Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Интеллигибельный характер

Глоссарий по философии
    – по канту и шопенгауэру метафизические основы человеческого характера, поскольку они, будучи свободны от всех естественных оков, составляют конечную основу моральных действий (см. также личность). шопенгауэр обозначает познающий характер еще как неразрушимый характер (character indelebilis), потому что он представляет неизменное участие человека в мировой воле.




Интеллигибельное, русский
    (лат . intelligibilis - умопостигаемый, познаваемый, мыслимый), философский термин, означающий предмет или явление, постигаемое только разумом или интеллектуальной интуицией; широко употребляется в схоластике и философии и. канта. противоположность интеллигибельному - сенсибельное, постигаемое с помощью чувств.


Интеллигибельный, русский
    (лат. intelligibilis – постигаемый, мыслимый) – доступный пониманию лишь с помощью интеллекта, или интеллектуального созерцания, принадлежащий интеллигибельному миру; по канту, то, что дано разуму, рассудку, но совсем не дано чувству: трансцендентные идеи имеют чисто интеллигибельный предмет, думать о котором, что он может быть определен через свои различные внутренние предикаты, у нас нет ни оснований, ни оправдания и который поэтому всего лишь мыслимая вещь (кант, критика чистого разума; см. также «пролегомены»). см. трансинтеллигибельный.


Интеллигибельный мир, русский
    – царство интеллигибельного, совокупность мыслимых предметов, идей, идеалов и т. д., которые составляют духовную действительность. критика чистого разума не допускает, чтобы в рассмотрение включался какой бы то ни было новый круг предметов, кроме тех, которые выступают перед ним в качестве явлений, и даже в своем понятии не переходит в интеллигибельный мир (кант); но критика практического разума уже допускает создание интеллигибельного (морального) мира, и этот интеллигибельный мир – как все идеальное – составляет основу воли всякого морального действия. см. также реальность.


Характер, русский
  1. Характер, нрав, норов, натура, темперамент, вид, тип, фасон, форма, покрой, облик, обличье. у него такая натура. девица, в которую я влюбился, была свойства молчаливого. нрав буйный, кроткий, крутой, тихий. ср. качество. , вид, качество , в характере, выд

  2. Совокупность устойчивых поведенческих качеств личности, тип поведения это личности.

  3. Это понятие трактуется далеко не однозначно. имеются трудности различения характера и темперамента (-> темперамент | характер); еще больше споров возникает при попытках разведения понятий характера и личности. избежать смешения этих понятий можно, если

  4. — совокупность устойчивых поведенческих качеств личности, тип поведения это личности.

  5. (от греч . charakter - отличительная черта, признак),..1) своеобразная особенность человека, вещи, явления (напр., характер местности)...2) в психологии - индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности.

  6. Это понятие трактуется далеко не однозначно. имеются трудности различения характера и темперамента (-> темперамент | характер); еще больше споров возникает при попытках разведения понятий характера и личности. избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. характер – в узком смысле – определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, – как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. черты характера помогают – или мешают – личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе. познание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида и так корректировать ожидаемые действия и поступки. при таком определении характера его свойства можно отнести к формально-динамическим особенностям поведения. в структуре личности характер особенно полно отражает ее целостность. нужно четко представлять и учитывать соотношение характера с темпераментом. нередко встречается смешение черт характера с тем или иным проявлением темперамента. характер и темперамент связаны единой физиологической основой, будучи зависимы от типа системы нервной. формирование характера существенно зависит от свойств темперамента. особенности темперамента могут способствовать или противодействовать. но черты характера не предопределяются темпераментом. в формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в схожих общественных условиях, имеет много схожих черт. характер обусловлен бытием общественным личности, усвоением опыта социального, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретно-исторических условиях. в единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в коих протекает социализация субъекта, его воспитание и развитие индивидуальности, зависящее и от природных предпосылок (-> задаток; темперамент). среди множества черт характер некоторые выступают как ведущие, другие – как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств; при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. проявляясь в деятельности, характер формируется в ней, обнаруживая зависимость и от ее содержания и смысла личностного для индивида, и от ее успешности, и от отношения индивида к своим успехам и неудачам (-> уровень притязаний). характер проявляется в системе отношений к действительности:

  7. (от греч. charakter – отличительная черта, признак) – особенность поведения человека, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума. характер определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. в цельности характера состоит совершенство человека (кант). кант различает характер неизменяемый, «интеллигибельный», и характер изменяющийся, «эмпирический»; первый соответствует возвышающейся над природой нравственности человека; второй обусловлен еще внешними влияниями. гёте в своем стихотворении «орфические первоглаголы» в поэтической форме изобразил спор между характером и судьбой. с точки зрения современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке ценностей личности.

  8. Совокупность стабильных индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, являющаяся основой присущих конкретной личности форм поведения.


Характер (в математике), русский

Характер 133, русский

Характер авторитарный, русский
  1. Термин э. фромма, означающий тип характера садомазохистской личности, для коей характерны одновременно восхищение властью и желание подчиниться ей – и стремление самой стать властью и подчинять других. также свойственна любовь к ограничивающим свободу усл

  2. Термин э. фромма, означающий тип характера садомазохистской личности, для коей характерны одновременно восхищение властью и желание подчиниться ей – и стремление самой стать властью и подчинять других. также свойственна любовь к ограничивающим свободу условиям, охотное подчинение судьбе.


Характер астено-невротический, русский
  1. Один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). свойственны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии.

  2. Один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). свойственны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии.


Характер биофильный, русский
  1. Согласно э. фромму – форма структуры характера, выступающая в виде развитой формы продуктивного («генитального») характера. для него типичны: любовь к жизни и живому; стремление поддерживать рост, развитие и прогресс; конструктивность, продуктивность, соз

  2. Согласно э. фромму – форма структуры характера, выступающая в виде развитой формы продуктивного («генитального») характера. для него типичны: любовь к жизни и живому; стремление поддерживать рост, развитие и прогресс; конструктивность, продуктивность, созидательность; стремление творить добро, и пр. (=> биофилия).


Характер гипертимный, русский
  1. Один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, брызжущей энергией, неудержимой активностью. постоянно стремление к лидерству – неформальному. хорошее чувство нового

  2. Один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, брызжущей энергией, неудержимой активностью. постоянно стремление к лидерству – неформальному. хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, большая общительность – с неразборчивостью в знакомствах. гипертимы легко осваивается в незнакомой обстановке. склонны переоценивать свой, возможности и строить чрезмерно оптимистические планы на будущее. короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские склонности. для гипертимов тяжелы ситуации, где строго регламентируется поведение, где нет свободы инициативы, где монотонный труд или вынужденное бездействие. в таких ситуациях они дают взрывы или срывы. «слабое звено» характера гипертимного – изоляция от сверстников, вынужденное безделье, однообразие, строгий режим.


Характер дистимный, русский
  1. Один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). свойственны преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.

  2. Один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). свойственны преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.


Характер или тип расплавления, русский
    Характер или тип расплавления


Характер лабильный, русский
  1. Один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). свойственны резкая смена настроения в зависимости от ситуации.

  2. Один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). свойственны резкая смена настроения в зависимости от ситуации.


Характер местности, русский

Характер навязчивый, русский
    Согласно з. фрейду – термин для названия характера лиц, тяготеющих к действиям навязчивым.


Характер некрофильный, русский
    Согласно э. фромму – злокачественная форма структуры характера, доброкачественная форма коего описана у з. фрейда как характер анальный. типичны:


Характер неустойчивый, русский
  1. Один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). свойственны склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность.

  2. Один из типов акцентуации характера (-> характер: акцентуация). свойственны склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность.


Характер нормальный, русский
  1. Проблема: существует ли он, и если да, то как проявляется? формальный ответ: существует, и это – характер без отклонений. перечисляя его свойства, пришлось бы перечислить все основные черты, отличающие известные типы акцентуаций (-> характер: акцентуац

  2. Проблема: существует ли он, и если да, то как проявляется? формальный ответ: существует, и это – характер без отклонений. перечисляя его свойства, пришлось бы перечислить все основные черты, отличающие известные типы акцентуаций (-> характер: акцентуация), отметив, что они выражаются «не слишком». получится, что такой характер – «золотая середина» целого ряда качеств. но, оценивая математически вероятность наличия такого характера, придется сделать вывод, что он – редкое явление (при десяти независимых качествах оценки «нормальным» оказался бы один человек из 1024!). так что с количественной стороны отклонения характера встречаются куда чаще, чем «норма» (и можно ли считать нормой то, что так редко встречается?). более принципиальные соображения заставляют усомниться вообще в правомерности понятия характера «нормального». словосочетание «нормальный человек» внутренне противоречиво: оно означает «неотличающуюся индивидуальность» или «нехарактерную характерность». ведь характер – уже сам по себе отличие, особенность, индивидуальность. но не нужно думать, что если человек – не психопат и не акцентуант, то он – серый и безликий, ничего особенного о нем не сказать. в случае гармоничного характера, из коего «не выпирают острые углы», для описания индивидуальности следует перейти с языка свойств характера на язык свойств личности. тогда обнаружится масса уникальных особенностей человека, среди коих – и свойства его сферы мотивационной, и нравственность, и мировоззрение, и достигнутый уровень развития личности, и потенциал дальнейшего роста, и многое другое.


Характер организованной преступности, русский

Характер патологический, русский

Шопенгауэр, русский
  1. (schopenhauer) артур (1788-1860) , немецкий философ, представитель волюнтаризма. в главном сочинении "мир как воля и представление" сущность мира ("вещь в себе" и. канта) предстает у шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. "освобождение" от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. пессимистическая философия шопенгауэра получила распространение в европе со 2-й пол. 19 в.

  2. (schopenhauer) артур (22 февраля 1788 , данциг, ныне гданьск - 21 сентября 1860, франкфурт-на-майне), немецкий философ-иррационалист (см. иррационализм). в его основном произведении "мир как воля и представление" (1819-44) сущность мира и человека предстает как бессознательная "воля к жизни".детство и юностьартур шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. отец философа, генрих флорис шопенгауэр (1747-1805), хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека и честного коммерсанта. его мать, иоганна генриетта шопенгауэр (1766-1823), дочь сенатора трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома, 1830-31). в детстве будущий философ не получил систематического образования. его отец, желая видеть в нем продолжателя своего дела, отправляет девятилетнего сына в гавр, где артур прожил два года в семье отцовского друга и партнера. после непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика берут в путешествие по европе в образовательных целях. это путешествие убедило его не только в бесполезности изучения "одних только слов", но и в благотворности знакомства "с самими вещами". в 1805 артур был отдан в крупную гамбургскую фирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения. однако после смерти отца (к нему шопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позволяет сыну получить университетское образование. в 1809 он становится студентом-медиком геттингенского университета, а через полгода, не оставляя изучения медицины, переводится на философский факультет, где с особым усердием штудирует платона и канта. с 1811 в берлинском университете слушает лекции ф. а. вольфа по истории греческой и латинской литературы, шлейермахера - по истории философии, фихте - по философии; докторскую диссертацию "о четверояком корне закона достаточного оcнования" защитил в йенском университете в 1813.зрелость. главный трудв 1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, шопенгауэр поселяется в дрездене. здесь он пишет трактат "о зрении и цвете" (1816) (по следам бесед с гете, с которым он встречался в 1813-14 в веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 завершает работу над первым томом своего основного произведения "мир как воля и представление". судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. вслед за этим шопенгауэр терпит фиаско в преподавательской деятельности в берлине (1820), его пробная лекция вызвала отрицательное отношение гегеля.с 1831 философ обосновывается во франкфурте-на-майне. все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией. несмотря на успех его последней работы ("парерга и паралипомена", 1851) и все возрастающую известность, шопенгауэра не покидает чувство духовного одиночества. тем не менее, он уверен в выдающемся значении и новизне своего труда."мир как воля и представление"считая себя учеником канта, шопенгауэр исходит из того, что опыт, "мир явлений", дан человеку как его "представление", его априорные формы - пространство, время, причинность. субъект и объект - это соотносительные моменты мира как "представление". мир как "вещь в себе" предстает у шопенгауэра как безосновная "воля", которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум - лишь инструмент этой "воли". как "вещь в себе" воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как "представлении" она проявляется в бесконечном множестве "объективаций". ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - "адекватных объективаций воли". каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. в живой природе и обществе воля проявляется в качестве "воли к жизни" - источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий "осознает себя всей волей к жизни", тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной "войне всех против всех"; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль.в противовес лейбницу шопенгауэр называл существующий мир "наихудшим из возможных", а свое учение - "пессимизмом". мировая история не имеет смысла. страдание - "наказание" за "первородный грех", вину обособленного существования. преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. в основе искусства -"незаинтересованное созерцание" идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение "воли к жизни". высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний и страстей (здесь шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). в уникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная граница между я и не-я и тем самым происходит "обращение" воли, переворот в самом бытии.критикуя язык современной ему школьной философии, шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное жан поль, ф. кафка, т. манн). пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 - начала 20 вв. влияние его испытали в германии р. вагнер, э. гартман, ф. ницше, т. манн и др., в россии - л. толстой, а. фет и др.сочинения:полн. собр. соч. м., 1900-10. т. 1-5.собр. соч. м., 1992. т. 1.соч. м., 1993. т. 1-2.samtliche werke. 3. aufl. wiesbaden, 1972. bd. 1-7.der handschriftliche nachlass. frankfurt am main, 1966-75. bd. 1-5.литература:фишер к. артур шопенгауэр: пер. с нем. м., 1896.фолькельт и. артур шопенгауэр, его личность и учение: пер. с нем. спб., 1902.грузенберг с. о. артур шопенгауэр. личность, мышление и миропонимание. спб., 1912.быховский б. э. шопенгауэр. м., 1975.чанышев а. а. человек и мир в философии артура шопенгауэра. м., 1990.ницше ф. шопенгауэр как воспитатель: пер. с нем. // избр. произведения. м., 1993.simmel g. schopenhauer und nietzsche. leipzig, 1907.mann th. schopenhauer. stockholm, 1938.abendroth w. arthur schopenhauer in selbstzeugnissen und bilddokumenten. leck; schleswig, 1967.hubscher a. denker gegen der strom. schopenhauer: gestern - heute - morgen. bonn, 1973.pisa k. schopenhauer. kronzeuge der unheilen welt. wien; berlin, 1977.weimer w. schopenhauer. darmstadt, 1982.schirmacher w. schopenhauer bei neuren philosophen. frankfurt am main, 1988.а. а. чанышев

  3. (schopenhauer) артур (род. 22 февр. 1788, данциг – ум. 21 сент. 1860, франкфурт-на-майне) – нем. философ. после прерванной им педагогической деятельности в берлине (с 1820) был приват-доцентом во франкфурте-на-майне (с 1832). его философия основывается на двух положениях: 1) мир – воля в себе; 2) мир – представление для меня (главное произв. – «мир как воля и представление», 1819). все, что существует для познания, т.е. весь этот мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, созерцание того, кто созерцает, одним словом – представление. следовательно, нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. но этого познания, по шопенгауэру, недостаточно. мы спрашиваем, не есть ли мир нечто большее, нечто иное, чем представление, а если это так, то что он такое? в этой связи мы устанавливаем следующее: субъект познания, проявляющийся в качестве индивида, находит, что воля является его внутренней сущностью, исходя при этом из опыта своего тела. тело дано как две совершенно различные сущности: как представление, как объект среди объектов, но в то же время и как то, непосредственно знакомое каждому, что обозначается словом «воля». следовательно, тело – объективация воли; воля – в-себе-бытие тела. это познание – венец сущности всякого явления природы; все объекты в соответствии с их внутренней сущностью должны быть тем, что мы называем волей в нас. воля есть вещь в себе. дальнейшая рефлексия приводит к тому, что в качестве воли рассматривается и внутренняя сущность всех сил: силы, которая побуждает развиваться растение; силы, благодаря которой происходит кристаллизация; той силы, которая обращает магнит к северному полюсу, которая в выборе родственного вещества проявляется как отталкивание и притяжение, разъединение и объединение; наконец, даже тяжесть, которая во всей материи действует с такой силой, что устремляет камень к земле, землю – к солнцу. и только пространство и время есть то, посредством чего равное и единое в их сущности и понятии оказываются различными, оказываются множеством с параллельным или последовательным отношением частей; воля как вещь в себе лежит вне всякого времени и пространства, а также и вне каузальности; она не имеет основания и цели, она беспричинна и непознаваема; поскольку она представляется объективному познанию, обнаруживается, что во времени и пространстве она подчиняется принципу индивидуации (principium individuations) и благодаря этому становится волей к жизни. ступенями объективации воли – от наиболее всеобщих сил природы до деятельности человека – являются платоновские идеи. объекты, определенные благодаря пространству и времени (представления), рассматривает наука, руководствующаяся принципом каузальности. вследствие этого только гений искусства – благодаря чистому созерцанию и необычной силе фантазии – способен познать вечную идею и выразить ее в поэзии, изобразительном искусстве, музыке. музыка занимает совершенно особое высокое положение, т. к. она не только, подобно др. видам искусства, отражает идеи, но и является непосредственной объективацией в нас мировой воли. особое воздействие шопенгауэровская метафизика искусства оказала на вагнера и ницше. воля всегда должна находиться в стремлении, ибо стремление – ее единственная сущность, которой не ставится в конце никакой достижимой цели и которая при этом не способна ни к какому конечному удовлетворению, т.е. счастью. со всей силой своего красноречия шопенгауэр изображает жизненные страдания во всех их формах и действиях, страдания, от которых нет иного спасения, кроме уничтожения воли к жизни, что в конце концов означает снятие принципа индивидуации, переход в небытие (нирвану). это уничтожение вытекает из изучения принципа индивидуации, из нового познания себя в чуждых явлениях и имеет своим следствием справедливость и сострадание. сострадание является фундаментом морали. чувство сострадания относится не только к человеку, но, что особенно подчеркивает шопенгауэр, равным образом и к животным. кроме указанной работы, шопенгауэром написаны: «ьber die vierfache wurzel des satzes vom zureichenden grunde», 1813 (рус. пер. «о четверичном корне закона достаточного основания», 1892); «ьber den willen in der natur», 1836 (рус. пер. «о воле в природе», 1892); «die beiden grundprobleme der ethik», 1841 (рус. пер. «две осн. проблемы этики», 1896); «parerga und paralipomena», 2 bde., 1851 (рус. пер. «афоризмы и максимы», 1891 – 1892).


Indelebilis, латинский

Интенционализм, русский
    (от лат.) учение о том, что каждое действие может расцениваться только с точки зрения самого действующего. понятие интенциональности, сыгравшее большую роль уже в средневековой философии, феноменологическая школа стала рассматривать в качестве существенного признака всего психического: «из переживаний извлекаются такие, существенной чертой которых является то, что они суть переживания объекта. эти переживания называются «интенциональными переживаниями», и потому, что они являются осознанием (любовью, оцениванием) чего-то, они представляются «интенционально соотнесенными» с ним. применяя теперь к таким интенциональным переживаниям феноменологическую ! (эйдетическую) редукцию, человек приходит, с одной стороны, к пониманию сознания как чисто соотносительной точки для интенциональности («чистого сознания»), которой дан интенциональный объект, с др. стороны, к объекту, которому редукция не оставляет никакого др. вида существования, кроме как быть интенционально данным этому субъекту. в переживании человек видит чистый акт, который представляется не чем иным, как интенциональной отнесенностью чистого сознания к интенциональному объекту» (bochenski, europдische philosophie der gegenwart, 1947). в философии существования интенциональность существования является «бытием-в-мире», которое принадлежит к включенности в бытие. интенциональность заложена в трансцендентности существования, в мировом проекте существования, определенном уже существующим.


Интеллигибельный мир, русский
    – царство интеллигибельного, совокупность мыслимых предметов, идей, идеалов и т. д., которые составляют духовную действительность. критика чистого разума не допускает, чтобы в рассмотрение включался какой бы то ни было новый круг предметов, кроме тех, которые выступают перед ним в качестве явлений, и даже в своем понятии не переходит в интеллигибельный мир (кант); но критика практического разума уже допускает создание интеллигибельного (морального) мира, и этот интеллигибельный мир – как все идеальное – составляет основу воли всякого морального действия. см. также реальность.