Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Дифференциация языков

    , одно из свойств языковой эволюции, в силу которого диалекты языка стремятся обособиться от других диалектов и сделаться самостоятельными языками. противопоставляется интеграции языков.




Дифференциация, русский
  1. Дифференциация , разделение

  2. Как внутригрупповой процесс – положение, статус членов данной общности (группы, коллектива и пр.). каждый член ее занимает определенное положение – с позиций авторитета, занимаемого поста и пр. для выявления статуса индивида в группе применяются методики

  3. Как внутригрупповой процесс – положение, статус членов данной общности (группы, коллектива и пр.). каждый член ее занимает определенное положение – с позиций авторитета, занимаемого поста и пр. для выявления статуса индивида в группе применяются методики социометрические.

  4. , в биологии -1) в филогенезе - расчленение группы организмов на две или несколько в процессе эволюции; наиболее важная филогенетическая дифференциация - видообразование. 2) в онтогенезе - то же, что дифференцировка.

  5. (франц . differentiation, от лат. differentia - разность, различие), разделение целого на различные части, формы и ступени.

  6. (от лат. differentia – различие) – выделение различающих моментов по единому принципу, исходя из одной отправной точки; дифференциация является, в частности, одним из принципов учения о биологическом развитии. см. также индивидуация, развертывание.


Дифференциация деревьев, русский
    Процесс возникновения различий между лесными деревьями по размерам и скорости роста. она обусловлена не только наследственной изменчивостью деревьев, но также из-за внутрии межвидовой конкуренции их в процессе формирования древостоев. наиболее удачно дифференциацию деревьев для одновозрастного древостоя отразил немецкий лесовод густав крафт. в своей классификации он выделил пять классов по росту и развитию деревьев в лесу, причем последние два класса (iv и v) подразделил еще на два подкласса – «а» и «б». к i классу он отнес деревья исключительно господствующие, имеющие толстый ствол, раскидистую, мощную крону. ii класс – деревья господствующие, занимающие верхний полог древостоя, но более тонкие, чем деревья i класса. iii класс – деревья согосподствующие, входят в основной полог, однако их кроны слабо развиты, сужены, нередко с признаками начального угнетения. iv класс – деревья угнетенные, мелкие, тонкие, ущемленные в пологе, зачастую совсем не имеющие прямого солнечного 119 света. v класс – деревья, сильно отставшие в росте, попавшие под полог господствующих деревьев, не имеющие непосредственного доступа света, а также отмирающие и мертвые.


Дифференциация заработной платы, русский
    Установление различных уровней оплаты труда работников с учетом различных факторов и стимулов.


Дифференциация качества услуг, русский
    Одна из стратегий разработки товара. д.к.у. предполагает, что один и тот же вид услуг может присутствовать на рынке в нескольких вариациях различного качества и предлагаться по разным ценам. при этом более дешевые услуги будут ориентированы на массовый ры


Дифференциация магмы, русский
    Это совокупность процессов разделения первичного расплава на различные по химическому составу фракции, из которых образуются горные породы разного минерального состава. различают кристаллизационную дифференциацию магмы (разделение твердых фаз в процессе кристаллизации) и ликвационную дифференциацию (разделение в жидкой фазе). основными факторами этих процессов является изменение термодинамических условий, гравитация, ассимиляция и другие.


Дифференциация обучения, русский
    , разделение учебных планов и программ в средней школе с учетом склонностей и способностей учащихся. осуществляется через организацию школ, учебных потоков, классов и с углубленным изучением отдельных учебных предметов, факультативных занятий.


Дифференциация половая, русский
  1. Совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании коих различаются мужской и женский пол. фундаментальное и универсальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных. у человека обусловлена социок

  2. Совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании коих различаются мужской и женский пол. фундаментальное и универсальное свойство живого, связанное с функцией воспроизведения себе подобных. у человека обусловлена социокультурно. с момента определения паспортного пола новорожденного начинается процесс его социализации половой – передачи ему устойчивых форм поведения социального соответственно роли половой.


Дифференциация почек, русский
    Периоды в развитии почек, во время которых происходит закладка зачатков соцветий и их формирование.


Дифференциация цен, русский
    Установление различных цен на товары или услуги. разница в цене может отражать издержки, например, более низкая стоимость электроэнергии в непиковые периоды потребления. они могут быть основаны на различной ценовой эластичности для групп потребителей (например, управление доходами для авиакомпаний).


Язык, русский
  1. Язык, говор, наречие, диалект; слог, стиль; народ. , народ , притча во языцех , шпион , владеть языком, воздержный на язык, говорить языком кого-либо, держать язык за зубами, держать язык на веревочке, держать язык на привязи, закусить язык, злой язык, ли

  2. Система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (-> мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. язык – носитель общественного сознания.

  3. ,..1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. реализуется и существует в речи. языки мира различаются строением, словарным составом и др., однако всем языкам присущи некоторые общие закономерности, системная организация единиц языка (напр., парадигматические и синтагматические отношения между ними) и др. язык изменяется во времени (см. диахрония), может перестать использоваться в сфере общения (мертвые языки). разновидности языка (национальный язык, литературный язык, диалекты, языковая культа и др.) играют различную роль в жизни общества...2) любая знаковая система, напр. язык математики, кино, язык жестов. см. также: искусственные языки, язык программирования...3) то же, что стиль (язык романа, язык газеты).

  4. , в анатомии - у наземных позвоночных и человека мышечный вырост (у рыб складка слизистой оболочки) на дне ротовой полости. участвует в захвате, обработке пищи, в актах глотания и речи (у человека). на языке расположены вкусовые рецепторы.

  5. Система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (-> мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. язык – носитель общественного сознания.

  6. – наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа. язык развился из естественных звуков. уже каждый крик – своего рода язык. человек трудился над совершенствованием этого важного, хотя еще и весьма примитивного средства общения, стремясь придать крику некую форму. крик при этом распадался на свои составные части; так появился ряд звуков, которые сначала являлись только особыми звуковыми оттенками крика. звуки обособлялись от крика, опять срастались в звуковые образования и превращались, т. о., в основы слов, при этом пантомимический характер звуков играл решающую роль. такой звуковой комплекс, как, напр., «хо», мог уже столь отчетливо отличаться от др. звуковых комплексов («ха», «хе» и т. д.), что возникала привычка связывать его с наличием или появлением какого-то определенного предмета. поэтому, когда появлялся этот предмет, появлялся как бы сам по себе и в одной и той же форме этот звуковой комплекс. данный процесс обратим: восприятие звукового комплекса влечет за собой возникновение представления о предмете. звуковой комплекс превращается в магическое слово, обладающее способностью совершать колдовство с предметом (в мышлении первобытных народов представление и реальность еще весьма и весьма слабо различаются). язык еще и сегодня рассматривается в некоторых случаях как обладающий магической силой («заговаривание», заклинания, молитвы и т. д.). под каждым словом, которое я произношу, я что-то подразумеваю. слово находится между сознанием и мыслимым предметом. оно участвует в бытии обоих. оно отделяет их друг от друга, давая мне тем самым возможность отличать возникающее благодаря слову представление от предмета. без него представление не могло бы возникнуть ни у меня, ни у другого. но слово также и связывает предмет и сознание. без слова представление не могло бы становиться знаком того, что мыслится. в этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление. благодаря языку мышление само может становиться предметом исследования, оно может объективироваться и передаваться другим даже по наследству. язык, даже объективный дух, воплощает в себе личный дух. дух скрыт в слове (гёльдерлин). но т. к. наше мышление может быть познано нами только в языковой оболочке и форме, то мир микрокосмоса постигается нами согласно способу бытия нашего языка: мир превращается нами в язык др. рода. каждый предмет становится носителем некоторой сущности, которую мы можем познать. поскольку воспринимаемый органом слуха звук, а также движение рук и мимика чтото для нас значат, постольку и весь мир имеет для нас значение. язык в равной мере делает дух телесным и одухотворяет действительность. слово – сосуд для нашего духа, из которого мы выплескиваем его на весь мир, осмысливая, т. о., последний. благодаря слову предмет становится доступным духу и превращается в нечто такое, что дано нашему познанию. слово – произносимая сущность предмета. благодаря выражающему сущность предмета слову предмет привлекает к себе внимание и говорит нам, чтб он, собственно, есть. по мере того как предметы начинают участвовать в этом процессе общения, придающее смысл сознание, с помощью языка воздействуя на них, фактически приспосабливается к ним. сознание движется по миру на повозке языка и возвращается обогащенным к себе самому; см. рефлексия. в языке можно выделить три функции (к. бюлер): выражения (обнаружения), воздействия (с помощью призыва, сообщения и т. д.), отнесенности к вещи (называние, ориентирование, изображение). говорящий всегда что-то выражает, обращается ли он к себе (интроекция) или к тем, с кем он говорит. эта отнесенность к другому (в качестве воздействия) является уже вторжением в сферу свободы, она есть «действие». высказываются не просто предложения, а просьбы, жалобы, вопросы, сообщения, поучения, поощрения, угрозы, приказания. при этом речь большей частью идет о вещном, которое образует содержание (в узком смысле) высказываемого. центром тяжести речи может быть как демонстрация (напр., какое-либо объяснение), так и воздействие или нечто вещественное; однако вместе с фиксированием какого-либо положения вещей должен также указываться путь для действия, должна открываться часть поля действия, а также твердо быть установлена цель этого действия. во всех случаях сама демонстрация есть часть жизни. история всякого языка отражает социальную историю его народа. корневые слова языка показывают, какие предметы были самыми важными для народа в период формирования языка. словарный состав языка показывает, о чем думает народ, а синтаксис – как думает (см. сфера мышления). язык наиболее точно характеризует народ, ибо является объективным духом. характерным, напр., является тот факт, что у бедуинов имеется множество слов для обозначения верблюда, в зависимости от условий, в которых он фигурирует в их жизни, а восточноафрик. охотники имеют множество слов для выражения различных оттенков коричневого цвета и только одно – для выражения каждого из всех остальных цветов. и если в слав, языках вспомогательный глагол «есть» играет значительно меньшую роль, чем, напр., в роман, и герман. языках, то это говорит лишь о том, что проблема существования, и в первую очередь проблема реальности, здесь совсем не стоит или стоит не с такой остротой, как в роман, и герман. языках. в языке запечатлевается, находит выражение та или иная сфера жизни; она возникает перед глазами слушателя, которого язык благодаря этой особенности отсылает к определенным ее моментам, к определенной области опыта, переживаний; причем эти переживания не слабеют у того, к кому обращена речь, а, наоборот, усиливаются (слово «море» означает для рыбака нечто иное, чем для курортника). следовательно, каждое воспринимаемое слово должно интерпретироваться, чтобы иметь возможность быть понятым в этом же смысле, какой подразумевается говорящим. но правильная интерпретация возможна только тогда, когда сфера мышления говорящего известна по крайней мере со стороны ее структуры. понимание чужого языка связано с тем же самым, но только более сложным процессом интерпретации.


Язык (колокола), русский

Язык (оползня), русский

Язык (орган), русский

Язык chill, русский

Язык автоматный, русский
    Множество цепочек символов, порождаемых с помощью автоматной грамматики.


Язык айсбергов, русский

Язык ассемблера, русский

Язык базы данных, русский
    Искусственный язык для описания процессов создания, ведения и использования баз данных(дсту 2874).


Язык взрослых, русский

Язык волосатый черный, русский

Диффузионизм, русский
    , обозначение ряда направлений в этнографии и археологии нач. 20 в., объясняющих развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т. п.).


Дифференциация обучения, русский
    , разделение учебных планов и программ в средней школе с учетом склонностей и способностей учащихся. осуществляется через организацию школ, учебных потоков, классов и с углубленным изучением отдельных учебных предметов, факультативных занятий.