Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Нидерландская школа

Общая лексика
    (франко-фламандская школа) , направление в музыке 15-16 вв., сложившееся на территории нидерландов исторических. знаменовало собой расцвет искусства вокальной полифонии т. н. строгого стиля. представители. - г. дюфаи, й. окегем, я. обрехт, жоскен депре, о. лассо. в духовных и светских сочинениях (мессы, мотеты, мадригалы, многоголосные песни) композиторы широко применяли развитую имитационную технику, сложные контрапунктические соединения. использовали числовую музыкальную символику.




Нидерландская гвиана; см. surinam, русский

Нидерландская революция, русский
    (1566-1609) , в нидерландах исторических; проходила под знаменем кальвинизма и была направлена на полную ликвидацию испанского господства и феодального произвола. консервативное бюргерство в союзе с оппозиционным дворянством (во главе с вильгельмом оранским) выступало против крайностей испанского режима. основные вехи: иконоборческое восстание 1566, всеобщее восстание 1572 в северных провинциях, восстание 1576 в южных провинциях, создание утрехтской унии (1579). завершилась освобождением от испанского господства северных провинций (территория современного государства нидерланды) и образованием республики соединенных провинций (южные провинции к 1585 отвоеваны испанией).


Нидерландская философия, русский
    – с давних времен многими своими сторонами связана с философскими воззрениями народов соседних стран. в голл.-флам. странах самостоятельная философия развивалась уже в средние века, с 13 в. последователь аристотеля генрих ван гент (1217 – 1293) явился создателем философской системы, которая существенным образом отличалась от теорий его современников. у сигера брабантского мы находим концепцию, примыкающую к философии аристотеля, но ориентирующуюся на аверроизм. генрих батский (1246-1310) пишет о неоплатонизме, а вильгельм мербекский (1215 – 1286) переводит греч. философов, забвение философии во имя теологии означало поворот к мистике, особенно у яна ван рюйсбрека и гирта грота. взгляды фомы кемпийского, автора «imitatio christi», носили ярко выраженный религиозный характер, тогда как единомышленник николая кузанского – дионисий картезий (1402/03-1471) – был философом в собственном смысле слова. новый толчок развитию мистического направления в нидерл. философии дал вессель гансфорт, один из наиболее известных гуманистов. рудольф агршола подверг критике схоластику. в период реформации и расцвета гуманизма нидерл. философия достигла своего апогея в учении эразма роттердамскою. наконец, в нидерл. философии вновь возрождается реализм – на этот раз в философии морали корнхерта (1522 – 1590). картезианство имело своего представителя в лице арнольда гейлинкса; гуго гроций защищал гуманизм; натурфилософию развивали ф.м. ван гельмонт и – очень умеренно – анатом бургаве (1668-1738). в 17 в. в нидерландах, которые стали прибежищем независимого духа, жили декарт и ангелиус силезский, б ей ль и спиноза. франца гемстергейса, философия которого имела пантеистическую, эстетическо-мистическую окраску, можно считать предшественником романтики. в 19 в. нидерл. философия испытала влияние канта, шеллинга и гегеля, но оно было непродолжительным. с 60-х годов на арену снова выходит спинозизм (ван флотен, ланд, мейнсма); он воплощается в философии бирен-де-хана (1866-1943). роль освободителя нидерл. философии от оков классической филологии и теологии принадлежит корнелиусу виллему опзомеру, философия которого имеет естественнонаучную, позитивистскую и антиметафизическую направленность. он хотел поставить философию на службу жизни. в нач. 20 в. в нидерл. философию проникло неогегельянство; особенно крупным его представителем был г. болланд. б. и. овинк (1854-1922) являлся сторонником марбургской школы неокантианства. наконец, в нидерл. философии намечается новый поворот к естественнонаучному позитивизму – на этот раз в форме психического монизма георга хеймана и его учеников. в современной нидерл. философии наиболее характерными направлениями являются: феноменология (г. ван дер лев, е. де брёйне), экзистенциализм (р.ф.берлинг), логистика (е.в.бет, р.фейс). философы, примыкающие к кальвинизму, развивают религиозный персонализм: р. а. констам, дойеверд и волленховен. в католич. кругах значительную роль играет неотомизм (бейсенс, л. де реймакер).


Нидерландские антильские острова, русский
    (нидерл . niderlandse antillen), владение нидерландов в вест-индии (о-ва аруба, кюрасао, бонайре и др.). общая площадь 961 км2. население 192 тыс. человек (1993), главным образом негры и мулаты. официальный язык - нидерландский. адм. ц. - виллемстад. основа экономики - переработка нефти (заводы на о-вах аруба и кюрасао). вывоз нефтепродуктов. туризм.


Нидерландский, русский

Нидерландский антильский гульден, русский

Нидерландский язык, русский
    (голландский) , язык голландцев, официальный язык нидерландов, суринама и один из двух официальных языков бельгии, относится к германской группе индоевропейской семьи языков. письменность на основе латинского алфавита.


Нидерландское королевство, русский
    , образовано венским конгрессом. 1814-15 в составе нидерландов и бельгии под властью короля вильгельма i. в нидерландском королевстве установилось фактическое господство нидерландов, экономические и политические интересы бельгийских провинций ущемлялись. бельгийская революция 1830 привела к отделению бельгии и распаду нидерландского королевства.


Школа, русский
  1. Школа, училище, учебное заведение, питомник, рассадник. , здание, общество, разряд, стиль

  2. 1. переносно – выучка, опыт, достигнутый в чем-либо, а также то, что эту выучку и этот опыт обеспечивает. 2. направление в области науки, искусства и пр.

  3. 1. направление в какой-либо области, науке; 2. выучка, достигнутый в чем-либо опыт; 3. учебное заведение.

  4. I ступени , в 1918-34 начальная 5-летняя (с 1923 4-летняя) общеобразовательная школа в ссср. реорганизована в начальную школу.

  5. Ii ступени , в 1918-34 средняя общеобразовательная школа в ссср в составе 6-9-х (с 1923 5-9-х) классов. с 1929 в ней начали открываться 10-е классы. реорганизована в среднюю общеобразовательную школу.

  6. Здание для размещения учебно-воспитательного учреждения, в котором осуществляется общее образование и воспитание учащихся


Школа, русский

Школа ,, русский
    (лат. schola, от греч. schole)..1) учебно-воспитательное учреждение. содержится на средства государства или частных лиц и обществ. по характеру сообщаемых знаний делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования - на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся - на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии - на светские и религиозные (конфессиональные). в современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование...2) система образования, выучка, приобретенный опыт...3) направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.


Школа афганских ввс похантун-э- хавайи, русский

Школа бизнеса, русский
    Business school


Школа воскресная, русский

Школа вюрцбургская, русский
  1. Группа исследователей во главе с немецким психологом о. кюльпе, изучавших в начале xx в. в вюрцбургском университете (бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным методом интросп

  2. Группа исследователей во главе с немецким психологом о. кюльпе, изучавших в начале xx в. в вюрцбургском университете (бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством эксперимента лабораторного в сочетании с видоизмененным методом интроспекции (-> интроспекция экспериментальная). школа вюрцбургская ввела в психологию экспериментальную как новый объект анализа выполнение заданий интеллектуального характера (изучение логических суждений, ответов на вопросы, требующие умственных усилий, и пр.). было выявлено, что мышление – это психический процесс, закономерности коего не сводятся ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. своеобразие мышления объяснялось тем, что ассоциации отбираются в соответствии с тенденциями, создаваемыми принятой испытуемым задачей. организующая роль признавалась за предваряющей поиск решения установкой, которую одни представители школы считали «установкой сознания», другие – неосознаваемым актом (так как она скрыта от интроспекции). в противовес общепринятым воззрениям, школа вюрцбургская пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты – умственные действия и независимые от чувственных образов значения и смыслы. поэтому специфику концепции школы вюрцбургской обычно усматривают в том, что она ввела понятие о безобразном мышлении. процесс мышления трактовался как смена операций, иногда обретающих аффективную напряженность – чувства уверенности, сомнения и пр. работы психологов школы вюрцбургской поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами; вскрыли ограниченность ассоцианистской концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. но при этом мышление без образов – «чистое» мышление – противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. важные позитивные результаты при исследовании проблем, поставленных школой, были получены гештальт-психологией, а также л. с. выготским, с. л. рубинштейном и их последователями. данные, полученные школой вюрцбургской, вызвали критику представителей других школ психологии экспериментальной, также пользовавшихся методом интроспекции, что привело к кризису интроспективного направления в целом.


Школа грамматиста, русский
    , см. грамматическая школа.


Школа дэвиса, русский

Школа женевская, русский
  1. Направление в исследовании психического развития ребенка, созданное ж. пиаже и его последователями. предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача – исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за

  2. Направление в исследовании психического развития ребенка, созданное ж. пиаже и его последователями. предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка; главная задача – исследование механизмов деятельности познавательной ребенка, скрытых за внешней картиной его поведения; основной метод исследования – беседа (интервью) клиническая, ориентированная не на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, приводящие к их появлению. работы школы женевской показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции. своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, что формируются при жизни благодаря действиям. внешние действия ребенка до двух лет, первоначально выполняемые развернуто и последовательно, благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) в возрасте дошкольном переносятся во внутренний план. координируясь с другими действиями, они уже в младшем возрасте школьном превращаются в умственные операции. обучением можно ускорить приобретение понятий, но величина и природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью коих ребенок способен воспринять эти влияния. порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут изменяться в зависимости от ряда факторов. законы познавательного развития универсальны и действуют как в ходе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания (-> эпистемология генетическая). исходным для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывных процессов – ассимиляции и аккомодации. при ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, а при аккомодации он перестраивает эти схемы согласно особенностям среды. из такого общебиологического подхода пиаже исходил в трактовке психического развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой (-> гомеостаз), организм создает познавательные структуры. это определило объяснение полученных школой данных в биологических категориях, что вызвало критику ее теоретических позиций отечественными психологами.


Школа кифариста, русский
    , в системе афинского воспитания начальная школа для мальчиков 7-12 лет (изучали эпос, учились игре на кифаре и лире, пению и мелодекламации).


Школа колхозной молодежи (шкм, русский
    , до 1930 школа крестьянской молодежи), в 1923-34 трехгодичная сельская общеобразовательная средняя школа в ссср на базе начальной школы. сочетала 7-летнее общее образование с теоретическим и практическим изучением сельского хозяйства. преобразована в неполную среднюю школу.


Направление, русский
  1. Направление, веяние, дух, закваска, настроение. в этом училище дурное направление, дурная закваска. веяние времени. солдатский дух. , способ

  2. Referral


Соединения, русский
  1. (в строительных конструкциях) , служат для скрепления между собой элементов строительной конструкции в целях образования узлов, увеличения размеров конструкции или изменения условий ее работы. основные виды соединений - сварные, заклепочные, болтовые, клеевые; осуществляются как при изготовлении конструкций (заводские соединения), так и при их сборке на строительной площадке (монтажные соединения).

  2. , см. комбинаторика.

  3. См. химические соединения.


Композитор, русский
  1. Композитор , автор, сочинитель

  2. Было время, когда этим словом называли любого, кто занимался композицией, к какой бы области искусства это ни относилось. ведь латинское composito означает сочинение, составление. термин compositor можно перевести как сочинитель, составитель и отнести его


Нидерландские антильские острова, русский
    (нидерл . niderlandse antillen), владение нидерландов в вест-индии (о-ва аруба, кюрасао, бонайре и др.). общая площадь 961 км2. население 192 тыс. человек (1993), главным образом негры и мулаты. официальный язык - нидерландский. адм. ц. - виллемстад. основа экономики - переработка нефти (заводы на о-вах аруба и кюрасао). вывоз нефтепродуктов. туризм.


Нидерландская революция, русский
    (1566-1609) , в нидерландах исторических; проходила под знаменем кальвинизма и была направлена на полную ликвидацию испанского господства и феодального произвола. консервативное бюргерство в союзе с оппозиционным дворянством (во главе с вильгельмом оранским) выступало против крайностей испанского режима. основные вехи: иконоборческое восстание 1566, всеобщее восстание 1572 в северных провинциях, восстание 1576 в южных провинциях, создание утрехтской унии (1579). завершилась освобождением от испанского господства северных провинций (территория современного государства нидерланды) и образованием республики соединенных провинций (южные провинции к 1585 отвоеваны испанией).