Глоссарий





Новости переводов

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Греческий язык

    , относится к индоевропейской семье языков (греческая группа). официальный язык греции и (наряду с турецким) кипра. различают древнегреческий и новогреческий языки письменность на основе греческого алфавита.




Греческая драхма, русский

Греческая православная церковь, русский

Греческая республика (юговосточная европа), русский

Греческая философия, русский
    – в мировой истории духа и культуры тождественна философии как таковой. она оказала определяющее влияние, по крайней мере по форме, самим введением понятия философии, на всю философию вплоть до сегодняшнего дня. после подготовительного периода, продолжавшегося столетия, наступил классический период греч. философии. ее расцвет приходится на 7 и 6 вв. до р. x., а отголоски ее замирали еще в течение тысячелетия. в византии и странах ислама господствующее влияние греч. философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена ренессанса и гуманизма, в европе произошло возрождение греч. философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи ренессанса и кончая влиянием греч. философии на все развитие европейской философской мысли (см. европейская философия). греч, философия (можно также сказать: античная философия, т. к. всем, что есть творческого в последней, она обязана греч. философии) делится на эллинскую философию классической древней греции (4 в. до р. x.), которой предшествовала философия греч. полисов, в 6-5 вв. до р. x. расположенных по всей греции, и эллинско-рим. философию, т.е. распространение и продолжение эллинской философии в возникающей и затем распадающейся римской империи с 3 в. до р. x. до 6 в. после р. x. эллинская философия делится на досократовскую (6 и 5 вв. до р. x.) и классическую (аттическую) философию (сократ, платон, аристотель – 4 в. до р. x.), досократовская философия – на космологическую (гилозоистическую) (6 и 5 вв. до р. x.) и антропологическую (софийскую) (5 и 4 вв. до р. x.). начало греч. философии в более ранний – космологический , – досократовский период в то же время означает, что наряду со священником, а подчас и в его лице выступает мыслитель политического направления и ученый, подготовленный уже политическими фигурами -семи мудрецов. один из них, фалес милетский, со времени аристотеля считается первым философом; он является первым космологом, а именно – в более узком смысле – представителем ионийской школы натурфилософии, к которой, кроме него, принадлежали также анаксимандр, анаксимен, ферекид сирийский, диоген аполлонийский и др. за ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580 – 430), к которой принадлежали ксенофан, парменид, зенон (элеат), мелисс; одновременно с этой школой существовала школа пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с др. принадлежали филлолай (кон. 5 в. до р. x.), врач алкмеон (ок. 520 до р. x.), теоретик музыки, философ и математик архит тарентский (ок. 400 – 365 до р. x.) и приверженцем которой был скульптор поликлет старший (кон. 5 в. до р. x.). великими одиночками являются гераклит – самый выдающийся, затем эмпедокл и анаксагор. демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником левкиппом и демокритовской школой является завершением досократовской космологии. наряду с этим в последний период происходит развитие антропологической софистики (примерно 475-375 до р. x.), которая представлена гл. о. протагором, горгием, гиппием, продиком. благодаря трем самым выдающимся представителям греч. философии – сократу, платону и аристотелю – афины примерно на 1000 лет стали центром греч. философии. сократом впервые в истории ставится вопрос о философской личности с ее решениями, диктуемыми совестью, и с ее ценностями; платоном создается философия как законченная мировоззренчески-политическая и логически-этическая система; аристотелем – наука как исследовательски-теоретическое изучение реально существующего. эти три великих греч. мыслителя, с тех пор каждый по-своему и в самых различных формах, оказывают влияние уже больше двух тысячелетий буквально на все развитие европейской (мировой) философии. эллинско-рим. период греч. философии начинается с возникновением важных философских школ (4 в. до р. x.), существовавших во времени параллельно друг с другом; только неоплатонизм появляется позже – спустя 500 лет. под влиянием сократа создается целая группа школ, просуществовавших весьма недолго: непосредственно сократики (главный представитель ксенофонт), мегарики, к которым принадлежали эвбулид и первый теоретик понятия возможности диодор кронос (ум. в 307 до р. x.), циники – антисфен, диоген синопский («с фонарем»), гораздо позже – религиозный преобразователь общества дион хризостом из прузы; наконец, киренаики (наряду с др. аристипп и эвгемер). сторонники платона группируются в школу, известную под названием академии (древняя академия – 348-270 до р. x., средняя – 315-215 до р. x., новая – 160 до р. x. – 529 после р. x.); важнейшие представители средней академии – аркесилай и карнеад; новой – цицерон и марк теренций варрон (116-28 до р. x.); за академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили плутарх хейронейский (ок. 45 – 120) и фрасилл (комментатор платона и придворный астролог тиберия). сторонники аристотеля, большей частью известные ученые, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог теофраст, теоретик музыки аристоксен (ок. 350 до р, x.), историк и политик дикеарх из мессины; среди более поздних перипатетиков – физик стратон, географ и астроном аристарх самосский (ученик стратона, ок. 250 до р. x.) и клавдий птолемей (ок. 150 после р. x.), врач гален, комментатор аристотеля андроник с родоса (ок. 70 до р. x.). эпикур становится основателем школы, взгляды которой получили широкое распространение и к которой наряду с другими принадлежал лукреций. к собственно скептической школе (в которую фактически входили многие академики) относятся пиррон и позже врач секст эмпирик. стоя из маленькой школы развивается в очень значительное философско-религиозное движение античности, существовавшее вплоть до возникновения неоплатонизма и христианства. основанная зеноном из китиона (ок. 200 до р. x.), она получает свою литературную обработку благодаря хризиппу в древней стое; к средней стое принадлежали среди многих панэций родосский и посидоний; близко к этой школе стоял также историк полибий. поздняя стоя, носившая по большей части рим. характер, представлена гл. о. тремя философами: патрицием сенекой, освобожденным рабом эпиктетом и императором марком аврелием. в неоплатонизме, как считал его основатель плотин, различаются (первая) рим., афин., александр., сирийск., христ. школы; наряду с плотиной выдающимися неоплатониками были порфирий, прокл, женщина-философ гипатия, ямвлих, император юлиан апостат (332 – 363), энциклопедист марциан капелла (1-я пол. 5 в.), боэций. в эпоху эллинизма расцветала также гностика с ее фантастическими и часто глубокомысленными системами, соединявшими в себе западные и восточные религию и философию. из вавилонской гностики возникло манихейство с его учением о мире света и мире тьмы. особое значение для философии первых столетий новой эры имел филон иудейский благодаря своему аллегорическому, платоновско-стоическому толкованию библии. он основал александр. школу, традиции которой продолжали клемент александрийский и ориген и которая была зародышем христ. философии, постепенно оказывавшей все большее влияние на философию западную. наиболее значительные разновидности греч. философии имеются в философии ислама, некоторое влияние ее заметно и на инд. философии.


Греческий, русский

Греческий архипелаг, русский
    , группа гористых островов в эгейском м., в составе греции. включает сев. и юж. спорады, эвбею, хиос, лесбос, киклады, крит и др. общая площадь ок. 20 тыс. км2. высота до 2456 м (на о. крит). высокая сейсмичность, пpоявления вулканической деятельности.


Греческий национальный театр, русский
    , драматический театр, основан в 1932 в афинах. ставит преимущественно произведения древнегреческой и западноевропейской классики, а также современную драматургию.


Греческий огонь, русский
    , зажигательная смесь, вероятно, из смолы, нефти, серы, селитры и др., применявшаяся в 7-15 вв. в морских боях и при осаде крепостей. бочки и различные сосуды с подожженной смесью метались при помощи метательных машин и труб на корабли или в крепости противника. греческий огонь не гасился водой. впервые применен греками в 673.


Греческое письмо, русский
    , буквенно-звуковое письмо, возникшее из финикийского консонантного письма в 9-8 вв. до н. э., используемое и поныне. читается слева направо. легло в основу многих систем письма.


Язык, русский
  1. Язык, говор, наречие, диалект; слог, стиль; народ. , народ , притча во языцех , шпион , владеть языком, воздержный на язык, говорить языком кого-либо, держать язык за зубами, держать язык на веревочке, держать язык на привязи, закусить язык, злой язык, ли

  2. Система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (-> мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. язык – носитель общественного сознания.

  3. ,..1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. реализуется и существует в речи. языки мира различаются строением, словарным составом и др., однако всем языкам присущи некоторые общие закономерности, системная организация единиц языка (напр., парадигматические и синтагматические отношения между ними) и др. язык изменяется во времени (см. диахрония), может перестать использоваться в сфере общения (мертвые языки). разновидности языка (национальный язык, литературный язык, диалекты, языковая культа и др.) играют различную роль в жизни общества...2) любая знаковая система, напр. язык математики, кино, язык жестов. см. также: искусственные языки, язык программирования...3) то же, что стиль (язык романа, язык газеты).

  4. , в анатомии - у наземных позвоночных и человека мышечный вырост (у рыб складка слизистой оболочки) на дне ротовой полости. участвует в захвате, обработке пищи, в актах глотания и речи (у человека). на языке расположены вкусовые рецепторы.

  5. Система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (-> мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. язык – носитель общественного сознания.

  6. – наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа. язык развился из естественных звуков. уже каждый крик – своего рода язык. человек трудился над совершенствованием этого важного, хотя еще и весьма примитивного средства общения, стремясь придать крику некую форму. крик при этом распадался на свои составные части; так появился ряд звуков, которые сначала являлись только особыми звуковыми оттенками крика. звуки обособлялись от крика, опять срастались в звуковые образования и превращались, т. о., в основы слов, при этом пантомимический характер звуков играл решающую роль. такой звуковой комплекс, как, напр., «хо», мог уже столь отчетливо отличаться от др. звуковых комплексов («ха», «хе» и т. д.), что возникала привычка связывать его с наличием или появлением какого-то определенного предмета. поэтому, когда появлялся этот предмет, появлялся как бы сам по себе и в одной и той же форме этот звуковой комплекс. данный процесс обратим: восприятие звукового комплекса влечет за собой возникновение представления о предмете. звуковой комплекс превращается в магическое слово, обладающее способностью совершать колдовство с предметом (в мышлении первобытных народов представление и реальность еще весьма и весьма слабо различаются). язык еще и сегодня рассматривается в некоторых случаях как обладающий магической силой («заговаривание», заклинания, молитвы и т. д.). под каждым словом, которое я произношу, я что-то подразумеваю. слово находится между сознанием и мыслимым предметом. оно участвует в бытии обоих. оно отделяет их друг от друга, давая мне тем самым возможность отличать возникающее благодаря слову представление от предмета. без него представление не могло бы возникнуть ни у меня, ни у другого. но слово также и связывает предмет и сознание. без слова представление не могло бы становиться знаком того, что мыслится. в этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление. благодаря языку мышление само может становиться предметом исследования, оно может объективироваться и передаваться другим даже по наследству. язык, даже объективный дух, воплощает в себе личный дух. дух скрыт в слове (гёльдерлин). но т. к. наше мышление может быть познано нами только в языковой оболочке и форме, то мир микрокосмоса постигается нами согласно способу бытия нашего языка: мир превращается нами в язык др. рода. каждый предмет становится носителем некоторой сущности, которую мы можем познать. поскольку воспринимаемый органом слуха звук, а также движение рук и мимика чтото для нас значат, постольку и весь мир имеет для нас значение. язык в равной мере делает дух телесным и одухотворяет действительность. слово – сосуд для нашего духа, из которого мы выплескиваем его на весь мир, осмысливая, т. о., последний. благодаря слову предмет становится доступным духу и превращается в нечто такое, что дано нашему познанию. слово – произносимая сущность предмета. благодаря выражающему сущность предмета слову предмет привлекает к себе внимание и говорит нам, чтб он, собственно, есть. по мере того как предметы начинают участвовать в этом процессе общения, придающее смысл сознание, с помощью языка воздействуя на них, фактически приспосабливается к ним. сознание движется по миру на повозке языка и возвращается обогащенным к себе самому; см. рефлексия. в языке можно выделить три функции (к. бюлер): выражения (обнаружения), воздействия (с помощью призыва, сообщения и т. д.), отнесенности к вещи (называние, ориентирование, изображение). говорящий всегда что-то выражает, обращается ли он к себе (интроекция) или к тем, с кем он говорит. эта отнесенность к другому (в качестве воздействия) является уже вторжением в сферу свободы, она есть «действие». высказываются не просто предложения, а просьбы, жалобы, вопросы, сообщения, поучения, поощрения, угрозы, приказания. при этом речь большей частью идет о вещном, которое образует содержание (в узком смысле) высказываемого. центром тяжести речи может быть как демонстрация (напр., какое-либо объяснение), так и воздействие или нечто вещественное; однако вместе с фиксированием какого-либо положения вещей должен также указываться путь для действия, должна открываться часть поля действия, а также твердо быть установлена цель этого действия. во всех случаях сама демонстрация есть часть жизни. история всякого языка отражает социальную историю его народа. корневые слова языка показывают, какие предметы были самыми важными для народа в период формирования языка. словарный состав языка показывает, о чем думает народ, а синтаксис – как думает (см. сфера мышления). язык наиболее точно характеризует народ, ибо является объективным духом. характерным, напр., является тот факт, что у бедуинов имеется множество слов для обозначения верблюда, в зависимости от условий, в которых он фигурирует в их жизни, а восточноафрик. охотники имеют множество слов для выражения различных оттенков коричневого цвета и только одно – для выражения каждого из всех остальных цветов. и если в слав, языках вспомогательный глагол «есть» играет значительно меньшую роль, чем, напр., в роман, и герман. языках, то это говорит лишь о том, что проблема существования, и в первую очередь проблема реальности, здесь совсем не стоит или стоит не с такой остротой, как в роман, и герман. языках. в языке запечатлевается, находит выражение та или иная сфера жизни; она возникает перед глазами слушателя, которого язык благодаря этой особенности отсылает к определенным ее моментам, к определенной области опыта, переживаний; причем эти переживания не слабеют у того, к кому обращена речь, а, наоборот, усиливаются (слово «море» означает для рыбака нечто иное, чем для курортника). следовательно, каждое воспринимаемое слово должно интерпретироваться, чтобы иметь возможность быть понятым в этом же смысле, какой подразумевается говорящим. но правильная интерпретация возможна только тогда, когда сфера мышления говорящего известна по крайней мере со стороны ее структуры. понимание чужого языка связано с тем же самым, но только более сложным процессом интерпретации.


Язык (колокола), русский

Язык (оползня), русский

Язык (орган), русский

Язык chill, русский

Язык автоматный, русский
    Множество цепочек символов, порождаемых с помощью автоматной грамматики.


Язык айсбергов, русский

Язык ассемблера, русский

Язык базы данных, русский
    Искусственный язык для описания процессов создания, ведения и использования баз данных(дсту 2874).


Язык взрослых, русский

Язык волосатый черный, русский

Официальный, русский
  1. Официальный, официозный, гласный, должностной, парадный, правительственный; публичный, служебный, формальный, церемониальный, праздничный, торжественный. прот. частный. , открытый, торжественный

  2. -ая, -ое арта


Древнегреческий, русский

Новогреческий, русский

Письменность, русский
  1. Письменность , литература

  2. Письменные памятники народа или эпохи.

  3. , 1) то же, что письмо (в 1-м значении). 2) совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи (напр., древнерусская письменность).


Греческое письмо, русский
    , буквенно-звуковое письмо, возникшее из финикийского консонантного письма в 9-8 вв. до н. э., используемое и поныне. читается слева направо. легло в основу многих систем письма.


Греческий огонь, русский
    , зажигательная смесь, вероятно, из смолы, нефти, серы, селитры и др., применявшаяся в 7-15 вв. в морских боях и при осаде крепостей. бочки и различные сосуды с подожженной смесью метались при помощи метательных машин и труб на корабли или в крепости противника. греческий огонь не гасился водой. впервые применен греками в 673.