Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Иоанн воротнеци

Глоссарий по философии
  1. (род. 1315 ум. ок. 1388) – армян, философ. выступал против западной схоластики и ее представителей, боролся против католич. церкви и доминиканских проповедников в армении. его соч. посвящены толкованию первых двух частей « органона» аристотеля, его «категорий» и "об истолковании», анализу «введения» порфирия. он разбирал гл. о. вопросы логики и гносеологии и трактовал их с позиций номинализма: единичное в своем существовании не зависит от рода и вида, последние существуют лишь на основе единичного; единичное находится «здесь» и существует «теперь», всеобщее находится «здесь» и «всюду», существует «теперь» и «всегда». в его взглядах имелись и материалистические тенденции: «ощущение возникло г телом и находится в теле, напр. зрение. предмет же ощущения существует прежде, чем тело»; мысль «как чистое зеркало запечатлевает в себе подобие предмета и этим чистоту свою заполняет»; «истинность твоего утверждения или отрицания показывает бытие или небытие вещей». считал, что «тело не бывает без пространства и пространство не бывает без тела». труды иоанна воротнеци хранятся в ереване в «метенадаране».

  2. , см. ованес воротнеци.




Иоанн, русский
  1. Ii (1087-1143) , византийский император с 1118; из династии комнинов. одержал победы над печенегами (1122), сербами (ок. 1124), венграми (1129), сельджуками (1135); установил суверенитет византии над антиохией (1137).

  2. Ii добрый (jean ii le bon) (1319-1364) , французский король с 1350; из династии валуа. в ходе столетней войны 1337-1453 был пленен в битве при пуатье (1356) и увезен в лондон. после подписания в бретиньи мира с англией (1360) отпущен в париж. вернулся в плен в 1364 из-за неуплаты англичанами выкупа и бегства от них заложника (сына иоанна ii).

  3. Iv постник (ум . 595), патриарх константинопольский (582), подвижник и аскет, составитель покаянного номоканона (руководства для назначения епитимий на исповеди). память в православной церкви 30 августа (12 сентября) и 2 (15) сентября.

  4. Vi кантакузин (ок . 1293-1383), византийский император в 1341-54. будучи с 1341 регентом малолетнего императора иоанна v, возглавил мятеж феодальной знати, которая провозгласила его императором. вел борьбу против апокавка. после отречения от престола ушел в монастырь. описал события 1320-56, в центре которых он был.

  5. Xxiii (giovanni) (1881-1963) , римский папа с 1958. стремился модернизировать католическую церковь в связи с изменившимися в мире условиями. в 1962 созвал 2-й ватиканский собор.

  6. , архиепископ сан-францисский, см. шаховской д. а.


Иоанн безземельный, русский
    (john lackland) (1167-1216) , английский король с 1199; из династии плантагенетов. в 1202-04 потерял значительную часть английских владений во франции. под давлением баронов, поддержанных рыцарством и городами, подписал в 1215 великую хартию вольностей.


Иоанн бесстрашный, русский
    (jean sans peur) (1371-1419) , герцог бургундии с 1404. глава бургиньонов. организовал в 1407 убийство герцога людовика орлеанского, после чего стал фактическим правителем франции. в возобновившейся в 1415 столетней войне 1337-1453 союзник англичан; занял в 1419 париж. во время переговоров с дофином (с 1422 карл vii) убит.


Иоанн богослов, русский
    , согласно христианскому преданию, апостол, автор одного из канонических евангелий, апокалипсиса и 3 посланий.


Иоанн гарландский, русский
    (1195 - после 1270) , английский филолог, теоретик стихотворного искусства.


Иоанн дамаскин, русский
  1. (lohannes damascenus) (род. ок. 700, дамаск – ум. 750, иерусалим) – один из греч. отцов церкви; классический систематизатор восточной церкви; занимая историческое место между патристикой и эпохой средневековья, перелагал аристотелизм и защищал ставшее столь важным для схоластики положение о том, что наука должна стать служанкой богословия. осн. произв. – «источник познания».

  2. (ок . 675 - ок. 749), византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики; ведущий идейный противник иконоборчества. философско-теологический компендиум "источник знания". автор песнопений, способствовавших оформлению византийской системы осмогласия.


Иоанн дунс скот, русский
  1. – см. дуне скот.

  2. (joannes duns scotus) (ок . 1266-1308), философ, ведущий представитель францисканской схоластики. его учение (скотизм) противостояло доминиканской схоластике - томизму: в противовес фоме аквинскому утверждал примат воли над интеллектом и примат единично-конкретного над абстрактно-всеобщим.


Иоанн жандунский, русский
    (johannes de janduno) (ум. 1328) – средневековый философ; в написанном вместе с марсилием падуанским труде «defensor pads» защищал тезис о суверенитете народа как источнике всей власти (политической) и протестовал против предоставления папе власти мирового владыки, за что в 1327 был отлучен от церкви. иоанн был противником ортодоксального томизма, принадлежал к аверроистам и, подобно сигеру брабантскому, проповедовал вечность мира; для догматов веры дал толкование всем высказываниям о глубочайшей сущности души.


Иоанн жерсон, русский
    – см. жерсон.


Иоанн зедазнийский, русский
    (ум . между 557-560), христианский монах, пришедший из антиохии в грузию с двенадцатью учениками, ставшими основателями грузинского монашества. проповедовал в мцхете, затем подвизался на г. заден (зедадзен). память в православной церкви 7 (20) мая.


Иоанн златоуст, русский
  1. (род. ок. 347, антиохия – ум. 407, по дороге в питий, восточный берег черного моря) – один из известнейших отцов церкви; ученик знаменитого языческого ритора либания. в своих проповедях и поучениях иоанн златоуст объясняет библию и талантливо соотносит ее с жизнью. соч.: «lohannes chrysostomus», 1858 – 1860; на рус. яз. – «творения», в 12 тт., спб, 1898-1906.

  2. (между 344 и 354-407) , один из главных отцов церкви, византийский церковный деятель, епископ константинополя (с 398), представитель греческого церковного красноречия. проповеди, панегирики, псалмы; с именем иоанна златоуста связана наиболее распространенная литургия. борьба за осуществление аскетического идеала и критика общественной несправедливости сделали иоанна златоуста популярным, но восстановили против него влиятельные круги двора и высшего клира; в 403 был отправлен в ссылку, из страха перед народом возвращен, но снова в 404 низложен и сослан. способствовал изгнанию готов из константинополя в 400. в византии и на руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя (в т. ч. для аввакума); канонизирован русской православной церковью.


Иоанн итал, русский
    (2-я пол . 11 в.), византийский философ, ученик михаила пселла. тяготение к традициям аристотелизма привело его к конфликту с церковью; еретические тезисы иоанна итала преданы анафеме в 1082.


Иоанн капреолюс, русский
    (род. ок. 1380, провинция лангедок – ум. 6 мая 1444, париж) – франц. схоласт, с 1408 – учитель; как представитель последовательного томизма прозван «князем томистов» («thomistarum princeps theologiae divi thomae aquinatis», 4 v., 1483).


Иоанн креститель, русский
    (иоанн предтеча) , в христианстве предвозвестник прихода мессии, предшественник иисуса христа; имеет прозвище (креститель) по обряду крещения, который он совершал в р. иордан.


Иоанн кронштадтский, русский
    (сергеев иван ильич) (1829-1908) , церковный проповедник, духовный писатель, протоиерей и настоятель андреевского собора (кронштадт). имел при жизни славу "народного святого"; канонизирован русской православной церковью.


Иоанн кукузель, русский
    , см. кукузель и.


Иоанн лейденский, русский
    (ян бокелзон) (jan van leiden , jan beukelszoon) (ок. 1509-36), нидерландский анабаптист, вождь мюнстерской коммуны (1534-35). казнен.


Иоанн лествичник, русский
    (до 579 - ок . 649), византийский религиозный писатель. аскетико-дидактический трактат "лествица, возводящая к небесам" был распространен в восточно-христианских странах.


Иоанн павел, русский
    Ii (joannes paulus) (р . 1920), римский папа с октября 1978. с 1964 был архиепископом кракова. в 1967 получил сан кардинала.


Иоанн рильский, русский
    (ок . 876-946), монах-пустынножитель, преподобный, основатель рильского монастыря (болгария). память в православной церкви 18 (31) августа, 19 октября (1 ноября).


Существуют, русский
    Способы: пункция через затылочноатлантное отверстие, атлантноэпистрофейная


Истинность, русский

Пространство, русский
  1. В цвете и системах управления цветом, сокращение от цветовое пространство. мы часто говорим о «rgb пространстве» монитора или «cmyk пространстве» принтера, когда описываем специфические особенности цветов, воспроизводимых этими устройствами в терминах их

  2. Пространство , место, промежуток

  3. – то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств. после того как в течение веков проблемой было почти только «абстрактное пространство» геометрии, с 17 в. перед развивающейся физикой в результате применения понятия «пустого пространства» встал вопрос о «физическом пространстве» и, наконец, о его существовании, а также соответственно о его воспринимаемости. уже лейбниц считал пространство «хорошо фундированным явлением», а кант (в «критике чистого разума») анализировал пространство как форму всех явлений внешних органов чувств, т.е. как формальное свойство всякого восприятия внешнего мира, благодаря чему только и возможны наши внешние наглядные представления. далее он доказал эмпирическую реальность пространства, т.е. его априорность по отношению к опыту, и одновременно его трансцендентальную идеальность – он есть ничто, пока мы забываем о субъективном происхождении всякого опыта и считаем пространство тем, что лежит в основе вещей в себе. математик гаусс полагал: можно согласиться с тем, что пространство обладает реальностью и вне нашего духа, его априорность мы не можем в полной мере приписать законам духа. теория относительности отрицает конкретность пространства, тем самым «оно не создается из мира, но только затем уже привносится задним числом и именно в метрику четырехмерного многообразия, которое возникает благодаря тому, что пространство и время связаны в единый (четырехмерный) континуум посредством скорости света» (м. plank. vom relativen zum absoluten, 1925); см. континуум, паладьи. хайдегrep считает, что со всем, что встречается как подручное (см. подручность), пространство при определенных обстоятельствах имеет единую сферу. «но ни сфера, открытая через какие-либо процессы, ни вообще любая пространственность не воспринимаются отчетливо. пространственность сама по себе, пространственность-всебе находится в незаметности подручного. пространство не заключено в субъекте, и мир не заключен в пространстве. напротив, пространство есть «в» мире, поскольку это открывает для существования конституитивное бытие пространства в мире. существование является пространственным» («sein und zeit», 1953). современная психология также устанавливает, что пространство как таковое никогда не дано нам, что, напротив, оно постоянно наполнено множеством более или менее всеобъемлющих систем отношений (см. система отношений), к которым принадлежат различные предметы (см. интеллигибельный мир). и для систем отношений, совокупность которых, следовательно, может быть обозначена как пространство (если бы было возможно мыслить наличное бытие вещи независимо от ее бытия как такового), характерна невзрачность, неяркость. «кроме возможности быть заполненным, пространство не имеет никакого др. свойства; если же абстрагироваться от установления отдельного места и его наполнения, оно есть пустое и мертвое ничто» (metzger. psychologie, 1941). современная физика определяет понятие пространства как такое, в котором находятся поля (см. поля теория); родство поля и системы отношений несомненно. тот факт, что пространство представляется как прямоугольное (евклидово), связан с тенденцией прегнантности сознания (см. прегнантности правило): если даже пространственные отношения рассматриваются через сильно искажающие очки, то и в этом случае через некоторое время все приходит в обычный порядок.

  4. , в математике - множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями типа окрестности, расстояния и т. д. исторически первое и важнейшее математическое пространство - евклидово пространство. см. также многомерное пространство, векторное пространство, гильбертово пространство.

  5. Часть выработанного пространства, непосредственно прилегающая к забою и предназначенная для размещения рабочих и оборудования.


Иоанн дамаскин, русский
  1. (lohannes damascenus) (род. ок. 700, дамаск – ум. 750, иерусалим) – один из греч. отцов церкви; классический систематизатор восточной церкви; занимая историческое место между патристикой и эпохой средневековья, перелагал аристотелизм и защищал ставшее столь важным для схоластики положение о том, что наука должна стать служанкой богословия. осн. произв. – «источник познания».

  2. (ок . 675 - ок. 749), византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики; ведущий идейный противник иконоборчества. философско-теологический компендиум "источник знания". автор песнопений, способствовавших оформлению византийской системы осмогласия.


Инфантильный, русский
    – (лат.) детский; инфантилизм – задержка физического и умственно-духовного развития (умственной и духовной чувственной жизни) на детской стадии; большей частью обусловлен нарушениями в деятельности некоторых желез внутренней секреции (половых желез, щитовидной железы, гипофиза); см. также пуерилизм. в переносном смысле инфантилизм (как детскость) – проявления наивного подхода в быту, в политике и т. д.