Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Интеллигибельный мир

Глоссарий по философии
    – царство интеллигибельного, совокупность мыслимых предметов, идей, идеалов и т. д., которые составляют духовную действительность. критика чистого разума не допускает, чтобы в рассмотрение включался какой бы то ни было новый круг предметов, кроме тех, которые выступают перед ним в качестве явлений, и даже в своем понятии не переходит в интеллигибельный мир (кант); но критика практического разума уже допускает создание интеллигибельного (морального) мира, и этот интеллигибельный мир – как все идеальное – составляет основу воли всякого морального действия. см. также реальность.




Интеллигибельное, русский
    (лат . intelligibilis - умопостигаемый, познаваемый, мыслимый), философский термин, означающий предмет или явление, постигаемое только разумом или интеллектуальной интуицией; широко употребляется в схоластике и философии и. канта. противоположность интеллигибельному - сенсибельное, постигаемое с помощью чувств.


Интеллигибельный, русский
    (лат. intelligibilis – постигаемый, мыслимый) – доступный пониманию лишь с помощью интеллекта, или интеллектуального созерцания, принадлежащий интеллигибельному миру; по канту, то, что дано разуму, рассудку, но совсем не дано чувству: трансцендентные идеи имеют чисто интеллигибельный предмет, думать о котором, что он может быть определен через свои различные внутренние предикаты, у нас нет ни оснований, ни оправдания и который поэтому всего лишь мыслимая вещь (кант, критика чистого разума; см. также «пролегомены»). см. трансинтеллигибельный.


Интеллигибельный характер, русский
    – по канту и шопенгауэру метафизические основы человеческого характера, поскольку они, будучи свободны от всех естественных оков, составляют конечную основу моральных действий (см. также личность). шопенгауэр обозначает познающий характер еще как неразрушимый характер (character indelebilis), потому что он представляет неизменное участие человека в мировой воле.


Мир, русский
  1. Мир, покой; перемирие. прот. война, ссора. , дружба, согласие, спокойствие, тишина , заключить мир

  2. Мир, свет, вселенная, космос, земля, шар земной; подлунная, подсолнечная, поднебесная; юдоль (= долина) земная, юдоль печали и плача. "что там на белом свете творится". жук. "так думает иной затейник, что он в подсолнечной гремит". кры

  3. – в философии экзистенциализма мир есть то, что образует «мировость» существования, т.е. бытие человека в мире. в частности, под миром понимают: 1) все сущее, которое может находиться в мире; 2) бытие этого сущего, могущего выступать в определенных группировках, напр. как «мир математика» и т. д. (см. микрокосмос); 3) то, в чем совершается человеческое существование, напр. общественный мир, «мы», или «собственная» и ближайшая (домашняя) среда; 4) «мировость», существующая одновременно в себе (априори) и как модус различных «миров»; по хайдегеру, мир является видом бытия человеческого существования и проникновением в трансцендентальное состояние человеческого существования, делающим возможным преодоление понятия сознания и сопутствующего ему понятия отрешенности от мира и изолированности субъекта. в астрономии миром (вселенной, универсумом, космосом) называют систему галактики, к которой принадлежит и наша солнечная система. при наблюдении с большого расстояния она представляется нам в виде туманного облачка круглой или овальной формы. ее колоссальный диаметр оценивается приблизительно в 100 тыс. световых лет (1 световой год = 9461 млрд. км); вращается она вокруг своей малой оси. наблюдения с помощью телескопа обнаруживают, что на небе имеются миллионы таких туманностей, как млечный путь. из результатов спектрального анализа доходящих к нам световых лучей звезд следует, что др. системы, очевидно, удаляются от нашей солнечной системы, и тем быстрее, чем дальше они от нее находятся. так, напр., система, находящаяся на расстоянии 250 световых лет, движется от нас со скоростью ок. 42 000 км/сек, следовательно, вселенная расширяется. о происхождений вселенной имеются только гипотезы (см. лаплас). возраст солнца оценивается приблизительно в 43 млрд. лет, земли – в 3 млрд., а твердой земной коры – в 2 млрд. лет (см. природа, "мир минковского").

  4. , название крестьянской общины в россии 13 - нач. 20 вв.


Мир вам, русский

Мир джалал, русский
    (наст . имя мир джалал али оглы пашаев) (1908-78), азербайджанский писатель и литературовед. исторические романы "воскресший человек" (1935), "манифест молодого человека" (1937-39), "куда ведут дороги?" (1957), новеллы, сатирические рассказы, критические работы.


Мир личный, русский
  1. Полностью субъективная система мнений, верований, идей, желаний и потребностей индивида, которые ориентируют его поведение во внешнем мире и определяют его восприятия. он являет собой устойчивую конфигурацию реакций аффективных и установок социальных, кот

  2. Полностью субъективная система мнений, верований, идей, желаний и потребностей индивида, которые ориентируют его поведение во внешнем мире и определяют его восприятия. он являет собой устойчивую конфигурацию реакций аффективных и установок социальных, которая накладывается на все жизненные ситуации и придает уникальность всему восприятию и поведению индивида.


Мир праху твоему; пусть покоится в мире, русский

Мир сеид али, русский
    , художник-миниатюрист 16 в. представитель тебризской школы миниатюры (илллюстрации к "хамсе" низами, 1539-43); один из основателей могольской школы миниатюры (илллюстрации к "хамзанаме", 1564-79, совместно с группой художников).


Мир-башир, русский
    , название г. тертер в азербайджане до 1991.


Мир., русский

Мира, русский
  1. (омикрон кита) , первая звезда, у которой была обнаружена переменность блеска. мира - долгопериодическая переменная звезда с колебаниями блеска от 2-й до 10-й звездной величины и периодом ок. 330 суток.

  2. (от франц . mire - мушка, прицел), прозрачная или непрозрачная пластинка с нанесенным на нее рисунком в виде полос или секторов. служит для определения разрешающей способности оптических приборов (особенно объективов) и фотоматериалов.


Мира де амескуа, русский
    (mira de amezcua) антонио (между 1574 и 1577-1644) , испанский поэт и драматург, священник и придворный. его моралистические драмы "колесо фортуны", "слуга дьявола" и др. послужили образцом для п. кальдерона де ла барки и тирсо де молины.


Мирабель, русский
    , сорта сливы (мирабель нанси, мирабель маленькая и др.) французского происхождения. плоды мелкие, шаровидные или овальные, чаще желтые, со сладкой мякотью и отделяемой косточкой. урожай до 80 кг с дерева.


Мирабилит, русский
    (глауберова соль) , минерал класса сульфатов, na2[so4]·10h2o. бесцветные или белые солеобразные массы. твердость 1,5-2; плотность 1,5 г/см3. по происхождению осадочный (в озерах и заливах). месторождения кара-богаз-гол (туркмения), соленое озеро (сша) и др. см. также натрия сульфат.


Мирабилит (глауберова соль), русский
    Природное соединение (минерал), химическая формула na2so4∙10h2o.


Мирабо, русский
  1. (оноре габриель рикети) (1749-91) , граф, деятель великой французской революции. был избран депутатом в генеральные штаты в 1789 от 3-го сословия. приобрел популярность обличениями абсолютизма. по мере развития революции мирабо, сторонник конституционной монархии, стал лидером крупной буржуазии. с 1790 тайный агент королевского двора.

  2. (mirabeau) (виктор рикети , riqueti), маркиз де (1715-89), французский экономист. разделял идеи меркантилизма, затем примкнул к физиократам.


Мираж, русский
  1. Мираж , призрак

  2. (франц . mirage), появление в атмосфере одного или нескольких мнимых изображений отдаленных объектов (зданий, деревьев и т. п.) - прямых или перевернутых, вытянутых или сплющенных или вообще искаженных. возникают из-за полного внутреннего отражения света в атмосфере при необычном распределении плотности воздуха по вертикали.


Миранда, русский
  1. , спутник урана, открыт дж. койпером (сша, 1948). расстояние от урана 129,2 тыс. км, диаметр ок. 240 км, сидерический период обращения 1,46 суток.

  2. (miranda) , штат на севере венесуэлы. 7,9 тыс. км2. население св. 2 млн. человек (1990). адм. ц. - лос-текес.

  3. (miranda) франсиско (1750-1816) , генералиссимус венесуэльской республики (1812), один из руководителей войны за независимость испанских колоний в америке 1810-26. был схвачен испанцами, умер в тюрьме.


Мирантон, русский
    Луковый соус, состоящий из основного красного соуса репчатого лука, уксуса и специй. подают к жаренным, отварным и тушеным блюдам из говядины, баранины и свинины, а также используют для запеканок.


Совокупность, русский
  1. Совокупность , круг, собрание, сумма

  2. Непрерывное множество, целое, сочетание, соединение, общий итог, сумма.


Действительность, русский
  1. , объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие действительности употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости.

  2. – в метафизическом смысле бытие того сущего (см. сущее), к которому приложим предикат «действительный», т.е. действительное бытие сущего. в нем. языке термин «действительность» (wirklichkeit) как перевод лат. слова «actualitas» («действенность») был введен мейстером экхартом. в нем. языке в понятии «действительность» содержится, следовательно, важный компонент действия, в то время как в древнегреч. и лат. действительность идентична с истинностью, а во франц. и англ. – с реальностью. в нем. языке истинность отличается от действительности тем, что она связана с очевидностью (но не с действием), а реальность от действительности – тем, что в ней содержится также и возможное. в философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово «реальность», если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие «наличное бытие», «существование». в неотомизме понятия «действительность» и «возможность» применяются наряду с понятиями «акт» и «потенция». о понимании действительности кантом см. постулат. современная психология в первую очередь различает макрокосмическую и микрокосмическую действительность (см. макрокосмос, микрокосмос). переживаться может только микрокосмическая действительность (см. трансцендентное по отношению к переживанию)., макрокосмическая же действительность, минуя раздражители, обнаруживает свое наличие и свои свойства через явления. макрокосмическая действительность равнозначна физической (действительность в первом смысле), исследование которой составляет задачу физики. но физика также имеет дело не с самой макрокосмической действительностью, а только с ее проявлениями (см. видимость). микрокосмическая действительность равнозначна окружающему миру, с которым мы сталкиваемся ежедневно. в ней различают преднаходимое и представление. собственно, действительно только встречаемое (действительность во втором смысле), оно является просто действительностью переживания, «наглядно-данным» нашего восприятия, и занимает в сфере сущего то же место, что и действительность в первом смысле. по сравнению с теориями старой психологии следует заметить: имеются только наблюдающий субъект (он называется я) и наблюдаемый мир, который является непосредственно созерцаемым. но сам этот мир в свою очередь не наблюдает физический мир (или раздражения), а находится к нему в отношении зависимости, описываемом как чисто вещное. на основе этого отношения он воспринимается субъектом как указание на этот физический мир. при этом наблюдатель расценивает определенные признаки наглядного мира как указания на определенные свойства физически действительного, и он может ошибиться в их выборе и объяснении. припоминаемое образует действительность в третьем смысле; она не занимает такое же положение, что и действительность во втором смысле, но все же относится к действительности, ибо воздействует на наше духовно-душевное я. подчас она действует значительно сильнее, чем могли бы это делать телесные вещи и лица, с которыми мы сталкиваемся. действительность в третьем смысле, и только она, обладает интенциональностью (см. интенция). как правило, она указывает на действительность во втором смысле, но и при теоретико-научной установке я может указывать также и на действительность в первом смысле. соответствующее переживанию отношение между действительностью в третьем и втором смысле часто составляет в теории познания основу для гипотез об отношении действительности во втором и первом смысле. существует, однако, большая опасность смешения и подмены этих двух сходных между собой отношений (см. внешний мир, психофизический уровень). различие между нечто и ничто (в обычном словоупотреблении между полным и пустым, присутствующим и отсутствующим и т. д.) может не совпадать с различием между действительным и недействительным; стакан без воды выглядит «пустым», но полный воды аквариум без рыбы является также «пустым». действительность в третьем смысле в свою очередь может иметь различную степень действительности: событие, которого мы боимся, всегда становится тем действительнее, чем ближе оно подступает к нам. кроме того, наши органы чувств передают нам сведения о действительности (во втором смысле) также с различной интенсивностью, не говоря уже об индивидуально различной остроте чувств. самой малой интенсивностью обладает обоняние, затем идут вкусовые ощущения, слух, зрение и, наконец, осязание. предмет, которого мы касаемся кончиком пальца или даже охватили рукой, вселяет в нас только ему присущим способом уверенность в то, что мы имеем дело с чем-то реальным. с чувством осязания связано коренящееся в недрах бессознательного знание о том, что в тот самый момент, когда мы касаемся нашей, данной нам наглядно рукой также данного нам наглядно предмета (оба – действительность во втором смысле), в сфере макрокосмического (действительность в первом смысле) также происходит соприкосновение.

  3. Validity

  4. Объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественноисторических явлений


Рассмотрение, русский
    Рассмотрение , испытание


Реальность, русский
  1. Некое действительно существующее явление; то, что есть в действительности; сама действительность.

  2. (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е. в-себе-6ытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см. онтология). в отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см. необходимость), что существует и является преходящим. реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон.

  3. (от позднелат . realis - действительный), существующее в действительности; различают объективную реальность, т. е. материю, и субъективную реальность, т. е. явления сознания.


Интеллигибельный характер, русский
    – по канту и шопенгауэру метафизические основы человеческого характера, поскольку они, будучи свободны от всех естественных оков, составляют конечную основу моральных действий (см. также личность). шопенгауэр обозначает познающий характер еще как неразрушимый характер (character indelebilis), потому что он представляет неизменное участие человека в мировой воле.


Интеллигибельный, русский
    (лат. intelligibilis – постигаемый, мыслимый) – доступный пониманию лишь с помощью интеллекта, или интеллектуального созерцания, принадлежащий интеллигибельному миру; по канту, то, что дано разуму, рассудку, но совсем не дано чувству: трансцендентные идеи имеют чисто интеллигибельный предмет, думать о котором, что он может быть определен через свои различные внутренние предикаты, у нас нет ни оснований, ни оправдания и который поэтому всего лишь мыслимая вещь (кант, критика чистого разума; см. также «пролегомены»). см. трансинтеллигибельный.