Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Лотце

Глоссарий по философии
  1. (lotze) рудольф герман (род. 21 мая 1817, баутцен – ум. 1 июля 1881, берлин) – нем. физиолог и философ; с 1844 по 1881 – профессор в гётгингене. в ходе развития его взгляды претерпевали значительные изменения; как философ он боролся за синтез метафизики нем. идеализма (от лейбница до гегеля) и точных естественных наук и медицины. в статье «leben und lebenskraft» (1843) выступает против некритического витализма, а позднее против понимания последней действительности с точки зрения содержания – она лишь формально может быть объяснена определяющей ролью наиболее важных причинных, смысловых и целевых связей. в соответствии с этим он различает три сферы: действительность, истинность и ценность. в своем соч. «mikrokosmos», 3 bde., 1856-1864 (рус. пер. «микрокосм», 1870), опираясь на принципы наук о духе и особенно на принципы естественных наук, он характеризует место человека в этих трех сферах. наконец, мир он понимает, примыкая к нем. идеализму, как нечто духовное, личность, вместе с лейбницем, – как монаду, а отношение к богу, следуя в этом за кантом, – как мистическое. в «logik» (1874) он трактует мышление и познание строго объективно и четко различает бытие вещи и значимость (gelten – новое понятие, введенное л отце) смыслового содержания. в «metaphysik» (1879) он исследует динамическую иррациональность реального. им написаны также следующие работы: «medizinische psychologie oder philosophie der seele», 1852; «geschichte der дsthetik», 1868; «system der philosophie», 2 bde., 1912.

  2. (lotze) рудольф герман (1817-81) , немецкий философ, врач, естествоиспытатель. развивал идеи, близкие к монадологии г. лейбница ("микрокосм". т. 1-3, 1856-1864), ввел философское понятие "ценности".


Lotze, английский



Действительность, русский
  1. , объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие действительности употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости.

  2. – в метафизическом смысле бытие того сущего (см. сущее), к которому приложим предикат «действительный», т.е. действительное бытие сущего. в нем. языке термин «действительность» (wirklichkeit) как перевод лат. слова «actualitas» («действенность») был введен мейстером экхартом. в нем. языке в понятии «действительность» содержится, следовательно, важный компонент действия, в то время как в древнегреч. и лат. действительность идентична с истинностью, а во франц. и англ. – с реальностью. в нем. языке истинность отличается от действительности тем, что она связана с очевидностью (но не с действием), а реальность от действительности – тем, что в ней содержится также и возможное. в философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово «реальность», если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие «наличное бытие», «существование». в неотомизме понятия «действительность» и «возможность» применяются наряду с понятиями «акт» и «потенция». о понимании действительности кантом см. постулат. современная психология в первую очередь различает макрокосмическую и микрокосмическую действительность (см. макрокосмос, микрокосмос). переживаться может только микрокосмическая действительность (см. трансцендентное по отношению к переживанию)., макрокосмическая же действительность, минуя раздражители, обнаруживает свое наличие и свои свойства через явления. макрокосмическая действительность равнозначна физической (действительность в первом смысле), исследование которой составляет задачу физики. но физика также имеет дело не с самой макрокосмической действительностью, а только с ее проявлениями (см. видимость). микрокосмическая действительность равнозначна окружающему миру, с которым мы сталкиваемся ежедневно. в ней различают преднаходимое и представление. собственно, действительно только встречаемое (действительность во втором смысле), оно является просто действительностью переживания, «наглядно-данным» нашего восприятия, и занимает в сфере сущего то же место, что и действительность в первом смысле. по сравнению с теориями старой психологии следует заметить: имеются только наблюдающий субъект (он называется я) и наблюдаемый мир, который является непосредственно созерцаемым. но сам этот мир в свою очередь не наблюдает физический мир (или раздражения), а находится к нему в отношении зависимости, описываемом как чисто вещное. на основе этого отношения он воспринимается субъектом как указание на этот физический мир. при этом наблюдатель расценивает определенные признаки наглядного мира как указания на определенные свойства физически действительного, и он может ошибиться в их выборе и объяснении. припоминаемое образует действительность в третьем смысле; она не занимает такое же положение, что и действительность во втором смысле, но все же относится к действительности, ибо воздействует на наше духовно-душевное я. подчас она действует значительно сильнее, чем могли бы это делать телесные вещи и лица, с которыми мы сталкиваемся. действительность в третьем смысле, и только она, обладает интенциональностью (см. интенция). как правило, она указывает на действительность во втором смысле, но и при теоретико-научной установке я может указывать также и на действительность в первом смысле. соответствующее переживанию отношение между действительностью в третьем и втором смысле часто составляет в теории познания основу для гипотез об отношении действительности во втором и первом смысле. существует, однако, большая опасность смешения и подмены этих двух сходных между собой отношений (см. внешний мир, психофизический уровень). различие между нечто и ничто (в обычном словоупотреблении между полным и пустым, присутствующим и отсутствующим и т. д.) может не совпадать с различием между действительным и недействительным; стакан без воды выглядит «пустым», но полный воды аквариум без рыбы является также «пустым». действительность в третьем смысле в свою очередь может иметь различную степень действительности: событие, которого мы боимся, всегда становится тем действительнее, чем ближе оно подступает к нам. кроме того, наши органы чувств передают нам сведения о действительности (во втором смысле) также с различной интенсивностью, не говоря уже об индивидуально различной остроте чувств. самой малой интенсивностью обладает обоняние, затем идут вкусовые ощущения, слух, зрение и, наконец, осязание. предмет, которого мы касаемся кончиком пальца или даже охватили рукой, вселяет в нас только ему присущим способом уверенность в то, что мы имеем дело с чем-то реальным. с чувством осязания связано коренящееся в недрах бессознательного знание о том, что в тот самый момент, когда мы касаемся нашей, данной нам наглядно рукой также данного нам наглядно предмета (оба – действительность во втором смысле), в сфере макрокосмического (действительность в первом смысле) также происходит соприкосновение.

  3. Validity

  4. Объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественноисторических явлений


Истинность, русский

Mikrokosmos, немецкий

Лубкин а, русский
    Лександр степанович (род. 1770/71- ум. 1815) – рус. философ-деист, логик; профессор казанского ун-та. как воспитанник духовной школы находился под влиянием философии вольфа; общее направление его мировоззрения было эклектическим, близким к нем. популярной философии (федера и др.). лубкин первый среди рус. философов заговорил в печати о канте, подвергнув критике его теорию познания с позиций сенсуализма («письма о критической философии», 1805); выступил со своими возражениями против учения канта о пространстве и времени и в актовой речи «возможно ли нравоучению дать твердое основание назависимо от религии» (1815). не готовясь к научной деятельности, лубкин до кон. 90-х годов преподавал философию в петербургской армейской семинарии, для которой он в 1807 составил учебник логики под названием «начертание логики, сочиненное и преподаванное в армейской семинарии александром лубкиным». теоретическая часть книги сведена до минимума, особое место в учебнике отводится третьей фигуре силлогизма. автор называет ее «отражением» (instantia), и идет она за индукцией («наводнением»). лубкин отвергает теорию фигур силлогизма, основанную на положении среднего термина, «как потому, что, кроме бесполезной затруднительности, в себе ничего не заключает, так и для того, что самое основание оной есть мнимое». вместо того внешнего различия он вводит различие силлогизмов, основанное «на их намерении и употреблении». отсюда и то перенесение третьей фигуры силлогизма.


Лосев а, русский
    Лексей федорович (род. 23 сект. 1893, новочеркасск – ум. 24 мая 1988, москва) – рус. философ и филолог. окончил классическую гимназию и московский ун-т, посещал религиозно-философское общество памяти вл. соловьева, где познакомился с крупнейшими рус. философами н. а. бердяевым, и. а. ильиным, с. н. булгаковым, п. а. флоренским. задумал, но не осуществил серию трудов по рус. религиозной философии, когда в 1922 были закрыты все философские общества, а 200 наиболее известных философов высланы за границу. оставшись в россии, подвергался преследованиям, аресту (10 лет в сталинских лагерях), а затем был вынужден молчать около 25 лет, работая «в стол» и зарабатывая на жизнь переводами. одно из главных произв. лосева – «история античной эстетики» (тт. 1-7, 1963-1980), в которой он «открыл» рус. читателю античный мир от гомера до платона и от платона до... христа. лосев совершенно по-новому представил «идеалиста» платона. оказалось, что его знаменитые «эйдосы» вовсе не идеи, а вполне зримые геометрические структуры. пирамида – душа огня, сфера – душа воды, куб – душа земли. для античного, дохристианского мира бестелесной реальности просто не существует. весь мир телесен. вот почему искусство древней греции и древнего рима – это прежде всего скульптура с ее протяженностью, телесностью, осязаемостью. красота античного мира, по лосеву, есть красота прозрения от слепого гомера, прозревающего олимп и слышащего богов, до зрячего платона, видевшего за пределами телесного мира духовную реальность незримого. другие труды, большинство которых увидело свет лишь в начале его деятельности, в конце жизни и после смерти, посвящены философии, античной мифологии, эстетике, музыке, литературе. главные из них: «античный космос и современная наука», 1927; «философия имени», 1927; «музыка как предмет логики», 1927; «критика платонизма у аристотеля», 1929; «диалектика мифа», 1930; «эстетика возрождения», 1978; «античная философия истории», 1977; «типы античного мышления», 1988. ряд книг посвящен платону, аристотелю, диогену, лаэрцию, сократу, плотину. лосев являлся также переводчиком плотина, прокла, николая кузанского.