Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Концептуализм

Глоссарий по философии
  1. (от лат. conceptus – мысль, представление) – направление в средневековой схоластич. философии. см. номинализм.

  2. , направление средневековой схоластической философии. см. номинализм, универсалии.




Представление, русский
  1. Представление , воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба

  2. Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможн

  3. Образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.

  4. Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможному будущему.

  5. – 1) предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто восг принимаемое. в узком смысле представление есть появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира, после того как представляемое объективно уже не присутствует. большинство представлений – представления прошлого (см. воспоминание, память). но они могут также относиться и к будущему (вызываться ожиданием, предвкушением радости, предчувствием, заботой, страхом и т. п.) или представлять собой более или менее свободную переработку восприятий (фантастические представления; см. фантазия). самостоятельным видом представлений, отличающихся особенной наглядностью и интенсивностью, являются эйдетические наглядные образы (см. эйдетика). представления и установки – существенные элементы мышления; 2) психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое, предполагаемое, предчувствуемое, вспоминаемое, ожидаемое, планируемое, задуманное, познаваемое в понятиях «поднимается» из сферы бессознательного (в настоящее время) и превращается в частичное содержание сознания. результатом этого процесса является представленное.

  6. , образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

  7. Следы бывших восприятий, их образы, возникающие в сознании непроизвольно или произвольно при отсутствии в момент их возникновения самого объекта в пределах досягаемости соответствующего анализатора.

  8. Воссоздание образа предмета или явления ненаблюдаемого в данный момент, но зафиксированного памятью, а также образ, созданный воображением, опирающимся на абстрактное мышление.


Направление, русский
  1. Направление, веяние, дух, закваска, настроение. в этом училище дурное направление, дурная закваска. веяние времени. солдатский дух. , способ

  2. Referral


Номинализм, русский
  1. (от лат. nomen имя, название) – философское воззрение, согласно которому всеобщие понятия, универсалии, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только субъективные формы мысли. так, сторонники концептуализма утверждают, что универсалии являются самостоятельными мыслительными формами, а последователи крайнего номинализма считают их лишь языковыми обозначениями, именами (лат. nomina). для номинализма универсалии, т.е. всеобщие понятия, являются простыми словами, именами, которые служат знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего, никакой объективной действительности выражать не могут. в сущности, номинализм воскрешает учения киников и стоиков, боровшихся против платоновского реализма понятий. само название «номиналист» («nominales») возникло в ранний период развития схоластики, в то время, когда иоганн росцеллш возродил древний номинализм. философия росцеллина, проникнутая номиналистическими идеями, в 1092 была осуждена церковным собором в суассоне. но настоящее философско-религиозное обоснование номиналистических идей было впервые дано уильямом оккамом, заимствовавшим их у дунса скота (правда, сам дуне скот не был номиналистом). в конце концов то направление номинализма, родоначальником которого был оккам, заняло ключевые позиции в философии и определило направление ее развития в 15 в. номинализм – предшественник эмпиризма. современные феноменология и онтология выступают с резкой критикой номинализма.

  2. , направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - и. росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма" - концептуализм; основан п. абеляром). возник в 11-12 вв., получил особое развитие в 14-15 вв. (у. оккам и его школа).


Универсалии, русский
  1. (от лат. unlversalis общий) – в схоластике общие понятия, идеи, которые, имея самостоятельный смысл, существуют телесно, «до вещей» (иоанн скот эриугена) или «в вещах» (фома аквинский), либо же они существуют только в виде умственных построений «после вещей» (локк) или являются просто «именами вещей», словами (росцелин, оккам).

  2. (от лат . universalis - общий), общие понятия. онтологический статус универсалии - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии "до вещей", как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), "в вещах" (аристотелизм, умеренный реализм), "после вещей" в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).


Конъюнктивные суждения, русский
    (от лат. conjunctivuns – связывать) – суждения с одним субъектом и многими предикатами: s есть (не есть) р1, p2, р3. конъюнктор – см. логистика.


Конформный, русский
    (от лат. conformis сходный) – подобный, согласный; конформистом (в осуждающем смысле) называют того, кто некритически присоединяется к суждениям, господствующим в его кругах; конформизм – поведение конформиста.