Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Астрология

Русско-латинский словарь
  1. Древнее учение о влиянии небесных тел на земную жизнь, в том числе на судьбу и поведение человека. с нею тесно связана хиромантия. астрология использовалась халдеями, древними ассирийцами, египтянами, греками, арабами и долгое время была достоянием узкого

  2. (от астро ... и ...логия), учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени (см. гороскоп). возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и др.), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. получила широкое распространение в римской империи (первые гороскопы - на рубеже 2-1 вв. до н. э.). с критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 вв., с 12 в. проникает в европу, где астрология пользуется влиянием до сер. 17 в. и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира. возрождение интереса к астрологии происходит после 1-й мировой войны, феномены астрологии связываются с тонкими космическими и биокосмическими ритмами и т. п. с сер. 20 в. астрология вновь приобрела популярность.

  3. Древнее учение о влиянии небесных тел на земную жизнь, в том числе на судьбу и поведение человека. с нею тесно связана хиромантия. астрология использовалась халдеями, древними ассирийцами, египтянами, греками, арабами и долгое время была достоянием узкого круга посвященных. позднее она разделилась на экзотерическую, доступную массам, и эзотерическую, ключи от коей сохранялись в тайне и частично утеряны. в европе она распространилась в средние века в виде одной из модификаций индийской астрологии. астрология – внутренне логичная система, опирающаяся на древнюю идею о тождестве и взаимосвязи макрокосма и микрокосма. в ее основу положено несколько базовых принципов. главные из них: принцип цикличности, отражающий циклы или фазы развития объектов, и принцип резонансов, отражающий закономерность развития взаимодействия различных циклов. отечественная психология не склонна признавать данные астрологии за достоверные научные знания, хотя в рамках космобиологии изучается связь земли и космоса, влияние космических циклов на здоровье человека, его биоритмическая активность (-> активность психическая: биоритм).

  4. (от греч. astrum звезда и logos – учение) – учение о звездах, толкование звезд; у греков и римлян то же самое, что и астрономия. позднее астрологию рассматривали как попытку по положению и движению звезд определить судьбу человека; отсюда звездный знак о), употребляющийся вместо слова 4родился», и выражение 4под счастливой (или несчастливой) звездой». таблица, схематически изображающая расположение солнца, планет и зодиака в момент определенного события, напр. рождения человека, называется гороскопом. он основывается на том, что совершение события связывается с прохождением определенной точки эклиптики, которая как раз и определяет данное событие, т.е. характер и судьбу человека. астрология глубоко связана с астральными религиями древней цивилизации востока; она была широко распространена у вавилонян и вновь вызвана к жизни в эллинистическую эпоху. осн. учебники по астрологии написали клавдий птолемей ("terrabiblios»), считавший, что звезды – это только половина дела, все остальное зависит от человека, и фирмик матери (4 matheseos libri viii»). большого расцвета астрология достигла в средние века. кеплером был установлен гороскоп валленштейна, который прибегал к совету в. сени (1600-1656). гравюра дюрера 4меланхолия» (1514) со всей наглядностью показывает, какое место занимала астрология в культуре той эпохи, когда жил художник. интересные сведения об астрологии 18 в. дает казанова. в настоящее время астрология также пользуется большой популярностью, т. к. она не только отвечает извечно существующему желанию узнать, 4что написано на звездах», но и вооружает человека аргументами для доказательства того, что он за свои дела и поступки не может нести полной ответственности. ее противники утверждают, что все астрологические расчеты бессмысленны, а правильность прогнозов объясняется лишь случайным совпадением. одним из осн. их аргументов служит тот неоспоримый факт, что с течением веков конфигурация созвездий на небосклоне земли меняется. так, если ок. 2 тыс. лет назад точка весеннего равноденствия действительно совпадала с началом созвездия овна, то теперь она находится в рыбах, а вскоре перейдет в созвездие водолея. астрологи же утверждают, что хотя величинам, которыми они пользуются, присвоены наименования созвездии или планет, однако на самом деле эти величины описывают лишь отдельные параметры магнитного поля земли для того дня, часа и места, на которые составляется гороскоп. впрочем, точность в астрологии – понятие относительное. как прошлая, так и современная, она работает с вероятностями явлений и событий.


Astrologia, ae, f, латинский



Хиромантия, русский
  1. Одна из древнейших систем гадания об индивидуальных особенностях человека, чертах характера, пережитых событиях и грядущей судьбе по кожному рельефу ладоней – капиллярным и особенно флексорным линиям. возникла в глубокой древности и была известна у индусо

  2. (от греч . cheir - рука и manteia - гадание), гадание по линиям и бугоркам ладони, предсказывание судьбы человека.

  3. Одна из древнейших систем гадания об индивидуальных особенностях человека, чертах характера, пережитых событиях и грядущей судьбе по кожному рельефу ладоней – капиллярным и особенно флексорным линиям. возникла в глубокой древности и была известна у индусов, халдеев, евреев, греков, римлян. самые ранние собственно научные сообщения по изучению кожных покровов рук относятся к xii в. в 1686 г. мальпиги дал краткое описание узоров ладоней и пальцев человека. в xix в, самыми известными исследованиями были работы чешского ученого я, пуркине и американца уайлдера. психологией научной хиромантия неизменно отвергалась, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к появлению новой отрасли знания – дерматоглифики.


Темперамент, русский
  1. Темперамент , характер

  2. Характеристика конкретного индивида с точки зрения его психической деятельности

  3. Устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. темперамент – индивидная характеристи

  4. — характеристика конкретного индивида с точки зрения его психической деятельности — скорости и интенсивности различных реакций.

  5. Устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. темперамент – индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

  6. (лат. temperamentum надлежащее соотношение частей, соразмерность) – совокупность индивидуальных особенностей личности, определяемых способом, силой, ритмом, скоростью и характером протекания психических процессов и состояний. со времен гиппократа и галена в зависимости от силы и скорости протекания волевого процесса и процесса чувствования, определяющихся соответствующим . темпераментом, выделяют 4 типа темперамента: холерический, меланхолический, сангвинический, флегматический. каждый тип темперамента рассматривается при этом как душевное выражение одного из 4 осн. «соков» тела: крови (haima, лат. sanguis), слизи (pflegma), черной желчи (melancholia) и желтой или белой крови (chole). в зависимости от большей или меньшей мотивирующей силы чувства сангвиник является человеком настроения, подвижным, быстро возбудимым, сравнительно легко переживающим неудачи и неприятности, непостоянным; меланхолик – впечатлительным, легкоранимым, склонным глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующим на окружающее, ипохондриком или идеалистом в делах; холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения; флегматиком называют медлительного, невозмутимого человека с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. классическое выведение темперамента из отдельных «соков» или смеси их в различных пропорциях с научной точки зрения является несостоятельным; при рассмотрении темпераментов речь идет о структуре свойств всей личности.

  7. (от лат . temperamentum - надлежащее соотношение частей), характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность. теории: гуморальные, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма (восходящее к гиппократу и систематизированное и. кантом учение о четырех основных типах - сангвинике, холерике, меланхолике, флегматике); морфологические (зависимость темперамента от конституционных типов телосложения у э. кречмера и у. шелдона).

  8. Постоянные, устойчивые индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания.

  9. (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.


Расположение, русский
    Расположение , положение, порядок


Распространение, русский

Христианство, русский
  1. Христианство , вера

  2. Одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), возникло в i в. как вера в иисуса христа, основателя христианства, в iv в. стало господствующей религией римской империи.

  3. , одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. в основе - вера в иисуса христа как богочеловека, спасителя, воплощение 2-го лица триединого божества (см. троица). приобщение верующих к божественной благодати происходит через участие в таинствах. источник вероучения христианства - священное предание, главным в нем является священное писание (библия); а также "символ веры", решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев палестины, сразу же распространилось у других народов средиземноморья. в 4 в. стало государственной религией римской империи. к 13 в. вся европа была христианизирована. на руси христианство распространилось под влиянием византии с 10 в. в результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. из католицизма в ходе реформации в 16 в. выделился протестантизм. общее число христиан превышает 1 млрд. человек.


Возрождение, русский
  1. Возрождение , восстановление

  2. Эпоха ренессанса, оказавшая значительное воздействие на культуру, эволюцию религиозного сознания и отстаивающая гармоничное развитие человеческой личности.

  3. (ренессанс) , период в культурном и идейном развитии стран зап. и цент. европы (в италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. отличительные черты культуры возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение (см. гуманизм), обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). возрождение возникло и ярче всего проявилось в италии, где уже на рубеже 13-14 вв. (см. проторенессанс) его провозвестниками выступили поэт данте, художник джотто и др. творчество деятелей возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев лоренцо валлы, пико делла мирандолы и др.). пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. в архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (брунеллески, альберти, браманте, палладио в италии, леско, делорм во франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. художники (донателло, мазаччо, пьеро делла франческа, мантенья, леонардо да винчи, рафаэль, микеланджело, тициан, веронезе, тинторетто в италии; ян ван эйк, рогир ван дер вейден, брейгель в нидерландах; дюрер, нитхардт, хольбейн в германии; фуке, гужон, клуэ во франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности - передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в. т. ч. обнаженной) и реальной среды - интерьера, пейзажа. литература возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "гаргантюа и пантагрюэль" (1533-52) рабле, драмы шекспира, роман "дон кихот" (1605-15) сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. сонеты петрарки, новеллы боккаччо, героическая поэма ариосто, философский гротеск (трактат эразма роттердамского "похвала глупости", 1511), эссе монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи возрождения. в музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в италии, вильянсико в испании, баллада в англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии. в эпоху возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (фичино) и пантеизма (патрици, бруно и др.), были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (великие географические открытия), астрономии (разработка коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (везалий).

  4. – см. просвещение.


Astrologia, ae, f, латинский

Associatio, onis, f, латинский