|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интеллигибельный
Глоссарий по философии |
(лат. intelligibilis – постигаемый, мыслимый) – доступный пониманию лишь с помощью интеллекта, или интеллектуального созерцания, принадлежащий интеллигибельному миру; по канту, то, что дано разуму, рассудку, но совсем не дано чувству: трансцендентные идеи имеют чисто интеллигибельный предмет, думать о котором, что он может быть определен через свои различные внутренние предикаты, у нас нет ни оснований, ни оправдания и который поэтому всего лишь мыслимая вещь (кант, критика чистого разума; см. также «пролегомены»). см. трансинтеллигибельный.
|
|
Принадлежащий, русский
Принадлежащий, присущий, свойственный, неотчуждаемый, неотъемлемый, соединенный, сопряженный; свой, собственный. человеку свойственно ошибаться. соединенные (сопряженные) с этим делом хлопоты. отдать что по принадлежности. "говорят, что беспечность в
Пролегомены, русский
- (греч.) – предварительные замечания, предварительные сообщения, введение в науку. «пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки» канта являются введением к его «критике чистого разума».
- (греч . prolegomena - предисловие, введение), предварительные рассуждения, введение в изучение.
Трансинтеллигибельный, русский
(от лат. trans – за и intelligibilis – постижимый) – находящийся вне сферы человеческого разума, – термин, введенный николаем гартманом. см. также познание.
|
Интеллигибельный мир, русский
– царство интеллигибельного, совокупность мыслимых предметов, идей, идеалов и т. д., которые составляют духовную действительность. критика чистого разума не допускает, чтобы в рассмотрение включался какой бы то ни было новый круг предметов, кроме тех, которые выступают перед ним в качестве явлений, и даже в своем понятии не переходит в интеллигибельный мир (кант); но критика практического разума уже допускает создание интеллигибельного (морального) мира, и этот интеллигибельный мир – как все идеальное – составляет основу воли всякого морального действия. см. также реальность.
Интеллектуальное созерцание, русский
– способ познания, благодаря которому метафизический абсолют постигается непосредственно, наглядно; это понятие было введено нем. идеалистами. поскольку интеллектуальное созерцание возможно, оно является достижением внутреннего. кант понимал под интеллектуальным созерцанием интуицию, которая постигает вещи в их абсолютной реальности, «которая присуща, по-видимому, только первосуществу, но не свойственна нам, и возможность которой не может быть усмотрена нами». у гёте – это «созерцающая сила суждения», «созерцание внутренней творческой природы», которое приводит к возникновению «прообразного, типического». как источник философского познания, это понятие рассматривается прежде всего фихте и шеллингом, шопенгауэр отрицает только слово, но не его существо; ср. интуиция. см. сущности созерцание.
|
|
|
|
|
|
|