "внутренний голос", который предупреждал его, когда он намеревался совершить что-либо идущее вразрез с добродетелью.
dasein
    (нем.) – существование, определенное бытие, наличное бытие, здесь-бытие.