Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Кальвин

Глоссарий по философии
  1. (calvin, лат. calvinus, франц. cauvin) жан (род. 10 июля 1509, нойон, пикардия – ум. 27 мая 1564, женева) – церковный реформатор; написал «institutio religionis christianae» (1536), где развил систему христ. веры, в основу которой положил следующий принцип: библия, в особенности свод ее религиозных догм, содержащихся в ветхом завете, является единственным источником (христ.) истины. в своем учении (кальвинизм), на котором вначале сказывалось влияние антисхоластического гуманизма, он исходил из предопределения. на тесную связь кальвинизма, в особенности развившегося из него англ, пуританства, с современным капитализмом запада указал прежде всего макс вебер (см. также аскетизм). собр. соч. в «corpus reformatorum» (59 bde., 1863-1900).

  2. (calvin , calvinus) жан (1509-1564), французский деятель реформации, основатель кальвинизма. главное сочинение "наставление в христианской вере". став с 1541 фактическим диктатором женевы, превратил ее в один из центров реформации. отличался крайней религиозной нетерпимостью.---кальвин, (calvin, латинизированная форма calvinus, франц. cauvin) жан (10 июля 1509, нуайон, франция - 27 мая 1564, женева), богослов, один из лидеров реформации, основатель кальвинизма. годы ученияродился в семье юриста, в 1523 был послан отцом в париж для изучения теологии, учился в коллеже монтегю, как и лойола, затем изучал право в бурже и орлеане. кальвин прекрасно знал латинский, древнегреческий и древнееврейский языки, читал библию в оригинале. в молодости он разделял идеи христианского гуманизма и был близок по взглядам к эразму роттердамскому и лефевру д`этаплю. в 1532 вышел его первый труд - комментарий к произведению сенеки "о снисходительности".базельский периодв 1533 в связи с усилившимся преследованием инакомыслия во франции ему пришлось покинуть париж и поселиться в базеле, протестантском городе, проявлявшем, однако, терпимость к представителям иных вероисповеданий. у историков нет точных сведений о том, когда кальвин обратился в протестантизм; по-видимому, его религиозная эволюция прошла несколько стадий. в базеле он преподавал теологию, много писал, в частности, предисловие к французскому переводу библии. в это время выходит первое издание его главного труда "установления христианской веры" (1533) - систематический свод протестантского вероучения. в 1536 гийом фарель, лидер женевской реформации, уговаривает кальвина принять участие в религиозном обновлении женевы. по утверждению самого кальвина, он не хотел никакой практической деятельности и долго сопротивлялся, прежде чем дал согласие.реформация в женевекальвин возглавил реформационное движение в женеве в сложный период борьбы с герцогом савойским. протестантизм был принят главным образом из политических соображений, как цена военной помощи протестантского берна. предполагаемые реформы кальвина вызвали сопротивление со стороны городского совета, осуществлявшего контроль над церковью и должностными лицами. ситуация осложнялась тем, что население женевы видело в кальвине и фареле прежде всего французских беглецов и не желало менять власть савойского герцога на власть других "иностранцев". городской совет женевы воспользовался своим правом на изгнание и в 1538 выслал кальвина и фареля из женевы. 1538-41 кальвин провел в протестантском страсбурге, где стал пастором в церкви для французских протестантских эмигрантов. в это время опубликованы его комментарии к "посланию к римлянам" апостола павла. в 1540 женился на иделетте де бюр, вдове обращенного им анабаптиста, трое их детей умерли в младенчестве. в 1541 вновь был приглашен в женеву, хотя в городе существовала сильная оппозиционная кальвину группировка, так называемые либертины. городской совет принял его "церковные установления", подразумевавшие религиозное воспитание всех женевских граждан, в особенности же детей. были приняты дисциплинарные меры, направленные на укрепление морали и против "римско-католических суеверий". эти установления вызвали недовольство женевцев своей мелочной регламентацией, например, законами, запрещавшими танцы и громкий смех. за нарушение правил следовали различные меры наказания, вплоть до изгнания из города или смертной казни. как и лютер, кальвин отрицает иерархическое построение церкви: основной церковной единицей в женеве стали независимые друг от друга конгрегации. каждая конгрегация управлялась консисторией, состоявшей из пастора, диакона, старейшин (пресвитеров) из числа мирян, избранных всеми членами общины. его городское законодательство имело целью сделать из женевы прообраз "града божьего", цитадель протестантизма, и единомышленники кальвина именно так ее и воспринимали. недаром кальвин был прозван "женевским папой" - женева должна была стать протестантским римом. поэтому кальвин, в частности, призывал строго следить за чистотой и порядком в женеве - она должна была стать еще и самым чистым городом. решения кальвинистской церкви принимали форму государственных законов, поэтому кальвинизм опирался на сильную светскую власть. но светская власть, согласно кальвинистской доктрине, имеет право на существование лишь постольку, поскольку она выполняет предписания церкви.в 1553 по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды м. сервет. дело сервета рассматривается многими историками как "моральный тупик реформации", ибо впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие. к 1555 борьба кальвина с либертинами была окончена. он вышел на международную арену, вел обширнейшую переписку с теологами многих европейских стран, основал женевскую академию, которая должна была готовить богословов и государственных служащих. по воспоминаниям современников, кальвин отличался тяжелым, властным характером и нетерпимостью, но, в то же время, был человеком незаурядного таланта, умевшим привлекать к себе людей.учение о предопределениикальвин развил учение о безусловном предопределении. бог обладает абсолютной свободой, которая выше человеческой справедливости, и поэтому никто не может судить о решениях всевышнего. безграничная воля бога предопределяет верующих ко спасению, а неверующих к погибели. дар веры дается богом по его воле. человек не может знать, избран он или нет, но обязан неустанно искать бога, строить свою жизнь строго на основе священного писания и стараться реализовать свое призвание. повседневный труд, согласно кальвину, является формой служения богу. сочинения:calvini opera quae supersunt omnia // corpus reformatorum. strasbourg, 1872-1879. v. 7-18.литература:виппер р. ю. церковь и государство в женеве в эпоху кальвинизма. спб., 1893.вебер м. протестантская этика и дух капитализма // вебер м. избранные произведения. м., 1991. с. 61-272.bouswa w. j. john calvin. a sixteenth-century portrait. cambridge, 1984.е. е. бергер


Calvin calvinus, русский



Реформатор, русский

Institutio, латинский

Кальвинизм, русский
  1. Одно из направлений протестантизма, основанное жаном кальвином, деятелем реформации; основу кальвинизма составляла доктрина о божественном предопределении людских судеб, проповедовался мирской аскетизм.

  2. , направление протестантизма, основано ж. кальвином. из женевы распространился на францию (гугеноты), нидерланды, шотландию и англию (пуритане). под влиянием кальвинизма проходили нидерландские (16 в.) и английские (17 в.) революции. для кальвинизма особенно характерны: признание только священного писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.


Французский, русский

Основатель, русский
    Основатель, учредитель, устроитель. , виновник


Наставление, русский
    Наставление , учение , прочитывать наставление


Кампанелла, русский
  1. (campanella) томмазо (род. 5 сент. 1568, стило, калабрия – ум. 21 мая 1639, париж) – итал. философ, поэт, политический деятель; доминиканец строго церковного толка, защищал идею папско-католич. единой монархии, которой должны подчиняться все национальные государства. кампанелла восставал против изучения природы по трудам аристотеля и требовал изучения самой природы. сохранение и поддержание собственного бытия – высшая цель поведения. воля целиком и полностью направлена на власть; власть достигается благодаря знанию, которое и должно быть положено в основу всего воспитания. в своей книге «gitta del sole» (1602; рус. пер. «город солнца», 1948) кампанелла рисует картину совершенного государства в христ.-коммунистическом духе (см. также утопия), в котором господствуют священники-философы (во главе с папой, олицетворяющим собой идеал). иезуиты во время своего господства в парагвае (1688-1768) пытались создать такой «город солнца».

  2. (от итал . campanella - колокольчик), музыкальная пьеса, подражающая перезвону колокольчиков. известный образец - "кампанелла" листа (фортепьянная транскрипция одноименной скрипичной пьесы н. паганини).

  3. (campanella) томмазо (1568-1639) , итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии; монах-доминиканец. в "философии, доказанной ощущениями" защищал натурфилософию б. телезио; неоднократно обвинялся в ереси. в 1598-99 возглавил в калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен, ок. 27 лет провел в тюрьмах, где создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, в т. ч. "город солнца" - произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине (в рамках всемирной теократии), руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения. автор канцон, мадригалов, сонетов.---(campanella) томмазо (5 сентября 1568, стило - 21 мая 1639, париж), итальянский богослов, философ, гуманист, поэт.родился в семье сапожника. в 1582 вступил в доминиканский орден. не удовлетворенный схоластической ученостью, культивируемой орденом, кампанелла познакомился с натурфилософией б. телезио, учение которого защищал в первом своем трактате "философия, доказанная ощущениями" (1591). спасаясь от гонений орденских властей, бежал из неаполя на север италии, где его арестовали по обвинению в ереси. после суда и тюремного заключения в риме кампанелла вернулся в неаполь, а затем в калабрию. здесь он возглавил широкий антииспанский заговор, который в результате доноса был раскрыт в августе 1599. кампанелла был схвачен как политический преступник и еретик, подвергнут пыткам и осужден на пожизненное заключение. в неаполитанских тюрьмах он провел 27 лет. в заточении он написал многочисленные сочинения по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых знаменитая утопия "город солнца" 1623), "монархия мессии" (1633), "метафизика" 1638), "побежденный атеизм" (1631), "апология галилея" (1622).в 1626 кампанелла добился перевода в рим, что, впрочем, не избавило его от инквизиционных преследований и тюрьмы. заинтересовав своими сочинениями и астрологическими предсказаниями папу урбана viii, кампанелла смог получить освобождение. однако в 1635, в связи с требованиями испанских властей о его выдаче, кампанелла бежал во францию, где, пользуясь покровительством кардинала ришелье, издал многие из своих сочинений и написал новые политические трактаты с целью подвигнуть правительство франции к борьбе за освобождение италии от испанского гнета.современник основателей философии и науки нового времени - кеплера и галилея, бэкона и декарта - сам кампанелла в большей мере принадлежал культуре уходящего возрождения. человек необычайной одаренности и разносторонних интересов, кампанелла в своих сочинениях стремился к универсальному философско-научному синтезу, включающему идеи всех частных естественных и гуманитарных дисциплин, а также программу вселенского общественного и политического переустройства. способность не только созерцать, но и изменять мир является, в глазах кампанеллы, наиболее убедительным доказательством свободы и могущества человека, божественности его души, владычествующей над всей сотворенной природой. в своей антропологии кампанелла подхватывает темы и мотивы, свойственные ранним гуманистам, прежде всего петрарке и манетти.сочинения:город солнца. м., 1954.метафизика // чаша гермеса. гуманистическая мысль эпохи возрождения и герметическая традиция. м., 1996. с. 323-333.tutte le opere. milano, 1954.литература:штекли а. э. кампанелла. м., 1959.штекли а. э. "город солнца": утопия и наука. м., 1978.amabile l. fra tommaso campanella ne`castelli di napoli, in roma ed in parigi. napoli, 1887. v. 1-2.firpo l. ricerche campanelliane. firenze, 1947.о. ф. кудрявцев


Калокагатия, русский
  1. (греч. – великодушие) – термин, которым платон обозначил идеал воспитания у греков, сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей. нем. идеализмом понимается как совокупность хорошего физического и духовного воспитания и соответствующего образа жизни. у греков калокагатия была не этико-эстетическим, а социально-этическим понятием, ибо калокагатос (человек, воспитанный в духе калокагатии) должен был предоставить себя в распоряжение общества (см. полис).

  2. (греч . kalokagathia, от kalos - прекрасный и agathos - добрый), в древнегреческой философии гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств как идеал воспитания человека.