Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Паульсен

Глоссарий по философии
  1. (paulsen) фридрих (род. 16 июля 1846, лангенгорн, шлезвиг – ум. 14 авг. 1908, берлин) – нем. философ и педагог; с 1878 – профессор. на него оказали влияние фехнер, вундт, лотце, кант и спиноза. материальный мир, по мнению паульсена, является проявлением духовной божественной всеобщей жизни, которая обладает волей и выдвигает цели и которая должна означать осуществление единого замысла, служить подтверждением воли, воплощающей идеи в жизнь. цель этики и педагогики – совершенствование индивидуальной сущности в смысле (нового) гуманизма и совершенное жизненное утверждение индивида и общества, в качестве члена которого осознает себя человек. самосознание человека погружено в историческую жизнь социального целого, во имя которого человек трудится, творит и борется. осн. произв.: «system der ethik», 2 bd., 1889; «einleitung in die philosophie», 1892; «iramanuel kant», 1898; «pдdagogik», 1909; «geschichte des gelehrten unterrichts», 1885.

  2. (paulsen) фридрих (1846-1908) , немецкий философ. развил пантеистическое учение о мире; сторонник волюнтаризма. работы по истории педагогики.


Paulsen, английский



Материальный, русский
    (от лат. material) 1) вещественный, подчеркивающий в данности момент содержания; противоположность – формальный. 2) телесный, вещный; противоположность – имматериальный.


Осуществление, русский
    Осуществление , действие, устройство


Совершенствование, русский

Утверждение, русский
  1. Утверждение , согласие

  2. – положение, мысль, которой доказывают что-нибудь.

  3. Утвердительная форма выдвижения гипотезы, относительно некоторого явления

  4. Положение, мысль, которой доказывают, утверждают что-либо [114]. в логике – особая форма предложе- ния, которая в утвердительной форме выдвигает гипотезу отно- сительно некоторого явления. в математике доказанные утвер- ждения называются теоремами (более простые – леммами). [114].


Самосознание, русский
  1. Представление субъекта о своих взаимосвязях с окружающей средой, стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей.

  2. Осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. как высший уровень развития сознания – основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (=> я-концепция).

  3. — представление субъекта о своих взаимосвязях с окружающей средой, стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей.

  4. Осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. как высший уровень развития сознания – основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (=> я-концепция).

  5. – в обычной разговорной речи (в смысле сознания своего собственного достоинства, а с ироническим оттенком – в смысле самоуверенности) убеждение в ценности собственной личности. самосознание в психологии – переживание единства и специфичности я как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта). согласно канту, самосознание и осознание внешнего мира согласуются: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия др. вещей, находящихся вне меня». согласно гегелю, картина мира, которую люди создают себе в философии, есть осознание мира. по мнению н. гартмана, возможно «самосознание мира», ибо дух, член этого мира, который в состоянии познать слои, лежащие ниже его (см. учение о слоях), может осознать и самого себя.

  6. , осознание и оценка человеком самого себя как личности - своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.

  7. Осознание человеком себя как личности с присущей ей мировоззрением, целями, интересами и

  8. Осознание человеком себя как личности с присущим ей мировоззрением, целями, интересами и мотивами поведения.


Philosophie, немецкий

Geschichte, немецкий

Пейоративный, русский
    (от лат. pejus худший) – становящийся хуже, ухудшающийся. так, напр., современное слово «буржуа» («bourgeois») – это менее удачное, ухудшенное (пейоративное) выражение для понятия «гражданин» («bьrger»).


Патристика, русский
  1. (от лат. pater – отец) философия и теология отцов церкви, т.е. духовно-религиозных вождей христианства до 7 в. (см. также учителя церкви). обычно проводят следующее деление: 1) апостолические отцы, примыкающие непосредственно к апостолу павлу. 2) апологетические (защищающие) отцы 2 в., пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христ. учения с греч. философией, причем иногда они представляли христианство в виде новой философии (юстин, 100 – 167 после р. x., затем афинагор, вторая пол. 2 в.). ко 2 в. относится спор с гностиками, на позиции которых переходит тациан (вторая пол. 2 в.). завершает этот период тертуллиан. 3) 3 в. и нач. 4 в. характеризуются первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о христе, породившего многочисленные попытки его решения. противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в тезисе афанасия (295-378), утверждавшего, что христос божествен, а с другой – в отрицании арием его божественности. в то время как философия климента александрийского была еще не систематизированной, ориген, заимствовавший из греч. философии ее понятия и в значительной мере соглашавшийся с идеями неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства (см. александрийская философия). 4) в 4 в. и нач. 5 в. христианство впервые начинает исследовать свою историю. догма о троице получает вскоре свою окончательную формулировку. евсебий кесарейский, склонявшийся к арианизму, написал первую историю церкви и ее догм; он утверждал, что платон и вообще греч. философия оказали влияние – через ветхий завет, в частности, – на моисея. три великих каппадокийца, находившиеся под влиянием платона и оригена, занимались систематизацией теологии в противовес арианизму. 5) с кон. 4 в., т.е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после ее признания в 323 императором константином великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. после гилария пуатье, «афанасия запада» (310-367) и амвросия майландского, «латинского филона» (340 – 397) августин блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и ее претензии на руководство душами и святое посредничество. своим учением о божественном государстве («граде божием») он закладывает фундамент исторической метафизики. против этого учения, как полагают, боролся пелагий (см. пелагианизм). 6) на востоке к схоластике относятся: не являющийся вполне христ. философом, но чрезвычайно близкий неоплатонизму синезий киренский (370-450) и немезий эмезский (первая пол. 5 в.). большое значение в 5 и 6 вв. имела последовательная христ. школа ученых из газы. «первый схоласт» леонтий византийский (485-543), максим исповедник (580-662) и иоанн дамаскин (700-750) окончательно превращаются в представителей схоластики (см. византийская философия). на западе у боэция и историка кассиодора (490-583) христ. содержание отходит на задний план, снова оно выдвигается (в церковнополитическом плане) у исидора севильского (560-636). мартин бракарский (ум. 580) и беда венерибилис достопочтенный – «последний отец церкви» – являются уже ярко выраженными представителями (западной) схоластики.

  2. (от греч . pater, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. - т. н. отцов церкви. периоды: 2-3 вв. - полемически фрагментарное философствование т. н. апологетов (тертуллиан, климент александрийский и особенно ориген); 4-5 вв. - систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: василий великий, григорий назианзин, григорий нисский; на западе - августин); 6 в. - начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (леонтий византийский, боэций), завершающихся в трудах иоанна дамаскина.