|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пико делла мирандола
Глоссарий по философии |
- (pico della mirandola) джованни (род. 24 февр. 1463, замок мирандола – ум. 17 нояб. 1494, флоренция) – итал. гуманист и философ, противник астрологии, последователь савонаролы (1452-1498), склонялся к каббале. при этом он «был единственным, кто провозгласил и энергично ратовал за науку и истину всех эпох в противовес одностороннему превознесению классической древности» (як. буркхардт). осн. произв. – «de dingitate hominis», 1496.
- (pico della mirandola) джованни (1463-94) , итальянский мыслитель эпохи возрождения, представитель раннего гуманизма. "900 тезисов" пико делла мирандола (введение к ним - "речь о достоинстве человека"), в которых он стремился к всеобщему "примирению философов" (все религиозные и философские школы - частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. с 1488 во флоренции, вошел в кружок лоренцо медичи и флорентийских неоплатоников (фичино); испытал воздействие савонаролы.
- (pico della mirandola) джованни (2 февраля 1463 , мирандола, - 17 ноября 1494, флоренция), итальянский философ и гуманист эпохи возрождения. современники называли пико "божественным", видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. его личность и его труды были известны всей образованной европе. умерший в молодом возрасте, пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более - необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний. происхождение и образование пико происходил из семьи графов мирандола и сеньоров конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами италии. четырнадцати лет поступил в болонский университет, затем учился в ферраре, падуе (1480-82), павии (1483) и париже (1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию, богословие. он изучал новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов. творческий путь пико довольно рано сблизился с м. фичино, а. полициано, лоренцо медичи и некоторыми другими участниками флорентийской платоновской академии, дух и среда которой оказались весьма благотворны для его творческих планов и религиозно-философских устремлений. в 1486 он составил "комментарий к канцоне о любви джироламо бенивьени" (изд. 1519) и "900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения", лелея планы защищать их на философском диспуте в риме в присутствии всех знаменитых ученых италии и европы. диспут, намеченный на 1487, должен был открыться "речью" (изд. 1496), напоминающей скорее манифест, чем вступительное слово, и посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. папа иннокентий viii, смущенный не только смелостью рассуждений, "выраженных новыми и необычными словами", о магии, кабале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа (ему было тогда 23 года), назначил для проверки "тезисов" специальную комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых пико. наскоро составленная им "апология" (1487) привела к осуждению всех "тезисов". перед угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 пико бежал во францию, но там был схвачен и заточен в венсеннский замок. его спасло заступничество высоких покровителей и прежде всего лоренцо медичи, фактического правителя флоренции, где пико и провел последние свои годы. в 1489 он закончил и издал трактат "гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения", в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл книги "бытия". в 1492 был написан небольшой трактат "о сущем и едином" (изд. 1496) - самостоятельная часть программного труда, который имел целью согласовать учения платона и аристотеля, но так и не был осуществлен. не был осуществлен и другой замысел пико - обещанное "поэтическое богословие". незадолго до смерти, он завершил "рассуждения против прорицающей астрологии" (изд. 1496). похоронен пико в доминиканском монастыре св. марка, настоятелем которого был набожный и аскетичный джироламо савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце его жизни. учение философская антропология пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного "я". вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. согласно пико, мудрость, совечная творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.
|
Pico della mirandola, английский
|
Последователь, русский
Последователь , ученик
Противовес, русский
- Противовес , в противовес
- , груз, уравновешивающий силы и моменты, действующие в машинах, механизмах, сооружениях (напр., в грузоподъемных кранах, лифтах).
Итальянский, русский
Представитель, русский
- Представитель , агент, избранник, посредник
- Физическое или юридическое лицо, уполномоченное совершать действия от имени другого лица и по его поруче-нию либо в силу закона. в торговом мореплавании представительство основы-вается на соглашении, причем п. заключает сделки за счет представляемого от е
- В гражданском праве это лицо, совершающее сделку или иное юридическое действие от имени другого лица (представляемого).
- Representative
Проявления, русский
Воздействие, русский
- Воздействие, противодействие, реакция. , влияние
- В психологии – целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому. выделяются:
- A) группа сил (нагрузок), действующих на конструкцию вызванные внешними причинами, например, температурными изменениями, изменением влажности, неравномерной осадкой основания или землетрясением нормативное (базовое) значение воздействия основное характерное числовое значение воздействия.
- A) группа сил (нагрузок), действующих на конструкцию (прямое воздействие); б) деформации или напряжения, вызванные внешними причинами, например, температурными изменениями, изменением влажности, неравномерной осадкой основания или землетрясением (непрямое воздействие).
Воплощение, русский
|
Пирри, русский
(perry) ралф бартон (род. 3 июля 1876, поултни – ум. 22 янв. 1957, кембридж, сша) – амер. философ; в 1913 – 1946 – профессор гарвардского унта в кембридже (массачусетс), в 1946- 1948 – профессор в глазго, ученик и последователь уильяма джемса, неореалист. противопоставил идеализму «эгоцентрический порядок». его метод, родственный методу б. рассела и бихевиористов, является критически-логическим. пирри защищал персонализм и создал собственную теорию ценностей. осн. произв.: «the new realism», 1912; «general theory of values», 1926; «the thought and character of william james», 2 v., 1935; «puritanism and democracy», 1944; «one world making», 1945.
Пиетет, русский
(от лат. pietas – благочестие) – у римлян ничем не омраченные дружеские отношения между богами и людьми. «pius» (т.е. носитель пиетета) может быть или богом, или человеком, или тем и другим; позднее это название односторонне употреблялось только по отношению к человеку в смысле благочестия, набожности. вне религии это слово употребляется в смысле почтительного отношения к родителям, предкам, учреждениям, отечеству. пиетизм – течение в протестантизме кон. 17-18 в., отвергавшее внешнюю церковную обрядность, призывавшее к углублению веры и объявлявшее греховными развлечения.
|
|
|
|
|
|
|