Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Зеленогорский ф

Глоссарий по философии
    Едор александрович (род. 1839 – ум. ?) – рус. философ, известный своими работами по истории психологии и философской методологии; профессор харьковского ун-та. разделял подход во взглядах на психологию и философию со своим учителем m. m. троицким, хотя и расходился с ним в вопросе о мето-1 дах философского исследования и доказательства. по методологии им написан труд «о математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства» (1877). среди др. произв. следует отметить: «учение аристотеля о душе в связи с учением о ней сократа и платона» (1871); «очерки развития психологии с декарта до настоящего времени», 1882; «идеи и диалектика по платону», 1890; «вера и разум», 1890; «философия г. с. сковороды – украинского философа xviii столетия», 1894.




Исследования, русский

Доказательства, русский
  1. Любые фактические данные (информация) по уголовному делу. на основе которых в определенном законом порядке орган дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие преступления (время, место,способ и другие обстоятельства совершения преступл

  2. , в праве - фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного или гражданского дела. содержатся в показаниях, вещественных доказательствах, заключениях экспертов, протоколах и др. различают доказательства прямые и косвенные (улики). ни одно из доказательств не имеет преимущественного значения.


Диалектика, русский
  1. Диалектика [по злоупотреблению -- искусство убедительного пустословия, ловкого спора (даль)] , болтовня

  2. (от греч. dialektike [techne] – искусство вести беседу) – искусство аргументации, наука логики. для сократа диалектика – искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для платона – высшая наука, метод познания идей; у софистов диалектика превратилась в интеллектуальное оружие в борьбе за существование. начиная со средних веков и до 18 в. диалектика служила обозначением для обычной (школьной) логики. кант понимает под диалектикой псевдофилософствование и называет ее «диалектикой иллюзий» за то, что она хочет прийти к познанию (метафизическому) действительности, не опираясь с необходимостью на опыт, чисто умозрительным путем. «трансцендентальная диалектика» канта – это критика «диалектической иллюзии», «критика разума и рассудка в отношении их гиперфизического употребления», т.е. в той мере, в какой они претендуют на сверхъестественные успехи в познании. для гегеля диалектика есть «использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама эта закономерность» («энциклопедия философских наук»). диалектика – движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность, и в то же время – движение человеческого мышления, которое в спекулятивном плане участвует в этом движении абсолютно и всеобъемлюще. диалектическая структура абсолюта (божества, идентичного вселенной) развивается в «науке логики» (т.е. онтологии). природа и дух суть не что иное, как отчуждение и возвращение этого божественного логоса. все движение протекает по «разумным» законам диалектики. закон движущегося мышления есть также закон движущегося (духовного) мира. см. также снятие, снимать. для марксистского диалектического материализма диалектика есть прежде всего внутренняя закономерность экономического развития и – поскольку от последнего зависит все остальное – закономерность всего происходящего вообще. в законах диалектики марксистская утопия видит гарантию прогресса в направлении к всеобщему счастливому благополучию человечества. великий закон диалектической триады: капитализм (тезис) – диктатура пролетариата (антитезис) – бесклассовое общество и равное счастье для всех (синтез).


Зенон, русский
    -стоик (род. ок. 336 – ум. 264 до р. x.) – древнегреч. философ. сын купца, по-видимому, негреч. происхождения – из китиона на кипре. сначала ученик киников, затем (ок. 300 до р. x.) родоначальник философии стоиков. отдавал преимущество мудрости перед знанием, являющимся лишь средством к ее достижению. в своем учении он искусно объединил главные положения кинической этики с гераклитовской физикой и многими аристотелевскими доктринами в одну последовательную систему, в которой уже содержатся ведущие особенности стоической философии, развитые в дальнейшем клеантом и хрисиппом. троянское деление на этику, физику и логику принадлежит зенону-стоику, он же подчинял первой обе последние, отдавая предпочтение физике. практическое направление, подчиняющее знание действию, и нравственность, имеющая своей целью добродетель, обеспечили учению этого философа приверженность катона, сенеки, марка аврелия и др. сохранились только фрагменты его многочисленных соч.


Защитные механизмы, русский
    – в психоаналитической теории любые психические процессы, позволяющие сознанию достичь компромиссного решения проблем, не поддающихся полному разрешению, и оградить его от негативных, травмирующих личность переживаний. защитные механизмы включаются по большей части неосознанно, достигаемый компромисс обычно содержат сокрытие индивидом от себя внутренних побуждений или чувств, которые угрожали бы самоуважению или могли вызвать тревогу. эти механизмы – своеобразные способы психической защиты сознательного я (эго) от опасных влечений и импульсов. термин впервые был употреблен зигмундом фрейдом в его статье «the neuro-psychoses of defense» («невропсихозы защиты»), 1894. осн. защитными механизмами, описываемыми психоанализом являются следующие: овытеснение. представляет собой перевод психического содержания из сознания в бессознательное или удерживание его в бессознательном состоянии. примером такой психологической защиты может служить истерическая амнезия, жертва которой, совершив или оказавшись свидетелем какого-либо травмирующего поступка, затем полностью забывает как само событие, так и сопутствовавшие ему обстоятельства; 2) реактивное образование проявляется в сосредоточении сознания на идее, воздействии или чувстве, противоположном тому неосознанному импульсу, в котором индивид боится себе признаться. напр., мать нежеланного ребенка может реагировать на чувство вины перед ним преувеличенной заботой с целью убедить и ребенка, и себя в том, что она хорошая мать; 3) npoeкция – форма защиты, при которой нежелательные чувства приписываются др. лицу, в результате чего могут восприниматься как угроза из внешнего мира. распространенная форма проекции – обвинение др. лица во враждебности к индивиду, стремящемуся избавиться от признания в собственных враждебных чувствах; 4) peгрессия – возврат психического развития на более раннюю ступень и к соответствующим формам поведения, вызванный опасностями или конфликтами, которые возникают на более поздних стадиях. молодая жена может, напр., искать убежища в родительском доме после первой ссоры с мужем. или человек перед лицом трудностей находит отдушину в дремоте или мечтаниях. регрессия может препятствовать развитию и обычно предшествует формированию невротических симптомов; 5) сублимация является отвлечением или переключением инстинктивных влечений, обычно сексуальных, в неинстинктивные (социальные) каналы. согласно психоаналитической теории, энергия сексуальных импульсов может быть трансформирована в более приемлемые и даже полезные для общества процессы художественного или научного творчества; 6) отрицание представляет собой сознательный отказ признать существование болезненных фактов. отрицая гомосексуальные наклонности, враждебность или умственную отсталость собственного ребенка, человек может избежать невыносимых мыслей, чувств и событий; 7) рационализация – безопасное и правдоподобное объяснение действительной (и травмирующей) причины собственного поведения. хотя психоаналитики считают механизмы защиты частью любого невротического процесса, психологическая защита сама по себе не рассматривается как признак патологии. конечная цель защитного процесса – достижение согласования между реальным содержанием сознания и я-концепцией. см. также я.