Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Сидонский ф

Глоссарий по философии
    Едор федорович (род. 1805 – ум. 1873) – рус. философ, представитель теизма; профессор с.-петербургской духовной академии, почетный доктор философии с.-петербургского унта (с 1864). в определении философии стремился оттенить историческое разнообразие поставленных философией задач, выделив три осн. философские проблемы: бытие действительности, образование познаний и законы деятельности. объединение этих проблем происходит у сидонского в русле мировоззрения канта: философия есть «учебное решение вопроса о жизни вселенной, выведенное из строгого рассмотрения природы нашего ума и доведенное до определения законов, по каким должна направляться человеческая деятельность». в то же время главной задачей философии, по сидонскому, остается объяснение природы как известной совокупности явлений из действующих в ней сил и из разлитой в ней жизни. в отличие от всякого др. знания характерными чертами философии для сидонского служат ее «выспренность» (трансцендентальность) и «самостоятельность» (автономность). самостоятельность предполагает независимость от авторитета, а трансцендентальность – «отрешенность от предметного». это приводит к тому, что философия образует такое понятие об «образе бытия всего сущего», которое не довольствуется тем, что дает видеть опыт, а проникает во внутреннюю жизнь всего бытного и открывает «те представления, которые разрешают загадку всякого бытия или проливают свет на природу и законы наших познаний и действий». органом философского познания служит разум, стремящийся к выспренности и требующий самостоятельности. деятельность рассудка сводится к тому, что он разлагает понятия, сопоставляет и находит между ними разницу и сходства. в то время как чувство живет конкретным, «рассудок все дробит; ему нелегко перейти от самого есть к нет, от действия к причине: ибо понятия сил суть понятия соподчиненные». поэтому философия, пока она не освободится от обольстительной основательности действий рассудка, не может подняться до мысли, что она есть истина, не зависящая от подчинения одной мысли другою. главный вопрос для решения у сидонского – вопрос об отношении философии и религии. он допускает, что философские изыскания и истины веры – две отличные, хотя и не отдельные области. философия должна служить людям верующим. разум и откровение не могут прийти в противоречие, раз оба они – от бога. разум должен поэтому содержать в себе по крайней мере предчувствие того, что сообщает откровение. развивая идею о философском методе, сидонский не удовлетворяется ни «выводным методом фихте», ни диалектическим гегеля, ни «построительным» шеллинга, ни «привносительным» гербарта. более сочувственно он относится к методу критическому. однако поскольку последний требует систематической проверки наших понятий и суждений, сидонский понимает эту работу как работу психологического анализа и, следовательно, те основания, к которым критика должна сводить эти понятия, не могут быть понятиями эмпирии, опыта. сообразно этому он в дополнение к обычным методам – аналитическому и синтетическому – предлагает еще метод «сличительный», или сопоставительный. при таком методе доказательства и метод исследования понимается психологически, когда берется за исходный пункт исследование данных опыта. философия «может принять точкой обзора абсолютное в опыте – наше я, в котором сосредоточиваются ощущения происходящего вне и внутри». от опыта, т. о., исходит философское мышление, которое поднимается до разума и еще раз, по требованию метода, нисходит к опыту для проверки устанавливаемых этим мышлением положений. осн. произв. – «введение в науку философии» (1833), отмеченное демидовской премией. кроме того, им написано изданное после его смерти «генетическое введение в богословие» (1877).




Представитель, русский
  1. Представитель , агент, избранник, посредник

  2. Физическое или юридическое лицо, уполномоченное совершать действия от имени другого лица и по его поруче-нию либо в силу закона. в торговом мореплавании представительство основы-вается на соглашении, причем п. заключает сделки за счет представляемого от е

  3. В гражданском праве это лицо, совершающее сделку или иное юридическое действие от имени другого лица (представляемого).

  4. Representative


Разнообразие, русский

Образование, русский
  1. Образование, воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство. , воспитание

  2. 1. обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.

  3. – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. в образовании имеется всегда как форма`льная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования. значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в кон. 18 в., особенно под влиянием гёте, песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. с этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

  4. , процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. основной путь получения образования - обучение и самообразование.


Деятельности, русский

Объединение, русский
  1. Объединение , соединение

  2. 1. соединение нескольких организаций, предприятий, учреждений в единую группу; 2. название предприятия, включающего несколько предприятий, организаций, учреждений.

  3. Логическая операция, позволяющая из исходных классов образовывать новый класс


Направляться, русский
    Направляться, обращаться, адресоваться, бросаться, кидаться, толкаться куда. толкнуться в люди, не пособит ли кто. апеллировать. ср. идти. , идти


Деятельность, русский
  1. Операция, выполнение которой требует некоторого времени.

  2. Деятельность , деятельный

  3. Динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация оп

  4. Динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в деятельности ориентировочно-исследовательской, призванная обслуживать такое взаимодействие. в ее задачу входит обследование внешнего мира и формирование образа ситуации для осуществления у животного регуляции поведения двигательного соответственно условиям стоящей перед ним задачи. если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. в деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия. в содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные и волевые. итак, психологический анализ деятельности, в том числе деятельности психической, позволяет классифицировать ее с позиции структурных элементов, характера выполняемых функций и качественных особенностей получаемых результатов. в структуре деятельности выделяются:

  5. , специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

  6. Процесс


Объяснение, русский
  1. Объяснение, изъяснение, пояснение, разъяснение, освещение, толкование, иллюстрация, комментарий, мотивировка. превратное толкование закона, извращение смысла закона.

  2. – функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. объяснить – значит пролить свет на какой-либо более или менее запутанный факт путем установления причин или условий, целей, путем установления того, зачем и почему нечто именно такое, а не иное; установления закономерности происходящего, в которую может быть включен и частный случай. при этом остальное почти всегда остается необъяснимым. естественнонаучному «объяснению» дильтей в науках о духе противопоставляет «понимание». см. также описание.

  3. , функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта; осуществляется через постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект.

  4. Одна из функций интеллектуальной системы. о. предоставляет пользователю информацию о том, как интеллектуальная система получила выданное пользователю решение. в отличие от обоснования о. опирается лишь на тот маршрут, который сохранился в памяти системы от процесса поиска решения. используя этот маршрут, интеллектуальная система формирует пользователю о. на профессиональном естественном языке, позволяющее ему представить все принципиальные шаги решения.

  5. Раскрытие сущности чеголибо.


Самостоятельность, русский
  1. Самостоятельность , лишить самостоятельности

  2. Обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.


Автономность, русский

Независимость, русский
  1. Альтернатива конформности и негативизму – самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции. не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней (-> самоопределение коллективное).

  2. Альтернатива конформности и негативизму – самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции. не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней (-> самоопределение коллективное).

  3. Два события считаются независимыми, если возникновение одного из них нельзя предсказать по возникновению другого. две переменные считаются независимыми, если распределение значений одной переменной одно и то же при всех значениях другой. независимость — антоним понятия взаимосвязь (aassociaiatiion).


Отрешенность, русский
    – в мистике удаление от мира, благодаря чему достигается такое состояние, когда душа может остаться наедине с собой. «тот, кто хочет оставаться неомраченным и чистым, тот должен отрешиться от мира» (мейстер). но отрешенность – это не аскетический уход из мира, а набожное, действенное возвышение над ним.


Силы соприкосновения, русский
    – в психологии силы, действующие на расстоянии.


Сигнифика, русский
    (от лат. signum – знак и facere – образовывать), психолингвистика- понимаемое в широком смысле учение о средствах рассудка, т.е. наука, которая изучает речевой акт как психологическое действие, рассматривает язык как действие; см. также семантика.