Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Сен

Глоссарий по философии
  1. -викторская школа – богословская школа при сен-викторском аббатстве (abbaye de saint-victor) каноников-августинцев, существовавшая в париже с 1113. оберегала традиции схоластической мистики, восходящие к августину, но получившие новый импульс от бернара клервоского. виднейшие представители этой школы – гуго сен-викторский (ок. 1096-1141) и ришар из сен-виктора (ум. 1173) – стремились к созданию мистики и рационализма в духе средневекового платонизма на основе постановки вопроса о необходимых логических основаниях даже таинств веры, но при подчинении разума вере.

  2. -ламбер (saint-lambert) жан франсуа (род. 1716 – ум. 1803) франц. философ и поэт, с 1770 член франц. академии. знаменит своей поэмой «les saisons», которой энциклопедисты и вольтер предсказывали бессмертие. его «catechisme universel» (1798), несмотря на материалистические принципы, в 1810 были рекомендованы как учебник морали. осн. соч. – «oeuvres philosophiques», 1801.

  3. -мартен (saint-martin) луи клод (род. 1743 – ум. 1803) – франц. философ-мистик. находился под влиянием якоба бёме. отвергал сенсуализм и материализм. человека представлял, с одной стороны, типом творения бога, с другой – мыслью, подобием божьим и пытался изучением его достичь цели теософии. осн. произв.: «des erreurs et de la verite», 1775; «de l`esprit des choses», 1800; «l`homme dedesir», 1790.

  4. -симон (saint-simon) клод анри, граф (род. 17 окт. 1760, париж – ум. 19 мая 1825, там же) – франц. философ, мыслитель, утопист, ученик д`аламбера. в качестве социальной проблемы, т.е. подлинной задачи общества, сен-симон выдвинул утопическую программу решения рабочего вопроса (улучшения положения трудящегося класса); этот вопрос он стремился разрешить на пути интернационализма, государственного социализма, религиозной реформы, а также с помощью братской любви, утверждающей новое христианство без священников и догм. осн. произв.: «catechisme des industriels», 1823; «nouveau christianisme», 1825; на рус. яз.: «собр. соч.». м.-л., 1923; «избр. соч.», тт. 1-2. м.-л., 1948.




Энциклопедисты, русский
    , французские просветители, участвовавшие во главе с д. дидро в создании "энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел" (35 т., 1751-1780).


Бессмертие, русский
    – существование личности или души после смерти; в более широком смысле – слияние души с богом или с «мировым духом»; и, наконец, существование личности в сознании потомков. вера в личное бессмертие возникает уже у примитивных народов, особенно под влиянием сновидений; поддерживается она благодаря страху перед смертью и привязанности к жизни. в древних религиях душу «заставляли» переселяться (индуизм, орфики; см. метемпсихоза; палингенез) или существовать в виде тени в гадесе (греч. народная религия) или в шеоле, т.е. царстве теней, в аду – иудаизм). как философское понятие бессмертие впервые появилось у платона, цицерона и др. имеются следующие попытки доказательства бессмертия души: 1) метафизическое в духе платона: движение тела, которое само из себя порождает движение, не имеет начала, а следовательно, и конца. «когда самодвижение есть не что иное, как душа, то душа безначальна и бессмертна» (платон, федр); 2) онтологическое: бессмертие выводится из понимания души как простой нематериальной субстанции, которая как таковая не может быть разрушена (декарт, лейбниц); 3) теологическое: `цель, с которой бог вдохнул душу в личное существо, не может быть осуществлена в течение его жизни на земле; 4) историческое: подчеркивает всеобщность веры в бессмертие души; 5) специфически христианское: исходит из воскресения христа и обещания вечной жизни после смерти (см. смерть); 6) вульгарно моральное: жизнь после смерти есть требование восстановления справедливости; в этом мире нет справедливости, поэтому необходимо (хотя, согласно принципам этики ценностей, это совершенно излишне) вознаграждение или расплата, наказание за дела при жизни после смерти (см. потусторонность). подобным образом рассуждал кант, выдвигая бессмертие как практический постулат. против веры в личное бессмертие выступали эпикур, лукреций, спиноза, юм, гегель, шопенгауэр, маркс.


Сенсуализм, русский
  1. В психологии – учение и методологическая позиция, характерные допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в ходе жизнедеятельности субъекта познания. на базе сенсуализма возникла психология ассоци

  2. В психологии – учение и методологическая позиция, характерные допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в ходе жизнедеятельности субъекта познания. на базе сенсуализма возникла психология ассоцианистская, в коей задачей психологического эксперимента виделось выявление первичных чувственных элементов, или ощущений, из коих складывается вся душевная жизнь. дальнейшее развитие психологии экспериментальной показало, что действительная структура сознания значительно сложнее, что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущении, что в интеллекте есть содержание, несводимое к чувственным образам, а объяснить мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов сенсуализм вообще бессилен.

  3. (от лат. sensus – чувство, ощущение, смысл) – теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. сенсуалистами в древности, в частности, были киренаики и эпикурейцы; в средние века сенсуализм был мало распространен. в новое время локк заложил основу сенсуализма своим известным положением: нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве (nihil est in intellectu, quod non prius fuerti in sensu). систематическое обоснование сенсуализм получил у франц. просветителей, напр. у кондильяка: чувственное восприятие охватывает все духовные способности. юм добавляет к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители сенсуализма, «внутренний опыт»: все творческие силы души не более чем способность связывать, переставлять и увеличивать материю, данную при помощи чувств и опыта. противоположное понятие – рационализм. чрезвычайно близки к сенсуализму эмпириокритицизм и позитивизм.

  4. (от лат . sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. противостоит рационализму. основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли п. гассенди, т. гоббс, дж. локк, к. гельвеций, д. дидро, п. гольбах, а также дж. беркли, д. юм.


Материализм, русский
  1. Одно из направлений философской науки, исходящее из первичности материи, из единства мира и его материальности; высшей его формой является диалектический материализм (создатели к. маркс и ф. энгельс).

  2. (от лат. materialis вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной, но душевной и духовной – в материи. к материализму нужно отнести натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; затем – неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. материалистична также философия б. рассела и его школы. для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого ее возникновения и встретить повсюду в истории философии. своего расцвета материализм достигает в эпоху франц. просвещения (ж.ламетри, п.гольбах, д.дидро), но определяющее влияние на европейскую философию он приобретает только в 19 в. (к.маркс, ф.энгельс, л.а.фейербах, д.ф.штраус, я.молешотт, к. фогт, л.бюхнер, э.геккель, е.дюринг). он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими, т.е. человеческими, проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т. д.), которые он отклоняет как мнимые. осн. его положения – это ряд догм и примитивная онтология, давно превзойденная западной мыслью. материализм – образ мышления, предпочитаемый массами, поскольку они надеются осуществить свои цели прежде всего благодаря своему «весу», своему большому количеству и ощущают себя как нечто более или менее телесное. необходимо различать следующие разновидности материализма: офизическ и и материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики. 2) биологически и, или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (ж.ламетри, в.м.бехтерев). 4) нечто совершенно иное представляет собой этический материализм. он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности. 5) диалектический материализм («диамат») – был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение кон. 19 столетия; название «материализм» часто употреблялось при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания). 6) исторический материализм (см. материализм исторический).

  3. (от лат . materialis - вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. термин "материализм" употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. исторические формы материализма: античный материализм (демокрит, эпикур), материализм эпохи возрождения (б. телезио, дж. бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (г. галилей, ф. бэкон, т. гоббс, п. гассенди, дж. локк, б. спиноза; французский материализм 18 в. - ж. ламетри, к. гельвеций, п. гольбах, д. дидро), антропологический материализм (л. фейербах), диалектический материализм (к. маркс, ф. энгельс, в. и. ленин).


Сенека, русский
    (seneca) луций анней (род. ок. 4 до р. x., кордова, испания – ум. 65 после р. x., рим) – рим. философ, поэт и государственный деятель; воспитатель нерона, впоследствии приговоренный нероном к смерти; один из крупнейших представителей стоицизма. он располагал обширными знаниями, умением глубоко проникать в природу и в человека, был прекрасным стилистом. философия, согласно сенеке, является нравственно-религиозным руководством в жизни. исходя из нравственных слабостей человека, сенека требовал нравственной строгости по отношению к самому себе и разумной, свободной от сострадания снисходительности к ближнему. высшая добродетель – верность самому себе. личность и произв. сенеки способствовали тому, что влияние стоицизма на общественную и литературную жизнь рима, на законодательство, юридические обязанности и государственное управление, даже на христианство было чрезвычайно сильным и продолжительным. образцом для сенеки был посидоний. философские произв. сенеки: «о милосердии», «о благодеяниях», «исследования о природу», «о душевном покое», «о досуге», «о счастливой жизни», «о благодарениях», «о провидении», «нравственные письма к луцилию»; изданы также «трагедии», пер. с. соловьева. м.- л., 1932.


Семь мудрецов, русский
    – у древних греков семь властителей и государственных деятелей 7 и 6 вв. до р. x., жизненная мудрость которых, выраженная в кратких афоризмах, стала известна всей элладе. согласно платону («протагор»), этими мудрецами были клеобул из линдоса, периандр из коринфа, питтак из митилен, биас из приены, фалес из милета, хилон из лакедемона и солон из афин. иногда называют также и др. имена. их наиболее известные афоризмы: «всему свое время» (питтак); «наибольшее богатство – ничего не желать» (биас); «познай самого себя» (фалес); «ничего сверх меры» (хилон, солон).