Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Ян чжу, я

Глоссарий по философии
    Н цзыцзюй, ян шэн (род. ок. 450 – ум. 380 до р. x.) – кит. философ; основывался на учении лао-цзы, но в противоположность даосизму являлся представителем пессимистического мировоззрения с индивидуалистически-материалистическим идеалом наслаждения жизнью. провозглашал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естественных страстей и наслаждений, пренебрежение к славе, внешним вещам. выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной и неизбежной, как жизнь. противник конфуция.




Противоположность, русский
  1. Противоположность , в противоположность

  2. – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).


Пренебрежение, русский

Бессмертие, русский
    – существование личности или души после смерти; в более широком смысле – слияние души с богом или с «мировым духом»; и, наконец, существование личности в сознании потомков. вера в личное бессмертие возникает уже у примитивных народов, особенно под влиянием сновидений; поддерживается она благодаря страху перед смертью и привязанности к жизни. в древних религиях душу «заставляли» переселяться (индуизм, орфики; см. метемпсихоза; палингенез) или существовать в виде тени в гадесе (греч. народная религия) или в шеоле, т.е. царстве теней, в аду – иудаизм). как философское понятие бессмертие впервые появилось у платона, цицерона и др. имеются следующие попытки доказательства бессмертия души: 1) метафизическое в духе платона: движение тела, которое само из себя порождает движение, не имеет начала, а следовательно, и конца. «когда самодвижение есть не что иное, как душа, то душа безначальна и бессмертна» (платон, федр); 2) онтологическое: бессмертие выводится из понимания души как простой нематериальной субстанции, которая как таковая не может быть разрушена (декарт, лейбниц); 3) теологическое: `цель, с которой бог вдохнул душу в личное существо, не может быть осуществлена в течение его жизни на земле; 4) историческое: подчеркивает всеобщность веры в бессмертие души; 5) специфически христианское: исходит из воскресения христа и обещания вечной жизни после смерти (см. смерть); 6) вульгарно моральное: жизнь после смерти есть требование восстановления справедливости; в этом мире нет справедливости, поэтому необходимо (хотя, согласно принципам этики ценностей, это совершенно излишне) вознаграждение или расплата, наказание за дела при жизни после смерти (см. потусторонность). подобным образом рассуждал кант, выдвигая бессмертие как практический постулат. против веры в личное бессмертие выступали эпикур, лукреций, спиноза, юм, гегель, шопенгауэр, маркс.


Японская философия, русский
    . – в период «великой перемены» (сер. первого тысячелетия после р. x.) специфически философский способ мышления перешел из китая через корею также в японию, которая восприняла кит. культуру и философию подобно тому, как рим воспринял греческую. в религиозном отношении некоторый толчок развитию япон. философии дал буддизм, особенно благодаря тому, что буддистское мироотрицание вызвало в японии оборонительную реакцию. однако только в 12 и 13 вв. в трех направлениях буддизма (дзёдо, дзэн, стремящемся к утверждению личности, и нитирэн, сосредоточившем свое влияние на общности и государстве) можно заметить элементы философии. с 14 по 15 в. философское движение в японии снова приняло характер попятного движения, хотя суровое кит. неоконфуцианство и пустило здесь корни, но большого влияния не приобрело. с нач. 17 в. философское мышление становится более свободным. школа тэйсю (т.е. школа кит. философов – братьев чэнь и чжу си), существовавшая до кон. 19 в., пыталась объединить конфуцианскую этику с буддист, учением о карме, но вскоре приняла типично кит. направление. школа йомей, получившая свое название от япон. мыслителя ван янмина и существовавшая до нач. 19 в., представляла собой соединение интуитивизма божественного просветления с этическим действием. школа когаку, влияние которой распространялось только на мысль 18 в., хотя в конечном счете и была формально учреждена как неоконфуцианская, тем не менее была япон. по духу; независимо от того, носила ли она оттенок этического оптимизма или этического пессимизма, она всегда была внутренне связана с воинственной япон. этикой. решающее влияние на япон. философию оказало движение самураев, направленное против всякого проникновения иностранного религиозно-мировоззренческого влияния. самураи представляли собой военное сословие, которое развивало не столько философию, сколько своего рода историческое мировоззрение, занималось проблемами воспитания, политикой. начиная с последней трети 19 в. в японии распространились многочисленные европейские и североамер. философские учения. но имеет место также и обратный процесс, и в этом смысле характерны книги о дзэне (см. дхъяна), а также япон. «экзистенциализм» нисиды.


Ян и инь, русский
    – два начала в кит. философии: первое – светлое, активное, мужское, духовное; второе – темное, пассивное, женское, вещественное (см. анимизм). представление об изначальных силах, которое имеется почти у всех народов азии, тесно связано с этими противоположными понятиями кит. философии. дун чжуншань (3 в. до р. x.) распространил эту систему на всю область человеческих отношений.