Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Наука об основах всех вещей

Глоссарий по философии
    – у христиана вольфа и в настоящее время также онтология. у иоганна ремке – философия, поскольку она устанавливает, что в сфере предметного соответствует в качестве значения особым звуковым образам (языковым знакам).




Науки о духе, русский
    – также науки о культуре или исторические науки; с сер. 19 в. так называют все науки, занимающиеся исследованием творений человеческого духа культурных образований и сфер культуры, таких, как искусство, религия, государство, экономика, право и др. к наукам о духе относятся поэтому история, филология, социология, теология, этика, эстетика, в то время как психология занимает промежуточное положение между науками о природе и науками о духе (см. вопрос об отношении тела и души). выражение «науки о духе» ведет свое начало от шиля, переведшего «логику» д. ст. милля (1849), и является переводом выражения «moral science». рассматриваемая со стороны внешнего мира сфера наук о духе начинается там, где духовно-культурная деятельность человека оставляет в природе чувственно воспринимаемые и сохраняющиеся следы. дильтей в 1883 в своей работе «einleitung in die geisteswissenschaften» пытался провести резкую грань между науками о духе и естественными науками; науками о духе он считал те, предметом исследования которых является общественно-историческая действительность. задачей этих наук, согласно дильтею, является переживание проявлений этой действительности и их осмысление, постижение, понимание. принцип причинности также имеет силу и в, науках о духе; но здесь он должен быть дополнен представлением о цели (см. телеология), суждением ценности и внесением смысла. для теории науки (см. также наука) разграничение наук о духе и естественных наук является важной проблемой, в которой проявляется противоположность между рациональным и иррациональным. согласно шпрангеру, науки о духе занимаются транссубъективными и коллективными духовно-историческими образованиями, важными для отдельного человека; духовными нормами отдельного человека и его духовно-культурной жизни и деятельности. виндельбанд, подобно риккерту и рудольфу штаммлеру, различает исторические, описывающие единичные явления (идеографические) науки о духе и законополагающие (номотетические) естественные науки. другие противопоставляли науки о духе, как социальные или науки о культуре, естественным наукам. поскольку человек, несмотря на свое духовное достояние, остается элементом природы, то некоторые философы, в т. ч. геккель и брейзиг, считали все науки, следовательно и науки о духе, в конечном счете естественными науками. называющая себя «наукой о духе» антропософия не имеет с «науками о духе» ничего общего.


Натурфилософия, русский
  1. (от лат. nature природа) – совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью осн. знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы. понятие «philosophia naturalis» впервые встречается у сенеки. состояние развития натурфилософии в настоящее время в большой степени зависит от соответствующего состояния естественных наук. возникла натурфилософия фактически еще до появления собственно философии, из т. н. космогонии, сохраняя мифологический характер последней. конечной целью натурфилософии являются уже научно обоснованная и очищенная космология и космогония. родоначальником собственно натурфилософии были ионийские философы. ими рассматривались следующие осн. проблемы: материя и ее (атомистическая) структура, гармония (математическая) вселенной, соотношение вещества и силы, неорганического и органического. значение ионийцев заключается не в решении проблем натурфилософии, а в их постановке. у аристотеля постановка многих вопросов натурфилософии получает уже естественнонаучный характер. дальнейшее ее развитие связано со школой (аристотелевской) перипатетиков и стоиками. впоследствии натурфилософия превратилась в натурспекуляцию, имеющую зачастую форму фантастики. однако вместе с развитием естественных наук в средние века развивалась также и натурфилософия, гл. о. со времени поздней схоластики, и особенно в лице таких мыслителей, как фома аквинский и альберт великий. наблюдение и эксперимент начинают играть все более важную роль как в натурфилософии, так и в естественных науках (генрих фон лангенштейн, альберт саксонский, роджер бэкон, николай орезмский и физики-оккамисты). относящееся к началу нового времени понимание природы как душевного переживания привело к новому, часто восторженно-патетическому обоснованию натурфилософии (джордано бруно). вскоре произошло ее разделение на натурфилософию органического (парацельс), близкую к витализму, и натурфилософию неорганического (галилей), близкую к механицизму, причем последняя все больше и больше одерживала верх, и в первую очередь благодаря начавшемуся триумфальному шествию естественнонаучных методов исследования – шествию, возглавляемому леонардо да винчи, коперником; кеплером, сеннертом, галилеем, декартом. натурфилософия вселенной основана коперником, кеплером, ньютоном; последний под ней понимал теоретическое (математически-дедуктивное) учение о природе («natural philosophy» – «точная наука о природе»). в 18 в. различаются «physica speculative» и «physica empirica» (физическая констатация фактов). в 1786 кант в «метафизических началах естествознания» дал первую критическую натурфилософию современного (механистического) естествознания, в 1790 в «критике способности суждения» – дополнительную критику натурфилософии органического, т.е. критику биологических понятийных построений. появившиеся в 1797 «идеи натурфилософии» шеллинга открыли идеалистический , конструктивно-умозрительный период натурфилософии. натурфилософия романтизма (окен) была хотя и ближе к фактам, но менее плодотворна в отношении выработки понятий; близко к ней стояли гегель и шопенгауэр. исследованиями в сфере органического специально занимались гёте и к. г. карус, стремясь создать натурфилософию, наглядно схватывающую жизненные и полные сил формы. все большие успехи естественных наук и связанное с этим растущее забвение спекулятивной натурфилософии идеализма и романтизма привели в 19 в. к тому, что натурфилософия скатилась к материализму; наконец она исчезла почти полностью – так же как и метафизика и по тем же причинам. материалистическую натурфилософию представляли бюхнер, молешотт и др.; ее использовал в своих аргументациях также и марксизм. у физиологов – иоганнеса мюллера, лотце, гельмгольца – натурфилософия становится критической теорией принципов естествознания; в натурфилософии фехнера еще присутствует спекулятивный элемент. на основе естественнонаучных и естественноисторических исследований дарвина и геккеля развилась натурфилософия особого рода (см. монизм). к нач. 20 в. в связи с обращением европейской мысли к метафизике возникла новая натурфилософия. вильгельм оствальд создал натурфилософию неорганического (см. энергетизм); рейнке, дриш, паладьи и др. – органического (см. витализм). первая с этого времени стала господствующей (см. причинно-механическая картина мира, физическая картина мира, органический), особенно под влиянием интереса, вызванного теорией относительности; при этом натурфилософия принимает все более абстрактную форму. в настоящее время она рассматривается как теория, критика и теория познания естественных наук; «philosophie der natur» (1905) николая гартмана имеет знаменательный подзаголовок: «очерк специального учения о категориях».

  2. (нем . naturphilosophie), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. интерес к природе в эпоху возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (дж. бруно, б. телезио, т. кампанелла, дж. кардано, парацельс, ф. патрици). в немецкой классической философии получила особенное развитие у ф. в. шеллинга и его последователей (л. окен, х. стеффенс, г. карус, г. шуберт, д. м. велланский и др.). развитие экспериментального естествознания в новое время привело к вытеснению натурфилософии теориями природы, базирующимися на естественнонаучных данных.