Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Калокагатия

Глоссарий по философии
  1. (греч. – великодушие) – термин, которым платон обозначил идеал воспитания у греков, сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей. нем. идеализмом понимается как совокупность хорошего физического и духовного воспитания и соответствующего образа жизни. у греков калокагатия была не этико-эстетическим, а социально-этическим понятием, ибо калокагатос (человек, воспитанный в духе калокагатии) должен был предоставить себя в распоряжение общества (см. полис).

  2. (греч . kalokagathia, от kalos - прекрасный и agathos - добрый), в древнегреческой философии гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств как идеал воспитания человека.




Великодушие, русский
    Положительное моральное качество; форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой поведение превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает.


Совокупность, русский
  1. Совокупность , круг, собрание, сумма

  2. Непрерывное множество, целое, сочетание, соединение, общий итог, сумма.


Воспитанный, русский
    Воспитанный , вежливый, образованный


Предоставить, русский
    Provide (to)


Распоряжение, русский
  1. Распоряжение , приказ , иметь в своем распоряжении, последнее распоряжение

  2. 1. акт управления, имеющий властный характер, изданный в рамках присвоенного должностному лицу, органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым распоряжение адресовано; 2. одно из правомочий собственника вещи, позволяющее

  3. 1) одно из правомочий, входящее в состав права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, состоящее в обеспеченной нормами объективного права возможности определять судьбу вещи путем совершения юридических действий,главным образом сделок; 2) элемент гражданской правоспособности, состоящий в возможности самостоятельно определять судьбу принадлежащих лицу субъективных прав; 3) обязательное для исполнения указание, приказ, составляющий содержание некоторых сделок (чека, перевода, аккредитива); 4) термин, входящий в наименования некоторых документов, удостоверяющих совершение юридических актов, содержащих р. в третьем значении (инкассовое р., кредитное р.); 5) наименование актов некоторых государственных органов (президента рф, правительства рф, госкомимущества рф и др.).

  4. ,1) в российском государственном и административном праве - акт управления, изданный в пределах компетенции должностного лица, государственного органа; имеет обязательную силу.2) в гражданском праве - одно из правомочий собственника.

  5. Задание или предписание, по совершению определенных действий в определенных условиях.


Прекрасный, русский
    Прекрасный , великолепный, красивый, отличный, хороший , в один прекрасный день, в одно прекрасное утро


Кальвин, русский
  1. (calvin, лат. calvinus, франц. cauvin) жан (род. 10 июля 1509, нойон, пикардия – ум. 27 мая 1564, женева) – церковный реформатор; написал «institutio religionis christianae» (1536), где развил систему христ. веры, в основу которой положил следующий принцип: библия, в особенности свод ее религиозных догм, содержащихся в ветхом завете, является единственным источником (христ.) истины. в своем учении (кальвинизм), на котором вначале сказывалось влияние антисхоластического гуманизма, он исходил из предопределения. на тесную связь кальвинизма, в особенности развившегося из него англ, пуританства, с современным капитализмом запада указал прежде всего макс вебер (см. также аскетизм). собр. соч. в «corpus reformatorum» (59 bde., 1863-1900).

  2. (calvin , calvinus) жан (1509-1564), французский деятель реформации, основатель кальвинизма. главное сочинение "наставление в христианской вере". став с 1541 фактическим диктатором женевы, превратил ее в один из центров реформации. отличался крайней религиозной нетерпимостью.---кальвин, (calvin, латинизированная форма calvinus, франц. cauvin) жан (10 июля 1509, нуайон, франция - 27 мая 1564, женева), богослов, один из лидеров реформации, основатель кальвинизма. годы ученияродился в семье юриста, в 1523 был послан отцом в париж для изучения теологии, учился в коллеже монтегю, как и лойола, затем изучал право в бурже и орлеане. кальвин прекрасно знал латинский, древнегреческий и древнееврейский языки, читал библию в оригинале. в молодости он разделял идеи христианского гуманизма и был близок по взглядам к эразму роттердамскому и лефевру д`этаплю. в 1532 вышел его первый труд - комментарий к произведению сенеки "о снисходительности".базельский периодв 1533 в связи с усилившимся преследованием инакомыслия во франции ему пришлось покинуть париж и поселиться в базеле, протестантском городе, проявлявшем, однако, терпимость к представителям иных вероисповеданий. у историков нет точных сведений о том, когда кальвин обратился в протестантизм; по-видимому, его религиозная эволюция прошла несколько стадий. в базеле он преподавал теологию, много писал, в частности, предисловие к французскому переводу библии. в это время выходит первое издание его главного труда "установления христианской веры" (1533) - систематический свод протестантского вероучения. в 1536 гийом фарель, лидер женевской реформации, уговаривает кальвина принять участие в религиозном обновлении женевы. по утверждению самого кальвина, он не хотел никакой практической деятельности и долго сопротивлялся, прежде чем дал согласие.реформация в женевекальвин возглавил реформационное движение в женеве в сложный период борьбы с герцогом савойским. протестантизм был принят главным образом из политических соображений, как цена военной помощи протестантского берна. предполагаемые реформы кальвина вызвали сопротивление со стороны городского совета, осуществлявшего контроль над церковью и должностными лицами. ситуация осложнялась тем, что население женевы видело в кальвине и фареле прежде всего французских беглецов и не желало менять власть савойского герцога на власть других "иностранцев". городской совет женевы воспользовался своим правом на изгнание и в 1538 выслал кальвина и фареля из женевы. 1538-41 кальвин провел в протестантском страсбурге, где стал пастором в церкви для французских протестантских эмигрантов. в это время опубликованы его комментарии к "посланию к римлянам" апостола павла. в 1540 женился на иделетте де бюр, вдове обращенного им анабаптиста, трое их детей умерли в младенчестве. в 1541 вновь был приглашен в женеву, хотя в городе существовала сильная оппозиционная кальвину группировка, так называемые либертины. городской совет принял его "церковные установления", подразумевавшие религиозное воспитание всех женевских граждан, в особенности же детей. были приняты дисциплинарные меры, направленные на укрепление морали и против "римско-католических суеверий". эти установления вызвали недовольство женевцев своей мелочной регламентацией, например, законами, запрещавшими танцы и громкий смех. за нарушение правил следовали различные меры наказания, вплоть до изгнания из города или смертной казни. как и лютер, кальвин отрицает иерархическое построение церкви: основной церковной единицей в женеве стали независимые друг от друга конгрегации. каждая конгрегация управлялась консисторией, состоявшей из пастора, диакона, старейшин (пресвитеров) из числа мирян, избранных всеми членами общины. его городское законодательство имело целью сделать из женевы прообраз "града божьего", цитадель протестантизма, и единомышленники кальвина именно так ее и воспринимали. недаром кальвин был прозван "женевским папой" - женева должна была стать протестантским римом. поэтому кальвин, в частности, призывал строго следить за чистотой и порядком в женеве - она должна была стать еще и самым чистым городом. решения кальвинистской церкви принимали форму государственных законов, поэтому кальвинизм опирался на сильную светскую власть. но светская власть, согласно кальвинистской доктрине, имеет право на существование лишь постольку, поскольку она выполняет предписания церкви.в 1553 по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды м. сервет. дело сервета рассматривается многими историками как "моральный тупик реформации", ибо впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие. к 1555 борьба кальвина с либертинами была окончена. он вышел на международную арену, вел обширнейшую переписку с теологами многих европейских стран, основал женевскую академию, которая должна была готовить богословов и государственных служащих. по воспоминаниям современников, кальвин отличался тяжелым, властным характером и нетерпимостью, но, в то же время, был человеком незаурядного таланта, умевшим привлекать к себе людей.учение о предопределениикальвин развил учение о безусловном предопределении. бог обладает абсолютной свободой, которая выше человеческой справедливости, и поэтому никто не может судить о решениях всевышнего. безграничная воля бога предопределяет верующих ко спасению, а неверующих к погибели. дар веры дается богом по его воле. человек не может знать, избран он или нет, но обязан неустанно искать бога, строить свою жизнь строго на основе священного писания и стараться реализовать свое призвание. повседневный труд, согласно кальвину, является формой служения богу. сочинения:calvini opera quae supersunt omnia // corpus reformatorum. strasbourg, 1872-1879. v. 7-18.литература:виппер р. ю. церковь и государство в женеве в эпоху кальвинизма. спб., 1893.вебер м. протестантская этика и дух капитализма // вебер м. избранные произведения. м., 1991. с. 61-272.bouswa w. j. john calvin. a sixteenth-century portrait. cambridge, 1984.е. е. бергер


Казуистика, русский
  1. (от лат. casus [conscientiae] – известные случаи) – часть науки о морали, которая определяет поведение («казусов совести», «меры греха») в определенных условиях и событиях; разработана стоиками, талмудистами, схоластами и иезуитами. в юриспруденции – отыскание закона, позволяющего рассматривать отдельный случай в соответствии с его спецификой.

  2. , рассмотрение отдельных случаев в их связи с общими принципами (права, морали и т. д.). в теологии (особенно в католицизме) - учение о степени греха применительно к различным обстоятельствам. в переносном смысле - ловкость, изворотливость в доказательствах (обычно ложных или сомнительных положений); крючкотворство.

  3. Метод принятия решений, особенно в этике, основанный на опыте принятия решений в подобных случаях в прошлом. метод противоположен принятию решений на основании этических принципов. в медицине казуистика изучает отдельные случаи заболевания.

  4. Изворотливость в защите ложных, сомнительных положений.