Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Защитные механизмы

Глоссарий по философии
    – в психоаналитической теории любые психические процессы, позволяющие сознанию достичь компромиссного решения проблем, не поддающихся полному разрешению, и оградить его от негативных, травмирующих личность переживаний. защитные механизмы включаются по большей части неосознанно, достигаемый компромисс обычно содержат сокрытие индивидом от себя внутренних побуждений или чувств, которые угрожали бы самоуважению или могли вызвать тревогу. эти механизмы – своеобразные способы психической защиты сознательного я (эго) от опасных влечений и импульсов. термин впервые был употреблен зигмундом фрейдом в его статье «the neuro-psychoses of defense» («невропсихозы защиты»), 1894. осн. защитными механизмами, описываемыми психоанализом являются следующие: овытеснение. представляет собой перевод психического содержания из сознания в бессознательное или удерживание его в бессознательном состоянии. примером такой психологической защиты может служить истерическая амнезия, жертва которой, совершив или оказавшись свидетелем какого-либо травмирующего поступка, затем полностью забывает как само событие, так и сопутствовавшие ему обстоятельства; 2) реактивное образование проявляется в сосредоточении сознания на идее, воздействии или чувстве, противоположном тому неосознанному импульсу, в котором индивид боится себе признаться. напр., мать нежеланного ребенка может реагировать на чувство вины перед ним преувеличенной заботой с целью убедить и ребенка, и себя в том, что она хорошая мать; 3) npoeкция – форма защиты, при которой нежелательные чувства приписываются др. лицу, в результате чего могут восприниматься как угроза из внешнего мира. распространенная форма проекции – обвинение др. лица во враждебности к индивиду, стремящемуся избавиться от признания в собственных враждебных чувствах; 4) peгрессия – возврат психического развития на более раннюю ступень и к соответствующим формам поведения, вызванный опасностями или конфликтами, которые возникают на более поздних стадиях. молодая жена может, напр., искать убежища в родительском доме после первой ссоры с мужем. или человек перед лицом трудностей находит отдушину в дремоте или мечтаниях. регрессия может препятствовать развитию и обычно предшествует формированию невротических симптомов; 5) сублимация является отвлечением или переключением инстинктивных влечений, обычно сексуальных, в неинстинктивные (социальные) каналы. согласно психоаналитической теории, энергия сексуальных импульсов может быть трансформирована в более приемлемые и даже полезные для общества процессы художественного или научного творчества; 6) отрицание представляет собой сознательный отказ признать существование болезненных фактов. отрицая гомосексуальные наклонности, враждебность или умственную отсталость собственного ребенка, человек может избежать невыносимых мыслей, чувств и событий; 7) рационализация – безопасное и правдоподобное объяснение действительной (и травмирующей) причины собственного поведения. хотя психоаналитики считают механизмы защиты частью любого невротического процесса, психологическая защита сама по себе не рассматривается как признак патологии. конечная цель защитного процесса – достижение согласования между реальным содержанием сознания и я-концепцией. см. также я.




Защитная арматура, русский
    Вид трубопроводной арматуры, предназначенный для защиты технологических систем, оборудования, трубопроводов, насосов и сосудов под давлением от возникновения или последствий аварийных ситуаций.


Защитная атмосфера, русский
    (1) газовая среда, окружающая деталь, подлежащую пайке, сварке, термонапылению с контролируемым химическим составом, точкой росы, давлением, расходом и т. п. примеры — инертные газы, отработанные топливные газы, водород, вакуум. (2) специальная среда, создаваемая при термообработке или в печи спекания, с целью защиты детали или порошковой заготовки от окисления, насыщения азотом или другого загрязнения из окружающей среды.


Защитная блокировка;, русский

Защитная вакцинация сывороткой, русский

Защитная вода, русский

Защитная дамба, русский
    , то же, что ограждающий вал.


Защитная крышка (объектива), русский

Защитная линза, русский

Защитная марка, русский
    Регистрируется одновременно со словесным торговым знаком и используется для его защиты от подражания. например, для известного товарного знака adidas в качестве защитной марки могли бы быть зарегистрированы abibas, adibas, aidas, adida и т.п.


Защитная маска, русский

Защитная маска офтальмологическая, русский
    Приспособление для защиты лица врача при выдавливании трахоматозных


Защитная мера, русский

Защитная накладка, русский
    Защитная накладка (на стеклофильтре для зашиты глаз в случае его механичес- коголовреждения. изготовляется из бесцветного прозрачного стекла или пласт


Защитная оболочка, русский

Защитная оболочка (реактора), русский

Защитная оболочка реактора, русский
    Техническое средство, предусмотренное для предотвращения выхода недопустимых количеств радиоактивных веществ из ядерного реактора в окружающую среду даже при аварии.


Защитная обувь, русский
    Обувь, предназначенная для предотвращения или ослабления воздействия на ноги человека


Защитная одежда, русский
    Одежда, предназначенная для предотвращения или ослабления воздействия на кожу или через


Защитная одежда сварщика, русский
    Защитная одежда сварщика


Защитная пауза, русский
    Минимальный промежуток времени, который должен быть между рекламами фирм конкурирующих между собой. в международной практике защитная пауза доходит до 15 минут. в отечественной практике из-за недостаточности правовой базы понятие защитной паузы отсутствуе


Защитная пластина мишени, русский

Компромисс, русский
  1. Компромисс , сделка , вступать в компромисс с совестью, пойти на компромисс

  2. Согласно а. фрейд – механизм защитный, обеспечивающий лишь частичную реализацию болезненных импульсов.

  3. Способ разрешения политических конфликтов путем взаимных уступок; достигается при четком определении предмета спора, осознании пределов уступок, оформлении итогов достигнутого компромисса.

  4. (от лат . compromissum), соглашение на основе взаимных уступок.

  5. Соглашение на основе взаимных уступок.


Бессознательное, русский
  1. 1. совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. бессознательным оказывается все то, что н

  2. Психические процессы, которые осуществляются без сознательного контроля, т.е. на инстинктах.

  3. , совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. в ряде психологических теорий - особая сфера психического, качественно отличная от сознания. в иррационалистической "философии бессознательного" э. гартмана - универсальная основа бытия. одно из центральных понятий в психоанализе з. фрейда и других течениях глубинной психологии; в "аналитической психологии" к. г. юнга наряду с личным бессознательным выделяется коллективное бессознательное.

  4. 1. совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении коих отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии коих субъект не отдает себе отчета. бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. 2. форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое. отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, с его отношениями к миру; поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль действий и оценка их результатов. в бессознательном действительность переживается через такие формы уподобления и отождествления себя с другими людьми и явлениями:

  5. – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания. с точки зрения декарта и развивавшихся под его влиянием философских и психологических теорий периода «послекартезианских столетий», сознание является единственной формой духовной жизни. философию бессознательного создал э. гартман. новая же психология считает сознательное только островом, окруженным морем «душевного». абсолютно бессознательным является макрокосмическое (см. макрокосмос, микрокосмос). бессознательное же в психологическом смысле может быть только относительно бессознательным, т.е. бессознательное для нашего я не является бессознательным для субъекта, включающего это я, которого можно назвать также «душой» (или, согласно психологическому учению о слоях – см. учение о слоях, оно); см. также коллективное сознание. как я представляет собой носитель сознания, точно так же и душа является носителем бессознательного. и действительно, для того чтобы понять феномены бессознательного (особенно память, действие вспоминания и мыслительные процессы), мы должны приписать душе следующие способности: 1) обладать некоторым содержанием, отдельные элементы которого мы можем сознательно переживать только последовательно один за другим; 2) в отношениях между этими элементами должна наблюдаться последовательность, причем отдельные фазы ее входят в наше сознание как результаты (переживания), а прочие остаются (относительно) неосознанными, так что создается впечатление бессознательного процесса; 3) обладать знанием о реальных психофизических связях и об установлении мысленных связей, знанием, которым мы не распоряжаемся сознательно. для современной глубинной психологии (см. глубинная психология) и психотерапии бессознательное не является больше результатом вытесняющей деятельности сознания (как это имеет место, напр., у фрейда и его школы – см. фрейдизм), а представляет собой нечто особенное и творческое, психическую перводействительность, главный источник свойственных всем людям осн. мотивов и первоформ, архетипов переживаний. согласно к.г.юнгу, бессознательное есть не влекущее, а формирующее; оно является источником творческой фантазии духа и чувства ценности, которое не должно затрагиваться разумом.

  6. Совокупность психических процессов и состояния вне сознания субъекта


Удерживание, русский

Обстоятельства, русский
  1. 1. явления, сопутствующие какому-нибудь другому явлению и с ним связанные; 2. условия, определяющие положения, существование чего-нибудь, обстановка.

  2. , отягчающие наказание - личности виновного, относятся: а) неоднократность преступлений - совершение общественно опасных деяний два и более раза, включая непогашенную судимость, если ранее лицо уже было осуждено за какое-либо преступление;

  3. , отягчающие наказание - по уголовному праву рф обстоятельства, характеризующие преступление и личность преступника, которые суд обязан учесть при индивидуализации наказания. перечень обстоятельств является в законе (ст. 63 ук) исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

  4. , смягчающие наказание - по уголовно-му праву рф обстоятельства, характеризующие преступление и личность виновного в его совершении, предусмотренные ст. 61 ук, обязывающие суд назначать в пределах санкции статьи особенной части ук более мягкое наказание.


Образование, русский
  1. Образование, воспитание, просвещение, культура, цивилизация, прогресс; образованность; выделка, изготовление, созидание, фабрикация, формирование (формировка), организация, устройство. , воспитание

  2. 1. обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.

  3. – духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, шлифовки, т.е. процесс формирования облика человека. при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. в образовании имеется всегда как форма`льная сторона, т.е. духовная деятельность или духовная способность (рассматриваемая вне зависимости от соответствующего данному времени материала), так и материальная, т.е. содержание образования. значение, в котором понятие «образование» употребляется в настоящее время, оно приобрело в кон. 18 в., особенно под влиянием гёте, песталоцци и неогуманистов, и означало тогда общий духовный процесс формирования человека в противоположность воспитательной технике сторонников методов просветителей. с этого времени данное понятие приобрело более широкое значение. обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

  4. , процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. основной путь получения образования - обучение и самообразование.


Зеленогорский ф, русский
    Едор александрович (род. 1839 – ум. ?) – рус. философ, известный своими работами по истории психологии и философской методологии; профессор харьковского ун-та. разделял подход во взглядах на психологию и философию со своим учителем m. m. троицким, хотя и расходился с ним в вопросе о мето-1 дах философского исследования и доказательства. по методологии им написан труд «о математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства» (1877). среди др. произв. следует отметить: «учение аристотеля о душе в связи с учением о ней сократа и платона» (1871); «очерки развития психологии с декарта до настоящего времени», 1882; «идеи и диалектика по платону», 1890; «вера и разум», 1890; «философия г. с. сковороды – украинского философа xviii столетия», 1894.


Заратустра, русский
    (греч. зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до р. x.) – пророк и реформатор древнеиран. религии, получившей название зороастризм. в своей основе учение заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством ахурамаздой (ормуздом) – добрым духом, которому впоследствии в качестве злого духа противопоставляется анхра-майнью (ариман). на стороне первого находятся шесть добрых духов (гениев) – правдивость, благомыслие, мудрость, власть, здоровье и долговечность, на стороне же аримана гнев и ложь. задача человека, по мысли заратустры, заключается в том, чтобы содействовать ахурамазде в борьбе с анхрамайнью. пророк изложил свое учение в священном писании, «авесте». предание приписывает ему авторство всех книг «авесты», однако лингвистические данные и содержание книг указывают, что лишь некоторые части их написаны приблизительно в одно время. ницше именем заратустры назвал свою известную книгу («так говорил заратустра», 1883 – 1884), ибо он (заратустра) первый увидел «в борьбе добра и зла истинную причину движения вещей »л