Глоссарий





Новости переводов

16 мая, 2024

Редактирование субтитров

14 мая, 2024

Популярные языки в переводах за апрель 2024 года

14 мая, 2024

Услуги переводчика для импортно-экспортных операций

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Ратенау

Глоссарий по философии
  1. (rathenau) вальтер (род. 29 сент. 1867, берлин – ум. 24 июня 1922, берлин: убит членами террористической организации «консул») – герм, государственный деятель, политэконом и философ; с февраля 1922 – имперский министр иностранных дел; выступал за компромисс, примирение интересов капитализма и социализма, за взаимопонимание между народами и гуманность. в своем главном философском произв. («zur mechanik des geistes», 1913) проповедовал спиритуалистическую метафизику; под механикой понимал «описание целого, его частей и взаимосвязей». ратенау выступал как иррационалист: дух, который не мыслит (подобно интеллекту), но созерцает, неспособен впадать в заблуждение; причем душа есть инстинктивное улавливание при помощи чувств существенного и прерогатив этических ценностей, которые, в противоположность интеллекту, стоят на службе стремления к полезному и целесообразному. социализм ратенау отклонял вследствие его интеллектуалистической структуры. «выдвигать цели – значит верить... истинная вера вырастает из творческой силы сердца и фантазии любви». . осн. произв. (кроме указанного): «reflexionen», 1908; «zur kritik der zeit», 1913; «von kommenden dingen», 1917; «wirtschaft, staat und gesellschaft», 1925.

  2. (rathenau) вальтер (1867-1922) , германский промышленник и финансист; с 1915 председатель правления всеобщей компании электричества. в 1922 министр иностранных дел; подписал вместе с к. й. виртом рапалльский договор с советской россией. убит членами террористической организации "консул".


Rathenau, английский



Государственный, русский
  1. Государственный, правительственный, казенный.

  2. , -ая, -ое каналан


Компромисс, русский
  1. Компромисс , сделка , вступать в компромисс с совестью, пойти на компромисс

  2. Согласно а. фрейд – механизм защитный, обеспечивающий лишь частичную реализацию болезненных импульсов.

  3. Способ разрешения политических конфликтов путем взаимных уступок; достигается при четком определении предмета спора, осознании пределов уступок, оформлении итогов достигнутого компромисса.

  4. (от лат . compromissum), соглашение на основе взаимных уступок.

  5. Соглашение на основе взаимных уступок.


Примирение, русский
    Примирение , соединение


Взаимопонимание, русский

Гуманность, русский
  1. Обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), явленная в сознании переживаниями сострадания и реализуемая в общении и деятельности – в актах содействия, соучастия и по

  2. Мортлун, мортсям

  3. Обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), явленная в сознании переживаниями сострадания и реализуемая в общении и деятельности – в актах содействия, соучастия и помощи. понятие гуманности как социальной установки, включающей познавательную, эмоциональную и поведенческую компоненту, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого поведения помогающего и пр. оно снимает противопоставление альтруизм и эгоизма, предполагающее либо унижающую жертвенность, либо корыстное себялюбие.

  4. , любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому.

  5. (от лат. humanus человечный) – человечность, идеал различных направлений гуманизма, поэтому понимаемый по-разному. главная цель: гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума (уже определенных т. о. цицероном), высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению к др. людям и ко всему творению. свое обоснование и оформление идеи гуманности получили в 18 в., в эпоху неогуманизма (см. гуманизм). для канта гуманность – это «чувство блага в общении с другими; с одной стороны, всеобщее чувство участия, с другой – возможность внутренне и всеобщим образом сообщаться с другими, свойства, которые в совокупности создают соответствующее человечеству товарищество, благодаря которому оно отличается от животной ограниченности». для гердера гуманность есть цель человеческого развития вообще. гёте говорит о ней следующим образом: «гуманность вкладывает душу даже в наслаждение, дух – в потребность, грацию – в силу, сердце – в величие». из долга гуманности в настоящее время выводится долг сопротивления государству при известных условиях. всякая деятельность, несовместимая с гуманностью, считается безнравственной; возникло даже понятие «преступление против человечества».


Заблуждение, русский
  1. Заблуждение, ошибка, погрешность, неправильность, ложь, ересь. ср. предрассудок. , ошибка, предрассудок , вводить в заблуждение, впасть в заблуждение, вывести из заблуждения, поддаваться заблуждению, подпадать под заблуждение, упорствовать в заблуждении

  2. Термин, употребляемый в гражданском праве для обозначения неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило. закон не устанавливает, в каких случаях заблуждение признается существенным, это решается судом или арбитражем.

  3. Юридическое состояние участника гражданских правоотношений, заключающееся в неправильном представлении об элементе правоотношений - основании их возникновения, субъекте, объекте или содержании. 3. имеет значение факта юридического постольку, поскольку лиц

  4. Термин, употребляемый в гражданском праве для обозначения неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило.

  5. – представление, мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат логическим законам (формальная ошибка). источниками заблуждений могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; недостаточный познавательный материал; субъективные настроения, предрасположения, пристрастия; беспорядочная обработка, плохое знание источников ошибок, опрометчивые обобщения и т. д. от заблуждений, которые возникают неумышленно, необходимо отличать заблуждения, вызываемые намеренно, являющиеся самообманом или обманом другого. психологически заблуждение выглядит в высшей степени субъективным или несовершенным толкованием явления (см-. обман чувств), субъективным или неправильным заключением о явлении – той самой физической действительности, которая посредством этого явления дает о себе знать.

  6. Гносеологическая оценка знания, выражающая его ограниченный характер.


Улавливание, русский

Противоположность, русский
  1. Противоположность , в противоположность

  2. – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).


Вследствие, русский
    Вследствие, благодаря, из-за, за, от, ввиду, в силу, во внимании к, в уважение чего, в рассуждение, на основании, по милости кого, по причине, по поводу, по случаю, ради. я это сделал предосторожности ради. страха ради иудейска. чего ради ты это сделал? н


Gesellschaft, немецкий

Германский, русский

Промышленник, русский
    Промышленник , торговец


Рау, русский
    (rauh) фредерик (род. 31 марта 1861, мартен ле вину, изер – ум. 20 февр. 1909, париж) – франц. философ. примыкая в первоначальном трансцендентальном обосновании этики к канту, пытался сделать ее точной дисциплиной, пользующейся экспериментальными методами. осн. произв.: «l`experience morale», 1902; "etudes de morale», 1911.


Рассел, русский
  1. (rьssel) бертран, лорд (род. 18 мая 1872, чепстоу, монмоутшир – ум. 2 февр. 1970, пенриндайдрайт, уэльс) – англ, математик, логик, социолог и философ; позитивист, наиболее значительный представитель неореализма и логистики. логика является универсальной математикой в смысле реляционализма. философия заимствует свои проблемы из естествознания, она пролагает ему путь и должна логически анализировать и объяснять принципы и понятия естественных наук. выступал против бредли, защищая взгляд, согласно которому отношения между вещами принадлежат к их сущности, а субъект и объект неразделимы. мир состоит из чувственных данных (sense data), логически неразрывно связанных друг с другом. чувственные данные различных предметов и есть «дух» наблюдателя; чувственные данные предмета, наблюдаемого множеством индивидов, – это реальность материи, которая, правда, недоказуема (см. плюрализм, пробабилизм). этическое представление о цели – жизнь, направляемая чувственной любовью и исходящая из веры в могущество разума. осн. произв.: «principia mathematica» (с а. н. уайтхедом, 3 vol., 1910-1913); «the problems of philosophy», 1912 (рус. пер. «проблемы философии». спб, 1914); «our knowledge of the external world», 1914; «the analysis of mind», 1921; «the prospects of industrial civilization», 1923; «abc of relativity», 1925; «the analysis of matter», 1927; «an inquiry into meaning and truth», 1940; «a history of western philosophy», 1946 (рус. пер. «история западной философии». m., 1959); «rower. a new social analysis», 1946; «human knowledge; its scope and limits», 1948 (рус. пер. «человеческое познание. его сфера и границы». м., 1957); «dictionary of mind, matter and morals», 1952.

  2. (russell) бертран (1872-1970) , английский философ, логик, математик, общественный деятель. основоположник английского неореализма и неопозитивизма. развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики. автор (совместно с а. уайтхедом) основополагающего труда по математической логике - "основания математики" (т. 1-3, 1910-13). один из инициаторов пагуошского движения. нобелевская премия по литературе (1950).

  3. (russell) бертран (18 мая 1872 , треллек, уэльс - 2 февраля 1970, пенриндайдрайт, уэльс), английский философ, ученый и общественный деятель. лауреат нобелевской премии по литературе (1950).жизнь и трудыучился и в дальнейшем преподавал в кембриджском университете, неоднократно приглашался для преподавания в университеты других стран, прежде всего сша. его первой книгой была "германская социал-демократия" (1896; русский перевод 1906). во время обучения в университете находился под влиянием "абсолютного идеализма" (британской версии неогегельянства), но впоследствии вместе со своим коллегой д. э. муром стал противником идеалистической метафизики, положив начало традиции аналитической философии.после защиты диссертации по основаниям геометрии рассел написал книгу о философии лейбница (1900), где впервые показал современное значение его логических идей. первое изложение собственных логицистских взглядов на математику он представил в книге "принципы математики" (1903), но подлинную славу ему принесла трехтомная "principia mathematica" (1910-13), созданная совместно с кембриджским математиком а. н. уайтхедом. работа "введение в математическую философию" (1919) была написана им в тюрьме, куда он был заключен в 1918 на шесть месяцев за свою пацифистскую деятельность. его книга "проблемы философии" (1912; русский перевод 1914) до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию. вопросам языка и познания посвящены его книги "наше познание внешнего мира" (1914), "исследование значения и истины" (1940) и обобщающая работа "человеческое познание: его сфера и границы" (1948). в 1920-21 посетил советскую россию (итогом этой поездки явилась книга "практика и теория большевизма", 1920) и китай. рассел - автор широко известной "истории западной философии" (1945; русский перевод 1959) и трехтомной "автобиографии" (1967-69).рассел живо интересовался проблемами брака и семьи, образования, принимал участие в педагогических экспериментах. он вел активную общественно-политическую деятельность, в 1955 совместно с а. эйнштейном выступил инициатором пагоушского движения, а также кампании за ядерное разоружение (1958). сохранился огромный рукописный архив рассела.предмет философиив произведениях рассела можно встретить несколько определений предмета философии, однако наибольший интерес представляет его ранняя трактовка философии как правильного логического (глубинного) анализа языка ("логика есть сущность философии"). важнейшее качество философии, по расселу, - способность устранять всевозможные парадоксы. в "истории западной философии" он характеризует философию как "ничейную землю между наукой и теологией"; вообще она имеет дело с проблемами, еще не освоенными наукой.основные понятия онтологии и теории познаниярассел говорил о присущем ему "инстинкте реальности", который допускает наличие в мире "чувственных данных", объектов здравого смысла (отдельных предметов), а также универсалий (то есть свойств и отношений), но исключает "единорогов", "крылатых коней" и "круглые квадраты". философ-аналитик должен найти логические способы отрицания сомнительных сущностей, которых особенно много в метафизике. принципиально важным для рассела было различение двух видов знания - "знания-знакомства" и "знания по описанию". первое есть изначальное и непосредственное знание о чувственных данных и универсалиях. элементы языка, подтверждаемые "знанием-знакомством", рассел называл "именами". "знание по описанию" вторично. это выводное знание о физических объектах и психических состояниях других людей, получаемое с помощью "обозначающих фраз". главные логические проблемы и недоразумения порождаются именно "обозначающими фразами", например, фраза "автор "уэверли" в предложении "скотт есть автор "уэверли" сама по себе не имеет своего объекта, то есть лишена значения. рассел разработал механизм анализа и устранения двусмысленных "обозначающих фраз". он обнаружил проблемы и с собственными именами: например, мифологическое имя пегас порождает "парадокс существования" (тезис о существовании несуществующего объекта). позднее он признал все собственные имена двусмысленными и пришел к выводу, что язык "соединяется" с миром только с помощью указательных местоимений ("это" и "то"), которые "логически суть собственные имена".математические и семантические парадоксызанимаясь теорией множеств, рассел обнаружил парадокс, который впоследствии получил его имя. этот парадокс касается особого "класса всех классов, не являющихся членами самих себя". спрашивается, является ли такой класс членом самого себя или нет? при ответе на данный вопрос возникает противоречие. этот парадокс привлек широкое внимание ученых, ибо в начале 20 в. теория множеств считалась образцовой математической дисциплиной, непротиворечивой и полностью формализованной. решение, предложенное расселом, получило название "теории типов": множество (класс) и его элементы относятся к различным логическим типам, тип множества выше типа его элементов, что устраняет "парадокс рассела" (теория типов был использована расселом и для решения знаменитого семантического парадокса "лжец"). многие математики, однако, не приняли расселовское решение, считая что оно накладывает слишком жесткие ограничения на математические утверждения.логический атомизмрассел стремился установить соответствие элементов языка и мира. элементам реальности в его концепции соответствуют имена, атомарные и молекулярные предложения. в атомарных предложениях ("это белое", "это слева от того") фиксируется обладание некоторым свойством или же наличие отношения. таким предложениям в мире соответствуют атомарные факты. в молекулярных предложениях входящие в них атомарные предложения соединяются с помощью слов-связок "или", "и", "если". истинность или ложность молекулярных предложений зависит от истинности или ложности входящих в них атомарных предложений. по признанию рассела, теория логического атомизма возникла под влиянием идей его ученика - австрийского философа людвига витгенштейна - и была призвана дать максимально полное, экономное и точное описание реальности. рассел предполагал, что в логически совершенном языке науки каждый знак будет соответствовать компонентам определенного факта, что позволит избежать двусмысленностей и парадоксов. эта точка зрения в 1930-е гг. была подвергнута критике "поздним" витгенштейном и представителями лингвистической философии.философия сознанияв книге "анализ сознания" (1920) рассел, вслед за у. джеймсом и представителями американского неореализма выдвинул теорию "нейтрального монизма", характеризуя ее как попытку совместить материалистическую позицию в современной ему психологии (бихевиоризм) с идеалистической позицией в физике, "дематериализующей материю". рассел отвергает философское разделение на материю и дух, критикует субстанциалистские концепции сознания, а также идею интенциональности сознания. материю он трактует как логическую фикцию, удобное обозначение сферы действия каузальных законов. в психологии и в физике действуют разные каузальные закономерности, однако, поскольку данными психологии являются ощущения, то данные физических наук тоже являются психическими данными. в целом исходное объяснение того, что происходит в мире, ближе у рассела к психологическому объяснению, нежели к физическому. в более поздних его работах эта тенденция психологизации философского и научного знания усилилась, в чем сказалось влияние на него феноменализма д. юма. сочинения:человеческое познание. его сферы и границы. м., 1957.почему я не христианин. м., 1987.on education. london,1926.an outline of philosophy. london,1927.the analysis of matter. london,1927.my philosophical development. london,1959.литература:колесников а. с. философия бертрана рассела. л., 1991.ayer a. j. russell. london, 1977.grayling a. c. russell. oxford, 1996.а. ф. грязнов

  4. (russell) уильям (билл) (р . 1934), американский спортсмен и тренер (баскетбол). один из лучших центровых в истории национальной баскетбольной ассоциации (нба). чемпион олимпийских игр (1956) в составе сборной сша. в 1956-68 выступал в составе команды "бостон селтикс". 5 раз назывался "самым полезным игроком" нба (1958, 1961-63, 1965). первый чернокожий спортсмен, занявший пост тренера в профессиональном спорте сша; в 1966-68 - играющий тренер "бостон селтикс".