|
|
|
|
|
|
|
|
|
Возрождение
|
- Возрождение , восстановление
- Эпоха ренессанса, оказавшая значительное воздействие на культуру, эволюцию религиозного сознания и отстаивающая гармоничное развитие человеческой личности.
- (ренессанс) , период в культурном и идейном развитии стран зап. и цент. европы (в италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. отличительные черты культуры возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение (см. гуманизм), обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). возрождение возникло и ярче всего проявилось в италии, где уже на рубеже 13-14 вв. (см. проторенессанс) его провозвестниками выступили поэт данте, художник джотто и др. творчество деятелей возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев лоренцо валлы, пико делла мирандолы и др.). пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. в архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (брунеллески, альберти, браманте, палладио в италии, леско, делорм во франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. художники (донателло, мазаччо, пьеро делла франческа, мантенья, леонардо да винчи, рафаэль, микеланджело, тициан, веронезе, тинторетто в италии; ян ван эйк, рогир ван дер вейден, брейгель в нидерландах; дюрер, нитхардт, хольбейн в германии; фуке, гужон, клуэ во франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности - передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в. т. ч. обнаженной) и реальной среды - интерьера, пейзажа. литература возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "гаргантюа и пантагрюэль" (1533-52) рабле, драмы шекспира, роман "дон кихот" (1605-15) сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. сонеты петрарки, новеллы боккаччо, героическая поэма ариосто, философский гротеск (трактат эразма роттердамского "похвала глупости", 1511), эссе монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи возрождения. в музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в италии, вильянсико в испании, баллада в англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии. в эпоху возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (фичино) и пантеизма (патрици, бруно и др.), были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (великие географические открытия), астрономии (разработка коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (везалий).
- – см. просвещение.
|
Renewal; renaissance, английский
Воскрешение, русский
Воскрешение , восстановление
Воскресение (из мертвых), русский
Väckelse, шведский
Renatus, us, m, латинский
Regeneratio, onis, f, латинский
Восстановление, русский
- Восстановление, возобновление, воскрешение, возрождение, исправление, оживление, освежение, реставрация.
- , см. окислительно-восстановительные реакции.
- Regain
- Процесс приема электронов, протекающий в окислительно-восстановительных реакциях.
|
Воздействие, русский
- Воздействие, противодействие, реакция. , влияние
- В психологии – целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. выделяются:
- A) группа сил (нагрузок), действующих на конструкцию вызванные внешними причинами, например, температурными изменениями, изменением влажности, неравномерной осадкой основания или землетрясением нормативное (базовое) значение воздействия основное характерное числовое значение воздействия.
- A) группа сил (нагрузок), действующих на конструкцию (прямое воздействие); б) деформации или напряжения, вызванные внешними причинами, например, температурными изменениями, изменением влажности, неравномерной осадкой основания или землетрясением (непрямое воздействие).
Переходный, русский
, -ая, -ое вуджан
Антиклерикальный, русский
Мировоззрение, русский
- Мировоззрение , воззрение, мнение
- Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельнос
- Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. в качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.
- – совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причем метафизика понимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: во-первых, различные «естественные» виды мировоззрения, связываемые по традиции с эпохой, народом, расой и т. п., во-вторых, философию, стремящуюся к априорному знанию (т.е. знанию, не зависящему от количества индуктивных исследований) во всех областях, и,- в-третьих, результаты конкретных наук. «мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (г. мейер); см. также картина мира. согласно м. шелеру, мировоззрение – «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще».
- (миросозерцание) , система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. на основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
- Система обобщения взглядов на объективный мир и место человека в нем.
Проторенессанс, русский
(от прото ... и ренессанс), период истории итальянского искусства (13 - нач. 14 вв.), ознаменовавшийся ростом светских реалистических тенденций, обращением к античной традиции. творчество поэта данте, зодчего арнольфо ди камбио, скульптора никколо пизано, живописцев пьетро каваллини и особенно джотто во многом подготовило почву для искусства возрождения.
Творчество, русский
- Психический процесс создания новых ценностей, .как бы продолжение и замена игры детской. деятельность, результат коей – создание новых материальных и духовных ценностей. будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект – личн
- Психический процесс создания новых ценностей, .как бы продолжение и замена игры детской. деятельность, результат коей – создание новых материальных и духовных ценностей. будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря коим создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
- , деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.
- Процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
- Мышление в его высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность, порождающая нечто качественно новое.
Возможности, русский
|
Reorganized church of jesus christ of latter-day saints, английский
Renewal; renaissance, английский
|
|
|
|
|
|
|