Глоссарий

Новости переводов

24 января, 2017

Общение промышленных роботов

24 января, 2017

Лучше английский: вымирает ли немецкий язык в концернах?

24 января, 2017

Можно ли спасти татарский язык, лишив русский язык статуса государственного






Поиск в глоссариях:  


Глоссарий по философии

ригведа– древнейший инд. религиозный и философский (мировоззренческий) первоисточник. см. индийская философия, веды.
психология элементов– течение в психологии, которое усматривает в психике, по аналогии с химическими и физическими представлениями, элементы восприятия, чувства и мысли (см. атомизм); психология элементов развивается с 17 в., наиболее видным ее представителем являлся вильгельм вундт. против психологии элементов выступает целостная психология.
сенсориум(лат.) – общий орган ощущений; кора головного мозга; способность к ощущению.
синергия(от греч. synergeia – сотрудничество, содружество) – совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии. в теологии – соучастие (по лютеру, невозможное) человека в искупительных делах божьих. в социологии – совместный труд во всех областях человеческой жизни как основа общности.
рессентимент(франц.) – новое переживание прежнего чувства и благодаря этому его усиление; в частности (напр., у ницше, который объяснял христианство из нового переживания уже имевших место переживаний), чувство вражды, возмездия, мести, чувство бессильной злобы, которое человек, стоящий ниже на социальной и духовной лестнице, испытывает по отношению к знатному и власть имущему, доходя в конце концов до ненависти к самому себе.
ричард из миддлтауна(де медиавилла) (ум. 1300/08) – англ, схоласт. будучи францисканцем, он, однако, отклонялся от августианской философии своего ордена, приближаясь к томистской точке зрения. рассматривал рассудок как познавательную способность, созданную богом, но имеющую, правда, естественный характер. в рассудке видовые понятия являются реальными, а высшие понятия – абстрактными; это приближало его к номинализму. осн. произв.: «комментарий к сентенциям петра ломбардского» (1489), «дискуссионные вопросы» («quaestiones disputatae»), напечатанные впервые в 1883.
ройе-коллар (royer-collard) пвер поль (род. 21 июня 1763, сомпиус-намарне – ум. 4 сент. 1845, шатовьё) франц. политик и философ. примыкая к шотл. философской школе, сделал восприятие исходным пунктом своей философии, однако при этом выступил против сенсуализма кондильяка.
сверхчеловек– представление о совершенном человеке, являющемся таковым не благодаря воспитанию его другими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения жизненной силы. идея сверхчеловека имелась уже у лукиана; в нем. философии она появилась сначала у генриха мюллера под названием «богочеловек», затем у гердера, гиппеля, пауля; для гёте человек, по-видимому, есть только «бросок к высшей цели»; близкого к этому взгляда придерживался и ницше.
свобода трансцендентальная– по канту, условие самоопределения воли своим собственным законом, благодаря чему начинается новый каузальный род в мире явлений. трансцендентальная свобода делает возможной практическую свободу, а именно независимость воли от принуждения со стороны чувственных побуждений.
розенкранц(rosenkranz) карл (род. 23 апр. 1805, магдебург – ум. 14 июня 1879, кенигсберг) – нем. философ; профессор в кенигсберге с 1833. розенкранц – один из наиболее известных учеников гегеля, разрабатывавший его систему. осн. произв.: «meine reform der hegeischen philosophie», 1852; «leben hegels», 1844.
синопсис(от греч. synopsis обозрение) – обзор, краткое обозрение. синоптический – изложенный с одной и той же точки зрения, напр. три первых евангелия.
разрядка напряжения(нем. abfuhr) – психоаналитический термин, означающий возникновение внутри психического аппарата благодаря внешним и внутренним раздражителям напряжения, которое должно разрядиться вовне и тем самым восстановить определенное психическое равновесие. средством такой разрядки может быть плач, смех, действия в движении («дать волю своей ярости») и др. однако имеющиеся средства весьма ограниченны и не все приемлемы в социальном отношении. поэтому имеющееся напряжение может разрядиться в таких формах, как сновидения, или, напр., в виде страха.
реагирование(от лат. reagere противодействовать) – в психологии, в частности в психоанализе, разрядка душевного напряжения в противоположность его умиротворению в самом себе. так, напр., недовольство по службе может найти разрядку в дурном обращении с женой и ребенком, деловые неприятности – в чрезмерном употреблении алкоголя, неудовлетворенное чувство любви – в творческой деятельности.
рейнингер(reininger) роберт (род. 28 сент. 1869, линц – ум. 17 июня 1955, вена) – австр. философ, профессор в вене с 1913. создал трансцендентальную теорию познания, примыкавшую к кантовской философии («kants lehre vom inneren sinn», 1900; «philosophie des erkennens», 1910; «das psychophysische problem», 1910; «kant, seine anhдnger und seine gegner», 1923). в своем произв. «wertphilosophie und ethik» (1939) рейнингер обосновывает субъективистскую этику ценностей: не существует ценностей, независимых от оценивающего субъекта; суждения о ценностях основываются на чувстве ценности; познание ценностей есть познание собственных ценностей, создаваемых личностью; высшая ценность – самоусовершенствование, которое одновременно составляет смысл жизни. в «metaphysik der wirklichkeit» (1931) он защищал берклианское положение esse est percipi. «реальное» заимствует присущий ему характер бытия от осн. первичных переживаний, в которых переживание и переживаемое образуют первоначальное единство. психофизической проблемы, по мнению рейнингера, в собственном смысле не существует. характеристикой истины можно считать только чувство очевидности.
аббаньяно(abbagnano) никола (род. 15 июля 1901, салерно – ум. 1977, турин) – итал. философ, представитель экзистенциализма. обосновывал оптимистические прогнозы человеческого существования, рассматривая последнее как «поиск сути бытия непосредственно самим человеком». аббаньяно утверждал, что аутентичный экзистенциальный выбор является не чем иным, как попыткой найти в настоящем некое единство между прошлым и будущим, которое бы исключало невозможность последующего выбора. осн. труды: «il principio della metafisica», 1936; «la struttura dell`esistenza», 1939; «introduzione all`esistenzialismo», 1942; «esistenzialismo positive», 1948; «filosofia religione e szienza», 1967; «storia della filosofia», 1966; «problemi di sociologia», 1967.
августин блаженный (augustinus sanctus) аврелий (род. 31 нояб. 354, тагаст, нумидия – ум. 28 авг. 430, гиппон, близ карфагена) – философ, влиятельнейший проповедник и политик католич. церкви. через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришел к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. в частности, он защищает (против пелагия) учение о предопределении (см. предопределение): человеку заранее предопределено богом блаженство или проклятие. человеческая история, которую августин излагает в своей книге «о граде божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств – царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства божия (civitas dei). при этом он отождествляет царство божие, в соответствии с его земной формой существования, с рим. церковью. августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть бог) и познавательной силе любви. при сотворении мира бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. августин явился родоначальником направления неоплатонизма в христ. философии (августинизма), которое господствовало в западной европе вплоть до 13 в., когда оно было заменено христ. аристотелизмом альберта великого и фомы аквинского. августин написал автобиографию под названием «исповедь». она и «о граде божием» вошли в собр. соч., изданное минье («patrologia latina», париж, 1845, т. 32 – 47). на рус. языке см. «творения блаженного августина, епископа иппонийского», изд. 2-е, киев, 1901 – 1912.
адам кадмон– см. каббала.
аделард из бата(adelhard of bath) (род. ок. 1090, бат, близ бристоля – ум. после 1160) – англ, схоласт. пытался примирить позиции платона и аристотеля; учил, что общее совпадает с единичным и все зависит от интереса познающего – воспринимает он в вещах особенное или общее. им написана работа «de eodem et diverse».
александр гэльсский(лат. alexander halensis) (род. между 11701180, гэльс, глостер – ум. 21 авг. 1245, париж) – первый крупный англ, схоласт, принадлежал к ордену францисканцев. известен своим динамико-реалистическим учением об идеях. его главное соч. «summa theologica», изданное по указу папы после его смерти, содействовало более углубленному, по сравнению с прежним, доказательству бытия бога в духе аристотеля и августина.
александристы– сторонники философского направления эпохи возрождения, оспаривавшего бессмертие. см. также александр афродизийский.
альфред сарашельский(alfredus anglicus) (род. ок. 1175, гэлл – ум. 1245) – англ, схоласт. учился в париже. в своей философии объединил платоновские и аристотелевские идеи, понимая душу, с одной стороны, как нечто телесно-разумное, с другой – как энтелехию (см. энтелехия) тела (согласно аристотелю); сердце, с его точки зрения, является обиталищем души.
анамнезис(от греч. anamnesis воспоминание, припоминание) – по платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.
антони(antoni) карло (род. 15 авг. 1896, триест – ум. 3 авг. 1959, рим) итал. профессор, занимался вопросами исторической философии и духовно-научными проблемами нем. литературы. подчеркивал значение разумного начала, которое, аналогично б. кроче, понимал как способность осознания имманентной абсолютной категории в истории. осн. труды: «dallo storicismo alla sociologia», 1940; «la lotta contro la ragione», 1942; «considerazioni su hegel e marx», 1946; «commento a croce», 1955; «la restaurazione del diritto die natura», 1959.
апокалипсический(от греч. apokдlypsis – откровение,) – период времени или состояние, когда человеческому существованию угрожают вызванные судьбой могучие, страшные силы (техника, атомная бомба). при этом имеют в виду четырех апокалипсических всадников, о которых говорится в гл. 6 откровений иоанна (чума, война, голод, смерть), и их изображение у дюрера и бёклина. см. также страх.
аргентинская философия– см. американская философия.
атомистика– см. атомизм.
аффинитивность(от лат. affinitas – тесная связь) – родство. в химии аффинитивность (химическое сродство) означает степень легкости, с которой различные вещества входят в соединение друг с другом. в переносном смысле – сущностное родство двух величин и обусловленная тем самым возможность притяжения, соприкосновения и соединения. у канта аффинитивность – это причина возможности ассоциации многообразного, поскольку причина заключена в объекте; эта аффинитивность трансцендентальна (см. трансцендентальный).
векслер(wechsler) дэвид (род. 12 янв. 1896, г. леспеди, румыния – ум. 2 мая 1981, нью-йорк-сити) – амер. психолог, создатель широко распространенных тестов интеллекта для взрослых и детей. с 1932 по 1967 векслер связал свою жизнь с психиатрической клиникой бельвью в нью-йорк-сити, где работал главным психологом. к 1939 создал ряд интеллектуальных тестов, известных как шкала интеллекта векслера – бельвью. эта оригинальная разработка была приспособлена для измерения интеллекта взрослых. отвергая идею существования идеального умственного возраста, по отношению к которому может быть измерено (то или иное) индивидуальное достижение, он определял нормальный интеллект как средний тестовый показатель для всех членов одной возрастной группы; т. о., среднее значение принималось за 100 по стандартной шкале. тест векслера – бельвью быстро стал самым распространенным тестом на определение уровня интеллекта для взрослых в соединенных штатах. векслеровская шкала интеллекта для детей была разработана в 1949, а в 1955 он создал еще один тест интеллекта для взрослых. последний из его интеллектуальных тестов – векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников – был опубликован в 1967.
включенность в бытие– согласно хайдеггеру, «формальное экзистенциальное выражение для бытия «существования», которое раскрывает основное понимание бытия в мире. бытие существования в мире в своей фактичности уже давно распылилось между отдельными способами включенности в бытие или вовсе распалось. эти способы включенности в бытие имеют бытийный вид озабоченности («sein und zeit», 1927). см. также интенция.
вопрос о видимости– см. позитивизм философский.
галич александр иванович (род. 1783 – ум. 1848) – рус. философ и эстетик. после окончания петербургского унта пять лет учился в германии. в своих философских трудах рассматривал процесс познания с точки зрения его стадийности, т.е. перехода от гипотезы через понятие к идее. пытался сформулировать закономерности развития философии. одним из первых в россии выступал как эстетик романтизма. осн. труды: «история философских систем...» (1819); «опыт науки изящного» (1825); «картина человека...» (1834).
галлингер(gallinger) август (род. 11 авг. 1871, вормс – ум. 7 июня 1959, там же) – нем. философ; с 1914 – профессор в мюнхене. занимался исследованиями по метафизике и теории познания. осн. произв.: «zum streit ьber das grundproblem der ethik im materialismus` des 19. jh.», 1911; «das problem der objektiven mцglichkeit», 1912; «zur grundlegung einer lehre von der erinnerung», 1914.
гаст(gast) петер, настоящее имя генрих кёзелиц (род. 10 янв. 1854, аннаберг, рудные горы – ум. 16 янв. 1918, там же) – нем. писатель и музыкант; в 1900-1908 работал в архиве в веймаре; в 1876 завязал личные отношения с ницше, помощником которого он стал, и написал введение к произв. «так говорил заратустра», в котором особенно подчеркнул идеи ницше о сверхчеловеке, о презрении к массам и необходимости устранения демократии. его письма к ницше издал а. мендт (2 т., 1924).
гипотеза об обучении путем проб– утверждает, что бессознательных психических движений не существует, что кажущееся бессознательным движение всегда находится в связи с другими, причем первый член этой связи, служащий всегда основанием, осознан, а последующие совершаются автоматически, обеспечивая путем проб достижение поставленной цели (см. бессознательное).
гнозис(греч. gnosis – знание, учение, познание); гностика, гностицизм – проникновение в мир сверхчувственного путем созерцания бога. гностиками называют тех философов или теологов первых столетий после возникновения христианства, которые познавали скрытые в вере мистерии путем философской спекуляции. принадлежащие церкви гностики (см. климент александрийский, ориген) стремились обосновать христ. веру. гностики, не принадлежащие церкви (василид, валентин и др.), соединяли гностику с древневосточными, в особенности с перс, и сирийск., религиозными представлениями, с евр. теологией, с платоновской, стоической и пифагорейской философией, превращая ее в эклектическую мистику. общим почти для всех гностических систем является дуализм между богом и материей, преодоление пропасти между ними с помощью ряда опосредствующих сущностей, идея их эманации в нисходящих ступенях бытия и их возвращение к источнику путем спасения.
гобгауз(hobhouse) леонард трелевни (род. 8 сент. 1864, корнуэлл – ум. 22 июня 1929, баньё) – англ, социолог; с 1907 по 1929 – профессор в лондоне, представитель философии развития (»mind in evolution», 1906; «morals in evolution», 2 vol., 1906), которая хотя и отрицает борьбу за существование и признает некую сверхэмпирическую, духовную тенденцию, направленную к гармонии и целостности, однако не развертывается в метафизическую конструкцию. осн. идеей гобгауза является идея возрастания «корреляций» в развитии от начала и до конца проблематичного мира. как гносеолог («the theory of knowledge», 1896) гобгауз является реалистом, в этике и социологии («the rational good», 1921; «elements of social justice», 1922; «social development», 1924) – индивидуалистом. в книге о государстве («the metaphysical theory of the state», 1918) он выступает против неогегельянства бозанкета и против учения о всеобщей воле, которая якобы воплощается в государстве. изложение его собственных взглядов дано в «contemporary british philosophy», 1924.
гроссетест– см. роберт гроссетест.
гутберлет(gutberiet) константин (род. 10 янв. 1837, гейсмар – ум. 27 апр. 1928, фульда) – нем. философ. соединил томистское учение с учением суареса, пытался найти «математические основания теологического доказательства бытия бога» («das unendliche, mathematisch und metaphysisch betrachtet», 1878) и обосновать учение о субстанциальных формах с помощью аргументов современной физики («das gesetz von der erhaltung der kraft und seine beziehung zur metaphysik», 1885; «mechanischer monismus», 1893). гутберлет склонялся к философии лейбница, в то время как философию канта очень резко отвергал. кроме того, он известен как выдающийся психолог («psychophysik», 1905; «experimentelle psychologie», 1915), а также своими произв. о свободе воли, этике и учением о воспитании. кроме перечисленных, у него имеются следующие произв.: «lehrbuch der philosophie», 6 bde., 1878-1884; «lehrbuch der apologetik», 3 bde., 1888-1894; «selbstbiographie», 1911.
гутке(gutke) георг (род. ок. 1590 ум. 1634) – нем. философ, ректор гимназии в берлине. создал всеобщую науку о разуме («гностологию» или «ноологию»), на основе которой построил теорию познания принципов науки, где уже содержатся некоторые мысли, нашедшие свое выражение впоследствии в кантовской «критике чистого разума». осн. произв. – «habitus primorum principiorum seu intelligentia», 1625.
детерминированность(от лат. determinans – определяющий) – определяемость. общая детерминированность всех совершающихся в мире процессов, включая человеческое мышление, чувствование и волеизъявление, означает не одно и то же, что каузальная детерминированность (см. учение о слоях).
дицген(dietzgen) иосиф (род. 9 дек. 1828, бланкенберг, близ кёльна – ум. 15 апр. 1888, чикаго) – нем.-австр. философ-самоучка. занимался гл. о. теоретическими проблемами познания и развил собственную теорию диалектического материализма. осн. произв.: «das wesen der menschlichen kopfarbeit», 1869 (рус. пер. «сущность головной работы человека», 1907); «gesammelte schriften», 3 bde., 1911; «dietzgen-brevir», 1915; на рус. яз.: избр. философ, соч., 1941.
европейская философияведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами (такими, как наука и философия) и расширили старые методы (как, напр., логический метод), но впервые создали то, что называется теперь греч. формой мышления: они впервые открыли человеческую душу, человеческий дух, в основу которого легло новое самопонимание человека. открытие души и духа – следовательно, человека, как мы его теперь понимаем, – произошло в послегомеровскую эпоху. следствия этого открытия (самого значительного из всех, которые когда-либо совершались и могут быть совершены) нашли свое выражение в греческой философии. греч, философия не только является фундаментом европейской, но также составляет ее структуру и ее существенное содержание: до сих пор европейские мыслители питаются греч. духовным наследием. «мы, конечно, стоим выше гиппократа, греч. врача. мы даже можем сказать, что стоим выше платона. но это верно только в том смысле, что мы располагаем более обширным материалом научного познания, чем платон. что касается самого философствования, то мы, пожалуй, едва ли достигаем его уровня» (к. jaspers, einfьhrung in die philosophie, 1950). еще и поныне действительной формой европейского мышления является мышление средневековое. схоластика распространяла наследие греч. мыслителей через духовные ордены и ун-ты, которое перешло к схоластическим ученым не в его первоначальном виде, а в лат. переводах. ранняя схоластика опиралась почти целиком на произв. боэция, переведшего на лат. язык «категории» аристотеля и его работу «peri hermeneias» («об истолковании»), а также труд евклида «stoicheia» («основные начала геометрии»). сначала об аристотеле больше не было никаких сведений. только в 1128 яков из венеции перевел на лат. язык «аналитику», «топику» и «о софистических опровержениях» («perisophisticon elenchon»); фома аквинский также имел в своем распоряжении только эти переводы. примерно в сер. 12 в. стали известны естественнонаучные аристотелевские труды, затем естественнонаучные работы птолемея и евклида, переведенные с греч. на лат. язык в палермо, и с араб.„на лат., появившиеся в толедо (где иногда этому переводу предшествовал перевод на кастильский). к этому же времени на лат. языке появились медицинские и астрономические произв. арабов. из трудов платона в раннем средневековье был известен только «тимей» в переводе цицерона, но пользовались не этим текстом, а почти исключительно комментариями к «тимею» посидония в лат. переводе халцидия. кроме этого, платона знали только по цитатам, приводимым в работах лат. отцов церкви, прежде всего августина и боэция, которые до 12 в. включительно были авторитетами для европы. по сравнению с ними греч. отцы церкви не играли большой роли, хотя они были представлены такими значительными фигурами, как дионисий ареопагит, отец христ. мистики (наряду с августином) и осн. источник неоплатонизма, и иоанн дамаскин, представивший в своем переведенном на лат. язык произв. «pege gnoseos» («источник познания») мир идей всех греч. отцов церкви, собранных воедино. влияние платона на европейское мышление в период поздней схоластики уменьшилось, т. к. в это время стали известны «метафизика», «о душе», «этика» и «политика» аристотеля, причем опять-таки косвенно, благодаря посредничеству араб, и евр. ученых, переводивших аристотелевские тексты с араб, на кастильский или лат. языки. аристотель стал неоспоримым научным авторитетом начиная с 13 в. и оставался им до конца средних веков. поздняя схоластика ставила перед собой гл. о. одну задачу: интерпретировать аристотеля и согласовывать его учение с
заключение в скобки– часть феноменологического метода; см. эйдос.
заратустра(греч. зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до р. x.) – пророк и реформатор древнеиран. религии, получившей название зороастризм. в своей основе учение заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством ахурамаздой (ормуздом) – добрым духом, которому впоследствии в качестве злого духа противопоставляется анхра-майнью (ариман). на стороне первого находятся шесть добрых духов (гениев) – правдивость, благомыслие, мудрость, власть, здоровье и долговечность, на стороне же аримана гнев и ложь. задача человека, по мысли заратустры, заключается в том, чтобы содействовать ахурамазде в борьбе с анхрамайнью. пророк изложил свое учение в священном писании, «авесте». предание приписывает ему авторство всех книг «авесты», однако лингвистические данные и содержание книг указывают, что лишь некоторые части их написаны приблизительно в одно время. ницше именем заратустры назвал свою известную книгу («так говорил заратустра», 1883 – 1884), ибо он (заратустра) первый увидел «в борьбе добра и зла истинную причину движения вещей »л
зенон из сидона(жил ок. 150 до р. x.) – эпикурейский философ; стоял во главе школы в афинах (между 100 – 78 до р. x.). произв. его не сохранились. полагают, что ему принадлежат некоторые из соч. цицерона, бывшего его слушателем, «de natura deorum», а также многое у филодема – об индуктивных выводах.
зететик(от греч. zetesis – исследование, соображение) – название скептика.
индивидуальная психология1) – так называет альфред адлер свою психологическо-терапевтическую систему; он исходит из гипотезы, что все человеческое поведение может быть понято из стремления к власти и влиянию. уже в первые годы жизни ребенок сознает размеры своих способностей, и, если только он не может отстоять свою индивидуальность, особенно перед превосходством взрослых, которые насмешкой или строгостью подавляют ее, им овладевает чувство сознания своей неполноценности. позже это же чувство неполноценности («комплексы») может быть порождено несовершенствами в смысле социального положения человека или положения его внутри общностей (школа, родство, рабочий коллектив и т. д.). отсюда возникает либо стремление к возвеличению, которое направлено к достижению чувства превосходства над природой и людьми (компенсация путем тирании домашних, заносчивости, мании величия), либо уход от проблемы путем «бегства в болезнь», злоупотребления беспомощностью и т. д., что приводит или может привести, так же как и тенденция к самовозвеличению, к нервному заболеванию и социальной неполноценности. задача индивидуальной психологии заключается в том, чтобы найти направляющую жизненную линию «нервозного характера» и исцелить его методом ободрения (см. глубинная психология).
2) , одно из направлений глубинной психологии, основанное на учении а. адлера. в отличие от психоанализа считала основой характера врожденное "социальное чувство", нуждающееся в воспитании; у невротиков и асоциальных элементов (наркоманы и т. п.) это чувство отсутствует и заменяется стремлением к неосознанным фиктивным целям, выявление которых - задача психотерапии. получила развитие главным образом в 1920-х гг., оказала влияние на неофрейдизм.
индивидуальная этика– часть этики, касающаяся только индивида, в отличие от общественной этики (см. социальная этика). индивидуальная этика рассматривает группу, сообщество как нечто привходящее, побочное по отношению к природе человека, который призван утверждать свою индивидуальность и нравственность вопреки внешним социальным зависимостям.
ириней(лат. irenaeus) (ум. ок. 200) рим. отец церкви, из малой азии; был епископом в лионе и вьенне; в своем соч «adversus haereses», ставшем основополагающим католич. догматом, выступал против гностиков.
казуальность(от лат. casus случай, случайность) – учение о случайности; защищавшийся эпикуром, лукрецием и др. философами взгляд, что в мире господствует случайность.
камю(camus) альбер (род. 7 нояб. 1913, модови, алжир – ум. 4 янв. 1960, вильблевен, франция) – франц. философ, защищал экзистенциализм «абсурдного», учение о чуждости человека в мире. бессмысленность и безнадежность человеческого существования не могут быть доказаны, они должны быть просто приняты; в этом заключается достоинство человека: сизиф – символ жизни. выступал против марксистской морали, предпочтя ей жертвенность тех, кто «истории не делает, а претерпевает ее напасти». осн. работы: «le my the de sisyphe, essay sur 1`absurde», 1942; «lettres a un ami allemand», 1945; «prix de la critique», 1947; «la peste», 1947; «l`homme revolte», 1952; «избранное», 1969.
карийский михаил иванович (род. 1840, с.-петербург – ум. 1917) – рус. логик и философ. в исследовании «классификация выводов» пытался решить логический вопрос проблемы знания и поставить гносеологический, т.е. вопрос о предпосылках или аксиомах знания. в этом произв. он дал более широкую классификацию формул выводов, основанную на принципе тождества, сопоставлении субъектов и предикатов суждений. отвергая субъективизм и понимая процесс познания как процесс понимания действительности, а не только явления, карийский доказывает, что совершенно точную истину, поскольку она доступна науке, составляет утверждение, что познание имеет дело с действительностью, причем не только с внутренней, непосредственно переживаемой, но и внешней, лежащей в основании мира явлений. в двух его работах «об истинах самоочевидных» (1893) и «разногласие в школе нового эмпиризма`по вопросу об истинах самоочевидных» (1914) содержится критика рационалистической и эмпирической идеологии и обоснование собственной точки зрения. типичным представителем рационализма каринский считает канта. в первой книге он подвергает критике его теорию познания: доказательства основоположений рассудка, категорий и аксиом не объясняют логически понятного для мысли права пользоваться ими, а представляют как бы некоторую роковую необходимость принимать их как данное. анализируя «критику чистого разума», он приходит к выводу, что от канта не осталось ничего живого; он всецело принадлежит истории. во второй работе к представителям эмпиризма, давшим ему новое обоснование, карийский относит дж.с.милля и г.спенсера и показывает, что в действительности они не могут построить теории знания без непроверенных предпосылок и что, т. о., их эмпиризм заключает в себе внутреннее противоречие. перу карийского принадлежит одно из лучших в рус. философской литературе соч. «бесконечное анаксимандра» (1890). кроме того, им написаны произв.: «критический обзор последнего периода германской философии», 1873; «лекции по истории древней философии», 1885; «лекции по истории новой философии», 1887.
картезий– см. декарт.
кафка1) (kafka) густав (род. 23 июля 1883, вена – ум. 12 февр. 1953, вейцхохгейм) – австр. психолог; в 1923 – 1935 – профессор в дрездене, с 1947 – в вюрцбурге; в 1922 издал «справочник по сравнительной психологии» в 3 тт., кроме того, написал «geschichtsphilosophie der philosophie-geschichte», 1933.
2) (kafka) франц (род. 3 июля 1883, прага – ум. 3 июня 1924, кирлинг, близ вены) – австр. писатель, философ. получил известность после того, как были опубликованы фрагменты его романов «процесс» (1915) и «замок» (1922), в которых он в поэтической притчеобразной форме воплотил мотив трагического бессилия человека перед абсурдностью мира. кафка выступал против свойственного человеку превращения в идола исторических назначений бога (нация, государство, церковь) и учил, что бог непостижим, что употребление всей силы воли используется врагами индивида, чтобы сокрушить его; однако перед божьим судом нет безгрешных. избр. соч. кафки изданы в сборнике «превращение» (1916).
3) (kafka) богумил (1878-1942) , чешский скульптор. портреты, аллегорические композиции, памятники (яну жижке на горе витков в праге, возведен в 1929-50).
кедворт1) (cudworth) ралф (род. 1617, адлер, соммерсетшир – ум. 26 июля 1688, кембридж) – англ, философ, основатель и глава кембриджской школы, защищал платонизм, опирающийся на христианство. согласно кедворту, нравственность обусловлена врожденными идеями, которые имеют абсолютную значимость. осн. произв. – «the true intellectuel system of the universe», 1687.
2) (cudworth) ралф (1617-88) , английский религиозный философ, главный представитель кембриджских платоников; мир, по кедворту, - лестница совершенства от косной материи до бога.
киренаики– представители греч. философской школы, последователи аристиппа из кирены.
ковалевский максим максимович (род. 27 авг. 1851, харьков – ум. 23 марта 1916, петроград) – рус. социолог, правовед, историк и этнограф, один из основателей московского психологического общества. испытал заметное влияние англ, социолога и философа герберта спенсера, что и предопределило его интерес к социологическим исследованиям. в своем учении о социальном прогрессе ковалевский проводил гуманистическую идею солидарности между социальными группами и народами, а главную задачу социологии видел в выявлении сущности этой солидарности, описании и объяснении ее многообразных форм. развивая сравнительно-исторический метод исследования общественной эволюции различных народов, предложил собственную общую формулу поступательного движения общественной жизни, в которой революции рассматривал как случайное и патологическое явление. осн. труды: «первобытное право» (вып. 1-2, 1886); «современные социологи» (1905); «социология» (т. 1-2, 1910).
коменский1) (komensky) ян амос (род. 1592 – ум. 1670) – чеш. педагог и филосдф. рассматривал познание как активный процесс, тесно связанный с разумным обучением. будучи убежденным в том, что все люди способны к познанию и образованию, считал необходимым дать простым людям доступ к знаниям. первым в истории педагогики построил систему дидактики («magna didactica») как особую науку обучения. его дидактические принципы (наглядность, постепенность, подражание, упражнение) требовали осмысленного познания законов природы и рационально построенного закрепления знаний. взгляды коменского оказали большое влияние на все последующее развитие педагогики. главные произв.: «открытая дверь к языкам», 1631; «великая дидактика», 1657.
2) (komensky) ян амос (1592-1670) , чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. основоположник дидактики. впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, разработал единую школьную систему. тр.: "великая дидактика" (1633-38), "открытая дверь к языкам" (1631), "материнская школа" (1632), "мир чувственных вещей в картинках" (1658) и др.
ксенофан(xenophanesxpofl. 580577, колофон, в малой азии – ум. 485 – 490 до р. x., элея, южная италия) древнегреч. философ. основал школу элеатов в южной италии, «первый среди элеатов цельный ум» (аристотель). хотя ксенофан мыслил большей частью с помощью поэтических образов, нежели понятий, он боролся с антропоморфистским представлением о боге. выступая против такого представления, он требовал «мудрости», свободной прежде всего от чувственных образов. именно в этом смысле понимал богов как одно и все. к природе он относился с благоговением, как к высшему совершенству. но полной уверенности в существовании богов и общей, единой природы, считал ксенофан, никто не достиг и не мог достичь, ибо если бы кому-нибудь и удалось стать на верный путь, то все равно он не узнал бы этого, т. к. все есть видимость. известны «фрагменты» стихотворений ксенофана, в которых он излагает свое учение.
кумберленд(cumberland) ричард (род. 15 июля 1631, лондон – ум. 9 окт. 1718, питерборо) – англ, философ, епископ англиканской церкви. в противоположность гоббсу считал движущей силой человеческого поведения не эгоизм, а дарованную богом склонность к деятельному проявлению воли. высшей этической задачей считал содействие всеобщему благоденствию. осн. произв. – «de legibus naturae», 1672.
ламенне1) (lamennais) филисите роберт де (род. 19 июня 1782, сен-мало – ум. 27 февр. 1854, париж) – франц. писатель и философ. первоначально – священник и самый ревностный антигалликанец, защитник папства и католицизма, однако позднее выступил за полное разделение церкви и государства, вследствие чего в 1834 испытал на себе папскую немилость. вместе с тем он всегда оставался защитником естественного христианства для человечества; в отношении теософии на него оказал влияние местр. осн. произв.: «la religion consideree dans ses rapports avec l`ordre politique et civil», 2 vol., 1825-1826; «paroles d`un croyanf», 1833 (рус. пер. «слова верующего», спб, 1906); «oeuvres completes», 11 vol., 1844 – 1847; «oeuvres posthumes», 5 vol., 1855-1858.
2) (lamennais) фелисите робер де (1782-1854) , французский публицист и религиозный философ, аббат, один из родоначальников христианского социализма. в 1830-32 в сотрудничестве с м. монталамбером, а. лакордером и др. издавал журнал "будущее". основные сочинения: "слова верующего" (1834; сразу после выхода осуждено энцикликой папы римского), "эскиз философии" (т. 1-4, 1840-46).
ланге1) (lange) фридрих альберт (род. 28 сент. 1828, вальд, близ золингена – ум. 21 нояб. 1875, марбург) – нем. философ; профессор с 1873; представитель марбургской школы; подвергся политическому преследованию за соч. «die arbeitfrage» (1865; рус. пер. «рабочий вопрос», спб, 1895); получил известность своей книгой «geschichte des materialismus und kritik seiner bedeutung in der gegenwart» (2 bde., 1866; рус. пер. «история материализма», спб, 1881 – 1883). в ней он стремился представить материализм как единственно обоснованный метод естественных наук, в то же время на основе кантовского критицизма отвергал материализм как метафизику. ибо метафизика, по ланге, возможна лишь как поэзия понятий, но не как наука. человек, во всяком случае, нуждается в дополнении материальной действительности им самим создаваемым идеальным миром, который ланге понимал как ядро религии, являясь в этом отношении сторонником шиллеровского этического энтузиазма.
2) (lange) оскар (1904-65) , польский экономист и статистик. председатель экономического совета при см польши (1957-62). сочинения в области политэкономии, статистики, экономико-математических методов.
3) (lange) фридрих альберт (1828-1875) , немецкий философ и экономист, представитель неокантианства. вслед за о. либманом призывал вернуться "назад к канту". сочинение: "история материализма" (ч. 1-2, 1866).
ланге николай николаевич (род. 12 марта 1858, петербург – ум. 15 февр. 1921) – рус. психолог, профессор философии одесского ун-та с 1888. сформулировал закон перцепции (стадиальный характер процесса восприятия от обобщенного чувственного образа предмета ко все более дифференцированному). разработал моторную теорию внимания как двигательной реакции организма, улучшающей условия восприятия. осн. работы: «история нравственных идей 19 в.», 1888; «душа ребенка в первые годы жизни», 1891; «психологические исследования», 1893; «психология», 1914.
лао1) -цзы (кит., букв. – старый учитель) (род. 604 до р. x. в царстве чу, провинция хэнань – ум. за пределами китая, по всей вероятности, в глубокой старости) – почетное имя кит. философа ли эра (ли бояня, лао даня), хранителя архива чжоуского двора. он – основатель даосизма; наряду с кунфуцием – величайший кит. мыслитель; ему приписывают авторство «дао дэ цзин» (трактат о пути и добродетели), пожалуй, более, чем др. кит. книги, переводившийся на иностранные языки. однако тот вид, какой она имеет сейчас, эта книга получила лишь после смерти лао-цзы. сверхземное дао, понимаемое иногда лао-цзы даже как разновидность персонифицированного божества, есть величайшее существо, первопричина всего бытия, к которой все снова возвращается. в доступном пониманию земном дао лежит «сянь» (прообразы, идеи) вместе с «дэ» (действующей силой). в соответствии с ними, согласно лао-цзы, должен жить человек – отчасти думающий, отчасти действующий, т.е. заниматься «увэй» («невозмутимое согласие»; только позднее, под влиянием буддизма, с
2) (лаосцы) , народ, основное население лаоса (св. 2,95 млн. человек). живут также на севере и северо-востоке таиланда (св. 15 млн. человек) и в других странах индокитая. общая численность 18 млн. человек (1992). язык лаосский. верующие - буддисты.
ле сенн1) (le senne) рене (род. 8 июля 1882, эльбеф, нижняя сена – ум. 1 окт. 1954) – франц. метафизик. исходил из идей гамелена и бергсона, близко стоял к христ. экзистенциализму. свою философию он называл «идео-экзистенциальным персоналистическим спиритуализмом»; «всеобщий дух» есть предварительное условие симпатии общества и познания; осознанное самим собой я обладает частицей бесконечного я, которое есть «ценность»; я и не-я в сознании взаимно пронизывают друг друга. сущность религии заключается в том, чтобы переступать границы сознания. осн. произв.: «intriduction a la philosophic», 1925; «le devoir», 1930; «le monsonge et le caractere», 1930; «obstacle et valeur», 1934; «traite de morale generate», 1942; «traite de carakterologie», 1945; «la destinee personelle», 1951; «la decouverte de dieu» (из наследия), 1955.
2) (le senne) рене (1882-1954) , французский философ, представитель "экзистенциального спиритуализма". развил учение о ценностях, связывающих человеческое сознание с абсолютом (богом). труды по этике и характерологии.
лекки(lecky) уильям эдуард гартполь (род. 26 марта 1838, ньютаун, близ дублина – ум. 22 окт. 1903, лондон) – ирл. историк; ученик бокля, исследователь истории культуры. осн. произв.: «history of the rise and influence of the spirit of rationalism in europe», 2 vol., 1865; «history of european morals from augustus to chalemagne», 2 vol., 1869.
ленивый разум– у цицерона, канта и др. разум, который отказывается от деятельности; поскольку фатализм прав, употребление разума в жизни оказывается излишним. ср. квиетизм.
липпс1) (lipps) ханс (род. 22 нояб. 1889, пирна – ум. 10 сент. 1941, россия) – нем. философ, с 1936 – профессор во франкфурте. работал в области логики и антропологии. как специалист в вопросах философии языка, он пытался, подобно л.лавеллю, отказываясь от логистических методов, проникнуть в реальные процессы протекания действительной речи, исходя из философии существования, признавая в качестве основы речи не логику языка, а то, что «полагают» за различными словами. осн. произв.: «hermeneutische logik», 1938; «die menschliche natur», 1942; «untersuchungen zur phдnomenologie der erkenntnis», 1928; «die verbindlichkeit der sprache», 1944; «die wirklichkeit des menschen», 1954.
2) (lipps) теодор (род. 28 июля 1851, валльхальбен, пфальц – ум. 17 окт. 1914, мюнхен) – нем. философ, психолог, эстетик; профессор с 1894. анализирующую прошлое психологию сделал осн. наукой для логики, эстетики, этики (для нормативных, по липпсу, наук) и вообще для всей философии. известное значение имеет его эстетика воли к художественному созиданию, которая психологически экспериментально обоснована и где особая роль принадлежит эстетике пространственного и теории вчувствования. осн. произв.: «grundzьge der logik», 1893; «komik und humor», 1898; «vom fьhlen, wollen und denken», 1902; «leitfaden der psychologie», 1903; «дsthetik» 2 bde., 1903.
3) (lipps) теодор (1851-1914) , немецкий философ, психолог, эстетик; наряду с в. вундтом и г. эббингаузом систематизатор немецкой психологии кон. 19 в.
лукиан1) (luckian) (род. ок. 125, самосата, сирия; поэтому его называют также лукиан самосатский – ум. ок. 180, афины) – греч. сатирик. был близок к кинической школе, высмеивал слабости людей, особенно их суеверия. с философской или философско-исторической точки зрения значителен как критик философского движения своего времени.
2) (ок . 120 - ок. 190), древнегреческий писатель-сатирик. ранние сочинения принадлежат направлению софистики второй. основное содержание зрелого творчества - философская сатира (см. "мениппова сатира"), направленная против традиционного почитания олимпийских богов, идеалистического догматизма и житейских предрассудков, проникнутая влиянием эпикуреизма, скептицизма и философии киников ("разговоры богов", "разговоры в царстве мертвых"). оказал влияние на сатирическую литературу возрождения (эразм роттердамский, у. гуттен, ф. рабле) и просвещения (дж. свифт, вольтер).
3) (ум . 312), христианский мученик и богослов, основатель антиохийской богословской школы. казнен в никомидии. память в православной церкви 15 (28) октября, в католической - 7 января.
мальро1) (malraux) андре (род. 3 нояб. 1901, париж – ум. 1976) – франц. писатель-философ. занимался археологией и китаеведением, много путешествовал по южной и восточной азии, афганистану и персии, россии и северной америке, проводил исследования в индокитае. пребывание в кантоне и испании связано с его революционной деятельностью; приблизительно с 1934 мальро начинает выступать против всех форм тоталитаризма, борясь за духовную свободу. в своих романах он изображает человека как обладающего силой соперника всевышнего. как художник слова, мальро был наиболее сильным из писателей современности, пишущих в духе экзистенциализма. осн. работы: «les conquestants», 1927 (рус. пер. «завоеватель»); «la voie voyale», 1929; «la condition humaine», 1933 (рус. пер. «условия человеческого существования»); «le temps du mepris», 1935 (рус. пер. «годы презрения»); «l`espoir», 1937 (рус. пер. «надежда»); «les noyers d`altenburg», 1941.
2) (malraux) андре (1901-76) , французский писатель, государственный деятель. в 1959-69 министр культуры. в романах, навеянных революционным подъемом на востоке и размышлениями о кризисе западной цивилизации ("завоеватели", 1928; "условия человеческого существования", 1933), борьбой народов против фашизма ("годы презрения", 1935; "надежда", 1937), предвосхитил некоторые идеи французских экзистенциалистов. работы по философии искусства.
мантика1) (от греч. mantis – пророк) – искусство прорицания, напр. астрология, хиромантия (искусство чтения по руке), гадание на картах, заклинание и вопрошение мертвых (некромантия), толкование снов и др.
2) (мантейя , мантия) (от греч. mantike - искусство прорицания), распространенное в др. греции и риме искусство гадания с целью познания воли богов. узнать волю богов можно было через вещего прорицателя (сивиллы, бакид, пифии), по полету птиц (ауспиции), через сны (ониромантия), по внутренностям животных, по расположению светил и небесным явлениям (астрология). в др. риме жрецы-гадатели объединялись в коллегии (авгуры, гаруспики).
марк аврелий антонин(marcus aurelius antoninus) (род. 26 апр. 121, рим – ум. 17 марта 180, виндобона, ныне вена) – рим. император из династии антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь эпиктета. оставил 12 написанных на греч. языке томов под общим названием «рассуждения о самом себе». в центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность – владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения. в марке аврелии трагически сочетались мужество и разочарованность.
мейер1) (меуег) ханс (род. 18 дек. 1884, этценбах, нижняя бавария – ум. 30 апр. 1966, там же) – нем. философ и педагог; с 1922 – профессор в вюрцбурге. работал над аристотелем, платоном, стоиками, патристикой, фомой аквинским; выступил с «geschichte der abendlдndlichen weltanschauung» (5 bde., 1946-1949), где он, по примеру дильтея и греция, с любовью и пониманием нарисовал картину развития философских проблем, попыток разрешения и влияния их на мировоззрение людей соответствующей эпохи (включая знание о космосе, оценки, переживаемый порядок ценностей и формирование жизни). это соч. мейера еще и по сей день является самым объемистым из всех произв. по истории философии, вышедших из-под пера одного автора. кроме того, мейер написал: «systematische philosophie», 1954-1957.
2) (meyer) виктор (1848-97) , немецкий химик-органик. труды по алифатическим нитросоединениям (открыл в 1872 носящую его имя реакцию), оксимам и др. разработал метод определения молекулярных масс по плотности паров. ввел в науку термин "стереохимия".
3) (meyer) стефан (1872-1949) , австрийский физик. труды по радиоактивности и ядерной физике. определил (совместно с э. швейдлером) период полураспада полония, установил превращение полония в свинец. обнаружил (1899) отклонение лучей радия в магнитном поле.
меланхтон1) (melanchthon) филипп, настоящая фамилия шварцерд (род. 16 февр. 1497, бреттен – ум. 19 апр. 1560, виттенберг) – нем. теолог и педагог эпохи реформации; с 1518 – профессор. в качестве основателя протестант, неосхоластики сохранял известное влияние вплоть до 18 в., особенно благодаря своему учению о праве и государстве. будучи приверженцем гуманизма, он временно, под влиянием лютера, отходит от него (к этому времени относятся его «theologische punkte», 1521, – первая протестант, догматика); несмотря на то что позднее меланхтон снова сближается с гуманизмом, он оказывается не в состоянии найти действительный синтез между гуманизмом и протестантизмом и останавливается на аристотелизме (гуманистическом). философская система меланхтона охватывает диалектику (учение о логике и познании) как искусство «правильно, систематизированно и ясно обучать», физику (выступая как противник коперниковской картины мира), психологию (само это название ведет начало от меланхтона) – примыкая здесь к аристотелю и библии – и этику. место метафизики в философии, по меланхтону, должна занять теология. в духе эразма роттердамского и в противоположность лютеру меланхтон выступает за свободу воли. и уже совершенно самостоятельно разрабатывает в качестве завершения философии и в качестве этики обстоятельную систему духовной и гражданской справедливости, которая, с одной стороны, является этикой убеждения в божественном повиновении, а с другой – этикой закона десяти заповедей ветхого завета. благодаря своей академической преподавательской деятельности и участию в создании классической гимназии меланхтон получил имя «praeceptor germaniae» («учитель германии»).
2) (melanchton) филипп (1497-1560) , немецкий протестантский богослов и педагог, сподвижник м. лютера. составитель аугсбургского исповедания.
метафизика света– совокупность учений о внеземном происхождении света и о его значении для человека. античная философия почти вся была проникнута убеждением, что идеи излучают свет и что познание – прозрение под влиянием этого света. августин в своей исповеди изрекает: «слово бога есть истинный свет, освещающий всего человека». но уже цицерон говорит о естественном свете (lumen naturale) человеческого разума, а в эпоху средних веков проводят различие между этим естественным светом и светом сверхъестественным (lumen supranaturale), т.е. пониманием, вызванным божественным откровением. августин, бонавентура и др. учат, что для совершенного духовного познания, кроме человеческой силы познания, необходимо еще особое освещение божественно-духовным светом, благодаря которому человек достигает видения вечной истины. эта т. н. теория иррадиации, или иллюминации, явилась духовной основой возникшего в 17 в. ордена иллюминатов, разновидности масонского ордена, который боролся за просвещение, космополитический образ мыслей и выступал против монархии; членами его были песталоцци, гердер, гёте и др.
мо1) -цзы – см. мо ди.
2) , применяемое в некоторых странах наименование единицы электрической проводимости, равной проводимости проводника сопротивлением 1 ом, т. е. мо = ом-1. общепринятое наименование - сименс.
монтегю1) (montague) уильям пепперелл (род. 24 нояб. 1873, челси, массачусетс – ум. 1953, нью-йорк) – амер. философ; с 1920 – профессор колумбийского ун-та в нью-йорке, находился под влиянием ройса, близок к идеалистическому персонализму. ведущий представитель амер. неореализма. знание и веру он пытался соединить в «спиритуалистическом», или «анимистическом», материализме. задача философии, согласно монтегю, – формирование действительности. осн. произв.: «the new realism» (в соавторстве с другими), 1912; «the ways of knowing or the methods of philosophy», 1925; «the ways of things. a philosophy of knowledge, nature and value», 1940.
2) (montague) уильям пепперелл (1873-1953) , американский философ, представитель неореализма; эволюционировал к неотомизму.
морелли1) (morelly) (род. 1769, витри-ле-франсуа – год смерти и настоящее имя неизвестны) – франц. философ-социолог, аббат, представитель франц. утопического коммунизма. его «code de la nature», 1755 – 1760 (рус. пер. «кодекс природы, или истинный дух ее законов», 1921) явился вкладом в идеологию франц. революции 1789; ссылаясь на платона, он защищал утопически-гуманистическую коммунистическую доктрину и характеризовал частную собственность и лежащий в ее основе эгоизм как корень всех раздоров и всех несчастий. морелли предполагал, что коммунизм будет осуществлен не в отдельных небольших общинах, как считали ранние утописты, а в масштабе целой страны с централизованным учетом и распределением труда и его продуктов.
2) (morelly) , аббат, представитель французского утопического коммунизма 18 в. основное сочинение - "кодекс природы, или истинный дух ее законов" (1755, вышло на французском языке в амстердаме анонимно).
3) (morelli) рина (1908-76) , итальянская актриса. в 30-х гг. выступала в театре "элисео" (рим). в 1940-50 работала под руководством л. висконти, что способствовало утверждению морелли как одной из крупнейших современных актрис. в 1946 с актером п. стоппа организовали труппу. снималась в кино.
мышления формы– способы и виды формальной организации мыслительного процесса, абстрагированные от его содержательной компоненты. кант и гегель рассматривали формы мышления в качестве философских категорий. свое дальнейшее развитие система форм мышления получила в философии экзистенциализма, особенно у хайдеггера и ясперса.
необратимое(от лат.) – то, что не может быть повернуто вспять; так называются процессы, направление и ход которых не могут совершаться в обратную сторону, напр. время, движение, превращения энергии движения, жизненные процессы (развитие организма от яйца до смерти, пищеварение), человеческая история и т.д.
неовитализм– термин, который впервые ввел в 1856 вирхов, желая подчеркнуть отличие своей теории от прежних форм витализма. принимая принцип каузальности и понятие закона, характерное для естественных наук, неовитализм пытается обосновать идею о том, что в жизни организмов действует особая сверхмеханическая, сверхматериальная жизненная закономерность. представители неовитализма: икскюлъ, решке, дриш и др.
неогегельянство1) – неоднородное философское течение, получившее наибольшее распространение с начала 20 в. в германии, а также во франции, англии, голландии, италии, россии, скандинавии и сша неогегельянцы, ссылаясь на гегеля, склонялись к методу диалектики, к метафизике, а особенно к метафизическому толкованию культуры и истории, к защите идеи абстрактного государства силы и к выдвижению на первый план наук о духе в противоположность естественным наукам. главные его представители: к.фрейер, г.глокнер, т.л.геринг, т.литт, б.бозанкет, ф.г.брэдли, б.кроче, дж.джентиле (первоначально), дж.ройс, г.болланд, дж.э.мак-таггарт, дж.х.стирлинг, .в.дильтей, и.а.ильин, ж.валь, а.кожев. международный «гегелевский союз» образовался в 1930 (центр – голландия). после прихода национал-социалистов к власти в германии антифашистски настроенные неогегельянцы в большинстве своем эмигрировали из страны. попытки возрождения неогегельянства в послевоенной германии (т. литт и др.).имели ограниченный успех.
2) , разнородное течение в философии кон. 19 - 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения г. в. ф. гегеля. в центре неогегельянства - проблемы философии истории и культуры, государства, права; диалектический метод истолковывался как синтез различий, примирение противоположностей. представители: дж. х. стирлинг, э. керд, ф. г. брэдли, б. бозанкет, дж. э. мак-таггарт, р. дж. коллингвуд (великобритания), г. болланд (нидерланды), б. кроче, дж. джентиле (италия), в. дильтей, р. кронер (германия), и. а. ильин (россия), ж. валь, а. кожев (франция). международный "гегелевский союз" (1930), конгрессы: 1930 (гаага), 1931 (берлин), 1934 (рим). как самостоятельное течение распалось в сер. 1930-х гг.
нибур1) (niebuhr) рейнхольд (род. 21 июня 1892, райт-сити, сша – ум. 1 июня 1971, стокбридж, массачусетс) – амер. протестант, теолог, представитель диалектической теологии. объявлял иллюзорными и наивными надежды на приведение общества в соответствие с требованиями христ. морали, а личности – с возможностью совершенствования, утверждая, что любые попытки построения справедливого общественного порядка наталкиваются на злую и эгоистичную, греховную сущность человека. сделал вывод об «иронии», считая, что история, будучи сферой столкновения иррациональной свободной воли людей и воли бога, неподвластна человеку, который, желая подчинить ее себе, всегда получает результаты, обратные ожидаемым. эгоизм личности, группы людей почти всегда стремится предстать в качестве интересов не этих лиц, а всеобщих интересов. в своих работах нибур призывает протестант, теологов не впадать в иллюзии, а понять, что только непосредственная практическая «благая» деятельность поможет предотвратить противоречия или смягчить те из них, которые представляются неразрешимыми. осн. труды: «moral man and immoral society», 1932; «the nature and destiny of man», v. 1-2, 1941 – 1943; «faith and history», 1949; «the irony of american history», 1952.
2) (niebuhr) бартольд георг (1776-1831) , немецкий историк античности, иностранный почетный член петербургской ан (1826). основной труд "римская история" (т. 1-3), оставшийся незавершенным, - изложение истории рима до 241 до н. э. основатель научно-критического метода в изучении истории.
3) (niebuhr) рейнхольд (1892-1971) , американский протестантский теолог, близкий кругу идей диалектической теологии; с нач. 30-х гг. выступил с критикой либерального протестантизма 19 - нач. 20 вв., считая иллюзорными его социальный оптимизм и веру в прогресс.
нумений из апамеи(жил ок. 150 после р. x.) – античный философ, представитель неопифагореизма и среднего платонизма. стремился доказать, что философия платона вытекает из философии пифагора, а последняя – из мудрости востока. утверждал, что бог проявляется в трех ипостасях: как чистый дух (первый ум – нус), как творец мира (второй ум) и как космос (третий ум). по др. источникам, третьим богом, по нумению, является злая мировая душа, тесно связанная с материей, от нее произошла смертная часть человеческой души, или неразумная душа. высшая часть человеческой души (разумная душа) сопричастна первому уму и познает его «один на один». отрывки из его соч. в «fragmenta philosophorum graecorum».
объем понятия– совокупность всех представлений (менее точно – всех предметов), охватываемых данным понятием, т.е. тех, для которых это понятие является ближайшим родовым понятием.`
окен1) (oken) лоренц, собственно, окенфус (род. 5 авг. 1779, больсбах, баден – ум. 11 авг. 1851, цюрих) – нем. медик и натурфилософ; профессор в йене (в 1819 по требованию правительства был вынужден отказаться от профессуры в йенском ун-те), мюнхене и цюрихе. в 1822 учредил ежегодные собрания, а в 1830 – общество нем. естествоиспытателей и врачей, в 1817 – 1948 издавал журнал «isis». по своим философским взглядам окен близок к шеллингу и гёте. из божественного мышления, божественного света вследствие его «затвердения» возникает, согласно окену, природа с ее бытием и порядком. благодаря действию оптических и электрических сил из первоначальной слизи, обладающей клеточным строением, формируются организмы, а затем и человек как совокупность всех возможностей и органов жизни, в т. ч. души и духа. позднее окен все чаще и чаще стал выражать свои мысли посредством дерзких аллегорий и аналогий. осн. произв.: «lehrbuch des systems der naturphilosophie», 3 tie., 1808-1811; «lehrbuch der naturgeschichte», 3 bde., 1813-1827.
2) (oken) лоренц (наст . фам. оккенфус, ockenfu?) (1779-1851), немецкий естествоиспытатель и натурфилософ, последователь ф. в. шеллинга.
пазиграфия(от греч. pas – всякий и графия) – универсальное, общепонятное письмо, выражение понятий общедоступными символами. выработать пазиграфию стремились раймунд луллий, лейбниц (см. charqcteristica universalis) и др. пазиграфия применяется в логистике.
парафизика(от греч. para – возле, около, напротив и физика) – см. оккультизм.
пассивизм– поведение, которое состоит в том, что человек, придерживающийся его, избегает вмешиваться в судьбу или влиять на ход событий, происходящих во внешнем мире, на том основании, что невозможно обозреть следствия этого вмешательства и нельзя отвечать за них. «мудрец не рискует действовать» (чжуанцзы); см. самоопределение, самоназначение.
патристика(от лат. pater – отец) философия и теология отцов церкви, т.е. духовно-религиозных вождей христианства до 7 в. (см. также учителя церкви). обычно проводят следующее деление: 1) апостолические отцы, примыкающие непосредственно к апостолу павлу. 2) апологетические (защищающие) отцы 2 в., пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христ. учения с греч. философией, причем иногда они представляли христианство в виде новой философии (юстин, 100 – 167 после р. x., затем афинагор, вторая пол. 2 в.). ко 2 в. относится спор с гностиками, на позиции которых переходит тациан (вторая пол. 2 в.). завершает этот период тертуллиан. 3) 3 в. и нач. 4 в. характеризуются первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о христе, породившего многочисленные попытки его решения. противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в тезисе афанасия (295-378), утверждавшего, что христос божествен, а с другой – в отрицании арием его божественности. в то время как философия климента александрийского была еще не систематизированной, ориген, заимствовавший из греч. философии ее понятия и в значительной мере соглашавшийся с идеями неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства (см. александрийская философия). 4) в 4 в. и нач. 5 в. христианство впервые начинает исследовать свою историю. догма о троице получает вскоре свою окончательную формулировку. евсебий кесарейский, склонявшийся к арианизму, написал первую историю церкви и ее догм; он утверждал, что платон и вообще греч. философия оказали влияние – через ветхий завет, в частности, – на моисея. три великих каппадокийца, находившиеся под влиянием платона и оригена, занимались систематизацией теологии в противовес арианизму. 5) с кон. 4 в., т.е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после ее признания в 323 императором константином великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. после гилария пуатье, «афанасия запада» (310-367) и амвросия майландского, «латинского филона» (340 – 397) августин блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и ее претензии на руководство душами и святое посредничество. своим учением о божественном государстве («граде божием») он закладывает фундамент исторической метафизики. против этого учения, как полагают, боролся пелагий (см. пелагианизм). 6) на востоке к схоластике относятся: не являющийся вполне христ. философом, но чрезвычайно близкий неоплатонизму синезий киренский (370-450) и немезий эмезский (первая пол. 5 в.). большое значение в 5 и 6 вв. имела последовательная христ. школа ученых из газы. «первый схоласт» леонтий византийский (485-543), максим исповедник (580-662) и иоанн дамаскин (700-750) окончательно превращаются в представителей схоластики (см. византийская философия). на западе у боэция и историка кассиодора (490-583) христ. содержание отходит на задний план, снова оно выдвигается (в церковнополитическом плане) у исидора севильского (560-636). мартин бракарский (ум. 580) и беда венерибилис достопочтенный – «последний отец церкви» – являются уже ярко выраженными представителями (западной) схоластики.
перцептивная константность– также объектная константность, или феномен константности, – тенденция, свойственная животным и человеку, видеть знакомые объекты постоянными по форме, размеру, цвету и положению в пространстве независимо от изменения угла зрения, расстояния или освещения. восприятие объекта соответствует самому объекту или представлению о нем, а не непосредственно действующем стимулу. перцептивная константность лежит в основе способности опознавать объекты независимо от условий, которые «принимаются во внимание» в процессе умственного воссоздания знакомого образа. напр., снег воспринимается белым при лунном свете так же, как при в 800 тыс. раз более ярком солнечном освещении. перцептивная константность уменьшается в условиях малого знакомства с объектом и при ограниченном числе факторов окружающей среды, способствующих опознанию объекта.
пико делла мирандола(pico della mirandola) джованни (род. 24 февр. 1463, замок мирандола – ум. 17 нояб. 1494, флоренция) – итал. гуманист и философ, противник астрологии, последователь савонаролы (1452-1498), склонялся к каббале. при этом он «был единственным, кто провозгласил и энергично ратовал за науку и истину всех эпох в противовес одностороннему превознесению классической древности» (як. буркхардт). осн. произв. – «de dingitate hominis», 1496.
плотин(plotinos) (род. 205, ликополь, египет – ум. 270, минтурнэ, кампания) – древнегреч. философ, учился в александрии у легендарного аммония саккаса; затем – уже после участия в персидском походе императора гордиана – возглавил собственную школу в риме, которую опекал император галлиен. плотин уделял такое большое внимание одухотворению, что стыдился своего тела. выступил также систематизатором неоплатонизма. он исходил из «единого», которое является первосущностыо, но не разумом, не предметом разумного познания. «единое» выделяет из себя благодаря излиянию (эманации) мировой дух`, нус. нус производит из себя мировую душу; он заключает в себе мир идей, истинный мир, в то время как чувственный мир представляет собой только иллюзорное отражение мира идей. мировая душа дробится на отдельные души. материя возникает как низшая ступень эманации, как «несуществующее», «злое», как абсолютное отрицание божественной первосущности. последняя, и высшая, цель души, выделяющейся из «единого», – воссоединение с ним благодаря экстазу, по отношению к которому познание является только подготовительной ступенью. ученик плотина, порфирий, издал из его соч. 54 произв. (в 6 частях) – «эннеады». под названием «избр. трактаты» произв. плотина публиковались в: «вера и разум», 1898, № 8-19; 1899, № 2, 6, 11-15; 1900, № 18-21.
посидоний(poseidonios) (род. ок. 135, апамея, сирия – ум. 51 до р. x., остров родос) – древнегреч. философ, влиятельнейший мыслитель средней стой, руководитель основанной панэцием в родосе школы, где его слушали цицерон и помпеи; полагают, что он был универсальным для своего времени ученым. будучи философом, естествоиспытателем, математиком, астрономом, географом, историком и этнографом, он создал (сохранившуюся только в отрывках) философско-научную эклектическую систему, которая в центре божественной всеобщей природы помещает человека, дуалистически расколотого на тело и душу (за грехи возвращенную в тело). «благодаря сочетанию выраженного в яркой форме осмысления действительности с не менее развитым чувством иррационального в мире и человеческой жизни, а также благодаря остроумной и доходчивой форме изложения в своих многочисленных соч. он оказал огромное влияние на чувства и мысли современного ему мира и последующее развитие» (в. нестле). произв. посидония содержатся в «poseidonius», v. l, cambridge, 1972.
принцип прегнантности– см. прегнантности правило.
просиллогизм(от греч. pro + syllogismos) – предварительное умозаключение; см. умозаключение.