Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Натурфилософия

Глоссарий по философии
  1. (от лат. nature природа) – совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью осн. знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы. понятие «philosophia naturalis» впервые встречается у сенеки. состояние развития натурфилософии в настоящее время в большой степени зависит от соответствующего состояния естественных наук. возникла натурфилософия фактически еще до появления собственно философии, из т. н. космогонии, сохраняя мифологический характер последней. конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония. родоначальником собственно натурфилософии были ионийские философы. ими рассматривались следующие осн. проблемы: материя и ее (атомистическая) структура, гармония (математическая) вселенной, соотношение вещества и силы, неорганического и органического. значение ионийцев заключается не в решении проблем натурфилософии, а в их постановке. у аристотеля постановка многих вопросов натурфилософии получает уже естественнонаучный характер. дальнейшее ее развитие связано со школой (аристотелевской) перипатетиков и стоиками. впоследствии натурфилософия превратилась в натурспекуляцию, имеющую зачастую форму фантастики. однако вместе с развитием естественных наук в средние века развивалась также и натурфилософия, гл. о. со времени поздней схоластики, и особенно в лице таких мыслителей, как фома аквинский и альберт великий. наблюдение и эксперимент начинают играть все более важную роль как в натурфилософии, так и в естественных науках (генрих фон лангенштейн, альберт саксонский, роджер бэкон, николай орезмский и физики-оккамисты). относящееся к началу нового времени понимание природы как душевного переживания привело к новому, часто восторженно-патетическому обоснованию натурфилософии (джордано бруно). вскоре произошло ее разделение на натурфилософию органического (парацельс), близкую к витализму, и натурфилософию неорганического (галилей), близкую к механицизму, причем последняя все больше и больше одерживала верх, и в первую очередь благодаря начавшемуся триумфальному шествию естественнонаучных методов исследования – шествию, возглавляемому леонардо да винчи, коперником; кеплером, сеннертом, галилеем, декартом. натурфилософия вселенной основана коперником, кеплером, ньютоном; последний под ней понимал теоретическое (математически-дедуктивное) учение о природе («natural philosophy» – «точная наука о природе»). в 18 в. различаются «physica speculative» и «physica empirica» (физическая констатация фактов). в 1786 кант в «метафизических началах естествознания» дал первую критическую натурфилософию современного (механистического) естествознания, в 1790 в «критике способности суждения» – дополнительную критику натурфилософии органического, т.е. критику биологических понятийных построений. появившиеся в 1797 «идеи натурфилософии» шеллинга открыли идеалистический , конструктивно-умозрительный период натурфилософии. натурфилософия романтизма (окен) была хотя и ближе к фактам, но менее плодотворна в отношении выработки понятий; близко к ней стояли гегель и шопенгауэр. исследованиями в сфере органического специально занимались гёте и к. г. карус, стремясь создать натурфилософию, наглядно схватывающую жизненные и полные сил формы. все большие успехи естественных наук и связанное с этим растущее забвение спекулятивной натурфилософии идеализма и романтизма привели в 19 в. к тому, что натурфилософия скатилась к материализму; наконец она исчезла почти полностью – так же как и метафизика и по тем же причинам. материалистическую натурфилософию представляли бюхнер, молешотт и др.; ее использовал в своих аргументациях также и марксизм. у физиологов – иоганнеса мюллера, лотце, гельмгольца – натурфилософия становится критической теорией принципов естествознания; в натурфилософии фехнера еще присутствует спекулятивный элемент. на основе естественнонаучных и естественноисторических исследований дарвина и геккеля развилась натурфилософия особого рода (см. монизм). к нач. 20 в. в связи с обращением европейской мысли к метафизике возникла новая натурфилософия. вильгельм оствальд создал натурфилософию неорганического (см. энергетизм); рейнке, дриш, паладьи и др. – органического (см. витализм). первая с этого времени стала господствующей (см. причинно-механическая картина мира, физическая картина мира, органический), особенно под влиянием интереса, вызванного теорией относительности; при этом натурфилософия принимает все более абстрактную форму. в настоящее время она рассматривается как теория, критика и теория познания естественных наук; «philosophie der natur» (1905) николая гартмана имеет знаменательный подзаголовок: «очерк специального учения о категориях».

  2. (нем . naturphilosophie), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. интерес к природе в эпоху возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (дж. бруно, б. телезио, т. кампанелла, дж. кардано, парацельс, ф. патрици). в немецкой классической философии получила особенное развитие у ф. в. шеллинга и его последователей (л. окен, х. стеффенс, г. карус, г. шуберт, д. м. велланский и др.). развитие экспериментального естествознания в новое время привело к вытеснению натурфилософии теориями природы, базирующимися на естественнонаучных данных.




Совокупность, русский
  1. Совокупность , круг, собрание, сумма

  2. Непрерывное множество, целое, сочетание, соединение, общий итог, сумма.


Непосредственно, русский
    Непосредственно, прямо, из первых рук. прот. из вторых (пятых, десятых) рук. , сам


Переживания, русский

Субстанция, русский
  1. (от лат. substantia сущность) – в обычном понимании синоним материи, вещества; в философском плане – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. как сущность, лежащая в основе всего, понятие субстанции играет некоторую роль уже в древнегреч. философии (гл. о. начиная с аристотеля). позднее – у схоластов, а также у декарта и спинозы. в то время как декарт, кроме абсолютной субстанции (бога), предполагает еще и две др. сотворенные субстанции (см. res), у спинозы имеется только одна бесконечная субстанция, которую можно назвать также богом или природой. закон, по которому при всякой смене явлений субстанция остается и количество ее в природе не увеличивается и не уменьшается, принадлежит, по канту, к «аналогиям опыта». для шопенгауэра субстанция – материя, для юма – это только фикция, сосуществование свойств. современная психология заменила предположение о наличии «духовной субстанции» как основы психических процессов теорией актуальности (см. актуальности теория). для современного естествознания субстанция – только формальное понятие, имеющее смысл: носитель явления. субстанциальны и (от лат. substantia – лежащий в основе) – существенный, материальный, относящийся к субстанции.

  2. (лат . substantia - сущность; то, что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.


Пространство, русский
  1. В цвете и системах управления цветом, сокращение от цветовое пространство. мы часто говорим о «rgb пространстве» монитора или «cmyk пространстве» принтера, когда описываем специфические особенности цветов, воспроизводимых этими устройствами в терминах их

  2. Пространство , место, промежуток

  3. – то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств. после того как в течение веков проблемой было почти только «абстрактное пространство» геометрии, с 17 в. перед развивающейся физикой в результате применения понятия «пустого пространства» встал вопрос о «физическом пространстве» и, наконец, о его существовании, а также соответственно о его воспринимаемости. уже лейбниц считал пространство «хорошо фундированным явлением», а кант (в «критике чистого разума») анализировал пространство как форму всех явлений внешних органов чувств, т.е. как формальное свойство всякого восприятия внешнего мира, благодаря чему только и возможны наши внешние наглядные представления. далее он доказал эмпирическую реальность пространства, т.е. его априорность по отношению к опыту, и одновременно его трансцендентальную идеальность – он есть ничто, пока мы забываем о субъективном происхождении всякого опыта и считаем пространство тем, что лежит в основе вещей в себе. математик гаусс полагал: можно согласиться с тем, что пространство обладает реальностью и вне нашего духа, его априорность мы не можем в полной мере приписать законам духа. теория относительности отрицает конкретность пространства, тем самым «оно не создается из мира, но только затем уже привносится задним числом и именно в метрику четырехмерного многообразия, которое возникает благодаря тому, что пространство и время связаны в единый (четырехмерный) континуум посредством скорости света» (м. plank. vom relativen zum absoluten, 1925); см. континуум, паладьи. хайдегrep считает, что со всем, что встречается как подручное (см. подручность), пространство при определенных обстоятельствах имеет единую сферу. «но ни сфера, открытая через какие-либо процессы, ни вообще любая пространственность не воспринимаются отчетливо. пространственность сама по себе, пространственность-всебе находится в незаметности подручного. пространство не заключено в субъекте, и мир не заключен в пространстве. напротив, пространство есть «в» мире, поскольку это открывает для существования конституитивное бытие пространства в мире. существование является пространственным» («sein und zeit», 1953). современная психология также устанавливает, что пространство как таковое никогда не дано нам, что, напротив, оно постоянно наполнено множеством более или менее всеобъемлющих систем отношений (см. система отношений), к которым принадлежат различные предметы (см. интеллигибельный мир). и для систем отношений, совокупность которых, следовательно, может быть обозначена как пространство (если бы было возможно мыслить наличное бытие вещи независимо от ее бытия как такового), характерна невзрачность, неяркость. «кроме возможности быть заполненным, пространство не имеет никакого др. свойства; если же абстрагироваться от установления отдельного места и его наполнения, оно есть пустое и мертвое ничто» (metzger. psychologie, 1941). современная физика определяет понятие пространства как такое, в котором находятся поля (см. поля теория); родство поля и системы отношений несомненно. тот факт, что пространство представляется как прямоугольное (евклидово), связан с тенденцией прегнантности сознания (см. прегнантности правило): если даже пространственные отношения рассматриваются через сильно искажающие очки, то и в этом случае через некоторое время все приходит в обычный порядок.

  4. , в математике - множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями типа окрестности, расстояния и т. д. исторически первое и важнейшее математическое пространство - евклидово пространство. см. также многомерное пространство, векторное пространство, гильбертово пространство.

  5. Часть выработанного пространства, непосредственно прилегающая к забою и предназначенная для размещения рабочих и оборудования.


Фактически, русский
  1. ~-used key фактически используемый ключ

  2. Фактически , действительно


Мифологический, русский

Космология, русский
  1. (греч. – учение о мире) – философско-научное рассмотрение вселенной, космоса, особенно с позиций его возникновения, через космогонию. появление космологии относится к глубокой древности (наблюдения и заметки вавилонских и египетских жрецов). дальнейшее развитие космологии идет через гиппарха и птолемея к копернику, тихо браге, кеплеру, ньютону и затем к настоящему времени, причем из космологии постепенно вычленяются современные точные естественные науки. рассматривавшаяся и излагавшаяся раньше как часть метафизики, космология сама стала наукой о природе и (понимаемая в узком смысле) приравнивается к астрономии.

  2. (от космос и ...логия), физическое учение о вселенной как целом, основанное на результатах исследования наиболее общих свойств (однородности, изотропности и расширения) той части вселенной, которая доступна для астрономических наблюдений. теоретический фундамент космологии составляют основные физические теории (общая теория относительности, теория поля и др.), эмпирическую основу - внегалактическая астрономия. общие выводы космологии имеют важное общенаучное и философское значение. в современной космологии наиболее распространена модель горячей вселенной, согласно которой в расширяющейся вселенной на ранней стадии развития вещество и излучение имели очень высокую температуру и плотность. расширение привело к их постепенному охлаждению, образованию атомов, а затем (в результате гравитационной конденсации) - протогалактик, галактик, звезд и других космических тел. наблюдаемое реликтовое излучение с температурой ок. 3 к - это "остывшее" излучение, сохранившееся с ранних стадий развития вселенной. к важнейшим, еще не решенным проблемам космологии относятся проблемы начального сверхплотного состояния вселенной (т. н. сингулярности) и конечной фазы ее существования (возможности возвращения в состояние сингулярности).


Космогония, русский
  1. (от греч. kosmogonia создание мира) – миф о сотворении, дорациональное, донаучное мифически-религиозное учение о возникновении мира, его развитии.. типично космогонические учения развивали все религии, причем эти учения рассматривали также и происхождение человеческого рода. следует различать три главных вида космогонии: история творения, если она рассматривает мир в целом как продукт божественной воли; история формирования, когда божество формирует мир из вещества, которое мыслится как наличное, но не созидается; история развития, когда материя мыслится вечной, созидающей мир в его многообразии своими собственными силами. переход от донаучной космогонии к научной космологии совершается уже в ионийской натурфилософии.

  2. (от космос и ...гония; греч. kosmogonia), раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие космических тел и их систем (планет и солнечной системы в целом, звезд, галактик и т. д.). наиболее развиты космогония солнечной системы (планетная космогония) и звездная космогония (см. звездная эволюция). во 2-й пол. 20 в. в планетной космогонии утвердилась гипотеза о происхождении солнца и планет из единого холодного газово-пылевого облака [гипотеза канта и лапласа, развитая о. ю. шмидтом, ф. хойлом, а. камероном (сша), э. шацманом (франция) и др.].


Соотношение, русский
  1. Соотношение , аналогия, соответствие, сходство

  2. Взаимная связь между чемлибо.


Постановка, русский
  1. Постановка , положение

  2. , 1) творческий процесс создания спектакля (оперного, драматического, балетного), фильма, циркового и эстрадного представления и др. осуществляется режиссером-постановщиком совместно с художником, балетмейстером, в музыкальном театре совместно с дирижером, художником; в кино совместно с оператором, художником. 2) то же, что спектакль.


Наука об основах всех вещей, русский
    – у христиана вольфа и в настоящее время также онтология. у иоганна ремке – философия, поскольку она устанавливает, что в сфере предметного соответствует в качестве значения особым звуковым образам (языковым знакам).


Наторп, русский
  1. (natorp) пауль (род. 24 янв. 1854, дюссельдорф – ум. 17 авг. 1942, марбург) – нем. философ и педагог, рассматривавший социальный аспект педагогики; профессор с 1885, наиболее выдающийся ученик г. когена и наряду с ним главный представитель марбургской школы. его работа «die philosophie, ihr problem und ihre probleme» (рус. пер. «философия, ее проблема и ее проблемы», 1911) является одним из лучших введений в неокантианство и в учение когена. наторп получил известность благодаря своей книге о платоне («platos ideenlehre», 1903). как педагог, он опирался на песталоцци. индивидуалистическому образу человека он противопоставлял социалистический; в сфере человеческого истинно конкретное представляет собой не индивид, а общество. помимо упомянутых, им написан еще ряд работ, из которых важнейшие: «sozialpдdagogik», 1899 (рус. пер. «социальная педагогика», 1911); «pestalozzi», 1909; «die logischen grundlagen der exakten wissenschaften», 1910; «philosophische systematik», 1957; на рус. языке: «культура народа и культура личности», 1912; «кант и марбургская школа», в сб. «новые идеи в философии», 1913.

  2. (natorp) пауль (1854-1924) , немецкий философ, один из главных представителей марбургской школы неокантианства. разрабатывал основные идеи г. когена; видел задачу неокантианства в создании философии культуры на основе трансцендентального метода. с позиций трансцендентализма интерпретировал историю античной философии (в частности, учение платона об идеях). работы по проблемам социальной педагогики.