Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Развитие,

Глоссарий по философии
    Также эволюция, генезис – закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; собственно «развертывание» до тех пор «свернутого», выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию (см. развертывание), особенно в смысле восхождения от низшего и малозначащего к высшему и полноценному. развитие бывает или экстенсивным (в смысле эволюционизма 18 в.), т.е. проявлением и увеличением уже имевшегося, или интенсивным (эпигенез), т.е. возникновением качественно новых форм. с др. стороны, развитие бывает или экзогенным, т.е. ненастоящим, неподлинным развитием, определяемым только извне, окружающим миром, или эндогенным, т.е. настоящим развитием, источник которого находится внутри самого развивающегося. в противоположность «творению», появлению из ничего, а также в противоположность спонтанному формированию из хаоса, или hyle, понятие «развитие» употребляется для обозначения поступательного движения, перехода от одного состояния к другому. отличают также индивидуальное развитие, развитие какого-либо отдельного существа, от всеобщего развития (природы, солнечной системы, земли, жизни, человечества, расы, народа). уже в древности и в средние века можно проследить попытки, правда несовершенные, раскрытия понятия развития. понятие развития в современном его смысле возникает уже в наше время, ок. 18 в., вместе с расцветом современной биологии. бюффон употребляет его в связи с объяснением истории земли и живых существ, кант – для объяснения происхождения космоса, гердер – для объяснения истории культуры, ламарк (в нач. 19 в.) – специально для объяснения истории живых существ. в философии нем. идеализма развитие означало саморазвертывание божественного в мире, саморазвертывание живого в божественное, а также мировой процесс как creatio continua. понятие развития стало осн. принципом биологии (включая антропологию и психологию) с сер. 19 в. благодаря работам спенсера, дарвина, геккеля. относительно развития в области истории культуры см. прогресс.




Развертывание, русский
  1. - процесс получистовой и чистовой обработки конических и цилиндрических отверстий специальным инструментом - развертками.

  2. – раскрытие, проявление частей данности, которые в результате этого процесса получают известную самостоятельность и могут быть лучше отличены друг от друга. в учениях неоплатоников августина, дионисия, ареопагита, иоанна скота эриугены, николая кузанского и др. понятие «развертывание» (лат. explicatio; см. экспликация) применяется для выражения характера отношений между богом и миром: мир есть саморазвертывание бога. у лейбница выражение «внутреннее развертывание состояний» обозначает процессы, происходящие в душе и в монадах; вообще то, что совершается в мире, есть только преобразования, но в нем нет никакого возникновения нового и никакого уничтожения. в настоящее время термин «развертывание» часто применяется вместо термина «развитие» в тех случаях, когда речь идет о каком-либо процессе, в котором отсутствует целевая направленность, которому не приписывается какой-либо смысл или значение. так, напр., говорят о развитии характера или культуры и о развертывании задатков, дарования; см. также дифференциация.

  3. Операция, при которой предварительно сформированное отверстие точно подгоняется по форме и размеру с помощью вращающегося режущего инструмента (разверток) с одним или более режущими элементами (зубьями). главной опорой для инструмента при резании является сама деталь.


Обнаружение, русский
    Функция, состоящая в обнаружении дифференциального тока.


Противоположность, русский
  1. Противоположность , в противоположность

  2. – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).


Обозначения, русский

Разрядка напряжения, русский
    (нем. abfuhr) – психоаналитический термин, означающий возникновение внутри психического аппарата благодаря внешним и внутренним раздражителям напряжения, которое должно разрядиться вовне и тем самым восстановить определенное психическое равновесие. средством такой разрядки может быть плач, смех, действия в движении («дать волю своей ярости») и др. однако имеющиеся средства весьма ограниченны и не все приемлемы в социальном отношении. поэтому имеющееся напряжение может разрядиться в таких формах, как сновидения, или, напр., в виде страха.


Радлов э, русский
    Рнст леопольдович (род. 1854, петербург – ум. 1928) – рус. философ, член-корреспондент российской академии наук (с 1920), директор петербургской публичной библиотеки (1917 – 1924). считал себя последователем философии в. с. соловьева, посвятил своему учителю ряд работ, в т. ч. «учение соловьева о свободе воли» (1911). осн. научные интересы его находились в области истории философии. радлов был большим знатоком философии аристотеля. им написаны монографии «этика аристотеля» (1884) и «об истолковании аристотеля» (1891); ему принадлежат первые переводы «феноменологии духа» гегеля (1913), при его участии издано собр. соч. платона. радлов явился критиком методологических установок историко-философской концепции а. и. введенского («очерк истории рус. философии», 1912), предлагавшей трехчленную периодизацию истории рус. философии. сам радлов выдвинул двучленную ее периодизацию: подготовительный период (до ломоносова) и построительный (от ломоносова и далее). большое количество работ радлов опубликовал по истории рус. философии. по его мнению, в рус. философии имелись два осн. направления: первое шло от «чужой мысли» (византийской, польск., западноевропейской) и «не противопоставляло себя иноземным течениям», второе, появившись под чужим влиянием, стремилось выразить национальное миросозерцание, «соответствующее свойствам рус. народа». здесь он на первое место выдвигает славянофилов. радлов неоднократно обращал внимание на особенности рус. философии, находя их в обращенности к «исканию правды и смысла жизни», а также в мистицизме, пронизывающем все проявления рус. мысли. кроме того, он подчеркивал ее преимущественный интерес к этическим вопросам, а именно к применению этических теорий на практике, к проверке их на опыте.