Глоссарий





Новости переводов

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Мышления формы

Глоссарий по философии
    – способы и виды формальной организации мыслительного процесса, абстрагированные от его содержательной компоненты. кант и гегель рассматривали формы мышления в качестве философских категорий. свое дальнейшее развитие система форм мышления получила в философии экзистенциализма, особенно у хайдеггера и ясперса.




Мышление, русский
  1. Обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем

  2. Одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и т

  3. — обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем

  4. Одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. в этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится.

  5. – внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т. д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву. мышление, которое по своей структуре может быть познающим или эмоциональным мышлением, т. о., состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей (см. сфера мышления); при этом может выделяться результат содержания сознания, который принимает сравнительно определенную форму и который может быть назван мыслью. форма мысли в нормальных условиях есть ее языковое выражение. значит, мышление есть немая, внутренняя речь, язык есть озвученное мышление. способ мышления зависит от того, что представляет собой человек как таковой (в широком смысле этого слова) и что определяет его индивидуальность. мыслит ли данный человек, что и как думает в данный момент тот или иной человек, зависит от его настроения (см. также законы мышления). часто мышление начинается с ситуации, а поэтому сначала это ситуативное мышление. если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным, если мышление направлено на идеальные предметы или на представляемое, то речь идет об абстрактном мышлении. оба способа мышления переходят один в другой. в научно-философском смысле мышление представляет собой всегда в той или иной степени понятийное мышление: если эта степень больше, то мышление называется априорным, если эта степень меньше, то мышление называется апостериорным. говорят также о первобытном, магическом, архаическом и символическом мышлении. мышление исследуется психологией (мышления), его функции в познании – учением о познании, его отношение к понятийному – логикой, к бытию – метафизикой, его роль в обществе – социологией, его связь с жизнью мыслящего организма – биологией.

  6. , высшая ступень человеческого познания. позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

  7. Опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и

  8. Психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей. мышление является высшей формой познавательной деятельности человека, оно включает в себя синтез и анализ, обобщение и отвлечение, способность к абстрагированию и выделению конкретных признаков, различение существенного и несущественного.

  9. Активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, научных теориях, гипотезах и т. п., имеющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с решением нетривиальных задач


Мышление абстрактное, русский
  1. Мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. мышление аментивное (инкогерентное, бессвязное)

  2. Предполагает умение человека отвлекаться от несущественных, второстепенных признаков, выделять общие и существенные признаки, и на этой основе формировать абстрактные понятия.


Мышление алгоритмическое, русский
    Предполагает умение точно следовать инструкции или предписанию, указывающему строгую последовательность в совершении определенных действий, обеспечивающих получение требуемого результата.


Мышление архаическое, русский
    – мышление древности; в более узком смысле – мышление народов древней греции (времен гомера, до 5 в. до р. x.), у которых логическое мышление было еще тесно связано с мифологией.


Мышление аутистическое, русский
    Мышление, опирающееся не на факты реальной жизни, а на переживания, обусловленные внутренним миром больного, его субъективными установками, желаниями, фантазиями.


Мышление безобразное, русский
    Понятие, введенное в школе вюрцбургской. означает мышление, свободное от чувственных элементов познания – образов восприятия, представлений и речевых конструкций.


Мышление визуальное, русский
  1. Способ творческого решения задач проблемных в плане образного моделирования. основой мышления визуального выступают мышление наглядно-действенное и мышление наглядно-образное, где при уподоблении действий предметно-практических и чувственно-практических с

  2. Способ творческого решения задач проблемных в плане образного моделирования. основой мышления визуального выступают мышление наглядно-действенное и мышление наглядно-образное, где при уподоблении действий предметно-практических и чувственно-практических свойствам объектов формируются внешние действия перцептивные. в дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. в развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров.


Мышление дедуктивное, русский
    Связано с мыслительным процессом, характеризующимся движением мысли от общего к частному.


Мышление диалектическое, русский
    Предполагает умение видеть в явлении единство и борьбу противоположностей, выявлять тенденции в их развитии, видеть зарождение новых противоположностей.


Мышление дискурсивное, русский
  1. Форма мыслительной стратегии, при следовании коей производится последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на базе связных логических рассуждений, где каждый последующий шаг обусловлен результатами предыдущих. часто мышление ди

  2. Форма мыслительной стратегии, при следовании коей производится последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на базе связных логических рассуждений, где каждый последующий шаг обусловлен результатами предыдущих. часто мышление дискурсивное противопоставляется мышлению интуитивному.

  3. (от лат. discurrere – растекаться, распадаться), или сукцессивное, – мышление, которое от одного определенного представления логическим путем переходит к другому и из его элементов строит мысленный образ. в широком смысле слова дискурсивным называется логическое мышление вообще в противоположность интуитивному познанию путем созерцания.


Мышление дологическое, русский
    – естественное, эмоциональное, неподготовленное мышление, которое без контроля разума пытается овладеть своим предметом; оно подготавливает путь логическому мышлению.


Мышление дооперациональное, русский
  1. Стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции ж. пиаже (=> операция интеллектуальная). характерна началом формирования символической функции, которая позволяет различать означаемое и означающее и выступает основой плана предс

  2. Стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции ж. пиаже (=> операция интеллектуальная). характерна началом формирования символической функции, которая позволяет различать означаемое и означающее и выступает основой плана представлений. первоначально как средство обозначения ребенок использует отсроченную имитацию, игровой символ, рисунок, умственный образ, речевые конструкции. за счет этого он может мысленно расчленять объект и составлять его из частей. обычно на этой стадии еще отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие о сохранении, но создаются условия для их формирования. это достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что позволяет на внутреннем плане одновременно представить себе и прямое, и обратное действие, тогда как на внешнем плане их можно выполнить лишь последовательно. при этом ребенок должен преодолеть собственный эгоцентризм или центрацию на ярких, но малосущественных свойствах предметов.


Мышление замедленное, русский
    Характеризуется замедлением темпа течения мыслительных процессов, уменьшением количества идей, представлений, малой подвижностью. страдает направленность


Мышление индуктивное, русский
    Предполагает движение мысли от частного к общему, от фактов к обобщениям, выводам.


Мышление интуитивное, русский
    Один из видов мышления. характерен быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, мало осознанностью. часто мышление интуитивное противопоставляется мышлению дискурсивному.


Мышление категориальное, русский
    Предполагает умение объединять понятия в классы и группы, на основании некоторых наиболее существенных признаков сходства.


Мышление комплексное, русский
  1. Понятие, использованное л.с. выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями. образуемые комплексы характерны эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношений между предметами. вы

  2. Понятие, использованное л.с. выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями. образуемые комплексы характерны эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношений между предметами. выготский выделил в мышлении пять форм комплексов:


Мышление конкретное, русский
    Мышление, оперирующее конкретными понятиями. патологическим является в тех случаях, когда вся мыслительная деятельность ограничивается образованием конкретных понятий, суждений.


Мышление логическое, русский
    Связывается с овладением человеком приемами логической обработки знаний, т. е. установлением обобщенных связей между новыми знаниями и ранее изученным материалом, приведением их в определе


Мышление наглядно-действенное, русский
  1. Один из видов мышления, характерный тем, что решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего прак

  2. Один из видов мышления, характерный тем, что решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи.


Мышление наглядно-образное, русский
  1. Один из видов мышления – мышление, в основе коего лежит моделирование и разрешение ситуации проблемной в плане представлений. связано с представлением ситуаций и изменений в них. с его помощью особенно полно воссоздается все многообразие различных фактиче

  2. Один из видов мышления – мышление, в основе коего лежит моделирование и разрешение ситуации проблемной в плане представлений. связано с представлением ситуаций и изменений в них. с его помощью особенно полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, ибо образе может фиксироваться одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.


Компоненты, русский

Экзистенциализм, русский
  1. (от позднелат . exsistentia - существование), или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в россии, после 1-й мировой войны в германии, в период 2-й мировой войны во франции, а после войны в других странах. идейные истоки - учение кьеркегора, философия жизни, феноменология. различают религиозный экзистенциализм (к. ясперс, г. марсель, н. а. бердяев, л. шестов, м. бубер) и атеистический (м. хайдеггер, ж. п. сартр, а. камю). центральное понятие - экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. оказал значительное влияние на литературу и искусство запада.

  2. (от позднелат. exsistentia – существование), или философия существования, – направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в россии, германии, франции и др. странах. нужно различать три формы т. н. экзистенциализма: 1) экзистенциальная онтология хайдеггера ("sein und zeit», 1927), осн. вопрос которой – о смысле бытия; 2) экзистенциальное озарение к. ясперса («philosophie», 1932), который отклоняет вопрос о смысле бытия как неразрешимый и сосредоточивает свое внимание на уяснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношения к (божественной) трансценденции; 3) экзистенциализм ж. п. сартра, который впервые ввел это название как термин («l`etre et le neant», 1943). его философия – это самостоятельное преобразование взглядов хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику. исходным пунктом экзистенциализма является философия кьёркегора, которая (в качестве протеста против гегелевского панлогизма) освобождает человека от всякой целостности (человеческих организаций, мира идей, понятий), обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним, и ставит его перед лицом такого же изолированного бога, перед которым он предстает «со страхом и трепетом». экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в россии (шестов, бердяев), после первой мировой войны в германии (хайдеггер, ясперс, бубер): понятие экзистенциализма впервые введено к. ясперсом («die geistige situation der zeit», 1931), наиболее четко выразил его мартин хайдеггер. для философской атмосферы того периода, в которой возник экзистенциализм, характерны отступление на задний план методологически-теоретико-познавательной проблематики (дильтей), обращение к объекту (гуссерль), возрождение метафизики (н. гартман) и идея философской антропологии (шелер). во время второй мировой войны экзистенциализм перешел во францию, где он представлен гл. о. жаном полем сартром и габриэлем марселем. одиночество человека перед лицом бога, признанное кьёркегором (см. диалектическая теология) превратилось в экзистенциализме в одиночество человека перед лицом ничто; отсюда возникает осн. состояние страха (см. состояние, страх), которое только и может открыть человеку бытие, привести его к самостоятельному бытию и к свободе. поэтому этот страх нужно сознательно взять на себя и переносить его (см. решимость). экзистенциализм антирационалистичен. он считает рассудок непригодным инструментом для исследования истины и приписывает ценность процессу познания только в том случае, если познание рассматривается как естественный образ действий личности в целом (см. озабоченность), но не как духовная функция, взятая изолированно. неизуродованный, связанный повседневностью, инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, т.е. он не мыслит абстрактно, спекулятивно, систематически (см. также мышление по воспоминанию). экзистенциальное мышление – это такое мышление, в котором по мере надобности участвует физически-душевно-духовный человек целиком, вместе со всеми своими чувствами и желаниями, со своими предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, своими заботами и нуждами. только такому «мыслителю» (см. установка) открывается истина, существенное в вещах. рассудок по своей природе слеп к ценностям, он исторически сложился как таковой, а ценности и являются именно тем, что делает вещи познаваемыми данностями и приводит в движение жизнь. экзистенциализм есть попытка дать картину изначального экзистенциального мышления и представить его результаты. осн. принцип человеческого существования – это быть-в-мире, причем «мир» – это трудовой мир, мир вещей, которые являются предметом заботы, совокупность орудий, причем «быть» значит то же, что «быть-при», «жить-при», «быть посвященным в». бытие-в-мире – это экзистенциалия существования, но, кроме того, и трансценденция (по хайдеггеру, выход за пределы) существования в этот мир, следовательно, остающаяся имманентной трансценденция. существование- «выходит в мир». благодаря осн. принципу существования снимается противопоставление субъекта и объекта (см. познание); только теоретически изолированное «сознание» становится вторичным источником этого противопоставления. эти открытия являются вообще самыми замечательными выводами экзистенциализма, которые богаты последствиями. уже феноменология превратила сознание в непсихическую данность, просто в исходный пункт интенциональности (см. интенция). согласно экзистенциализму, интенциональность существования коренится в трансценденции существования, в его бытии-при-мире. следовательно, преодолевается не только понятие сознания, но и бытие-вне-мира субъекта, оторванность субъекта от мира. согласно экзистенциализму, мир – то же самое, что совместный мир; «другие» всегда уже существуют вместе, со мной, и их не нужно предварительно познавать; существование есть совместное бытие (см. также коммуникация). существование – это «всегда мое», это мое владение и моя ноша, оно заброшено в свое «здесь», постоянное-бытие-вмире, ему свойственна заброшенность (см. также фактичность, историчность); оно необходимо именно в том виде, как оно есть. существование имеет возможность, а вместе с тем и свободу усвоить себе фактичность и благодаря понимающему постижению этой свободы стать «подлинным» существованием или же закрыть глаза на эту фактичность и не найти самого себя. подлинное существование есть существование в качестве экзистенции. речь всегда идет о его собственной возможности бытия, оно направлено в будущее и постоянно отталкивается от настоящего; характеристика бытия – это быть-устремленным-вперед; это и есть экзистенциальность в подлинном смысле. фактичность, возлагание на себя ответственности за собственное существование, открывается перед каждым человеком благодаря состоянию существования и пониманию; осн. состояние – страх, осн. структура самого существования – забота, «бытие-при» – озабоченность, совместное бытие с другими – это общая забота. неизбежные моменты существования, как правило, скрываются за болтовней безличного man (см. также забвение), благодаря man недооценивается также смерть, эта пограничная ситуация, в то время как она дает единственную возможность существованию понять себя как целое, как завершенное и неизменное. ставить-себя-пред-лицом-смерти – это бессознательный, длительный акт существующего человека, быть-устремленным-вперед, в сущности, значит «заглядывание в смерть», которым экзистенция раскрывается как бытие, идущее к смерти. в смерти становящееся целостностью существование приходит к самому себе, она и есть будущее, из которого вытекает также временность, а также историчность и конечный характер существования. согласно ясперсу, подлинному самостоятельному бытию способствует также всебе-бытие (см. познание), соединяющее его с трансценденцией, которая обнаруживается посредством шифра. осн. различие между хайдеггером и ясперсом заключается в том, что ясперс обращается к людям, чтобы они позаботились о подлинном существовании, в то время как хайдеггер, исходя из существования, стремится обнаружить бытие и открыть его смысл. экзистенциализм хайдеггера, в сущности, является фундаментальной онтологией. понимание сартртом сознания других (людей), свободы, ничто и смерти резко отличается от понимания обоих нем. философов; новым во франц. экзистенциализме является понятие экзитенциального психоанализа и неискренности (mauvaise foi). экзистенциализм марселя – христ., близкий к экзистенциализму ясперса. экзистенциализм – философия суровая и трезвая; в центре его исследований стоит человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн реалистичным, враждебным идеологии; человек, сил которого хватает только на то, чтобы существовать, и преследующий единственную цель – внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы. как экзистенциалисты выступают и писатели; это прежде всего р. м. рильке в своих поздних произв. и франц кафка в своих романах «процесс» (1915) и «замок» (1922).


Мэн, русский
  1. -цзы (лат. mencius), мэн кэ (жил 372 – 289 до р. x.) – кит. поэт-философ; ученик и последователь конфуция. проповедовал гуманность и справедливость, этикет и мудрость как четыре осн. добродетели, которые он относил к врожденным (благим) побуждениям.

  2. (maine) , залив атлантического ок., у восточных берегов сша и канады. 95 тыс. км2. глубина до 227 м. в северо-восточной части мэна, в зал. фанди, высота приливов до 18 м (наибольшая в мировом ок.). основные порты: бостон, портленд, сент-джон.

  3. (man) , остров в ирландском м., в составе великобритании. 588 км2. население св. 65 тыс. человек. высота до 619 м. луга. приморские климатические курорты (рамси, пил). туризм. основной порт - дуглас.

  4. , штат на севере атлантического побережья сша. 86,2 тыс. км2. население 1,2 млн. человек (1993). адм. ц. - огаста.

  5. (man) пол де (1932-83) , американский историк и теоретик литературы, лидер т. н. йельской школы деконструктивизма. труды о тематике и образности новейшей литературы ("аллегории прочтения", 1979), языке литературной интерпретации ("слепота и озарение", 1971), устойчивых мотивах в романтической поэтике ("риторика романтизма", 1984).


Мышления тенденциозность, русский
    – в общем понимании тенденция к определенному, строго обусловленному способу мышления в рамках какого-либо идеологического или догматического учения. в области логики тенденциозность мышления означает подчинение правилам и законам построения логического умозаключения, откуда результируется определенная форма мышления, налагающая свойственные ей ограничения на процесс и результаты мышления.