Глоссарий

Новости переводов

24 февраля, 2017

"Бисерче вълшебно" 2017

24 февраля, 2017

Вестник "Стандарт"

24 февраля, 2017

В России учредят премию за сохранение языкового многообразия






Поиск в глоссариях:  


Глоссарий по философии

равесон-молье (ravaisson-mollien) феликс (род. 25 окт. 1813, намюр, бельгия – ум. 18 окт. ,1900, париж) франц. философ, ученик шеллинга. бог передает природе и универсуму, считает равесон-молье, только часть своего совершенства, чтобы дать им возможность самостоятельно развиваться и совершенствоваться. осн. произв.: «rapport sur la philosophie on france au xixе siecle», 1867.
пуерилизм(от лат. puer – мальчик) – ребячество, мальчишество как желаемое состояние души и духа, понятие философии культуры, с помощью которого она хочет охарактеризовать свойственное широкому кругу европейских и североамер. культурных кругов огромное желание сохранить молодость, пренебрежение к духовному, обращение к спорту и игре (homo ludens – см. хёйзинга), к беззаботному и «спортивному» разрешению задач, поставленных жизнью. с пуерилизмом связана тенденция к примитивизации всех духовных проблем, которая выражается в боязни метафизических и этических вопросов и в презрении к ним; см. симплификация, ресублимирование.
ройе-коллар (royer-collard) пвер поль (род. 21 июня 1763, сомпиус-намарне – ум. 4 сент. 1845, шатовьё) франц. политик и философ. примыкая к шотл. философской школе, сделал восприятие исходным пунктом своей философии, однако при этом выступил против сенсуализма кондильяка.
самарин юрий федорович (род. 1819 – ум. 1876) – рус. философ, историк, общественный деятель; называл себя «неисправимым славянофилом». увлекшись философией гегеля, стремился примирить ее с учением православной церкви. воспринял и развил богословские взгляды хомякова, суть которых сводилась а тому, что восприятие мира внешнего и мира внутреннего – неразложимый и непосредственный факт сознания, который служит основой того и др. достоверность бытия связана с целым рядом психических процессов, напр. с сознанием личной свободы, на которой покоится нравственный мир. внешний мир в его сущности непостижим, тем более непостижимо божество, но в сокровенных тайниках личной жизни каждый человек слышит голос этого существа и испытывает его непосредственное действие. бытие бога – непреложный факт внутренней жизни. человек не имеет безусловного знания, но знание о безусловном у него есть. самарин в полном согласии с киреевским и хомяковым утверждает, что «истина полная и высшая дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т.е. и духу в его живой цельности». особенно важно для характеристики самарина его письмо к герцену, в котором он настаивает на свободе человеческой воли и вскрывает внутреннее противоречие в мышлении герцена. в письме он пишет: «...т. н. свобода воли, или предполагаемая в человеке возможность (а следовательно, и право) самоопределения, есть не что иное, как устарелое суеверие, как «x», условный знак искомого, и заявление нашей неспособности уловить связь причин и явлений. из этого простой вывод: если нет свободы духовной (в смысле определения), не может быть и речи ни о свободе гражданской, ни о свободе политической, ибо и та и другая предполагают первую: сам человек не в силах выйти из-под гнета вещественной необходимости...» если мечта о свободе не более как продукт того же гнета, то этим оправдывается «всякое принуждение извне, всякий деспотизм,, всякое торжество сильнейшего над слабейшим». осн. произв.: «окраины россии», 1868-1876; «иезуиты и их отношения к россии», 1868; «чем нам быть?», 1875; «собр. соч.» в 10 тт., 18771896, изданные посмертно его братом.
сенсация– в англ, философии (напр., у локка) часто означает чувственное восприятие, впечатление. противоположность – рефлексия.
пуруша– см. санкхья.
рационализирована(от лат. ratio – разум) – разумное формирование в соответствии с научными принципами; распределение всего имеющегося в распоряжении в соответствии с разумными рационами. рационализировать во всех областях человеческой деятельности является постоянным стремлением, однако иррациональность человеческой жизни постоянно служит ему препятствием.
резигнация(от лат.) – отречение, покорность неотвратимому; может основываться или на познании и чувствовании высшей силы, или на болезненности и бессилии; см. квиетизм.
релятивный– относительный; находящийся в отношении, значимый только при определенных отношениях, обусловленный этими отношениями. противоположность – абсолютный.
розанов василий васильевич (род. 1856, ветлуга костромской губ. – ум. 1919, сергиев посад) – рус. религиозный философ и литератор. развивал тему противопоставления христа и мира, язычества и христианства, которое, по его мнению, выражает мироощущение безнадежности и смерти. но он критикует христианство ради др. «живой» религии, ради иной церкви, поскольку «нет народа без храма и бога». духовное возрождение должно совершиться на почве правильно понимаемого нового христианства, идеалы которого непременно восторжествуют не только в потустороннем мире, но и здесь, на земле. культура, искусство, семья, личность могут быть поняты лишь в рамках нового религиозного мировоззрения как проявление «богочеловеческого процесса», как воплощение, ускорение божественного в человеке и человеческой истории. свою философию жизни розанов пытался построить также на обожествлении рода, семьи («семья как религия», 1903), пола. осн. произв.: «о понимании», 1886; «семейный вопрос в россии», 1903; «в мире неясного и нерешенного», 1904; «около стен церковных», 2 т., 1906; «темный лик. метафизика христианства», 1911; «люди лунного света. метафизика христианства», 1911; «опавшие листья», 1913-1915; «религия и культура», 1912; «из восточных мотивов», 1916.
разрядка напряжения(нем. abfuhr) – психоаналитический термин, означающий возникновение внутри психического аппарата благодаря внешним и внутренним раздражителям напряжения, которое должно разрядиться вовне и тем самым восстановить определенное психическое равновесие. средством такой разрядки может быть плач, смех, действия в движении («дать волю своей ярости») и др. однако имеющиеся средства весьма ограниченны и не все приемлемы в социальном отношении. поэтому имеющееся напряжение может разрядиться в таких формах, как сновидения, или, напр., в виде страха.
реинкарнация(лат.) – перевоплощение (души), возрождение.
kacmah(kasmann) otto (род. 1562 ум. 1607) – нем. философ. уточнил значение слова «антропология»; исключительно абстрактному мышлению касман противопоставил здоровое мировоззрение, в основе которого лежит наблюдение; его целью было изучение человека в целом с помощью антропологии («psychologie anthropologica», 2 bde., 1594-1596); известен как основатель философской антропологии.
алан инсулийский(лат. alanus ab insulis), алэн де лилль (род. 1120, лилль – ум. 1203, сито) – франц. схоласт. дал набросок строго дедуктивной системы согласно математико-аксиоматическому методу и издал в форме поучительной поэмы («antiklaudianus») энциклопедию всеобщих теологических и нетеологических знаний своего времени.
александр афродизийский(198-211 жил в афинах) – древнегреч. философ, принадлежал к школе перипатетиков; знаменитый комментатор учения аристотеля, прозванный «экзегетом», т.е. «толкователем». считал, что дух божий может вселяться в человеческую душу, но отрицал личное бессмертие. в эпоху возрождения «александристами» назывались те из последователей аристотеля, которые, подобно александру афродизийскому, оспаривали бессмертие; главой их был помпонацци.
альтузий(althusius) иоанн (род. 1557, диденгаузен, вестфалия – ум. 1638, эмден) – нем. философ права. с 1586 профессор херборнского ун-та; с 1604 – адвокат. развивал учение о том, что люди могут объединяться в зависимости от побуждений и потребностей, результатом чего может быть договор. народ – это «тело, представляющее собой сожительство индивидов» (лат. corpus symbioticum); он имеет все суверенные права также и по отношению к зависящему от его воли правительству; правительство, по альтузию, должно осуществлять в первую очередь административную деятельность в государстве, являющемся «универсальным общественным объединением» (лат. universalis publica consociatio), наряду с которым, однако, существуют и осуществляют свои жизненно необходимые права семья, сословие, муниципалитет, провинция и проч. задача политики – осуществление естественного нравственного закона и воли божией. осн. работа «politica», 1603.
апорема(от греч. aporema – спорный вопрос) – логическая трудность, трудная задача.
атаумасия(греч.) – отсутствие удивления, состояние неудивления (гораций: nil admirari), которое демокрит считал необходимым условием для душевного спокойствия и блаженства (см. атараксия, эвдемония) и которого стоик зенон требовал от мудреца.
велланский данила михайлович (род. 1774, борзна черниговской губ. – ум. 1847, москва) – рус. ученый-медик и философ, первый я россии проповедник идей натурфилософии шеллинга, проф. в 1809-1837, лекции которого пользовались огромной популярностью. сделал попытку самостоятельного приложения идей натурфилософии к разработке физиологии и физики. в предисловии к «опытной, наблюдательной и умозрительной физике...» (1831) говорит о том, что физиология и физика по существу неразделимы, ибо природа познается в духе, а дух обретается в природе, и первая (физиология) излагает органический мир, рассматривает внутреннее, душу, идеальное существо универсума, а вторая (физика) должна исследовать внешнее его содержание, тело, реальную форму. свою задачу велланский понимает как «изложение неорганической природы, выведенное из таких оснований, которые для поверхностей критики недоступны». выступал против опытного естествознания (в частности, в физиологии отрицал роль вивисекции), противопоставляя ему умозрительное знание. в противоположность эмпиризму, с его метафизическим расчленением явлений, велланский развивал идеи о всеобщей связи явлений. его многочисл. натурфилософские соч. оказали влияние на развитие рус. идеалистической философии. поскольку совершенное познание требует исследования всех родов предметов, он признает одинаково односторонними и неполными теории материалистов или атомистов, изучающих только вещество, и идеалистов, занимающихся проблемами только идеального представления вещей как возможной формы без действительного содержания. осн. произв.: «биологическое исследование природы в творящем и творимом ее количестве, содержащее осн. начертание общей и частной физиологии или физики органического мира», 1836.
венгерская философия– берет свое начало от переселившегося в венгрию представителя поздней схоластики петра нигри (petrus nigri), умершего в 1484. на нее оказал влияние и я. а. коменский (1592-1670) во время своего пребывания в северной венгрии. в ней находит отражение также и философия декарта, но еще большее значение для ее формирования имели философия канта и нем. идеализм; под их влиянием хетеньи (1786 – 1853) создал систему «всеобщего гармонизма»; с. хорват (1804-1884) стремился примирить с помощью своего «конкретизма» все философские системы. самым крупным венг. философом является карл бём с его философской антропологией. разработкой философии права занимались теодор паулер (1816 – 1886), шомло, сирани-венгр (занимался также и «экономической философией»). крупным представителем философии жизни является паладьи (1859-1924); значительную роль в развитии онтологии и логики сыграл акош паулер (1876 – 1933), его главная работа – «основы философии», 1925. к современным представителям неосхоластики относятся а. шюц и ал. хорват. с кон. второй мировой войны и до краха коммунизма в восточной европе в венг. философии господствующие позиции занимал марксизм.
вещь в себе– по канту, вещь, существующая для себя самой, независимо от познающего субъекта, «истинное» бытие, «проявления» которого суть эмпирические вещи и на которое именно эти «проявления» и указывают. см. также шифр; действительность.
византийская философия– возникла в связи с утверждением византийской империи и распространением в ней христианства (т.е. с 6 – 7 вв.); предшественниками этой философии являются греч. отцы церкви: прокопий из газы (465 – 525), леонтий византийский (475 – 543), иоанн дамаскин. визант. философия представляет собой в основном передачу платоновско-аристотелевских идей и произв.; она начинается с фотия (820 – 891), автора сборника «библиотека» (до 857), и достигает, вершины в михаиле пселле и никифоре влеммиде (ум. 1272). последующий расцвет получила в италии периода возрождения в лице виссариона, георгия трапезундского (1396-1484) и др. (см. также академия). иррациональное течение в визант. философии представлено мистикой симеона (1025-1092), свободной от обычно сопровождающих ее экстатических явлений, и мистикой внутренней жизни николая кавасилы (14 в.), обращенной против религиозной формальности.
визе(wiese) леопольд фон (род. 2 дек. 1876, глац – ум. 11 янв. 1969, кёльн) нем. социолог; профессор в кёльне (с 1919), с 1933 жил и работал в сша. создатель социологического учения об отношениях, которое исходит из следующих положений: 1) социальное, или межчеловеческое, представляет собой запутанную сеть отношений между людьми, каждое из которых является результатом социальных процессов; 2) из межчеловеческого происходит все, что мы называем культурой в самом широком смысле слова; 3) в переживании социальное вступает в теснейшую связь с душой и телом людей. осн. произв.: «system der allgemeinen soziologie», 2 tie., 1955; «staatssozialismus», 1916; «der liberalismus in vergangenheit und zukunft», 1917; «soziologie, geschichte und hauptprobleme», 1926; «homo sum. gedanken zu einer zusammenfasseden anthropologie», 1940; «spдtlese», 1954; «das soziale im leben und im denken», 1956; «erinnerungen», 1958.
внешний мир– прежде всего то, что не относится к внутреннему миру, к психической жизни человека (наивное восприятие внешнего мира). в философском смысле следует различать два значения этого понятия: 1) физический внешний мир, включающий и наш организм; он является источником раздражений для наших органов чувств, и в нем совершаются также все физиологические процессы, происходящие в нашем организме, также относящиеся к сфере внешнего мира; этот мир одинаков для всех людей, но он непознаваем (см. действительность), и физике, занимающейся исследованием явлений физического мира, он доступен лишь косвенным образом (см. видимость), 2) внешний мир созерцания, включающий отношение «тело – я» (см. я); сюда относится сфера психического, составляющая предмет исследования психологии. во всяком случае, законы, действующие во внешнем мире созерцания (окружающий мир, среда), являются законами психологического порядка. каждый человек, вообще каждое живое . существо, обладающее органами чувств, имеет свой особый внешний мир созерцания (см. также микрокосмос). однако все эти отдельные внешние миры созерцания, представляющие собой (сильно упрощенные) отражения физического внешнего мира в целом, как правило, достаточно сходны друг с другом, чтобы обеспечить взаимопонимание. противоположное понятие – внутренний мир.
возникновение представления(от лат. actualis – действенный и греч. genesis – возникновение) – в современной психологии возникновение переживаемых образов (см. гештальттеория) в процессе восприятия. см. также связь.
выражения метафизика– учение о принципиально данной или принципиально отрицаемой возможности выражать душевную и духовную жизнь через недушевное (см. выражение). объектами рассмотрения со стороны метафизики выражения являются, в частности, воспринимаемые органами чувств форма и ее «выразительность» (см. морфология), а также символ. «мыслит ли мировой дух теми же самыми образами, которые человек, обладающий гениальной интуицией, узнает (см. также анамнезис), а человек, способный к рефлекции, мыслящий, объясняет?» (a. wenzl, wissenschaft und weltanschauung, 1949).
гиперкритика– преувеличенная, сверхстрогая критика; отсюда – гиперкритический, сверхкритический.
гиппий(hippias) (жил ок. 400 до р. x.) – древнегреч. философ из элиды, младший современник протагора и сократа, софист. обладал обширными познаниями во многих науках; различал естественное право и человеческое право (норма); его именем платон назвал два своих произв.
гнозис(греч. gnosis – знание, учение, познание); гностика, гностицизм – проникновение в мир сверхчувственного путем созерцания бога. гностиками называют тех философов или теологов первых столетий после возникновения христианства, которые познавали скрытые в вере мистерии путем философской спекуляции. принадлежащие церкви гностики (см. климент александрийский, ориген) стремились обосновать христ. веру. гностики, не принадлежащие церкви (василид, валентин и др.), соединяли гностику с древневосточными, в особенности с перс, и сирийск., религиозными представлениями, с евр. теологией, с платоновской, стоической и пифагорейской философией, превращая ее в эклектическую мистику. общим почти для всех гностических систем является дуализм между богом и материей, преодоление пропасти между ними с помощью ряда опосредствующих сущностей, идея их эманации в нисходящих ступенях бытия и их возвращение к источнику путем спасения.
гонорий августодуненсис(ноnorius augustodunensis) регенсбургс к и и (жил в 1-й пол. 12 в.) – нем. схоласт периода ранней схоластики. первое произв. гонория – «elucidarium», в котором дано обширное систематическое изложение теологии и которое получило широкое распространение, – явилось толчком для организации издания первой нем. энциклопедии «lucidarius». в философском отношении он был представителем христианизированного платонизма и находился под влиянием августина, иоанна скота эриугены и ансельма кентерберийского. его мышление отличалось образностью, свежестью, оригинальностью. гонорий учил о тройственном способе существования всего творения: в боге (как неизменной жизни), в самом себе (как неизменной субстанции) и в человеке (как представлении или отражении действительного); но мир как прообраз еще до его сотворения бесконечно долго существовал в боге.
гутке(gutke) георг (род. ок. 1590 ум. 1634) – нем. философ, ректор гимназии в берлине. создал всеобщую науку о разуме («гностологию» или «ноологию»), на основе которой построил теорию познания принципов науки, где уже содержатся некоторые мысли, нашедшие свое выражение впоследствии в кантовской «критике чистого разума». осн. произв. – «habitus primorum principiorum seu intelligentia», 1625.
давид динанский(david de dinant) (жил ок. 1200) – франц. ранний схоласт. проповедовал нецерковный мнимый «пантеизм» – бог есть колыбель природы, первоприрода. его до сих пор не найденные труды подвергались критике со стороны католич. церкви; считают, что его учение было использовано амальхиром венским, который, подобно ему, основываясь на учении иоанна скота эриугены, дал тем не менее более глубокое толкование введенных давидом динанским понятий.
дворникович(dvornikovic) владимир (род. 28 июля 1888, северин, хорватия – ум. 1957, аграм) – хорв. философ; с 1919 – профессор в загребе; ученик вундта (»wilhelm wundt und seine bedeutung», 1920); изучал народный характер славян, рассматривал вопросы специфики психологии того или иного философского направления.
дух времени(нем. zeitgeist) согласно гегелю, развертывающийся в истории объективный дух, который действует во всех единичных явлениях некоторой эпохи; совокупность идей, характерных для какого-то периода. гёте рассматривал дух времени как преобладающую духовную сторону эпохи: «если какая-нибудь сторона выступает наиболее сильно, овладевая массой и торжествуя над ней, так что при этом противоположная сторона оттесняется на задний план и затеняется, то такой перевес называют духом времени, который определяет сущность данного промежутка времени».
жизненная сила(лат. – vis vitalis) – принятая в витализме «особая» элементарная сила, благодаря которой в организме возникают явления жизни; см. жизнь.
зеленогорский федор александрович (род. 1839 – ум. ?) – рус. философ, известный своими работами по истории психологии и философской методологии; профессор харьковского ун-та. разделял подход во взглядах на психологию и философию со своим учителем m. m. троицким, хотя и расходился с ним в вопросе о мето-1 дах философского исследования и доказательства. по методологии им написан труд «о математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства» (1877). среди др. произв. следует отметить: «учение аристотеля о душе в связи с учением о ней сократа и платона» (1871); «очерки развития психологии с декарта до настоящего времени», 1882; «идеи и диалектика по платону», 1890; «вера и разум», 1890; «философия г. с. сковороды – украинского философа xviii столетия», 1894.
зенон из сидона(жил ок. 150 до р. x.) – эпикурейский философ; стоял во главе школы в афинах (между 100 – 78 до р. x.). произв. его не сохранились. полагают, что ему принадлежат некоторые из соч. цицерона, бывшего его слушателем, «de natura deorum», а также многое у филодема – об индуктивных выводах.
идеальный тип– понятие социологии.
иллюминации теория(от лат. illuminatio – освещение) – учение, относящееся к средневековой метафизике света.
интеллигибельный(лат. intelligibilis – постигаемый, мыслимый) – доступный пониманию лишь с помощью интеллекта, или интеллектуального созерцания, принадлежащий интеллигибельному миру; по канту, то, что дано разуму, рассудку, но совсем не дано чувству: трансцендентные идеи имеют чисто интеллигибельный предмет, думать о котором, что он может быть определен через свои различные внутренние предикаты, у нас нет ни оснований, ни оправдания и который поэтому всего лишь мыслимая вещь (кант, критика чистого разума; см. также «пролегомены»). см. трансинтеллигибельный.
иоанн жандунский(johannes de janduno) (ум. 1328) – средневековый философ; в написанном вместе с марсилием падуанским труде «defensor pads» защищал тезис о суверенитете народа как источнике всей власти (политической) и протестовал против предоставления папе власти мирового владыки, за что в 1327 был отлучен от церкви. иоанн был противником ортодоксального томизма, принадлежал к аверроистам и, подобно сигеру брабантскому, проповедовал вечность мира; для догматов веры дал толкование всем высказываниям о глубочайшей сущности души.
карлейль1) (carlyle) томас (род. 4 дек. 1795, эклфехан, шотландия – ум. 4 февр. 1881, лондон) – англ, философ, моралист и историк, противник франц. материализма и шотл. утилитаризма. в центре его многочисленных произв., рассматривающих проблемы истории, находится понятие гениальной исторической личности, которая, возвышаясь над «средней массой», делает историю («on heroes and hero-worship», 1841; «герои, почитание героев и героическое в истории», спб., 1891). некоторые черты социологии карлейля дают основание сравнивать ее с идеологией «сверхчеловека» ницше.
2) (карлайл) (carlisle) джордж уильям (1802-64) , граф, английский секретарь по делам ирландии в 1835-41, виг. первым среди вигских аристократов поддержал требование фритредеров об отмене хлебных законов.
3) (carlyle) томас (1795-1881) , английский публицист, историк и философ. выдвинул концепцию "культа героев", единственных творцов истории.
карсавин лев платонович (род. 1 дек. 1882, петербург – ум. 12 июля 1952, коми асср) – рус. религиозный философ и историк. в 1922 был выслан из россии, с 1928 – профессор философии в каунасе, а с 1940 по 1946 – в вильнюсе. после окончания второй мировой войны вновь оказался в россии и был репрессирован. в своем философском видении стремился к созданию целостной системы христ. миросозерцания на основе раннехрист. учений оригена и др. теологических, философских и политико-социологических мыслителей (отцов церкви) 2 -8 вв., представителей патристики. большое влияние на него оказали работы рус. религиозного философа в. с. соловьева. всеединство у соловьева связал с принципом триединства, который представил как исторический процесс становления, «возрастания бытия» и реализации триединства (всеединства). по этому же универсальному принципу, в известной степени напоминавшему гегелевскую «триаду», стремился построить метафизические системы в гносеологии, этике, учении о личности. опубликовал также ряд трудов по истории духовной культуры средневековья. осн. произв.: «культура средних веков», 1914; «noctes petropolitanae», 1922; «восток, запад и рус. идея», 1922; «философия истории», 1923; «о началах», 1925; «peri archon. ideen zur christlichen metaphysik», 1928; «о личности», 1929.
карус1) (carus) карл густав (род. 31 янв. 1789, лейпциг – ум. 28 июля 1869, дрезден) – нем. врач и естествоиспытатель, натурфилософ и психолог-романтик, друг и единомышленник гёте. придерживался, как и последний, генетического метода, согласно которому рассмотрение явлений начинается с первичного явления, так что через понимание процесса становления приходят к пониманию его результата. в этом смысле карус считал, что в основе всего существующего лежит превращение форм одушевленной как целое вселенной, в границах которой человек как существо, обладающее телом и (бессознательно-творческой) душой, связан своей судьбой с растительным и животным миром, в то время как благодаря своему сознанию он создает новую, только ему присущую сферу, которая нередко вступает как во внутренний, так и во внешний конфликт с бессознательной жизнью. согласно карусу, тело является выражением души (см. также мнема), болезнь есть нарушение целостности тела и души, которая может быть восстановлена опять-таки единством целого. карус был противником всякого материализма и механицизма, он выступал также против дарвинизма и учения о роли среды. его осн. заслугой является глубокое исследование бессознательной психической жизни. оси. произв.: «psyche, zur entwicklungsgeschichte der seele», 1846; 4symbolik der menschlichen gestalt», 1853; «lebenserinnerungen», 4 bde., 1856-1866; «goethe», 1843.
2) (carus) карл густав (1789-1869) , немецкий биолог, врач, психолог, натурфилософ эпохи романтизма, живописец-пейзажист. открыл кровообращение у насекомых (1827), один из основоположников психологии бессознательного; развил учение о выражении. иностранный член-корреспондент петербургской ан (1833).
каутский1) (kautsky) карл (род. 16 окт. 1854, прага – ум. 17 окт. 1938, амстердам) – писатель социалистического направления, историк и политэконом. сначала находился под влиянием идей лассаля, анархизма и позитивизма, затем «пропагандировал марксистские взгляды. его философские воззрения смыкались, по его словам, с высказыванием энгельса: «тела неотделимы от движения: их формы и виды можно познавать только в движении; о телах вне движения, вне всякого отношения к др. телам, ничего нельзя сказать. лишь в движении тело обнаруживает, что оно есть». люди и человеческие группы – тоже тела; исследование форм их движения – предмет социологии. разделял также взгляды социального дарвинизма. позже выступал против большевизма. осн. работы: «ethik und materialistische geschichtsauffassung», 1906; «der ursprung des christentums», 1908; «die materialistische geschichtsauffassung», 2 bde., 1927; собр. соч., т. 1-4, 1923-1930.
2) (kautsky) карл (1854-1938) , один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го интернационала, центрист. в 1883-1917 редактор теоретического журнала германской социал-демократии "нойе цайт". в 80-х гг. 19 - нач. 20 вв. написал ряд марксистских работ. с 1881 в лондоне, где в 1885-90 тесно сотрудничал с ф. энгельсом. с 1905 начал выступления против радикальных марксистов (р. люксембург и др.). с наступлением 1-й мировой войны занял пацифистскую позицию. октябрьскую революцию в россии встретил враждебно.
квантовая механика1) – теория, устанавливающая способ описания и законы движения микрочастиц; один из осн. разделов квантовой теории. впервые позволила описать структуру атомов, понять их спектры, установить природу химической связи, объяснить периодическую систему элементов. в отличие от классической теории в квантовой механике все частицы выступают как носители и корпускулярных, и волновых свойств, которые не исключают, а дополняют друг друга. см. также волновая механика.
2) (волновая механика) , теория, устанавливающая способ описания и законы движения микрочастиц в заданных внешних полях; один из основных разделов квантовой теории. квантовая механика впервые позволила описать структуру атомов и понять их спектры, установить природу химической связи, объяснить периодическую систему элементов и т. д. т. к. свойства макроскопических тел определяются движением и взаимодействием образующих их частиц, законы квантовой механики лежат в основе понимания большинства макроскопических явлений. так, квантовая механика позволила понять многие свойства твердых тел, объяснить явления сверхпроводимости, ферромагнетизма, сверхтекучести и многое др.; квантовомеханические законы лежат в основе ядерной энергетики, квантовой электроники и т. д. в отличие от классической теории, все частицы выступают в квантовой механике как носители и корпускулярных, и волновых свойств, которые не исключают, а дополняют друг друга. волновая природа электронов, протонов и других "частиц" подтверждена опытами по дифракции частиц. корпускулярно-волновой дуализм материи потребовал нового подхода к описанию состояния физических систем и их изменения со временем. состояние квантовой системы описывается волновой функцией, квадрат модуля которой определяет вероятность данного состояния и, следовательно, вероятности для значений физических величин, его характеризующих; из квантовой механики вытекает, что не все физические величины могут одновременно иметь точные значения (см. неопределенности принцип). волновая функция подчиняется суперпозиции принципу, что и объясняет, в частности, дифракцию частиц. отличительная черта квантовой теории - дискретность возможных значений для ряда физических величин: энергии электронов в атомах, момента количества движения и его проекции на произвольное направление и т. д.; в классической теории все эти величины могут изменяться лишь непрерывно. фундаментальную роль в квантовой механике играет планка постоянная ћ - один из основных масштабов природы, разграничивающий области явлений, которые можно описывать классической физикой (в этих случаях можно считать ??0), от областей, для правильного истолкования которых необходима квантовая теория. нерелятивистская (относящаяся к малым скоростям движения частиц по сравнению со скоростью света) квантовая механика - законченная, логически непротиворечивая теория, полностью согласующаяся с опытом для того круга явлений и процессов, в которых не происходит рождения, уничтожения или взаимопревращения частиц.
кембриджская школа– платонически-мистическое направление в философии второй пол. 17 – начала 18 в., центром которого был кембриджский-ун-т в англии. мыслителей кембриджской школы привлекал мир платоновских идей в интерпретации марсилия фичино и флорентийской академии (см. академия), взгляды которых они принимали просто как должные и считали их образцом для себя. кембриджская школа представляет собой некоего рода связующее звено между отдельными духовными течениями и эпохами: она является одной из свай того моста, который ведет от итал. возрождения к гуманизму. главные представители: ралф кедворт и генри мор.
конвенционализм1) (от лат. conventio – договор, соглашение, сделка) – философское направление, подчеркивающее, что характер понятий, определений, аксиом, гипотез покоится на чисто целесообразном соглашении ученых.
2) , направление в философском истолковании науки, согласно которому в основе математических и естественно-научных теорий лежат соглашения (конвенции) между учеными. основоположник конвенционализма - а. пуанкаре; принципы его выражены в ранних сочинениях р. карнапа и к. айдукевича. элементы конвенционализма характерны для неопозитивизма, операционализма, прагматизма.
константность(от лат. constantis) – постоянство, неизменяемость, напр. константность видов (в противоположность развитию), константность (неуничтожимость) субстанции. в психологии под константностью восприятия понимается теория, согласно которой каждая точка чувственного поля (см. поле) обусловливается всегда одним и тем же действием на соответствующий орган чувств; современная психология заменила эту теорию гештальттеорией системы отношений; см. специфическая энергия органов чувств.
конституирование(от лат. constituere) – составление, устанавление, определение состава, содержания чего-либо.
контемпляция(лат.) – наблюдение, зрительное погружение при отключении всей воли (см. созерцание); в частности, у мистиков это – созерцание божественного в зеркале собственного внутреннего и одновременно открывание сверхчувственной глубины реальности; контемплятивный – склонный к созерцательности, зрительному познанию.
конформный(от лат. conformis сходный) – подобный, согласный; конформистом (в осуждающем смысле) называют того, кто некритически присоединяется к суждениям, господствующим в его кругах; конформизм – поведение конформиста.
корпускулы(от лат. corpusculum тельце) – элементарные тела, элементы тела. под корпускулами прежде понимались частицы, из которых состоят атомы: протоны, нейтроны, мезоны, электроны; корпускулами называли также кванты света.
лаланд1) (lalande) андре (род. 19 июля 1867, дижон – ум. 1963, париж) франц. философ; с 1904 – профессор в париже; независимо от бергсона защищал критический витализм, создал антирационалистическую систему философии, обоснованную с точки зрения биологии и психологии и родственную учению о целостности, развиваемому нем. философами; по заказу «societe fran9aise de philosophie» в сотрудничестве с рядом философов издал «технический и критический философский словарь». осн. произв. – «l`idee de la dissolution opposee a celle de 1`evolution», 1898.
2) (lalande) андре (1867-1963) , французский философ. труды по философии науки, этике, логике. автор "технического и критического философского словаря" (1926), многократно переизданного.
ландберг1) (lundberg) джордж эндрю (род. 3 окт. 1895, фэрдейл, сша – ум. 14 апр. 1966, сиэтл) – амер. социолог, один из основоположников социального бихевиоризма. считал необходимым отождествлять задачу исследования стимулов и мотивов поведения с описанием самого поведения. предложил строить социологию по образцу естественных наук, а бихевиористские концепции – с опорой на положения экспериментальной психологии. по ландбергу, поведение индивида или группы обусловливается не социальными институтами, а в конечном счете психобиологическими особенностями человеческого организма. немалую роль здесь играют приспособление человека к социальной среде, связь между социальными стимулами и человеческим действием как реакцией на них, влияние врожденных рефлексов на формирование социальных привычек, стереотипов поведения. был создателем программ «модификаций» поведения. осн. труды: «trends in american sociology», 1929; «foundations of sociology», 1933; «can science save us?», 1947.
2) (lundberg) джордж эндру (1895-1966) , американский социолог, сторонник перенесения методов естественных наук в социологию.
лашелье1) (lachelier) жюль (род. 27 мая 1832, фонтенбло – ум. 16 янв. 1918, там же) – франц. логик и философидеалист. познакомил францию с философией канта, защищал субъективистскую идеалистическую метафизику свободы, испытавшую влияние лейбница, нашедшую своего продолжателя в ученике лашелье эмиле б у тру и оказавшую влияние на бергсона. осн. произв.: «du fondement de l`induction», 1871; «psychologie et metaphysique», 1885.
2) (lachelier) жюль (1832-1918) , французский логик и философ. соединял кантианство с т. н. спиритуалистическим реализмом. труды по логике отношений.
леви1) -брюль (levy-bruhl) люсьен (род. 10 апр. 1857, париж – ум. 13 марта 1939, там же) – франц. психолог и этнолог; профессор сорбонны с 1899. находился под влиянием учений канта, рибо и особенно дюркгейма. написал важные для развития психологии масс работы о мышлении первобытных народов, которое он назвал «дологическим» и считал магически тесно связанным с предметами внешнего мира. осн. произв.: «les functions mentales dans les societes inferieures», 1910 (рус. пер. «первобытное мышление», 1930); «la mentalite primitive», 1922; «l`дme primitive», 1927.
2) -строс (levi-strauss) клод (род. 28 нояб. 1908, брюссель) – франц. этнограф, антрополог и социолог, один из главных представителей франц. структурализма. член франц. академии с 1973. большое влияние на него оказали эмиль дюркгейм и амер. школа культурной антропологии. изучая соотношение биологического и социального в поведении человека, леви-строс признает главным наличие формальных институтов во взаимоотношениях между людьми, влияние на поведение человека традиций, правил брака, родства, мифов как особого рода языков, моделирующих структуры общественных институтов. в его структурной антропологии большое место занимает толкование мифа как фундаментального содержания коллективного сознания, основы устойчивости социальных структур. гносеологический аспект концепции леви-строса состоит в признании научной ценности и умопостигаемости самого широкого круга явлений, в полагании разумности как свойства самого мира, самих вещей, а не свойства, привносимого субъектом. осн. работы: «anthropologie structurale», 1958; «l
3) (levi) карло (1902-75) , итальянский писатель, живописец, общественный деятель. участник движения сопротивления. книга очерков "христос остановился в эболи" (1945), "слова-камни" (1955), "весь мед уже кончился" (1964).
4) (loewi) отто (1873-1961) , австрийский физиолог. с 1940 в сша. установил химическую природу передачи возбуждения через синапсы и роль в ней ацетилхолина. нобелевская премия (1936, совместно с г. х. дейлом).
левкипп1) из абдеры или милета (5 в. до р.х.) – греч. философ; современник и предполагаемый учитель демокрита, вместе с ним считается создателем античной атомистики; однако жизнь и соч. левкиппа не были известны уже в древности, и сегодня мы о нем почти ничего не знаем.
2) (5 в . до н. э.), древнегреческий философ, один из создателей античной атомистики, учитель демокрита.
3) , в греческой мифологии правитель мессении, внук персея, отец левкиппид.
лотце1) (lotze) рудольф герман (род. 21 мая 1817, баутцен – ум. 1 июля 1881, берлин) – нем. физиолог и философ; с 1844 по 1881 – профессор в гётгингене. в ходе развития его взгляды претерпевали значительные изменения; как философ он боролся за синтез метафизики нем. идеализма (от лейбница до гегеля) и точных естественных наук и медицины. в статье «leben und lebenskraft» (1843) выступает против некритического витализма, а позднее против понимания последней действительности с точки зрения содержания – она лишь формально может быть объяснена определяющей ролью наиболее важных причинных, смысловых и целевых связей. в соответствии с этим он различает три сферы: действительность, истинность и ценность. в своем соч. «mikrokosmos», 3 bde., 1856-1864 (рус. пер. «микрокосм», 1870), опираясь на принципы наук о духе и особенно на принципы естественных наук, он характеризует место человека в этих трех сферах. наконец, мир он понимает, примыкая к нем. идеализму, как нечто духовное, личность, вместе с лейбницем, – как монаду, а отношение к богу, следуя в этом за кантом, – как мистическое. в «logik» (1874) он трактует мышление и познание строго объективно и четко различает бытие вещи и значимость (gelten – новое понятие, введенное л отце) смыслового содержания. в «metaphysik» (1879) он исследует динамическую иррациональность реального. им написаны также следующие работы: «medizinische psychologie oder philosophie der seele», 1852; «geschichte der дsthetik», 1868; «system der philosophie», 2 bde., 1912.
2) (lotze) рудольф герман (1817-81) , немецкий философ, врач, естествоиспытатель. развивал идеи, близкие к монадологии г. лейбница ("микрокосм". т. 1-3, 1856-1864), ввел философское понятие "ценности".
лукреций кар (lucretius cams) (род. ок. 96 до р. x. – ум. 15 окт. 55 после р. x.: кончил жизнь самоубийством) – рим. философ и поэт. наиболее значительный и активный в риме приверженец эпикура; в своей незаконченной высокохудожественной поэме «de rerum natura» («o природе вещей»), изданной цицероном, описывает в соответствии со взглядами эпикура возникновение мира и его развитие, действующий в нем строго причинно и равнодушный к людям рок, предопределяющий их горести и бедствия.
мабли1) (mably) габриель бонно де (род. 14 марта 1709, гренобль – ум. 23 апр. 1785, париж) – франц. историк, писатель; брат кондильяка. общественная жизнь, согласно мабли, первоначально была основана и на коллективном владении землей. этот строй был разрушен в результате частной собственности, ставшей осн. источником всех несчастий человечества. единственный способ восстановить «систему общности» имуществ – уменьшить имущественные неравенства через ограничения потребностей и пресечения роскоши. коммунизм мабли – аскетический коммунизм. народ – носитель верховной власти, и он имеет право изменять существующее правление. мабли оправдывал революции и гражданские войны, если они направлены против насилия и деспотизма. осн. произв.: «избр. произв.», м.-л., 1950; «начальные основания нравоучения», ч. 1 – 3, м., 1803; «о изучении истории», ч. 1-3, спб, 1812.
2) (mably) габриель бонно де (1709-1785) , французский просветитель и социальный философ, составитель свода международного права.
3) (mably) габриель бонно де (14 марта 1709 , гренобль - 23 апреля 1785, париж), французский просветитель, автор трудов по международному праву, социально-политическим вопросам и истории.биографияродился в богатой семье, принадлежавшей к "дворянству мантии" и связанной родственными узами с кардиналом де тансеном и его сестрой мадам де тансен, хозяйкой известного парижского салона. брат философа кондильяка и двоюродный брат выдающегося математика д`аламбера. решением семьи был предназначен к духовному званию и отправлен в иезуитский коллеж в лионе. закончив его, уезжает в париж и с помощью своего дяди кардинала де тансена поступает в семинарию сен-сюльпис - главный "рассадник прелатов" франции. после рукоположения в суб-диаконы оставляет семинарию, удаляется в гренобль и делает наброски работы о политических реформах. возвратившись в париж, посещает салон мадам де тансен, знакомится с ш. л. монтескье, к. а. гельвецием и другими знаменитостями. в 1740 публикует свой первый труд "параллели между римлянами и французами", где рассуждает о преимуществах различных форм правления, рассматривает роскошь и изобилие как движущую силу прогресса, призывает крепить королевскую власть как гарант благосостояния и свободы граждан. "паралелли" принесли мабли известность и помогли стать секретарем кардинала де тансена, назначенного в 1742 министром иностранных дел. составляет министерские доклады, ведет дипломатическую переписку и даже важные переговоры, становится фактическим руководителем ведомства. энергичная и умелая деятельность мабли была замечена многими, король все чаще стал прислушиваться к его мнению, однако в 1746 он уходит из министерства и с тех пор занимается исключительно литературным трудом. оберегая свою независимость, мабли уклоняется от чести стать членом французской академии и воспитателем наследника престола. труды европейскую известность принес ему труд "публичное право европы" (1748) - свод основных международных трактатов со времени вестфальского мира. труд этот неоднократно переиздавался, был переведен на многие языки, став в 18 в. учебником в университетах англии и настольной книгой политиков. социологические представления полнее всего выражены в трудах "о правах и обязанностях гражданина" (1758, опубл. 1789), "беседы фокиона об отношении морали к политике" (1763), "сомнения, предложенные философам-экономистам о естественном и необходимом порядке политических обществ" (1768), "о законодательстве, или принципы законов" (1776). цель социальной философии для мабли - познание мотивов поведения человека; задача политика - использование этого знания для утверждения нравственности. основное свойство человека - себялюбие, но ему присущи и социальные чувства - сострадание, благодарность, соревнование, любовь к славе; без них не было бы общества, цель которого - благо людей. но во имя всеобщего блага индивид не может быть лишен данного ему природой права на независимое суждение, свободу и счастье. природа предназначила людей быть равными. первоначально их жизнь основывалась на коллективном владении землей. разделив ее, люди пошли против велений природы, наказаны за это. частная собственность, личный интерес порождают богатство и бедность, жадность, зависть, распад общественных связей, всеобщую ненависть и войны. люди настолько погрязли в пороках, что возврат к "системе общности" невозможен, хотя она отвечает их истинным нуждам и требованиям разума. единственный путь спасения - уменьшение имущественного неравенства, пресечение роскоши, ограничение потребностей. умеренность - высшая личная и общественная добродетель. сочинения: разговоры фокиевы о сходности нравоучения с политикой. m., 1772.размышления о греческой истории. м., 1773.начальное основание нравоучения.. м., 1803. ч. 1-3избранные произведения. м.; л., 1950.об изучении истории. о том, как писать историю. м., 1993.collection complete des oeuvres. paris, 1794-1795. v. 1-15. литература:волгин в. п. развитие общественной мысли во франции. м., 1977.г. с. кучеренкомабуи, род ящериц семейства сцинков. длина до 22 см. ок. 90 видов, в африке, на мадагаскаре, в юж. азии, юж. и центр. америке, на антильских о-вах; в вост. закавказье и на юге ср. азии - золотистая мабуи.
манегольд из лаутербаха(manegold von lauterbach) (род. ок. 1060 – ум. после 1103, марбах, эльзас) – теолого-политический странствующий оратор ранней нем. схоластики. «наставник современных учителей», первый в нем. философии критик интеллектуализма; философию характеризовал как опасное для веры и души «излишество», ссылаясь на противоречия между языческими философами; он признавал значение только за этикой, причем различал, по античному образцу, политические, очищающие и чистые добродетели; защищал принцип народного суверенитета и благородство князей видел не в рождении или привилегиях, а в человеческом достоинстве и выполнении долга.
меланхтон1) (melanchthon) филипп, настоящая фамилия шварцерд (род. 16 февр. 1497, бреттен – ум. 19 апр. 1560, виттенберг) – нем. теолог и педагог эпохи реформации; с 1518 – профессор. в качестве основателя протестант, неосхоластики сохранял известное влияние вплоть до 18 в., особенно благодаря своему учению о праве и государстве. будучи приверженцем гуманизма, он временно, под влиянием лютера, отходит от него (к этому времени относятся его «theologische punkte», 1521, – первая протестант, догматика); несмотря на то что позднее меланхтон снова сближается с гуманизмом, он оказывается не в состоянии найти действительный синтез между гуманизмом и протестантизмом и останавливается на аристотелизме (гуманистическом). философская система меланхтона охватывает диалектику (учение о логике и познании) как искусство «правильно, систематизированно и ясно обучать», физику (выступая как противник коперниковской картины мира), психологию (само это название ведет начало от меланхтона) – примыкая здесь к аристотелю и библии – и этику. место метафизики в философии, по меланхтону, должна занять теология. в духе эразма роттердамского и в противоположность лютеру меланхтон выступает за свободу воли. и уже совершенно самостоятельно разрабатывает в качестве завершения философии и в качестве этики обстоятельную систему духовной и гражданской справедливости, которая, с одной стороны, является этикой убеждения в божественном повиновении, а с другой – этикой закона десяти заповедей ветхого завета. благодаря своей академической преподавательской деятельности и участию в создании классической гимназии меланхтон получил имя «praeceptor germaniae» («учитель германии»).
2) (melanchton) филипп (1497-1560) , немецкий протестантский богослов и педагог, сподвижник м. лютера. составитель аугсбургского исповедания.
метафизика света– совокупность учений о внеземном происхождении света и о его значении для человека. античная философия почти вся была проникнута убеждением, что идеи излучают свет и что познание – прозрение под влиянием этого света. августин в своей исповеди изрекает: «слово бога есть истинный свет, освещающий всего человека». но уже цицерон говорит о естественном свете (lumen naturale) человеческого разума, а в эпоху средних веков проводят различие между этим естественным светом и светом сверхъестественным (lumen supranaturale), т.е. пониманием, вызванным божественным откровением. августин, бонавентура и др. учат, что для совершенного духовного познания, кроме человеческой силы познания, необходимо еще особое освещение божественно-духовным светом, благодаря которому человек достигает видения вечной истины. эта т. н. теория иррадиации, или иллюминации, явилась духовной основой возникшего в 17 в. ордена иллюминатов, разновидности масонского ордена, который боролся за просвещение, космополитический образ мыслей и выступал против монархии; членами его были песталоцци, гердер, гёте и др.
неогегельянство1) – неоднородное философское течение, получившее наибольшее распространение с начала 20 в. в германии, а также во франции, англии, голландии, италии, россии, скандинавии и сша неогегельянцы, ссылаясь на гегеля, склонялись к методу диалектики, к метафизике, а особенно к метафизическому толкованию культуры и истории, к защите идеи абстрактного государства силы и к выдвижению на первый план наук о духе в противоположность естественным наукам. главные его представители: к.фрейер, г.глокнер, т.л.геринг, т.литт, б.бозанкет, ф.г.брэдли, б.кроче, дж.джентиле (первоначально), дж.ройс, г.болланд, дж.э.мак-таггарт, дж.х.стирлинг, .в.дильтей, и.а.ильин, ж.валь, а.кожев. международный «гегелевский союз» образовался в 1930 (центр – голландия). после прихода национал-социалистов к власти в германии антифашистски настроенные неогегельянцы в большинстве своем эмигрировали из страны. попытки возрождения неогегельянства в послевоенной германии (т. литт и др.).имели ограниченный успех.
2) , разнородное течение в философии кон. 19 - 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения г. в. ф. гегеля. в центре неогегельянства - проблемы философии истории и культуры, государства, права; диалектический метод истолковывался как синтез различий, примирение противоположностей. представители: дж. х. стирлинг, э. керд, ф. г. брэдли, б. бозанкет, дж. э. мак-таггарт, р. дж. коллингвуд (великобритания), г. болланд (нидерланды), б. кроче, дж. джентиле (италия), в. дильтей, р. кронер (германия), и. а. ильин (россия), ж. валь, а. кожев (франция). международный "гегелевский союз" (1930), конгрессы: 1930 (гаага), 1931 (берлин), 1934 (рим). как самостоятельное течение распалось в сер. 1930-х гг.
неогуманизм– см. гуманизм.
номинализм1) (от лат. nomen имя, название) – философское воззрение, согласно которому всеобщие понятия, универсалии, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только субъективные формы мысли. так, сторонники концептуализма утверждают, что универсалии являются самостоятельными мыслительными формами, а последователи крайнего номинализма считают их лишь языковыми обозначениями, именами (лат. nomina). для номинализма универсалии, т.е. всеобщие понятия, являются простыми словами, именами, которые служат знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего, никакой объективной действительности выражать не могут. в сущности, номинализм воскрешает учения киников и стоиков, боровшихся против платоновского реализма понятий. само название «номиналист» («nominales») возникло в ранний период развития схоластики, в то время, когда иоганн росцеллш возродил древний номинализм. философия росцеллина, проникнутая номиналистическими идеями, в 1092 была осуждена церковным собором в суассоне. но настоящее философско-религиозное обоснование номиналистических идей было впервые дано уильямом оккамом, заимствовавшим их у дунса скота (правда, сам дуне скот не был номиналистом). в конце концов то направление номинализма, родоначальником которого был оккам, заняло ключевые позиции в философии и определило направление ее развития в 15 в. номинализм – предшественник эмпиризма. современные феноменология и онтология выступают с резкой критикой номинализма.
2) , направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - и. росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма" - концептуализм; основан п. абеляром). возник в 11-12 вв., получил особое развитие в 14-15 вв. (у. оккам и его школа).
ноэтика(от греч. noein – мыслить) – учение о мышлении, теория познания.
олпорт1) (allpot) гордон уиллард (род. 11 нояб. 1897, монтесума, шт. индиана, сша – ум. 9 окт. 1967, кембридж, массачусетс) – амер. психолог. развил системный подход к изучению личности, противостоящий психоанализу и бихевиоризму. согласно олпорту, личность есть открытая психофизическая система, ядро которой составляет человеческое я, стремящееся к реализации своего жизненного потенциала, к самоактуализации. считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, а не биологическим мотивам (см. мотив); последние могут стать независимыми от биологической почвы и функционировать самостоятельно (принцип функциональной автономии). осн. произв.: «personality: psychological interpretation», 1937; «personality», 1954»; «pattern and growth of personality», 1963.
2) (allport) гордон уиллард (1897-1967) , американский психолог, развил концепцию личности как динамической организации мотивационных систем, привычек, установок и т. д., определяемой перспективой реализации будущих возможностей личности.
ориген1) (origenes) (род. 185, александрия – ум. 254, тир) – древнегреч. отец церкви и философ; сначала (203 – 231) был наставником древней христ. теологической школы в александрии (см. александрийская философия), а затем настоятелем основанного им в 232 монастыря в кесарее (палестина); был обвинен ортодоксами в ереси. завершает раннее сравнительное, апологетическое христ. богословие, выступавшее уже как система, – это выражается в его полемическом труде, направленном против цельса, в изучении библии, в толковании им религиозных памятников с использованием учения гностиков и неоплатоников, особенно учения о логосе. бог – это действующее провидение; христос не избавитель, а образец; святой дух является своеобразным посредником между христом и миром, человечеством, осуществляющим новое превращение святого духа в бога. избр. произв. изданы де ла ру (4 т., 1733-1759) и ломматцшем (25 т., 1831-1848).
2) (ок . 185-253/254), христианский теолог, философ, филолог, представитель ранней патристики. жил в александрии. оказал большое влияние на формирование христианской догматики и мистики. соединяя платонизм с христианским учением, отклонялся от ортодоксального церковного предания, что привело впоследствии (543) к осуждению идей оригена как еретических.
осмысленное– пережитое, если оно обладает последовательностью, которой человек всегда бессознательно требует, и если причину и следствие, между которыми оно находится, можно легко определить. объективно осмысленным иногда называют предмет, бытие которого удовлетворяет требованиям, предъявляемым нами всегда и бессознательно к «истинному» предмету. следовательно, осмысленность – это не объективная данность, а постулат, которому соответствует смыслополагающий акт (см. смысловое содержание).
остин1) (austin) джон (род. 26 марта 1911, ланкастер – ум. 8 февр. 1960, оксфорд) – англ, философ, представитель лингвистической философии. осн. цель философского исследования видел в преодолении неверного употребления отдельных слов и выражений философами, в прояснении выражений обыденного языка, полагая, что в результате может возникнуть самостоятельная новая наука, которая бы впитала в себя философию и лингвистику. разделил высказывания на «перформативные», отражавшие конкретное исполнение определенных намерений, и «констатирующие», к которым применимы понятия истины (правдоподобия) и ложности. осн. произв.: «sense and sensibilia», 1962; «how to do things with words», 1962; «philosophical papers», 1970.
2) (austin) , город на юге сша, административный центр шт. техас. 466 тыс. жителей (1990). радиоэлектронная, полиграфическая, химическая, пищевая промышленность. университет.
3) , остен (austen) джейн (1775-1817), английская писательница. в романах "разум и чувствительность" (1811) и "гордость и предубеждение" (1813) реалистически показала быт и нравы английской провинции, обнаружив мастерство психологического анализа.
4) (austin) джон (1911-60) , английский философ, представитель лингвистической философии. основную цель исследований видел в прояснении выражений обыденного языка.
отцы церкви1) – см. патристика.
2) , традиционное название деятелей христианской церкви 2-8 вв., создавших ее догматику и организацию. главные отцы церкви в католицизме - амвросий медиоланский, августин, иероним, григорий i великий, в православии - афанасий александрийский, василий великий, григорий назианзин (григорий богослов), иоанн златоуст.
парацельс1) (paracelsus) ауреол теофраст, псевдоним филиппа теофраста бомбаста фон гогенгейма (род. 1493, эйнзидельн, швейцария – ум. 24 сент. 1541, зальцбург) – философ, естествоиспытатель, врач. хотя парацельса еще при жизни называли «лютером медицины», однако это не мешало «сильным мира сего» подвергать его преследованиям, а в последние 12 лет жизни обречь на скитания по южной германии, землям, расположенным на территории альп и швейцарии. медицина, по парацельсу, является всеобъемлющей общей наукой, опирающейся на достижения физики, химии, физиологии и соединяющейся с философией и теологией. от учения галена о четырех соках он ушел вперед, достигнув динамически-функционального понимания жизненных процессов. осн. положения его учения: все наше знание является самооткровением, а все наши возможности – результат взаимодействия с природой, имеющей божественное происхождение. все существа возникают в результате соединения видимого, элементарного, земного тела и недоступного наблюдению небесного, астрального жизненного духа (параделье называет его арке). у человека, представляющего собой «микрокосмос», добавляется еще «деалическая», т.е. божественная, душа, являющаяся источником познания, нравственности, блаженства. поэтому больной человек страдает телесно, душевно и духовно, и его необходимо лечить в соответствии с этими тремя формами его заболевания. традицию парацельса продолжал, в частности, ван гельмонт. произв. парацельса: «sдmtliche werke», mьnchen – berlin, bd. 1-14, 1922-1936; «sдmtliche werke», bd. 1-4, jena, 1926-1932.
2) (paracelsus) (наст . имя филипп ауреол теофраст бомбаст фон гогенгейм, von hohenheim) (1493-1541), врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии. подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. способствовал внедрению химических препаратов в медицину. писал и преподавал не на латинском, а на немецком языке.
3) (paracelsus) (наст . имя филипп ауреол теофраст бомбаст фон гогенгейм, von hohenheim) (17 декабря 1493, эйнзидельн, кантон швиц - 24 сентября 1541, зальцбург), прославленный врач, натурфилософ и алхимик эпохи возрождения. образование родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. первым учителем парацельса был отец, познакомивший его с основами врачебного искусства. одним из наставников парацельса был иоганн тритемий, известный своими выступлениями в защиту "натуральной магии". университетское образование парацельс получил в итальянском городе феррара, здесь же был удостоен степени доктора медицины. странствия и преподавание с 1517 парацельс предпринимал многочисленные путешествия, посещал различные университеты европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во францию, англию, шотландию, испанию, португалию, скандинавские страны, польшу, литву, пруссию, венгрию, трансильванию, валахию, государства апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в северной африке, палестине, константинополе, московии и в татарском плену). в 1526 приобрел право бюргера в страсбурге, а в 1527 по протекции прославленного книгоиздателя иоганна фробена стал городским врачом базеля. в базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. в 1528 в результате конфликта с городскими властями парацельс переехал в кольмар. странствия и научные труды в последующие годы парацельс много странствовал по городам и землям священной римской империи и швейцарии, писал, проповедовал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. в 1530 в замке бератцхаузен он завершил работу над "парагранумом" (1565). после непродолжительного пребывания в аугсбурге и регенсбурге перебрался в санкт-галлен и в начале 1531 закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней - трактат "парамирум" (1562). в 1533 он остановился в городе своего детства виллахе, где написал "лабиринт заблуждающихся медиков" (1553) и "хронику каринтии" (1575). последние годы в последние годы жизни были созданы трактаты "философия" (1564), "потаенная философия" (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1553), "великая астрономия" (1571) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе - "книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах" (1566). в 1541 парацельс поселился в зальцбурге, найдя покровителя в лице архиепископа; здесь он вскоре и умер. натурфилософия сближая химию и медицину, парацельс рассматривал функционирование живого организма как химический процесс, а призвание алхимика находил не в добывании золота и серебра, но в изготовлении лекарств, дающих людям исцеление. он учил, что живые организмы состоят из тех же веществ - ртути, серы, соли - которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. парацельс исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и бога. он именовал человека не только "микрокосмом", малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и "квинтэссенцией", или пятой, истинной сущностью мира. по парацельсу, человек производится богом из "вытяжки" целого мира словно, в грандиозной алхимической лаборатории, и несет в себе образ творца. не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами. его не должна останавливать или смущать их необычность, ибо нет ничего невозможного для бога, а эти сущности - свидетельства его всемогущества, подобно нимфам, сильфам, гномам, саламандрам, сиренам, гигантам, карликам и иным существам, населяющим четыре стихии.
парузия(от греч. parusie – современность). в философии платона – наличие идеи в вещах.
пасхазий(paschasius) радбертус из корби (ум. после 856, будучи настоятелем монастыря корби) – нем. философ, представитель ранней схоластики. написал «de corpore et sanguine christi», учение о транссубстанциации.
патристика1) (от лат. pater – отец) философия и теология отцов церкви, т.е. духовно-религиозных вождей христианства до 7 в. (см. также учителя церкви). обычно проводят следующее деление: 1) апостолические отцы, примыкающие непосредственно к апостолу павлу. 2) апологетические (защищающие) отцы 2 в., пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христ. учения с греч. философией, причем иногда они представляли христианство в виде новой философии (юстин, 100 – 167 после р. x., затем афинагор, вторая пол. 2 в.). ко 2 в. относится спор с гностиками, на позиции которых переходит тациан (вторая пол. 2 в.). завершает этот период тертуллиан. 3) 3 в. и нач. 4 в. характеризуются первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о христе, породившего многочисленные попытки его решения. противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в тезисе афанасия (295-378), утверждавшего, что христос божествен, а с другой – в отрицании арием его божественности. в то время как философия климента александрийского была еще не систематизированной, ориген, заимствовавший из греч. философии ее понятия и в значительной мере соглашавшийся с идеями неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства (см. александрийская философия). 4) в 4 в. и нач. 5 в. христианство впервые начинает исследовать свою историю. догма о троице получает вскоре свою окончательную формулировку. евсебий кесарейский, склонявшийся к арианизму, написал первую историю церкви и ее догм; он утверждал, что платон и вообще греч. философия оказали влияние – через ветхий завет, в частности, – на моисея. три великих каппадокийца, находившиеся под влиянием платона и оригена, занимались систематизацией теологии в противовес арианизму. 5) с кон. 4 в., т.е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после ее признания в 323 императором константином великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. после гилария пуатье, «афанасия запада» (310-367) и амвросия майландского, «латинского филона» (340 – 397) августин блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и ее претензии на руководство душами и святое посредничество. своим учением о божественном государстве («граде божием») он закладывает фундамент исторической метафизики. против этого учения, как полагают, боролся пелагий (см. пелагианизм). 6) на востоке к схоластике относятся: не являющийся вполне христ. философом, но чрезвычайно близкий неоплатонизму синезий киренский (370-450) и немезий эмезский (первая пол. 5 в.). большое значение в 5 и 6 вв. имела последовательная христ. школа ученых из газы. «первый схоласт» леонтий византийский (485-543), максим исповедник (580-662) и иоанн дамаскин (700-750) окончательно превращаются в представителей схоластики (см. византийская философия). на западе у боэция и историка кассиодора (490-583) христ. содержание отходит на задний план, снова оно выдвигается (в церковнополитическом плане) у исидора севильского (560-636). мартин бракарский (ум. 580) и беда венерибилис достопочтенный – «последний отец церкви» – являются уже ярко выраженными представителями (западной) схоластики.
2) (от греч . pater, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. - т. н. отцов церкви. периоды: 2-3 вв. - полемически фрагментарное философствование т. н. апологетов (тертуллиан, климент александрийский и особенно ориген); 4-5 вв. - систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: василий великий, григорий назианзин, григорий нисский; на западе - августин); 6 в. - начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (леонтий византийский, боэций), завершающихся в трудах иоанна дамаскина.
первофеномен– по гёте, эмпирическое явление, обнаруживаемое в природе каждым человеком и превращаемое им благодаря эксперименту в феномен науки. между тем при др. условиях и предпосылках и более или менее удачных результатах дело изображают так, что наконец-то чистый феномен предстает перед нами как итог всякого опыта. он идеален как последнее познаваемое, реален как познанный, символичен, потому что охватывает все случаи, идентичен им всем.
пиррониз э л и д ы (род. ок. 360 ум. 280 до р. x.) – древнегреч. философ из элиды. основатель древней стоической школы. он придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, т. к. в себе все одинаково (adiaphoron – безразличное), и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. все неодинаковое, различное является (произвольными) человеческими установлениями и обычаями. вещи недоступны для нашего познания; на этом основан метод воздержания от суждений. в качестве же практически-нравственного идеального метода отсюда выводится «невозмутимость», «безмятежность» (атараксия). учение пиррона называется пирронизмом. это название по смыслу отождествляется со скептицизмом. важнейшим источником для изучения его теории является труд секста эмпирика «пирроновы положения».
планк(planck) макс (род. 23 апр. 1858, киль – ум. 5 окт. 1947, гёттинген) нем. физик; профессор в берлине (1892 – 1923), президент общества имени императора вильгельма. в 1900 создал квантовую теорию. позднее обратился к натурфилософским проблемам, в центре которых стоит понятие физической картины мира. разрешение этих проблем должно было послужить подтверждению понятий физической причинности и физического закона. наиболее важные философские произв.: «wege zum physikalischen erkenntnis. (reden und aufsдtze)», 1933; «physik im kampf und die weltanschauung», 1937; «das weltbild der neuen physik», 1942; «determinismus oder indeterminismus», 1947; «schernprobleme», 1947.
платоническая любовь– понятие, возникшее на извращении платоновского понятия об эросе и означающее любовь между индивидами различного пола, не связанную с чувственностью и чувственными желаниями.
поведенческая психология– см. бихевиоризм.
понятия рассудочные– см. категория.
потенциальность(от лат. potentia – способность, сила, мощь, действенность) – в схоластике приписываемая материи возможность превращаться во что-либо; ныне под потенциальностью понимают присущую жизненной субстанции тенденцию, которая при известных благоприятных условиях достигает своей цели; см. видовая душа.
предсознательное– содержание памяти при соответствующем ему виртуальном состоянии равновесия в головном мозге. осознавание предсознательного происходит в том случае, если благодаря руководящей деятельности энтелехии в организме предсознательное находит виртуальное выражение второго порядка (см. виртуальности гипотеза).
пристли1) (priestley) джозеф (род. 13 марта 1733, филдхед, йоркшир – ум. 6 февр. 1804, нортамоерленд, пенсильвания, сша) – англ, теолог и философ; известен также как физик и химик (ему принадлежит открытие кислорода, 1771). вместе с хартли является основателем ассоциативной психологии, которую он в гораздо большей мере, чем хартли, обосновывал с помощью физиологии; представления и волевые решения сводил к мозговым колебаниям и рассматривал психологию как физику нервной системы. осн. психологическое произв. – «hartleys theory of human mind on the principles of the association of ideas», 1775.
2) (priestley) джозеф (1733-1804) , английский химик, философ, сторонник деизма. в 1794, преследуемый реакционными кругами, эмигрировал в сша. иностранный почетный член петербургской ан (1780). в сочинении "исследования о материи и духе" (1777) утверждал, что природа материальна, дух - свойство материи. развивал учение д. гартли об ассоциациях. открыл кислород (1774), получил хлористый водород и аммиак (1772-74). показал, что зеленые растения "исправляют" воздух, испорченный дыханием. отстаивал теорию флогистона.
противоречия принцип– осн. закон логики, согласно которому два отрицающих друг друга предложения не могут быть одновременно истинными, т.е. подразумевается, что никакое предложение (высказывание, суждение) не может быть одновременно истинным и ложным. первую трактовку принципа противоречия дал аристотель. теории, для которых справедлив данный закон, называются непротиворечивыми. проникновение же противоречий в рассуждение или научную теорию делает последние в определенном смысле несостоятельными.