Глоссарий





Новости переводов

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Пико делла мирандола

Глоссарий по философии
  1. (pico della mirandola) джованни (род. 24 февр. 1463, замок мирандола – ум. 17 нояб. 1494, флоренция) – итал. гуманист и философ, противник астрологии, последователь савонаролы (1452-1498), склонялся к каббале. при этом он «был единственным, кто провозгласил и энергично ратовал за науку и истину всех эпох в противовес одностороннему превознесению классической древности» (як. буркхардт). осн. произв. – «de dingitate hominis», 1496.

  2. (pico della mirandola) джованни (1463-94) , итальянский мыслитель эпохи возрождения, представитель раннего гуманизма. "900 тезисов" пико делла мирандола (введение к ним - "речь о достоинстве человека"), в которых он стремился к всеобщему "примирению философов" (все религиозные и философские школы - частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. с 1488 во флоренции, вошел в кружок лоренцо медичи и флорентийских неоплатоников (фичино); испытал воздействие савонаролы.

  3. (pico della mirandola) джованни (2 февраля 1463 , мирандола, - 17 ноября 1494, флоренция), итальянский философ и гуманист эпохи возрождения. современники называли пико "божественным", видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. его личность и его труды были известны всей образованной европе. умерший в молодом возрасте, пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более - необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний. происхождение и образование пико происходил из семьи графов мирандола и сеньоров конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами италии. четырнадцати лет поступил в болонский университет, затем учился в ферраре, падуе (1480-82), павии (1483) и париже (1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию, богословие. он изучал новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов. творческий путь пико довольно рано сблизился с м. фичино, а. полициано, лоренцо медичи и некоторыми другими участниками флорентийской платоновской академии, дух и среда которой оказались весьма благотворны для его творческих планов и религиозно-философских устремлений. в 1486 он составил "комментарий к канцоне о любви джироламо бенивьени" (изд. 1519) и "900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения", лелея планы защищать их на философском диспуте в риме в присутствии всех знаменитых ученых италии и европы. диспут, намеченный на 1487, должен был открыться "речью" (изд. 1496), напоминающей скорее манифест, чем вступительное слово, и посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. папа иннокентий viii, смущенный не только смелостью рассуждений, "выраженных новыми и необычными словами", о магии, кабале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа (ему было тогда 23 года), назначил для проверки "тезисов" специальную комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых пико. наскоро составленная им "апология" (1487) привела к осуждению всех "тезисов". перед угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 пико бежал во францию, но там был схвачен и заточен в венсеннский замок. его спасло заступничество высоких покровителей и прежде всего лоренцо медичи, фактического правителя флоренции, где пико и провел последние свои годы. в 1489 он закончил и издал трактат "гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения", в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл книги "бытия". в 1492 был написан небольшой трактат "о сущем и едином" (изд. 1496) - самостоятельная часть программного труда, который имел целью согласовать учения платона и аристотеля, но так и не был осуществлен. не был осуществлен и другой замысел пико - обещанное "поэтическое богословие". незадолго до смерти, он завершил "рассуждения против прорицающей астрологии" (изд. 1496). похоронен пико в доминиканском монастыре св. марка, настоятелем которого был набожный и аскетичный джироламо савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце его жизни. учение философская антропология пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного "я". вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. согласно пико, мудрость, совечная творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.


Pico della mirandola, английский



Последователь, русский
    Последователь , ученик


Противовес, русский
  1. Противовес , в противовес

  2. , груз, уравновешивающий силы и моменты, действующие в машинах, механизмах, сооружениях (напр., в грузоподъемных кранах, лифтах).


Итальянский, русский

Представитель, русский
  1. Представитель , агент, избранник, посредник

  2. Физическое или юридическое лицо, уполномоченное совершать действия от имени другого лица и по его поруче-нию либо в силу закона. в торговом мореплавании представительство основы-вается на соглашении, причем п. заключает сделки за счет представляемого от е

  3. В гражданском праве это лицо, совершающее сделку или иное юридическое действие от имени другого лица (представляемого).

  4. Representative


Проявления, русский

Воздействие, русский
  1. Воздействие, противодействие, реакция. , влияние

  2. В психологии – целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. выделяются:

  3. A) группа сил (нагрузок), действующих на конструкцию вызванные внешними причинами, например, температурными изменениями, изменением влажности, неравномерной осадкой основания или землетрясением нормативное (базовое) значение воздействия основное характерное числовое значение воздействия.

  4. A) группа сил (нагрузок), действующих на конструкцию (прямое воздействие); б) деформации или напряжения, вызванные внешними причинами, например, температурными изменениями, изменением влажности, неравномерной осадкой основания или землетрясением (непрямое воздействие).


Воплощение, русский

Пирри, русский
    (perry) ралф бартон (род. 3 июля 1876, поултни – ум. 22 янв. 1957, кембридж, сша) – амер. философ; в 1913 – 1946 – профессор гарвардского унта в кембридже (массачусетс), в 1946- 1948 – профессор в глазго, ученик и последователь уильяма джемса, неореалист. противопоставил идеализму «эгоцентрический порядок». его метод, родственный методу б. рассела и бихевиористов, является критически-логическим. пирри защищал персонализм и создал собственную теорию ценностей. осн. произв.: «the new realism», 1912; «general theory of values», 1926; «the thought and character of william james», 2 v., 1935; «puritanism and democracy», 1944; «one world making», 1945.


Пиетет, русский
    (от лат. pietas – благочестие) – у римлян ничем не омраченные дружеские отношения между богами и людьми. «pius» (т.е. носитель пиетета) может быть или богом, или человеком, или тем и другим; позднее это название односторонне употреблялось только по отношению к человеку в смысле благочестия, набожности. вне религии это слово употребляется в смысле почтительного отношения к родителям, предкам, учреждениям, отечеству. пиетизм – течение в протестантизме кон. 17-18 в., отвергавшее внешнюю церковную обрядность, призывавшее к углублению веры и объявлявшее греховными развлечения.