Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Нидерландская философия

Глоссарий по философии
    – с давних времен многими своими сторонами связана с философскими воззрениями народов соседних стран. в голл.-флам. странах самостоятельная философия развивалась уже в средние века, с 13 в. последователь аристотеля генрих ван гент (1217 – 1293) явился создателем философской системы, которая существенным образом отличалась от теорий его современников. у сигера брабантского мы находим концепцию, примыкающую к философии аристотеля, но ориентирующуюся на аверроизм. генрих батский (1246-1310) пишет о неоплатонизме, а вильгельм мербекский (1215 – 1286) переводит греч. философов, забвение философии во имя теологии означало поворот к мистике, особенно у яна ван рюйсбрека и гирта грота. взгляды фомы кемпийского, автора «imitatio christi», носили ярко выраженный религиозный характер, тогда как единомышленник николая кузанского – дионисий картезий (1402/03-1471) – был философом в собственном смысле слова. новый толчок развитию мистического направления в нидерл. философии дал вессель гансфорт, один из наиболее известных гуманистов. рудольф агршола подверг критике схоластику. в период реформации и расцвета гуманизма нидерл. философия достигла своего апогея в учении эразма роттердамскою. наконец, в нидерл. философии вновь возрождается реализм – на этот раз в философии морали корнхерта (1522 – 1590). картезианство имело своего представителя в лице арнольда гейлинкса; гуго гроций защищал гуманизм; натурфилософию развивали ф.м. ван гельмонт и – очень умеренно – анатом бургаве (1668-1738). в 17 в. в нидерландах, которые стали прибежищем независимого духа, жили декарт и ангелиус силезский, б ей ль и спиноза. франца гемстергейса, философия которого имела пантеистическую, эстетическо-мистическую окраску, можно считать предшественником романтики. в 19 в. нидерл. философия испытала влияние канта, шеллинга и гегеля, но оно было непродолжительным. с 60-х годов на арену снова выходит спинозизм (ван флотен, ланд, мейнсма); он воплощается в философии бирен-де-хана (1866-1943). роль освободителя нидерл. философии от оков классической филологии и теологии принадлежит корнелиусу виллему опзомеру, философия которого имеет естественнонаучную, позитивистскую и антиметафизическую направленность. он хотел поставить философию на службу жизни. в нач. 20 в. в нидерл. философию проникло неогегельянство; особенно крупным его представителем был г. болланд. б. и. овинк (1854-1922) являлся сторонником марбургской школы неокантианства. наконец, в нидерл. философии намечается новый поворот к естественнонаучному позитивизму – на этот раз в форме психического монизма георга хеймана и его учеников. в современной нидерл. философии наиболее характерными направлениями являются: феноменология (г. ван дер лев, е. де брёйне), экзистенциализм (р.ф.берлинг), логистика (е.в.бет, р.фейс). философы, примыкающие к кальвинизму, развивают религиозный персонализм: р. а. констам, дойеверд и волленховен. в католич. кругах значительную роль играет неотомизм (бейсенс, л. де реймакер).




Нидерландская гвиана; см. surinam, русский

Нидерландская революция, русский
    (1566-1609) , в нидерландах исторических; проходила под знаменем кальвинизма и была направлена на полную ликвидацию испанского господства и феодального произвола. консервативное бюргерство в союзе с оппозиционным дворянством (во главе с вильгельмом оранским) выступало против крайностей испанского режима. основные вехи: иконоборческое восстание 1566, всеобщее восстание 1572 в северных провинциях, восстание 1576 в южных провинциях, создание утрехтской унии (1579). завершилась освобождением от испанского господства северных провинций (территория современного государства нидерланды) и образованием республики соединенных провинций (южные провинции к 1585 отвоеваны испанией).


Нидерландская школа, русский
    (франко-фламандская школа) , направление в музыке 15-16 вв., сложившееся на территории нидерландов исторических. знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии т. н. строгого стиля. представители. - г. дюфаи, й. окегем, я. обрехт, жоскен депре, о. лассо. в духовных и светских сочинениях (мессы, мотеты, мадригалы, многоголосные песни) композиторы широко применяли развитую имитационную технику, сложные контрапунктические соединения. использовали числовую музыкальную символику.


Нидерландские антильские острова, русский
    (нидерл . niderlandse antillen), владение нидерландов в вест-индии (о-ва аруба, кюрасао, бонайре и др.). общая площадь 961 км2. население 192 тыс. человек (1993), главным образом негры и мулаты. официальный язык - нидерландский. адм. ц. - виллемстад. основа экономики - переработка нефти (заводы на о-вах аруба и кюрасао). вывоз нефтепродуктов. туризм.


Нидерландский, русский

Нидерландский антильский гульден, русский

Нидерландский язык, русский
    (голландский) , язык голландцев, официальный язык нидерландов, суринама и один из двух официальных языков бельгии, относится к германской группе индоевропейской семьи языков. письменность на основе латинского алфавита.


Нидерландское королевство, русский
    , образовано венским конгрессом. 1814-15 в составе нидерландов и бельгии под властью короля вильгельма i. в нидерландском королевстве установилось фактическое господство нидерландов, экономические и политические интересы бельгийских провинций ущемлялись. бельгийская революция 1830 привела к отделению бельгии и распаду нидерландского королевства.


Философии институт ран (ифан), русский
    , организован в москве в 1929 в результате преобразования философской секции коммунистической академии. с 1936 в системе ан.


Философия, русский
  1. Мoвпаланбур

  2. (от греч. phileo люблю, sophia – мудрость) – любовь к истине. в этом смысле слово «философия» употреблялось впервые в сократической школе. слово «philosophos» впервые встречается у гераклита, обозначая исследователя природы вещей. вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. то от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. на философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. то, что выступает под названием «философия», в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет всеобщезначимых результатов – того, что можно познать и чем благодаря этому можно обладать. в-то время как науки получили в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия. нельзя отрицать того, что в философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. то, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным познанием и уже не является философией, а относится к особой области знания. в противоположность . наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. конечно, мы ушли дальше, чем древнегреч. врач гиппократ. но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше платона. мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. в самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему. достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, т.е. одинаковой `для всякого человека, это – убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. в то время как научное познание направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого, в философии речь идет о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому, – об истине. там, где вспыхивает свет этой истины, она схватывается глубже, чем всяким научным познанием. правда, развитая философия связана с науками, она делает своей предпосылкой то наиболее высокое состояние, которое достигнуто науками в соответствующую эпоху. но смысл философии имеет совершенно др. происхождение. «там, где пробуждается человек, прежде др. наук выступает философия» (к. jaspers. einfьhrung in die philosophie, 1950). для философских вопросов характерна радикальность: исследуется не та или иная причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему целому; т. к. для философствующего человека решающее есть чувственно данное, то всякое философствование является «экзистенциальным». согласно платону, философия – познание сущего, или вечного, непреходящего; по аристотелю, философия – исследование причин и принципов вещей. стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности, эпикурейцы – как путь для достижения счастья посредством разума. в эпоху христ. средневековья философия, в противоположность теологии (божественной мудрости), становится мирской мудростью, органом которой является естественный свет разума, в то время как органом теологии является сверхъественный свет, откровение. фрэнсис бэкон и декарт понимают под философией целостную, единую науку, облеченную в понятийную форму. христиан вольф называет философию наукой о всех возможных вещах – как и почему они возможны. кант отличает философию в ее школьном понимании – как систему всех философских знаний – от философии, рассматриваемой с точки зрения понимания ею мира, как науку об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. фихте считает: то, что схватил наш дух, создал вокруг себя и внес в высший порядок вещей, и есть имеющаяся в нас философия; в нас должен существовать философ, наша целостная сущность; все наше духовное образование и образование сердца должно само быть философией. шеллинг ставит условие: призванным к философии является не тот, чей дух еще совершенно подобен tabula rasa, а тот, кто благодаря опыту познал всю широту и глубину того, что подлежит пониманию. гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. согласно шопенгауэру, перед философией стоит задача повторить всю сущность мира в понятиях – в абстрактной, всеобщей и отчетливой форме. гёте признает себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое, спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. согласно н. гартману, философия является мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир и самого себя. философия как система обычно делится на теорию познания, метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования, теологию), логику (логистику, математику), этику, философию права, эстетику и философию искусства, натурфилософию, философию истории и культуры, социальную и экономическую философию, религиозную философию, психологию. история философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. философы всех времен и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, метафизика, этика и т. д. попытки разрешения этих проблем могут быть объединены в три большие историко-философские области: европейская философия, индийская философия и китайская философия. эти области делятся на историю философии отдельных народов (греч., нем., франц., англ., иудейскую и пр.), которые тем не менее связаны друг с другом через выдающиеся философские системы, направления, течения, школы и проч., и историю этих направлений, течений и т. д. (теория познания, метафизика, этика и т. д., патристика, схоластика, просвещение и т. п., реализм, идеализм, материализм и т. д.).

  3. (от фил ... и греч. sophia - мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. в решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. исторические формы философии: философские учения др. индии, китая, египта; древнегреческая, античная философия - классическая форма философии (парменид, гераклит, сократ, демокрит, эпикур, платон, аристотель); средневековая философия - патристика и выросшая из нее схоластика; философия эпохи возрождения (г. галилей, б. телезио, н. кузанский, дж. бруно); философия нового времени (ф. бэкон, р. декарт, т. гоббс, б. спиноза, дж. локк, дж. беркли, д. юм, г. лейбниц); французский материализм 18 в. (ж. ламетри, д. дидро, к. гельвецкий, п. гольбах); немецкая классическая философия (и. кант, и. г. фихте, ф. в. шеллинг, г. в. ф. гегель); философия марксизма (к. маркс, ф. энгельс, в. и. ленин); русская религиозная философия 19-20 вв. (в. с. соловьев, с. н. булгаков, с. л. фрак, п. а. флоренский, н. а. бердяев, л. шестов, в. в. розанов); философия русского космизма (н. ф. федоров, к. э. циолковский, в. и. вернадский); основные направления философии 20 в. - неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

  4. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, об общих законах развития природы, человека и общества. философия вырабаты- вает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем челове- ка; она исследует познавательное, ценностное, социально- политическое, нравственное и эстетическое отношение челове- ка к миру. будучи детерминирована социальной действительно- стью, философия оказывает активное воздействие на обществен- ные отношения, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. философия – одна из девяти форм общественного сознания. [127].


Философия, русский

Философия веры, русский
    – см. философия чувства.


Философия жизни, русский
  1. – в широком смысле слова всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни, особенно если она оставляет в стороне теоретическое знание, обращаясь к неподдельной полноте непосредственного переживания. философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой»; она стоит на стороне чувства, инстинкта, выступая против интеллекта; она защищает иррационализм и мистику от всякого рационализма, созерцание – от понятия, «творческое» – от «механического». к сторонникам философии жизни причисляют многих досократиков (особенно эмпедокла) и стоиков, а также нем. натурфилософов послереформаторского периода, начиная с парацельса (особенно ван-гельмонта-старшего), представителей иррационализма 18 в. (особенно гаманна, гердера и гёте), нем. идеализма (особенно шеллинга), романтизма и биологизма. основателем современной, подчеркнуто антирационалистической философии жизни считается шопенгауэр и в еще большей степени ницше. в нач. 20 в. философия жизни в лице бергсона, зиммеля, дилътея, кейэерлинга и клагеса достигла вершины своего развития. в настоящее время философия жизни имеет только историко-философское значение, являясь предшественницей экзистенциализма – философии существования. переоценивая биологический момент, смешивая психическое и духовное, она неспособна понять объективное положение вещей. «философами жизни» называют иногда также моралистов.

  2. , философское течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. в различных вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естественноорганическое начало в противоположность механически-рассудочному (ф. ницше, л. клагес, т. лессинг, л. фробениус и др.), как космическая сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" а. бергсона), как исторический процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (в. дильтей, г. зиммель), которая противопоставляется механической "цивилизации" (о. шпенглер). оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.


Философия и операционный стиль руководства, русский

Философия истории, русский
  1. (выражение «философия истории» ввел вольтер, фактически же оно восходит к античности) – философское истолкование и оценка истории, т.е. по большей части результатов исторического исследования и изложения истории. важнейшими системами философии истории являются следующие: теологическая философия истории считает движущей силой истории решение бога; метафизическая философия истории – трансцендентальную закономерность или судьбу; идеалистическая философия истории – идеи, духовно-научную или духовно-душевную жизнь человека; натуралистическая философия истории – природу человека как обладающего побуждениями, страстями и его среду; материалистически-экономическая философия истории – экономические отношения. в зависимости от того, как определяется роль человека в истории, существует индивидуалистическая и коллективистская философия истории. с др. стороны, им противостоит фаталистическая (детерминистская) и активистическая (индетерминистская) философия истории. др. важные проблемы философии истории: сущность и границы исторического познания, образование понятий исторической науки, т. н. исторический закон, т. н. смысл истории – все эти проблемы сводятся к вопросу о том, связан ли необходимым образом «прогресс» с ходом истории и какие ступени при этом должны быть пройдены. исторически философия истории начинается в античности исследованиями геродота и фукидида о силе исторического движения, далее идет через полибия к целостному пониманию посидония и нравственно-политическому – плутарха. августин создал философию истории божественного государства, нашедшего свое земное выражение в христ. церкви, и его философия истории оказала решающее влияние на последующее тысячелетие. только в 18 в. философия истории принципиально вышла за пределы августиновского учения, на котором она основывалась в течение столетий; правда, она стала психологизирующей, желающей видеть в истории осуществление законов индивидуальной душевной жизни. нем. идеализм с его предшественниками, начиная с лейбница, считает господствующими в истории метафизические силы и идеи, а человека рассматривает как вплетенного в эмпирические и трансцендентальные события истории; гегель прямо-таки всю действительность считает историей, в которой господствует мировой разум. философия истории 19 и нач. 20 в. примыкает к философии истории 18 в., большей частью полемизируя с естественно-научной точкой зрения и часто развивая весьма абстрактную логику и теорию познания истории, нередко также склоняясь к историзму, или, как артур шопенгауэр, якоб буркхардт и освальд шпенглер, к пессимизму, или, как арнольд тойнби, к умеренному оптимизму, или, как марксизм, к принципиальному оптимизму, опирающемуся на диалектику мировых событий. все большее значение приобретает теологическая философия истории верующих. на последний вопрос, стоящий перед философией истории, – имеет ли смысл человеческая история – в настоящее время отвечают в общем отрицательно (за исключением христ. философии истории). см. также ожидание гибели. выдающиеся представители философии истории: вико («основания новой науки», 1940), монтескье («о духе законов», 1809), лессинг («мысли о воспитании рода человеческого»), гердер («идеи о философии истории человечества», 1959), кант («ideen zu einer allgemeinen geschichte in weltbьrgerlichen absicht», 1784), фихте («die grundzьge des gegenwдrtigen zeitalters», 1800), новалис («die christenheit oder europa», в «fragmente», 1802), гегель («лекции по философии истории», 1935), маркс и энгельс («манифест коммунистической партии», 1848), буркхардт («weltgeschichtliche betrachtung», 1905), дильтей («einleitung in die geisteswissenschaften», 1928), шпенглер («закат европы», 1923), теодор лессинг («geschichtsphilosophie als sinngebung des sinnlosen», 1927; «europa und asien», 1930).

  2. , раздел философии, занимающийся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. представители философии истории (термин ввел вольтер) объявляли движущей силой истории божественное предопределение (августин), божественный разум (и. г. гердер), абсолютный дух (гегель), неизменную природу человека и его естественные условия (просветители, л. фейербах). в философии истории нового времени выдвигаются концепции исторического круговорота (о. шпенглер, а. тойнби, п. а. сорокин), христианской концепции смысла истории (н. а. бердяев, ж. маритен, р. бультман, р. нибур).


Философия морали, русский
    Наука, в частности в католич. теологии, – то же, что и этика.


Философия открытых систем, русский

Философия политическая, русский
    Одна из наук о политике, изучающая взаимоотношения между личностью, обществом государственной властью, выявляющая смысл политических явлений и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики.


Философия права, русский
    – философско-понятийное осмысление сущности права, его возникновения, связи с др. явлениями объективного духа, осмысления соизмеримости сформулированных и кодифицированных правовых положений с лежащими в их основе идеями и нравственными целями. в частности, философия права рассматривает право с логической, гносеологической, психологической, социологической и этической точек зрения. различные по содержанию направления философии права объясняются различиями в мировоззрении, лежащем в их основе, и в том историческом состоянии права, с которым связано его философское осмысление. до настоящего времени важнейшими направлениями философии права были: естественное право, историческая правовая школа (савиньи), неокантианское направление (р. штаммлер).


Философия природы, русский
    – см. натурфилософия.


Последователь, русский
    Последователь , ученик


Религиозный, русский
    Религиозный , благочестивый, духовный


Единомышленник, русский

Направления, русский

Николай из отрекура, русский
    (nikolaus d`autrecourt) (ум. после 1350) – франц. представитель поздней схоластики, был настоятелем монастыря в метце, магистром теологии парижского ун-та. его называют «юмом средневековья». примыкая к уильяму оккаму, николай из отрекура выступил с резкой критикой основ метафизики аристотеля. он прежде всего подверг сомнению понятия причинности и субстанции, считая их лишь вероятными. был отлучен от церкви.


Нибур, русский
  1. (niebuhr) рейнхольд (род. 21 июня 1892, райт-сити, сша – ум. 1 июня 1971, стокбридж, массачусетс) – амер. протестант, теолог, представитель диалектической теологии. объявлял иллюзорными и наивными надежды на приведение общества в соответствие с требованиями христ. морали, а личности – с возможностью совершенствования, утверждая, что любые попытки построения справедливого общественного порядка наталкиваются на злую и эгоистичную, греховную сущность человека. сделал вывод об «иронии», считая, что история, будучи сферой столкновения иррациональной свободной воли людей и воли бога, неподвластна человеку, который, желая подчинить ее себе, всегда получает результаты, обратные ожидаемым. эгоизм личности, группы людей почти всегда стремится предстать в качестве интересов не этих лиц, а всеобщих интересов. в своих работах нибур призывает протестант, теологов не впадать в иллюзии, а понять, что только непосредственная практическая «благая» деятельность поможет предотвратить противоречия или смягчить те из них, которые представляются неразрешимыми. осн. труды: «moral man and immoral society», 1932; «the nature and destiny of man», v. 1-2, 1941 – 1943; «faith and history», 1949; «the irony of american history», 1952.

  2. (niebuhr) бартольд георг (1776-1831) , немецкий историк античности, иностранный почетный член петербургской ан (1826). основной труд "римская история" (т. 1-3), оставшийся незавершенным, - изложение истории рима до 241 до н. э. основатель научно-критического метода в изучении истории.

  3. (niebuhr) рейнхольд (1892-1971) , американский протестантский теолог, близкий кругу идей диалектической теологии; с нач. 30-х гг. выступил с критикой либерального протестантизма 19 - нач. 20 вв., считая иллюзорными его социальный оптимизм и веру в прогресс.