|
|
|
|
|
|
|
|
|
Каррель
Глоссарий по философии |
- (carrel) алексис (род. 28 июня 1873, сент-фуа, жиронда – ум. 5 нояб. 1944, париж) – франц. медик и психолог, лауреат нобелевской премии 1912. с 1909 был профессором биологии и психологии в ин-те рокфеллера в нью-йорке; как биолог в своей работе «man – the unknown» (1935) защищал целостную антропологию, стремясь дать исчерпывающее представление о человеческом существовании в условиях современной жизни.
- (carrel) алексис (1873-1944) , французский хирург и патофизиолог. в 1904-39 в сша. предложил сосудистый шов. основополагающие труды по трансплантации органов. разработал технику выращивания культуры ткани. нобелевская премия (1912).
|
Carrel, русский
|
Представление, русский
- Представление , воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба
- Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможн
- Образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.
- Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможному будущему.
- – 1) предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто восг принимаемое. в узком смысле представление есть появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира, после того как представляемое объективно уже не присутствует. большинство представлений – представления прошлого (см. воспоминание, память). но они могут также относиться и к будущему (вызываться ожиданием, предвкушением радости, предчувствием, заботой, страхом и т. п.) или представлять собой более или менее свободную переработку восприятий (фантастические представления; см. фантазия). самостоятельным видом представлений, отличающихся особенной наглядностью и интенсивностью, являются эйдетические наглядные образы (см. эйдетика). представления и установки – существенные элементы мышления; 2) психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое, предполагаемое, предчувствуемое, вспоминаемое, ожидаемое, планируемое, задуманное, познаваемое в понятиях «поднимается» из сферы бессознательного (в настоящее время) и превращается в частичное содержание сознания. результатом этого процесса является представленное.
- , образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.
- Следы бывших восприятий, их образы, возникающие в сознании непроизвольно или произвольно при отсутствии в момент их возникновения самого объекта в пределах досягаемости соответствующего анализатора.
- Воссоздание образа предмета или явления ненаблюдаемого в данный момент, но зафиксированного памятью, а также образ, созданный воображением, опирающимся на абстрактное мышление.
Французский, русский
Сосудистый, русский
|
Карсавин л, русский
Ев платонович (род. 1 дек. 1882, петербург – ум. 12 июля 1952, коми асср) – рус. религиозный философ и историк. в 1922 был выслан из россии, с 1928 – профессор философии в каунасе, а с 1940 по 1946 – в вильнюсе. после окончания второй мировой войны вновь оказался в россии и был репрессирован. в своем философском видении стремился к созданию целостной системы христ. миросозерцания на основе раннехрист. учений оригена и др. теологических, философских и политико-социологических мыслителей (отцов церкви) 2 -8 вв., представителей патристики. большое влияние на него оказали работы рус. религиозного философа в. с. соловьева. всеединство у соловьева связал с принципом триединства, который представил как исторический процесс становления, «возрастания бытия» и реализации триединства (всеединства). по этому же универсальному принципу, в известной степени напоминавшему гегелевскую «триаду», стремился построить метафизические системы в гносеологии, этике, учении о личности. опубликовал также ряд трудов по истории духовной культуры средневековья. осн. произв.: «культура средних веков», 1914; «noctes petropolitanae», 1922; «восток, запад и рус. идея», 1922; «философия истории», 1923; «о началах», 1925; «peri archon. ideen zur christlichen metaphysik», 1928; «о личности», 1929.
Карпов в, русский
Асилий николаевич (род. 1798- ум. 1867), рус. философ, психолог, переводчик и комментатор платона, изучению наследия кот. посвятил половину своей жизни. плодом этой работы являлся сначала перевод важнейших диалогов (1841), а затем 4 тт. «соч. платона» (1863). в мастерски написанных им введениях к каждому из диалогов и филологических, исторических и философских примечаниях к ним он выступал как блестящий критик и комментатор. карпов понимал философию как науку, рассматривающую «все бытие как одно гармоническое целое в сверхчувственном или мыслимом, сколько оно может быть развито из сознания и выражено в системе». ее цель – найти закон гармонического бытия вселенной и указание в ней места, значения и отношения человека. определение философии покоится у карпова на двух предпосылках: 1) принципе самосознания, высказанном еще в древности и со времен вольфа сложившемся в философское учение, т.е. психологии или антропологии; 2) принципе, требующем объединения всех наук в одно целое, и, соответственно, исследования природы в целом едином бытии. метод или форма изложения философии определяется ее предметом и потому должен быть охарактеризован как метод систематический. под системой же нужно понимать не внешний распорядок и распределение частей, а их внутреннюю согласованность и совместимость в одном организме науки. в решении проблемы веры и знания карпов готов видеть ту полезность, которая оправдает отечественную философию; он задается вопросом: «какой наукословной пользы можно ожидать от ее национального характера?» и отвечает: ни в чем ином народность не состоит, как только в православии и самодержавии. истинная философия, по мнению карпова, действует «между внушениями религии и политики», согласовывает существенные требования человеческой природы с законами веры и условиями отечественной жизни. рус. оригинальная философия должна, определив место человека в мире, охарактеризовать его как тип истинно рус. жизни, т.е. в условиях общественной жизни и уставах православной церкви, «элементы которых существенно вошли в природу россиянина и сделали его субъектом народным», – и тогда, наконец, «прояснить ему его обязанности по отношению к отечеству и религии». если государство имеет свою философию, то должна образоваться своя «наукословность», если же оно не проявило своей народно-философской идеи, то или довольствуется подражанием, или «еще живет одною жизнию практической». в книге «систематическое изложение логики» (1856), за которую ему была присуждена демидовская премия, логика рассматривается карповым исключительно как наука о формах мышления. в своих философских воззрениях, проникнутых идеализмом, карпов держался золотой середины. таково его «введение в философию» (1840), где делается попытка провести «философский корабль между бесконечным и строгим догматизмом философии». кроме того, им написаны: «взгляд на движение философии в христ. мире», 1856; «философский рационализм новейшего времени», 1860; «вступительная лекция в психологию», 1868.
|
|
|
|
|
|
|