|
|
|
|
|
|
|
|
|
Pico della mirandola
Общая лексика |
|
Пико делла мирандола, русский
- (pico della mirandola) джованни (род. 24 февр. 1463, замок мирандола – ум. 17 нояб. 1494, флоренция) – итал. гуманист и философ, противник астрологии, последователь савонаролы (1452-1498), склонялся к каббале. при этом он «был единственным, кто провозгласил и энергично ратовал за науку и истину всех эпох в противовес одностороннему превознесению классической древности» (як. буркхардт). осн. произв. – «de dingitate hominis», 1496.
- (pico della mirandola) джованни (1463-94) , итальянский мыслитель эпохи возрождения, представитель раннего гуманизма. "900 тезисов" пико делла мирандола (введение к ним - "речь о достоинстве человека"), в которых он стремился к всеобщему "примирению философов" (все религиозные и философские школы - частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. с 1488 во флоренции, вошел в кружок лоренцо медичи и флорентийских неоплатоников (фичино); испытал воздействие савонаролы.
- (pico della mirandola) джованни (2 февраля 1463 , мирандола, - 17 ноября 1494, флоренция), итальянский философ и гуманист эпохи возрождения. современники называли пико "божественным", видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. его личность и его труды были известны всей образованной европе. умерший в молодом возрасте, пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более - необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний. происхождение и образование пико происходил из семьи графов мирандола и сеньоров конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами италии. четырнадцати лет поступил в болонский университет, затем учился в ферраре, падуе (1480-82), павии (1483) и париже (1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию, богословие. он изучал новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов. творческий путь пико довольно рано сблизился с м. фичино, а. полициано, лоренцо медичи и некоторыми другими участниками флорентийской платоновской академии, дух и среда которой оказались весьма благотворны для его творческих планов и религиозно-философских устремлений. в 1486 он составил "комментарий к канцоне о любви джироламо бенивьени" (изд. 1519) и "900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения", лелея планы защищать их на философском диспуте в риме в присутствии всех знаменитых ученых италии и европы. диспут, намеченный на 1487, должен был открыться "речью" (изд. 1496), напоминающей скорее манифест, чем вступительное слово, и посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. папа иннокентий viii, смущенный не только смелостью рассуждений, "выраженных новыми и необычными словами", о магии, кабале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа (ему было тогда 23 года), назначил для проверки "тезисов" специальную комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых пико. наскоро составленная им "апология" (1487) привела к осуждению всех "тезисов". перед угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 пико бежал во францию, но там был схвачен и заточен в венсеннский замок. его спасло заступничество высоких покровителей и прежде всего лоренцо медичи, фактического правителя флоренции, где пико и провел последние свои годы. в 1489 он закончил и издал трактат "гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения", в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл книги "бытия". в 1492 был написан небольшой трактат "о сущем и едином" (изд. 1496) - самостоятельная часть программного труда, который имел целью согласовать учения платона и аристотеля, но так и не был осуществлен. не был осуществлен и другой замысел пико - обещанное "поэтическое богословие". незадолго до смерти, он завершил "рассуждения против прорицающей астрологии" (изд. 1496). похоронен пико в доминиканском монастыре св. марка, настоятелем которого был набожный и аскетичный джироламо савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце его жизни. учение философская антропология пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного "я". вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. согласно пико, мудрость, совечная творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.
|
|
Пиковая электростанция, русский
, электростанция, все агрегаты которой или часть их работают в тот период, когда потребление электроэнергии в энергосистеме резко возрастает на короткое время - при т. н. пике нагрузки. наиболее целесообразно в качестве пиковой электростанции использовать гидроаккумулирующие электростанции.
Пикнометр, русский
- (от греч . pyknos - плотный и ...метр), стеклянный сосуд специальной формы и определенной вместимости для измерений плотности газов, жидкостей и твердых тел. плотность определяется по массе заключенного в пикнометре вещества (ее находят взвешиванием) и объему вещества, равному объему пикнометра.
- Лабораторный стеклянный сосуд известного объема, предназначенный для определения плотности газов взвешиванием.
|
|
|
|
|
|
|