|
|
|
|
|
|
|
|
|
Манегольд из лаутербаха
Глоссарий по философии |
(manegold von lauterbach) (род. ок. 1060 – ум. после 1103, марбах, эльзас) – теолого-политический странствующий оратор ранней нем. схоластики. «наставник современных учителей», первый в нем. философии критик интеллектуализма; философию характеризовал как опасное для веры и души «излишество», ссылаясь на противоречия между языческими философами; он признавал значение только за этикой, причем различал, по античному образцу, политические, очищающие и чистые добродетели; защищал принцип народного суверенитета и благородство князей видел не в рождении или привилегиях, а в человеческом достоинстве и выполнении долга.
|
|
Политический, русский
, -ая, -ое кансяма
Странствующий, русский
Излишество, русский
Благородство, русский
Благородство , достоинство, честность
Интеллектуализм, русский
– название для теоретического и практического вида «интеллектуального», которое явно или скрытно предоставляет интеллекту – хотя и критическому, но слепому по отношению к себе – управление действиями и поступками. в теории познания интеллектуализм защищает рационализм, в этике – возможность научить добродетелям, в педагогике отдает предпочтение образованию умственному перед нравственным.
Суверенитет, русский
- Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях.
- Политическая независимость государства.
- (фр. souveraine-te - верховная власть) - верховенство, единство,самостоятельность и независимость власти. в конституционном праве принято выделять три разновидности с. ; .
- (нем . souveranitat, от франц. souverainete - верховная власть), независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений. закреплен в уставе оон и др. международных актах.
|
Манихейство, русский
- – составленное из вави лоне ко-халд ейских, иудейских, христ., иран. (зороастризм) гностических представлений учение перса мани (род. 216, мардину, вавилония – ум. 273, гундишапур, вавилония: убит по требованию священников – последователей заратустры брошенным в него камнем). учение мани, воспринимающее точку зрения заратустры, – это учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. находившееся под влиянием гностики, оно требовало от человека строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. поскольку мани, как «посланник истинного бога», стремился заменить прежнюю религию – религию заратустры, он пал жертвой духовенства, представлявшего ее. несмотря на это, манихейство приобрело известное влияние и за пределами государства сассанидов, а позднее – аббасидов: на восток – вплоть до китая, на запад – до испании и галлии; августин, который позднее резко выступал против манихейства, некоторое время был его приверженцем.
- , религиозное учение, основано в 3 в. мани, который, по преданию, проповедовал в персии, ср. азии, индии. в основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. распространилось в 1-м тыс. н. э. от китая до испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в 8 в. - господствующая религия в уйгурском царстве. оказало влияние на средневековые дуалистические ереси.
Мандевиль, русский
- (mandeville) бернард де (род. ок. 1670, дордрехт – ум. 21 янв. 1733, лондон) – англ, писатель. прославился своей сатирической, снабженной комментариями «басней о пчелах» («the fable of the bees or private vices made public benefits», 1714), в которой не колеблясь представляет эгоизм движущей силой всей нравственной и культурной жизни; нравственные понятия – выдумка господ, чтобы управлять массами. влияние мандевиля сказалось прежде всего на франц. энциклопедистах.
- (mandeville) бернард (1670-1733) , английский писатель. в сатире "басня о пчелах" (1717) в аллегорической форме критикует социальные отношения.
- (mandeville) джон или жан де (ок . 1300-72), английский писатель. писал на французском языке. автор популярнейшей в средние века книги фантастических путешествий по востоку (ок. 1356). в некоторых источниках считается вымышленной фигурой.
|
|
|
|
|
|
|