Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Нидерландский язык

Общая лексика
    (голландский) , язык голландцев, официальный язык нидерландов, суринама и один из двух официальных языков бельгии, относится к германской группе индоевропейской семьи языков. письменность на основе латинского алфавита.




Нидерландская гвиана; см. surinam, русский

Нидерландская революция, русский
    (1566-1609) , в нидерландах исторических; проходила под знаменем кальвинизма и была направлена на полную ликвидацию испанского господства и феодального произвола. консервативное бюргерство в союзе с оппозиционным дворянством (во главе с вильгельмом оранским) выступало против крайностей испанского режима. основные вехи: иконоборческое восстание 1566, всеобщее восстание 1572 в северных провинциях, восстание 1576 в южных провинциях, создание утрехтской унии (1579). завершилась освобождением от испанского господства северных провинций (территория современного государства нидерланды) и образованием республики соединенных провинций (южные провинции к 1585 отвоеваны испанией).


Нидерландская философия, русский
    – с давних времен многими своими сторонами связана с философскими воззрениями народов соседних стран. в голл.-флам. странах самостоятельная философия развивалась уже в средние века, с 13 в. последователь аристотеля генрих ван гент (1217 – 1293) явился создателем философской системы, которая существенным образом отличалась от теорий его современников. у сигера брабантского мы находим концепцию, примыкающую к философии аристотеля, но ориентирующуюся на аверроизм. генрих батский (1246-1310) пишет о неоплатонизме, а вильгельм мербекский (1215 – 1286) переводит греч. философов, забвение философии во имя теологии означало поворот к мистике, особенно у яна ван рюйсбрека и гирта грота. взгляды фомы кемпийского, автора «imitatio christi», носили ярко выраженный религиозный характер, тогда как единомышленник николая кузанского – дионисий картезий (1402/03-1471) – был философом в собственном смысле слова. новый толчок развитию мистического направления в нидерл. философии дал вессель гансфорт, один из наиболее известных гуманистов. рудольф агршола подверг критике схоластику. в период реформации и расцвета гуманизма нидерл. философия достигла своего апогея в учении эразма роттердамскою. наконец, в нидерл. философии вновь возрождается реализм – на этот раз в философии морали корнхерта (1522 – 1590). картезианство имело своего представителя в лице арнольда гейлинкса; гуго гроций защищал гуманизм; натурфилософию развивали ф.м. ван гельмонт и – очень умеренно – анатом бургаве (1668-1738). в 17 в. в нидерландах, которые стали прибежищем независимого духа, жили декарт и ангелиус силезский, б ей ль и спиноза. франца гемстергейса, философия которого имела пантеистическую, эстетическо-мистическую окраску, можно считать предшественником романтики. в 19 в. нидерл. философия испытала влияние канта, шеллинга и гегеля, но оно было непродолжительным. с 60-х годов на арену снова выходит спинозизм (ван флотен, ланд, мейнсма); он воплощается в философии бирен-де-хана (1866-1943). роль освободителя нидерл. философии от оков классической филологии и теологии принадлежит корнелиусу виллему опзомеру, философия которого имеет естественнонаучную, позитивистскую и антиметафизическую направленность. он хотел поставить философию на службу жизни. в нач. 20 в. в нидерл. философию проникло неогегельянство; особенно крупным его представителем был г. болланд. б. и. овинк (1854-1922) являлся сторонником марбургской школы неокантианства. наконец, в нидерл. философии намечается новый поворот к естественнонаучному позитивизму – на этот раз в форме психического монизма георга хеймана и его учеников. в современной нидерл. философии наиболее характерными направлениями являются: феноменология (г. ван дер лев, е. де брёйне), экзистенциализм (р.ф.берлинг), логистика (е.в.бет, р.фейс). философы, примыкающие к кальвинизму, развивают религиозный персонализм: р. а. констам, дойеверд и волленховен. в католич. кругах значительную роль играет неотомизм (бейсенс, л. де реймакер).


Нидерландская школа, русский
    (франко-фламандская школа) , направление в музыке 15-16 вв., сложившееся на территории нидерландов исторических. знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии т. н. строгого стиля. представители. - г. дюфаи, й. окегем, я. обрехт, жоскен депре, о. лассо. в духовных и светских сочинениях (мессы, мотеты, мадригалы, многоголосные песни) композиторы широко применяли развитую имитационную технику, сложные контрапунктические соединения. использовали числовую музыкальную символику.


Нидерландские антильские острова, русский
    (нидерл . niderlandse antillen), владение нидерландов в вест-индии (о-ва аруба, кюрасао, бонайре и др.). общая площадь 961 км2. население 192 тыс. человек (1993), главным образом негры и мулаты. официальный язык - нидерландский. адм. ц. - виллемстад. основа экономики - переработка нефти (заводы на о-вах аруба и кюрасао). вывоз нефтепродуктов. туризм.


Нидерландский, русский

Нидерландский антильский гульден, русский

Нидерландское королевство, русский
    , образовано венским конгрессом. 1814-15 в составе нидерландов и бельгии под властью короля вильгельма i. в нидерландском королевстве установилось фактическое господство нидерландов, экономические и политические интересы бельгийских провинций ущемлялись. бельгийская революция 1830 привела к отделению бельгии и распаду нидерландского королевства.


Язык, русский
  1. Язык, говор, наречие, диалект; слог, стиль; народ. , народ , притча во языцех , шпион , владеть языком, воздержный на язык, говорить языком кого-либо, держать язык за зубами, держать язык на веревочке, держать язык на привязи, закусить язык, злой язык, ли

  2. Система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (-> мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. язык – носитель общественного сознания.

  3. ,..1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. реализуется и существует в речи. языки мира различаются строением, словарным составом и др., однако всем языкам присущи некоторые общие закономерности, системная организация единиц языка (напр., парадигматические и синтагматические отношения между ними) и др. язык изменяется во времени (см. диахрония), может перестать использоваться в сфере общения (мертвые языки). разновидности языка (национальный язык, литературный язык, диалекты, языковая культа и др.) играют различную роль в жизни общества...2) любая знаковая система, напр. язык математики, кино, язык жестов. см. также: искусственные языки, язык программирования...3) то же, что стиль (язык романа, язык газеты).

  4. , в анатомии - у наземных позвоночных и человека мышечный вырост (у рыб складка слизистой оболочки) на дне ротовой полости. участвует в захвате, обработке пищи, в актах глотания и речи (у человека). на языке расположены вкусовые рецепторы.

  5. Система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (-> мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. язык – носитель общественного сознания.

  6. – наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа. язык развился из естественных звуков. уже каждый крик – своего рода язык. человек трудился над совершенствованием этого важного, хотя еще и весьма примитивного средства общения, стремясь придать крику некую форму. крик при этом распадался на свои составные части; так появился ряд звуков, которые сначала являлись только особыми звуковыми оттенками крика. звуки обособлялись от крика, опять срастались в звуковые образования и превращались, т. о., в основы слов, при этом пантомимический характер звуков играл решающую роль. такой звуковой комплекс, как, напр., «хо», мог уже столь отчетливо отличаться от др. звуковых комплексов («ха», «хе» и т. д.), что возникала привычка связывать его с наличием или появлением какого-то определенного предмета. поэтому, когда появлялся этот предмет, появлялся как бы сам по себе и в одной и той же форме этот звуковой комплекс. данный процесс обратим: восприятие звукового комплекса влечет за собой возникновение представления о предмете. звуковой комплекс превращается в магическое слово, обладающее способностью совершать колдовство с предметом (в мышлении первобытных народов представление и реальность еще весьма и весьма слабо различаются). язык еще и сегодня рассматривается в некоторых случаях как обладающий магической силой («заговаривание», заклинания, молитвы и т. д.). под каждым словом, которое я произношу, я что-то подразумеваю. слово находится между сознанием и мыслимым предметом. оно участвует в бытии обоих. оно отделяет их друг от друга, давая мне тем самым возможность отличать возникающее благодаря слову представление от предмета. без него представление не могло бы возникнуть ни у меня, ни у другого. но слово также и связывает предмет и сознание. без слова представление не могло бы становиться знаком того, что мыслится. в этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление. благодаря языку мышление само может становиться предметом исследования, оно может объективироваться и передаваться другим даже по наследству. язык, даже объективный дух, воплощает в себе личный дух. дух скрыт в слове (гёльдерлин). но т. к. наше мышление может быть познано нами только в языковой оболочке и форме, то мир микрокосмоса постигается нами согласно способу бытия нашего языка: мир превращается нами в язык др. рода. каждый предмет становится носителем некоторой сущности, которую мы можем познать. поскольку воспринимаемый органом слуха звук, а также движение рук и мимика чтото для нас значат, постольку и весь мир имеет для нас значение. язык в равной мере делает дух телесным и одухотворяет действительность. слово – сосуд для нашего духа, из которого мы выплескиваем его на весь мир, осмысливая, т. о., последний. благодаря слову предмет становится доступным духу и превращается в нечто такое, что дано нашему познанию. слово – произносимая сущность предмета. благодаря выражающему сущность предмета слову предмет привлекает к себе внимание и говорит нам, чтб он, собственно, есть. по мере того как предметы начинают участвовать в этом процессе общения, придающее смысл сознание, с помощью языка воздействуя на них, фактически приспосабливается к ним. сознание движется по миру на повозке языка и возвращается обогащенным к себе самому; см. рефлексия. в языке можно выделить три функции (к. бюлер): выражения (обнаружения), воздействия (с помощью призыва, сообщения и т. д.), отнесенности к вещи (называние, ориентирование, изображение). говорящий всегда что-то выражает, обращается ли он к себе (интроекция) или к тем, с кем он говорит. эта отнесенность к другому (в качестве воздействия) является уже вторжением в сферу свободы, она есть «действие». высказываются не просто предложения, а просьбы, жалобы, вопросы, сообщения, поучения, поощрения, угрозы, приказания. при этом речь большей частью идет о вещном, которое образует содержание (в узком смысле) высказываемого. центром тяжести речи может быть как демонстрация (напр., какое-либо объяснение), так и воздействие или нечто вещественное; однако вместе с фиксированием какого-либо положения вещей должен также указываться путь для действия, должна открываться часть поля действия, а также твердо быть установлена цель этого действия. во всех случаях сама демонстрация есть часть жизни. история всякого языка отражает социальную историю его народа. корневые слова языка показывают, какие предметы были самыми важными для народа в период формирования языка. словарный состав языка показывает, о чем думает народ, а синтаксис – как думает (см. сфера мышления). язык наиболее точно характеризует народ, ибо является объективным духом. характерным, напр., является тот факт, что у бедуинов имеется множество слов для обозначения верблюда, в зависимости от условий, в которых он фигурирует в их жизни, а восточноафрик. охотники имеют множество слов для выражения различных оттенков коричневого цвета и только одно – для выражения каждого из всех остальных цветов. и если в слав, языках вспомогательный глагол «есть» играет значительно меньшую роль, чем, напр., в роман, и герман. языках, то это говорит лишь о том, что проблема существования, и в первую очередь проблема реальности, здесь совсем не стоит или стоит не с такой остротой, как в роман, и герман. языках. в языке запечатлевается, находит выражение та или иная сфера жизни; она возникает перед глазами слушателя, которого язык благодаря этой особенности отсылает к определенным ее моментам, к определенной области опыта, переживаний; причем эти переживания не слабеют у того, к кому обращена речь, а, наоборот, усиливаются (слово «море» означает для рыбака нечто иное, чем для курортника). следовательно, каждое воспринимаемое слово должно интерпретироваться, чтобы иметь возможность быть понятым в этом же смысле, какой подразумевается говорящим. но правильная интерпретация возможна только тогда, когда сфера мышления говорящего известна по крайней мере со стороны ее структуры. понимание чужого языка связано с тем же самым, но только более сложным процессом интерпретации.


Язык (колокола), русский

Язык (оползня), русский

Язык (орган), русский

Язык chill, русский

Язык автоматный, русский
    Множество цепочек символов, порождаемых с помощью автоматной грамматики.


Язык айсбергов, русский

Язык ассемблера, русский

Язык базы данных, русский
    Искусственный язык для описания процессов создания, ведения и использования баз данных(дсту 2874).


Язык взрослых, русский

Язык волосатый черный, русский

Язык высокого уровня, русский

Голландский, русский

Официальный, русский
  1. Официальный, официозный, гласный, должностной, парадный, правительственный; публичный, служебный, формальный, церемониальный, праздничный, торжественный. прот. частный. , открытый, торжественный

  2. -ая, -ое арта


Письменность, русский
  1. Письменность , литература

  2. Письменные памятники народа или эпохи.

  3. , 1) то же, что письмо (в 1-м значении). 2) совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи (напр., древнерусская письменность).


Нидерландское королевство, русский
    , образовано венским конгрессом. 1814-15 в составе нидерландов и бельгии под властью короля вильгельма i. в нидерландском королевстве установилось фактическое господство нидерландов, экономические и политические интересы бельгийских провинций ущемлялись. бельгийская революция 1830 привела к отделению бельгии и распаду нидерландского королевства.


Нидерландские антильские острова, русский
    (нидерл . niderlandse antillen), владение нидерландов в вест-индии (о-ва аруба, кюрасао, бонайре и др.). общая площадь 961 км2. население 192 тыс. человек (1993), главным образом негры и мулаты. официальный язык - нидерландский. адм. ц. - виллемстад. основа экономики - переработка нефти (заводы на о-вах аруба и кюрасао). вывоз нефтепродуктов. туризм.