Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Патристика

Глоссарий по философии
  1. (от лат. pater – отец) философия и теология отцов церкви, т.е. духовно-религиозных вождей христианства до 7 в. (см. также учителя церкви). обычно проводят следующее деление: 1) апостолические отцы, примыкающие непосредственно к апостолу павлу. 2) апологетические (защищающие) отцы 2 в., пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христ. учения с греч. философией, причем иногда они представляли христианство в виде новой философии (юстин, 100 – 167 после р. x., затем афинагор, вторая пол. 2 в.). ко 2 в. относится спор с гностиками, на позиции которых переходит тациан (вторая пол. 2 в.). завершает этот период тертуллиан. 3) 3 в. и нач. 4 в. характеризуются первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о христе, породившего многочисленные попытки его решения. противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в тезисе афанасия (295-378), утверждавшего, что христос божествен, а с другой – в отрицании арием его божественности. в то время как философия климента александрийского была еще не систематизированной, ориген, заимствовавший из греч. философии ее понятия и в значительной мере соглашавшийся с идеями неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства (см. александрийская философия). 4) в 4 в. и нач. 5 в. христианство впервые начинает исследовать свою историю. догма о троице получает вскоре свою окончательную формулировку. евсебий кесарейский, склонявшийся к арианизму, написал первую историю церкви и ее догм; он утверждал, что платон и вообще греч. философия оказали влияние – через ветхий завет, в частности, – на моисея. три великих каппадокийца, находившиеся под влиянием платона и оригена, занимались систематизацией теологии в противовес арианизму. 5) с кон. 4 в., т.е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после ее признания в 323 императором константином великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. после гилария пуатье, «афанасия запада» (310-367) и амвросия майландского, «латинского филона» (340 – 397) августин блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и ее претензии на руководство душами и святое посредничество. своим учением о божественном государстве («граде божием») он закладывает фундамент исторической метафизики. против этого учения, как полагают, боролся пелагий (см. пелагианизм). 6) на востоке к схоластике относятся: не являющийся вполне христ. философом, но чрезвычайно близкий неоплатонизму синезий киренский (370-450) и немезий эмезский (первая пол. 5 в.). большое значение в 5 и 6 вв. имела последовательная христ. школа ученых из газы. «первый схоласт» леонтий византийский (485-543), максим исповедник (580-662) и иоанн дамаскин (700-750) окончательно превращаются в представителей схоластики (см. византийская философия). на западе у боэция и историка кассиодора (490-583) христ. содержание отходит на задний план, снова оно выдвигается (в церковнополитическом плане) у исидора севильского (560-636). мартин бракарский (ум. 580) и беда венерибилис достопочтенный – «последний отец церкви» – являются уже ярко выраженными представителями (западной) схоластики.

  2. (от греч . pater, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. - т. н. отцов церкви. периоды: 2-3 вв. - полемически фрагментарное философствование т. н. апологетов (тертуллиан, климент александрийский и особенно ориген); 4-5 вв. - систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: василий великий, григорий назианзин, григорий нисский; на западе - августин); 6 в. - начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (леонтий византийский, боэций), завершающихся в трудах иоанна дамаскина.




Непосредственно, русский
    Непосредственно, прямо, из первых рук. прот. из вторых (пятых, десятых) рук. , сам


Совместимость, русский
  1. Человеческая способность работать совместно, успешно решать задачи, требующие согласованности действий и хорошего взаимопонимания.

  2. Пригодность продукции, процессов и услуг к совместному, не вызывающему нежелательного взаимодействия использования при заданных условиях для выполнения установленных требований.

  3. Взаимодействие связанных систем, которое часто достигается путем принятия технических стандартов.

  4. Мера взаимного растворения металлов в твердой фазе.

  5. Вид отношения между понятиями и суждениями. два понятия называются совместимыми, если их объемы совпадают полностью или частично, т. е. имеют хотя бы один общий элемент.


Христианство, русский
  1. Христианство , вера

  2. Одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), возникло в i в. как вера в иисуса христа, основателя христианства, в iv в. стало господствующей религией римской империи.

  3. , одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. в основе - вера в иисуса христа как богочеловека, спасителя, воплощение 2-го лица триединого божества (см. троица). приобщение верующих к божественной благодати происходит через участие в таинствах. источник вероучения христианства - священное предание, главным в нем является священное писание (библия); а также "символ веры", решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев палестины, сразу же распространилось у других народов средиземноморья. в 4 в. стало государственной религией римской империи. к 13 в. вся европа была христианизирована. на руси христианство распространилось под влиянием византии с 10 в. в результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. из католицизма в ходе реформации в 16 в. выделился протестантизм. общее число христиан превышает 1 млрд. человек.


Тертуллиан, русский
  1. (tertullianus) квинт септимий` флоренс (род. ок. 160, карфаген – ум. ок. 222, там же) – христ. богослов, писатель, юрист. мышление его отмечено тягой к парадоксам, он непоследователен и неровен в своих мыслях и языке. презирал всякое «язычество», резко выступал против всей древнегреч. философии. подчеркивая пропасть между библейским откровением и древнегреч. философией, тертуллиан утверждал веру именно в силу несоразмерности с разумом. в своем соч. «о душе» выступал против платоников и гностиков, против их понимания телесности и существования начала во времени. все действительное – телесно, бог – тоже; по тактическим соображениям защищал свободу религий: выбор религии – право индивида; но если он не религиозен, то его следует принуждать к принятию какой-нибудь религии. выражение credo quia absurdum было введено тертуллианом. в конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества.

  2. (tertullianus) квинт септимий флоренс (ок . 160 - после 200), христианский теолог и писатель. подчеркивая пропасть между библейским откровением и греческой философией, тертуллиан утверждал веру именно в силу ее несоизмеримости с разумом. в конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества.


Многочисленные, русский

Паульсен, русский
  1. (paulsen) фридрих (род. 16 июля 1846, лангенгорн, шлезвиг – ум. 14 авг. 1908, берлин) – нем. философ и педагог; с 1878 – профессор. на него оказали влияние фехнер, вундт, лотце, кант и спиноза. материальный мир, по мнению паульсена, является проявлением духовной божественной всеобщей жизни, которая обладает волей и выдвигает цели и которая должна означать осуществление единого замысла, служить подтверждением воли, воплощающей идеи в жизнь. цель этики и педагогики – совершенствование индивидуальной сущности в смысле (нового) гуманизма и совершенное жизненное утверждение индивида и общества, в качестве члена которого осознает себя человек. самосознание человека погружено в историческую жизнь социального целого, во имя которого человек трудится, творит и борется. осн. произв.: «system der ethik», 2 bd., 1889; «einleitung in die philosophie», 1892; «iramanuel kant», 1898; «pдdagogik», 1909; «geschichte des gelehrten unterrichts», 1885.

  2. (paulsen) фридрих (1846-1908) , немецкий философ. развил пантеистическое учение о мире; сторонник волюнтаризма. работы по истории педагогики.


Пасхазий, русский
    (paschasius) радбертус из корби (ум. после 856, будучи настоятелем монастыря корби) – нем. философ, представитель ранней схоластики. написал «de corpore et sanguine christi», учение о транссубстанциации.