Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Интеллектуализм

Глоссарий по философии
    – название для теоретического и практического вида «интеллектуального», которое явно или скрытно предоставляет интеллекту – хотя и критическому, но слепому по отношению к себе – управление действиями и поступками. в теории познания интеллектуализм защищает рационализм, в этике – возможность научить добродетелям, в педагогике отдает предпочтение образованию умственному перед нравственным.




Управление, русский
  1. Объекты, которые являются ограничителями процесса. они определяют, каким образом, когда и при каких условиях происходит преобразование входа. эти объекты не изменяются в результате выполнения процесса. в качестве управления может служить документ «о принципах формирования комплексной программы», который определяет правила создания комплексной программы в процессе, формирующем комплексную программу. на диаграммах управление показывается в виде стрелки, входящей в процесс сверху.

  2. Управление , господство

  3. 1. руководство, направление чей-либо деятельности; 2. процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

  4. , вид подчинительной синтаксической связи, при которой главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, причем форма главенствующего слова не вызывает изменения формы управляемого слова (напр., глагол "желать" управляет винительным и дательным падежами: "желать счастья молодым").

  5. , элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ.

  6. Упорядочивающее воздействие одной системы на другую, направленное на поддержание и улучшение функционирования объекта управления

  7. Деятельность по достижению поставленной цели.

  8. Поведение, правила и процессы, влияющие на подходы к реализации принятых решений, в частности открытости, участия, подотчетности, эффективности и согласованности.

  9. Сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов управления на объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.


Рационализм, русский
  1. Учение в теории познания, направленное против средневековой схоластики и религиозных догм и считающее разум источником знания и основой поведения людей

  2. (от лат. rational« разумный, ratio – разум) – точка зрения рассудка, соответственно – разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной. после наметок объективистского рационализма в древнем мире в 17 и 18 вв. подвергается систематизации субъективистский рационализм, собственно рационализм. это делают декарт, спиноза, лейбниц и вольф; против них выступали эмпиристы локк, юм, кондильяк. кант устраняет противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма; фихте, шеллинг, гегель частично возвращаются к объективистскому рационализму, скорее даже панлогизму. целиком рационалистичными являются исторический материализм, позитивизм, прагматизм и те направления современной философии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием: марксизм, неовитализм, логицизм, неореализм. рационализм – метод мышления эпохи просвещения, разделяющий оптимизм этого мышления, ибо он верит в неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. для рационализма есть только еще не разрешенные, но не принципиально неразрешимые проблемы. в эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. «научным» с этого времени называют то, что может быть представлено, изображено с помощью математического и естественнонаучного языка. .позднее возникает понятие «науки, свободной от ценностей», означающее, что наука заботится не о том, ценны ли с этической точки зрения и приобрели ли достоинство ценности предметы, а также результаты ее исследований, заключают ли они в себе святое или несвятое. рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство; против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции. для метафизики в системе рационализма нет места. поэтому в эпоху господства разума история философии фиксирует упадок метафизики. противники рационализма – романтизм, иррационализм (шопенгауэр, кьёркегор, мэн де биран, ницше) и философия жизни (бергсон, дильтей), но часто они сами невольна попадают в плен к рационализму. под религиозным рационализмом понимают апогей теологии просвещения 18 в., в которой традиционное учение об откровении полностью интерпретируется с позиций истин разума.

  3. , движение в архитектуре 20 в., стремившееся выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. принципы рационализма осуществляли ш. ле корбюзье во франции, школа "баухауз" в германии, группа "стиль" в нидерландах и др. лозунг рационализма выдвигала группа архитекторов (см. аснова).

  4. (от лат . rationalis - разумный, ratio - разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (р. декарт, б. спиноза, н. мальбранш, г. лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. рационализм - один из философских источников идеологии просвещения.


Возможность, русский
  1. Возможность , мочь , давать возможность, лишен возможности, иметь возможность, отчаяться в возможностях

  2. – направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении. эта тенденции может быть объяснена только как возможность. следовательно, возможность, с одной стороны, выступает в качестве предстоящего (экзистенциал), раскрывающего содержание, с другой – как объясняющее, т.е. как категория. как таковая возможность постижима лишь в понятиях, которые уже содержат понятия возможности. мысль о категориальном характере понятия возможности впервые высказал г.ихгейзер (1933). позднее а. гелен уже вполне определенно назвал понятие возможности категорией. после него категориальный характер этого понятия признал в. камлах. философские основы такого толкования были заложены в. дильтеем. в обычном толковании анализ понятия возможности как чего-то экзистенциального предполагает и понимание его как категории. для объяснения осознания реальности м. шелер употребляет введенное дильтеем понятие противоречия. противоречие понимается как свойство одновременно объекта и (субъективного) переживания. отсюда ясно отношение к понятию возможности. возможность означает ссылку на противоречия. такая ссылка не вполне объяснима рациональным путем. она относится к противоречивости формы (работа, исполнение) и внутреннего противоречия. в каждой возможности присутствует вероятная невозможность. в обычной возможности чувственно ощущается вероятная невозможность («возможность невозможности»). возможность не связана ни с познанием того, что может быть, ни с познанием себя самой. ведь удары ритма также возможны без знания отражения тонов. возможность и бытие возможности существуют в разных формах. познание вероятностей, возможностей не всегда оказывает влияние на нашу возможность. познание без ссылки на возможность голо. изучение бытия основывается преимущественно на изучении возможностей.

  3. Условие или обстоятельство, позволяющее сделать, осуществить что-либо. воспроизводимость измерений (reproducibility of

  4. Количественный или качественный показатель потенциальной способности системы выполнять поставленную задачу, рассчитанный для типовых условий функционирования.


Предпочтение, русский
    Предпочтение , важность, достоинство, отличие , оказывать предпочтение, отдавать предпочтение


Интеллектуальное созерцание, русский
    – способ познания, благодаря которому метафизический абсолют постигается непосредственно, наглядно; это понятие было введено нем. идеалистами. поскольку интеллектуальное созерцание возможно, оно является достижением внутреннего. кант понимал под интеллектуальным созерцанием интуицию, которая постигает вещи в их абсолютной реальности, «которая присуща, по-видимому, только первосуществу, но не свойственна нам, и возможность которой не может быть усмотрена нами». у гёте – это «созерцающая сила суждения», «созерцание внутренней творческой природы», которое приводит к возникновению «прообразного, типического». как источник философского познания, это понятие рассматривается прежде всего фихте и шеллингом, шопенгауэр отрицает только слово, но не его существо; ср. интуиция. см. сущности созерцание.


Инструментализм, русский
  1. – защищавшийся джоном дьюи и другими взгляд, согласно которому ум и интеллект (логические, этические и др. формы) точно так же являются средством (инструментом) приспособления к изменяющимся условиям, как части тела и зубы. инструментализмом является прагматизм амер. философии.

  2. , направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. инструментализм тесно связан с прагматизмом, операционализмом и конвенционализмом. развернутую концепцию инструментализма сформулировал дж. дьюи. идеи инструментализма оказали определенное влияние на позиции ряда ученых (г. р. кирхгоф, г. герц, п. у. бриджмен, а. с. эддингтон).