Глоссарий





Новости переводов

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Отцы церкви

Глоссарий по философии
  1. – см. патристика.

  2. , традиционное название деятелей христианской церкви 2-8 вв., создавших ее догматику и организацию. главные отцы церкви в католицизме - амвросий медиоланский, августин, иероним, григорий i великий, в православии - афанасий александрийский, василий великий, григорий назианзин (григорий богослов), иоанн златоуст.




Отцвести, русский

Отцветать, русский
    Отцветать , вянуть


Отцепиться, русский
    Отцепиться , приставать


Отцеплять, русский

Отцепляться, русский

Отцеубийца, русский

Отцовский, русский

Отцовский род, русский
    (патрилинейный род) , экзогамный коллектив кровных родственников по отцовской линии с общим родовым названием, верой в единого предка. характерен для патриархата; ранние формы отцовского рода зафиксированы и на более низких ступенях развития (часть аборигенов австралии и др.).


Отцовство, русский
  1. Факт биологического и (или) социального происхождения ребенка от определенного мужчины. семейное законодательство рф в полной мере учитывает этот двойственный характер природы о. действительно, не всегда о. биологическое признается с точки зрения права. наиболее типичный пример социального о. - усыновление ребенка мужем матери, который не является его биологическим отцом. кроме того, в последнее время распространились случаи оплодотворения донорской спермой или имплантирования донорского эмбриона. в обоих указанных случаях родителями считаются и регистрируются не доноры, а лица. давшие согласие на указанную операцию. более того,

  2. Факт происхождения ребенка от данного мужчины; юридически

  3. Paternity


Отцы иосифиты, русский

Отцы святого духа, русский

Отцы священных сердец, русский

Церкви христа, русский

Церкви христа в христианском союзе, русский

Патристика, русский
  1. (от лат. pater – отец) философия и теология отцов церкви, т.е. духовно-религиозных вождей христианства до 7 в. (см. также учителя церкви). обычно проводят следующее деление: 1) апостолические отцы, примыкающие непосредственно к апостолу павлу. 2) апологетические (защищающие) отцы 2 в., пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христ. учения с греч. философией, причем иногда они представляли христианство в виде новой философии (юстин, 100 – 167 после р. x., затем афинагор, вторая пол. 2 в.). ко 2 в. относится спор с гностиками, на позиции которых переходит тациан (вторая пол. 2 в.). завершает этот период тертуллиан. 3) 3 в. и нач. 4 в. характеризуются первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о христе, породившего многочисленные попытки его решения. противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в тезисе афанасия (295-378), утверждавшего, что христос божествен, а с другой – в отрицании арием его божественности. в то время как философия климента александрийского была еще не систематизированной, ориген, заимствовавший из греч. философии ее понятия и в значительной мере соглашавшийся с идеями неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства (см. александрийская философия). 4) в 4 в. и нач. 5 в. христианство впервые начинает исследовать свою историю. догма о троице получает вскоре свою окончательную формулировку. евсебий кесарейский, склонявшийся к арианизму, написал первую историю церкви и ее догм; он утверждал, что платон и вообще греч. философия оказали влияние – через ветхий завет, в частности, – на моисея. три великих каппадокийца, находившиеся под влиянием платона и оригена, занимались систематизацией теологии в противовес арианизму. 5) с кон. 4 в., т.е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после ее признания в 323 императором константином великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. после гилария пуатье, «афанасия запада» (310-367) и амвросия майландского, «латинского филона» (340 – 397) августин блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и ее претензии на руководство душами и святое посредничество. своим учением о божественном государстве («граде божием») он закладывает фундамент исторической метафизики. против этого учения, как полагают, боролся пелагий (см. пелагианизм). 6) на востоке к схоластике относятся: не являющийся вполне христ. философом, но чрезвычайно близкий неоплатонизму синезий киренский (370-450) и немезий эмезский (первая пол. 5 в.). большое значение в 5 и 6 вв. имела последовательная христ. школа ученых из газы. «первый схоласт» леонтий византийский (485-543), максим исповедник (580-662) и иоанн дамаскин (700-750) окончательно превращаются в представителей схоластики (см. византийская философия). на западе у боэция и историка кассиодора (490-583) христ. содержание отходит на задний план, снова оно выдвигается (в церковнополитическом плане) у исидора севильского (560-636). мартин бракарский (ум. 580) и беда венерибилис достопочтенный – «последний отец церкви» – являются уже ярко выраженными представителями (западной) схоластики.

  2. (от греч . pater, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. - т. н. отцов церкви. периоды: 2-3 вв. - полемически фрагментарное философствование т. н. апологетов (тертуллиан, климент александрийский и особенно ориген); 4-5 вв. - систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: василий великий, григорий назианзин, григорий нисский; на западе - августин); 6 в. - начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии (леонтий византийский, боэций), завершающихся в трудах иоанна дамаскина.


Католицизм, русский
  1. Всеобщий, вселенский) разновидность христианства, особо распространенная в западной европе в средние века.

  2. Одно из 3-х наиболее распространенных на-правлений в христианстве (народу с православием и протестан-тизмом). окончательно разделение христианской церкви на за-падную (католическую) и восточную (православную) произошло в 1054 г. источник вероучения -

  3. – обнаружившийся в общественном сознании со времени возникновения протестантства особый характер западноевропейской и ближневосточной церкви, который развивался с первых веков нового летосчисления и сохранился до наших дней. в западных странах этот характер четко выразили папы и собор в триденте (1545-1563). понятие католического появляется ок. 150 после р. x. и свидетельствует о том, что, в противоположность др. толкованиям христианства, «повсюду» (греч. katholu) распространяются и должны быть признаны исходящие от апостолов предания. классическая формулировка этой точки зрения называет «католическим» «quod ubique, quod semper, quod ad omnibus creditum est» (лат.: «что признается повсюду, всегда и всеми»). поэтому католицизм стоит близко к естественной религии и consensus omnium. несмотря на это, церковь уже издавна выступала против ереси (отклонение от осн. учений), гетеродоксии (отклонение от отдельных учений) и раскола (разделение церкви). философия католицизма, philosophia perennis, в настоящее время развивается неосхоластикой и неотомизмом. католичес, кий (от греч. katholikos – всеобщий, всеохватывающий) – относящийся к рим.-католич. церкви.

  4. , одно из основных направлений в христианстве. католики составляют большую часть верующих в италии, испании, португалии, франции, бельгии, австрии, в латиноамериканских государствах, среди верующих католики преобладают в польше, венгрии, чехословакии. последователи католицизма имеются в прибалтике (главным образом в литве), в западных областях белоруссии, украины. разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204; в 16 в. в ходе реформации от католицизма откололся протестантизм. организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр - папство, глава - римский папа, резиденция которого - ватикан. источники вероучения - священное писание и священное предание. особенности католицизма (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к "символу веры" (в догмат троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат. с 60-х гг. в католицизме проводится модернизация догматики, культа, организации и политики. ок. 900 млн. приверженцев (1990).


Охватывающее, окружающее, русский
    – по ясперсу, то, что обнаруживается при разделении субъекта и объекта. «все, что выступает для меня как предмет, приходит ко мне из охватывающего (окружающего), и я как субъект исхожу из него... охватывающее (окружающее) всегда остается для моего сознания мраком». оно в значительной мере идентично с бытием или трансценденцией.


Отрешенность, русский
    – в мистике удаление от мира, благодаря чему достигается такое состояние, когда душа может остаться наедине с собой. «тот, кто хочет оставаться неомраченным и чистым, тот должен отрешиться от мира» (мейстер). но отрешенность – это не аскетический уход из мира, а набожное, действенное возвышение над ним.