Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Мышление категориальное

Глоссарий терминов формализации научных задач
    Предполагает умение объединять понятия в классы и группы, на основании некоторых наиболее существенных признаков сходства.




Категориальная грамматика, русский

Категориальная модель, русский

Категориальное восприятие, русский
    Категориальное восприятие [группировка воспринимаемых стимулов в классы (категории) не в строгом согласии с физической характеристикой стимула (например, группировка звуков в фонемные классы)]


Категориальность, русский
  1. Свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия, – способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы. при этом четкость д

  2. Свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия, – способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы. при этом четкость данных границ тесно связана с перцептивными задачами, решаемыми индивидом.


Категориальный, русский

Категориальный анализ, русский
    – учение о категориях, исследующее природу и область применения категорий. различает категории науки и познающего мышления (напр., пространство и время), с одной стороны, и категории созерцания и переживающего сознания (напр., субстанция, закономерность) – с другой. он констатирует, что каждой области науки присущи свои категории (категориальный анализ считает число категорий очень большим, еще не выясненным) и что лишь немногие из них выполняют всюду одинаковые функции. учение канта о том, что категории познания суть одновременно и категории объекта, справедливо лишь с некоторыми оговорками (см. познание): не все категории бытия представлены в человеческом рассудке, иначе не было бы ничего непознаваемого. иногда одна категория становится на место другой (напр., в физике – причинность на место телеологии), иногда меняется содержание самой категории. «так, в отношении субстанции (как чего-то неизменного) процесс познания шел от материи к энергии, в отношении действительно всеобщего – от субстанциональных форм к закономерности, в отношении времени – от наивного взгляда на время к реальному времени» (н. гартман). поскольку категориальный анализ имеет дело со структурой бытия, он является частью онтологии. в этом смысле он должен вместо принятой абсолютной идентичности категорий познания и бытия устанавливать скорее границы этой идентичности и даже делать их по возможности осязаемыми и при этом исследовать, как полно в каждом отдельном случае совпадают категории реальности и сознания, вернее, насколько глубоко они расходятся (отсюда – дифференцированный категориальный анализ). больше всего совпадают они в области чистой математики, т. к. «идеальное бытие (математического объекта) приближается к сознанию, что невозможно для какой-либо иной формы бытия, и это очевидно в феномене непосредственной (априорной) данности» (н. гартман). в наибольшей мере они расходятся (между собой) в области органического, потому что жизненные функции зачастую уклоняются от контроля сознания. все-таки структура категорий бытия всегда только угадывается, и именно по изменениям, которые испытывают категориальные понятия прогрессирующего познания предмета. часто понятие «категория» распространяется на все непосредственно данные элементы мышления, т.е. на элементарные понятия, которые характеризуются тем, что они не могут быть определены, а лишь объяснены. эти элементарные понятия образуют вместе с категориями (категориями в узком смысле) категориальные понятия. сведение всех высших понятий к понятиям категориальным ведет к систематическому категориальному анализу, который поставляет материал в виде дефиниций для дифференцированного категориального анализа.


Мышление, русский
  1. Обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем

  2. Одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и т

  3. — обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем

  4. Одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. в этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится.

  5. – внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т. д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву. мышление, которое по своей структуре может быть познающим или эмоциональным мышлением, т. о., состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей (см. сфера мышления); при этом может выделяться результат содержания сознания, который принимает сравнительно определенную форму и который может быть назван мыслью. форма мысли в нормальных условиях есть ее языковое выражение. значит, мышление есть немая, внутренняя речь, язык есть озвученное мышление. способ мышления зависит от того, что представляет собой человек как таковой (в широком смысле этого слова) и что определяет его индивидуальность. мыслит ли данный человек, что и как думает в данный момент тот или иной человек, зависит от его настроения (см. также законы мышления). часто мышление начинается с ситуации, а поэтому сначала это ситуативное мышление. если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным, если мышление направлено на идеальные предметы или на представляемое, то речь идет об абстрактном мышлении. оба способа мышления переходят один в другой. в научно-философском смысле мышление представляет собой всегда в той или иной степени понятийное мышление: если эта степень больше, то мышление называется априорным, если эта степень меньше, то мышление называется апостериорным. говорят также о первобытном, магическом, архаическом и символическом мышлении. мышление исследуется психологией (мышления), его функции в познании – учением о познании, его отношение к понятийному – логикой, к бытию – метафизикой, его роль в обществе – социологией, его связь с жизнью мыслящего организма – биологией.

  6. , высшая ступень человеческого познания. позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

  7. Опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и

  8. Психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей. мышление является высшей формой познавательной деятельности человека, оно включает в себя синтез и анализ, обобщение и отвлечение, способность к абстрагированию и выделению конкретных признаков, различение существенного и несущественного.

  9. Активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, научных теориях, гипотезах и т. п., имеющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с решением нетривиальных задач


Мышление абстрактное, русский
  1. Мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. мышление аментивное (инкогерентное, бессвязное)

  2. Предполагает умение человека отвлекаться от несущественных, второстепенных признаков, выделять общие и существенные признаки, и на этой основе формировать абстрактные понятия.


Мышление алгоритмическое, русский
    Предполагает умение точно следовать инструкции или предписанию, указывающему строгую последовательность в совершении определенных действий, обеспечивающих получение требуемого результата.


Мышление архаическое, русский
    – мышление древности; в более узком смысле – мышление народов древней греции (времен гомера, до 5 в. до р. x.), у которых логическое мышление было еще тесно связано с мифологией.


Мышление аутистическое, русский
    Мышление, опирающееся не на факты реальной жизни, а на переживания, обусловленные внутренним миром больного, его субъективными установками, желаниями, фантазиями.


Мышление безобразное, русский
    Понятие, введенное в школе вюрцбургской. означает мышление, свободное от чувственных элементов познания – образов восприятия, представлений и речевых конструкций.


Мышление визуальное, русский
  1. Способ творческого решения задач проблемных в плане образного моделирования. основой мышления визуального выступают мышление наглядно-действенное и мышление наглядно-образное, где при уподоблении действий предметно-практических и чувственно-практических с

  2. Способ творческого решения задач проблемных в плане образного моделирования. основой мышления визуального выступают мышление наглядно-действенное и мышление наглядно-образное, где при уподоблении действий предметно-практических и чувственно-практических свойствам объектов формируются внешние действия перцептивные. в дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. в развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров.


Мышление дедуктивное, русский
    Связано с мыслительным процессом, характеризующимся движением мысли от общего к частному.


Мышление диалектическое, русский
    Предполагает умение видеть в явлении единство и борьбу противоположностей, выявлять тенденции в их развитии, видеть зарождение новых противоположностей.


Мышление дискурсивное, русский
  1. Форма мыслительной стратегии, при следовании коей производится последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на базе связных логических рассуждений, где каждый последующий шаг обусловлен результатами предыдущих. часто мышление ди

  2. Форма мыслительной стратегии, при следовании коей производится последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на базе связных логических рассуждений, где каждый последующий шаг обусловлен результатами предыдущих. часто мышление дискурсивное противопоставляется мышлению интуитивному.

  3. (от лат. discurrere – растекаться, распадаться), или сукцессивное, – мышление, которое от одного определенного представления логическим путем переходит к другому и из его элементов строит мысленный образ. в широком смысле слова дискурсивным называется логическое мышление вообще в противоположность интуитивному познанию путем созерцания.


Мышление дологическое, русский
    – естественное, эмоциональное, неподготовленное мышление, которое без контроля разума пытается овладеть своим предметом; оно подготавливает путь логическому мышлению.


Мышление дооперациональное, русский
  1. Стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции ж. пиаже (=> операция интеллектуальная). характерна началом формирования символической функции, которая позволяет различать означаемое и означающее и выступает основой плана предс

  2. Стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции ж. пиаже (=> операция интеллектуальная). характерна началом формирования символической функции, которая позволяет различать означаемое и означающее и выступает основой плана представлений. первоначально как средство обозначения ребенок использует отсроченную имитацию, игровой символ, рисунок, умственный образ, речевые конструкции. за счет этого он может мысленно расчленять объект и составлять его из частей. обычно на этой стадии еще отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие о сохранении, но создаются условия для их формирования. это достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что позволяет на внутреннем плане одновременно представить себе и прямое, и обратное действие, тогда как на внешнем плане их можно выполнить лишь последовательно. при этом ребенок должен преодолеть собственный эгоцентризм или центрацию на ярких, но малосущественных свойствах предметов.


Мышление замедленное, русский
    Характеризуется замедлением темпа течения мыслительных процессов, уменьшением количества идей, представлений, малой подвижностью. страдает направленность


Мышление индуктивное, русский
    Предполагает движение мысли от частного к общему, от фактов к обобщениям, выводам.


Мышление интуитивное, русский
    Один из видов мышления. характерен быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, мало осознанностью. часто мышление интуитивное противопоставляется мышлению дискурсивному.


Объединять, русский
    Объединять , соединять


Мышление алгоритмическое, русский
    Предполагает умение точно следовать инструкции или предписанию, указывающему строгую последовательность в совершении определенных действий, обеспечивающих получение требуемого результата.


Мышление диалектическое, русский
    Предполагает умение видеть в явлении единство и борьбу противоположностей, выявлять тенденции в их развитии, видеть зарождение новых противоположностей.