Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Порог слышимости

Общая лексика
  1. , наименьшая интенсивность звука, которая воспринимается человеческим ухом. зависит от частоты звука и различен у разных людей. в области частот ок. 1 кгц порог слышимости составляет величину порядка 10-16 вт/см2.

  2. Минимальное значение уровня звукового давления простого звука, который вызывает у слушателя звуковое восприятие


Kuulokynnys, финский

Auditory threshold, английский

Threshold of audibility, английский

Seuil daudibilite, французский



Порог, русский
  1. Порог , на пороге, переступить порог дома

  2. , короткий участок реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения. образуется обычно в местах выхода на поверхность трудноразмываемых горных пород.

  3. Возвышение над уровнем пола в проёме двери или ворот, закрывающее зазор вдоль нижнего притвора


Порог (на реке), русский

Порог (речной), русский

Порог абсолютный, русский
  1. Вид порога сенсорного, описанный г.т. фехнером. характеризует чувствительность системы сенсорной. выражается величиной раздражителя, превышение коей дает ответную реакцию организма – прежде всего в форме осознания ощущения. для определения порога абсолютн

  2. Вид порога сенсорного, описанный г.т. фехнером. характеризует чувствительность системы сенсорной. выражается величиной раздражителя, превышение коей дает ответную реакцию организма – прежде всего в форме осознания ощущения. для определения порога абсолютного применяются метод изменений минимальных, метод ошибки средней, метод раздражителей постоянных.


Порог болевой, русский
    Граничная величина ощущения, достижение и превышение коей вызывает болевое ощущение – независимо от модальности ощущения. различаются:


Порог в физиологии, русский
    Минимальная интенсивность раздражителя, вызывающего специфическую реакцию возбудимой


Порог восприятия запаха воды, русский
    Минимальный уровень запаха воды, различимый ольфакторными органами человека


Порог восприятия относительный, русский
    Величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы вместе с ним изменилось вызываемое им ощущение.


Порог восприятия светового, русский
    Минимальная интенсивность светового раздражителя, вызывающая у испытуемого ощущение света при данных условиях.


Порог впп, русский

Порог вредного действия, русский

Порог вредного действия однократного или хронического минимальная концентрация, доза, вещества в объекте окружающей среды, при воздействии которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических приспособительных реакций, или скрытая, русский

Порог выведения, русский
    Минимальная концентрация вещества в крови, при которой оно полностью реабсорбируется в


Порог дифференциальный, русский
  1. Порог сенсорный, характерный минимальным различием между двумя раздражителями, кои воспринимаются как различные, то есть на кои можно сформировать две различные реакции. порог дифференциальный принято количественно выражать в виде отношений между величино

  2. Порог сенсорный, характерный минимальным различием между двумя раздражителями, кои воспринимаются как различные, то есть на кои можно сформировать две различные реакции. порог дифференциальный принято количественно выражать в виде отношений между величиной раздражителя постоянного, служащего эталоном, и раздражителя переменного, в зависимости от величины воспринимаемого как равный или отличный от эталона, к величине раздражителя постоянного. это отношение константно в достаточно широком диапазоне раздражителей.


Порог запаха наименьшая концентрация одоранта, которая может быть воспринята человеком, русский

Порог исчезновения, русский
    Понятие, используемое в психофизике для обозначения интенсивности стимула, при уменьшении коей раздражитель:


Порог кавитации, русский
    Порог кавитации [интенсивность звукового поля, при которой начинается кавитация, характеризующаяся возрастанием акустических потерь, нелинейных искажений, появлением шума кавитации]


Порог контраста, русский
    Контраст, ниже которого изображение уже нельзя зарегистрировать.


Порог наблюдаемых эффектов, русский

Порог насыщения предельный порог нрк критический порог, русский

Порог неприятных ощущений наименьшая концентрация загрязнителя в воздухе, которую можно определить объективно, русский

Интенсивность, русский
  1. Абсолютное количество отраженного или излученного света, безотносительно того, как его воспринимает наблюдатель, число фотонов в свете. ср. с яркостью, которая воспринимается, как интенсивность света.

  2. Интенсивность , ясность

  3. 1. качественная характеристика, выражающая высокую меру, степень силы, напряженности, насыщенности некоего проявления или процесса. 2. качественная или количественная характеристика меры силы, напряженности, производительности некоего процесса или явления

  4. 1. качественная характеристика, выражающая высокую меру, степень силы, напряженности, насыщенности некоего проявления или процесса. 2. качественная или количественная характеристика меры силы, напряженности, производительности некоего процесса или явления.

  5. Приращение площади развития процесса к определенному отрезку времени.

  6. Усредненная во времени величина, равная квадрату модуля комплексной амплитуды.

  7. При фотореалистичном захвате интенсивность — это один из типов атрибутов точки, содержащихся в исходном файле сканирования. она обозначает отражательную способность каждой точки, полученной путем лазерного сканирования

  8. Качественная или количественная характеристика меры силы, напряженности, производительности некоего процесса или явления.


Слышимости, русский

Минимальное, русский

Восприятие, русский
  1. Отражение в сознании человека предмета или явления в результате внешнего воздействия на его органы чувств.

  2. Отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

  3. Целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования – посредством активных действий – субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздейс

  4. — отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

  5. Целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования – посредством активных действий – субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. детерминировано предметностью мира явлений. возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности (-> рецептор) органов чувств. вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку во внешнем мире. будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (-> эмоция). в отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет – в совокупности его инвариантных свойств. на уровне человека чувственно-воспринимающая деятельность весьма сложна и совершенна. высокая избирательность и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче. в целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной психологии ассоцианистской. решающий шаг в преодолении ассоцианизма при трактовке восприятия был сделан благодаря развитию и. м. сеченовым рефлекторной концепции психики, а также благодаря работам представителей гештальт-психологии, показавших обусловленность самых важных феноменов восприятия – таких, как константность – неизменными отношениями между компонентами образа перцептивного. изучение рефлекторного строения восприятия привело к созданию теоретических моделей восприятия, где важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным процессам, подстраивающим работу системы перцептивной к характеристикам объекта. образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность коего, согласно а. н. леонтьеву, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. нужно различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. в процессе восприятия отображаются также импульсы, восходящие из внутреннего телесного мира человека. они обусловливают появление ощущения и восприятие самого себя – осознание собственного я. чувство своего я сопровождает ощущение и восприятие внешних явлений и способствует познавательному различению всего того, что происходит вне тела, внутри тела и внутри сознания. в обыденной жизни восприятия кажутся простыми и понятными; между тем они весьма сложны и трудно доступны исследованию. сложность механизмов их появления наглядно обнаруживается в патологии – в симптоматике расстройств сенсорных. современные исследования раннего онтогенеза восприятия подтверждают существование ряда его форм, жестко обусловленных особенностями постоянных сочетаний стимулов. но развитые процессы восприятия находятся под контролем стоящих перед личностью целей. интенциональный (-> интенция), направленный характер этих процессов позволяет рассматривать их как перцептивные действия, позволяющие выделить информативное содержание ситуации, по коему можно сличать воспринимаемые объекты с хранимыми в памяти отображениями и описаниями, и опознавать эти объекты – относить их к некоему семантическому классу (категории). динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается законом перцепции: первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, кое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных систем признаков, опознание реализуется за много более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на кои могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). производимая при опознании (благодаря взаимодействию восприятия и памяти) категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична категоризации понятийной. с процессами мышления восприятие сближает и возможность трансформации образа для приведения его к виду, пригодному для принятия решения. подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. в психологии социальной содержание понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. иногда этот термин означает лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. иногда восприятие и понимание друг друга рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. в других случаях под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения и в зримой, и во внутренней – психологической части: в акт восприятия включается интерпретация воспринятого на уровне мышления. восприятие – познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. в зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, – от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана приоритетной. по модальности, позволяющей предметно отразить мир, выделяются восприятия зрительные, слуховые и осязательные. если объектом внимания становится отдельное качество объекта, можно говорить о восприятиях вкусовом, обонятельном, болевом и пр. специализованными по объему являются восприятия пространства, времени, изображений, спектаклей и кинофильмов, восприятие человека человеком (-> человековосприятие): они выделяются в силу содержания самой деятельности предметной. при этом особенно важную роль во всех видах восприятия играют ощущения двигательные, или кинестетические, кои регулируют по принципу связи обратной реальные взаимоотношения субъекта с предметом. в частности, в восприятии зрительном вместе с собственно зрительными ощущениями интегрируются и ощущения кинестетические, сопровождающие движения глаз (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). так же и в процессе восприятия слухового активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. за счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. в числе важных свойств восприятия следует отметить: соотношение фигуры и фона (-> фигура | фон), предметность, целостность и константность. свойства восприятия, существующие на уровне сознания – это осмысленность, категориальность, избирательность и апперцепция. микрогенез образа восприятия содержит ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия – к формированию целостного образа предмета, на базе коего можно строить адекватную деятельность. изучение восприятия интенсивно ведется представителями психологии, физиологии, кибернетики и других научных дисциплин. в этих исследованиях широко применяются наблюдение и эксперимент, сочетаются методы эмпирического анализа и моделирования. данные о функции, развитии и структуре восприятия имеют общенаучное и прикладное значение. они применяются при создании систем отображения информации, в технической эстетике и художественном конструировании, в педагогике, спорте и пр.

  6. Запоминание и оценка рекламы и pr-мероприятий представителями целевой аудитории, различные реакции на поступающую в человеческое сознание и подсознание информацию

  7. , сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

  8. – в психологии, совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие. если процесс понимания протекает в нормальных условиях, то для него действительна тенденция прегнантности (см. прегнантности правило).

  9. Психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного

  10. Отражение окружающей ситуации и ее элементов при взаимодействии органов чувств человека или рецепторов искусственной системы с внешней средой. в. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в среде и порождает поток входной информации для последующей обработки ее человеком или искусственной системой. для интеллектуальных систем наиболее важными видами восприятия являются восприятие зрительной информации, восприятие тактильной информации и акустической информации (распознавание речи).

  11. Психический процесс отражения действительности.

  12. Психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их чувственно конкретных свойств и составных частей при их непосредственном воздействии на рецепторные зоны анализаторов.

  13. Целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека.


Пороговый сигнал, русский
    , наименьший сигнал на входе приемного устройства связи (локации, пеленгации), при котором обеспечивается его регистрация с заданной достоверностью.


Поркьюпайн, русский
    (porcupine) , река в канаде и сша (на аляске), правый приток р. юкон. 953 км, площадь бассейна 78 тыс. км2. средний расход воды 320 м3/с. судоходна в пределах аляски.