Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Платоническая любовь

Глоссарий по философии
    – понятие, возникшее на извращении платоновского понятия об эросе и означающее любовь между индивидами различного пола, не связанную с чувственностью и чувственными желаниями.




Любоваться, русский
    Любоваться , видеть, нравиться


Любовная связь, русский

Любовник, русский
    Любовник , любитель , первый любовник


Любовница, русский

Любовное письмо, русский

Любовный, русский
    Любовный, интимный, амурный. альковные тайны. , дружественный, ласковый, нежный


Любовных романов, русский

Любовь, русский
  1. Любовь (горячая, беззаветная, бескорыстная, страстная), влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость (к чему), страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благо-склонно

  2. 1. высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

  3. – в широком смысле стремление друг к другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому. древнеинд. веды и древнегреч. философия (гесиод, эмпедокл) расценивают в этом смысле любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется вселенная во всем ее стремящемся к распаду обилии сил и форм. перенесенная на человека, любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный принцип продолжения рода (см. эротика), с др. стороны, душевно-духовный принцип «платонической любви», свободной от всякого желания обладания. христианство проповедует любовь между богом и человеком (сострадательная любовь бога, почтительная любовь человека), так же как и людей между собой (заповедь христ. любви к ближнему, причем понятие ближнего распространяется на всех людей – и на друзей, и на врагов). шопенгауэр рассматривает любовь как равную состраданию. в этике любовь – это «добродетель, личности в отношении к др. личности, представляющая собой частичку ценности личности любящего и направленная на ценность личности любимого, преданность ему... ибо все, что есть в тебе ценного, выполняет свое назначение тем, что является также ценным «для кого-то»... любящий дает любимому... новое измерение своей сущности – быть «для него» (в то время как обычно он – только бытие «в себе»). личная любовь является для личности дополнением к его ценности, приданием смысла его бытию» (н. гартман); см. любовь к дальнему. в теории познания любовь – предпосылка и начало процесса познания (см. повиновение, отдавание себя, объективность). августин говорит: «tantum cognoscitur, quantum diligitur» (лат. – «мы познаем в той мере, в какой любим»); аналогичное утверждают гёте, леонардо да винчи, джордано бруно. у паскаля любовь («сердце») прокладывает разуму дорогу к вещам и людям. отношение между любовью и познанием, глубоко проникающее в суть всего существующего, вскрыл прежде всего макс шелер («liebe und erkenntnis», в «schriften zur soziologie und weltanschauungslehre», bd. i, 1923); «порядок любви» (лат. ordo amoris), т.е. такой порядок, согласно которому человек уважает этические ценности (см. этика) и сообразует с ними свое поведение, является самой значительной индивидуальной отличительной чертой его личности. с точки зрения сартра, любовь по своему существу есть план, как заставить себя полюбить. идеал, цель и ценность любви состоят в том, чтобы влиять на свободу другого, но вместе с тем оставлять ее невредимой: она должна сама побудить себя к тому, чтобы стать любовью. «желать стать любимым – значит желать принудить другого все вновь и вновь создавать меня как условие своей свободы».

  4. , интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. в древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. у платона и в платонизме любовь - эрос - побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь - любовь, свободная от чувственного влечения. половая любовь в современной ее форме индивидуально-избирательного чувства - результат длительного исторического развития человеческой личности.

  5. (агапе) римская (ум . ок. 137), 9-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора адриана, одна из трех дочерей (вместе с верой и надеждой) святой софии римской. память в православной церкви 17 (30) сентября, в католической 1 августа и 30 сентября.


Любовь деятельная, русский

Любовь ингибированная, русский
    Отличительный признак – заторможенность по отношению к цели любви.


Любовь к ближнему, русский
    – провозглашенная христианством этическая ценность, которая соответствовала осн. этической ценности древности – справедливости, являясь вместе с тем более широкой по содержанию. любовь к ближнему означает, что одна личность заступается за другую, так же как за саму себя (см. альтруизм), не рассуждая о правах, заслугах или достоинствах этой личности. любовь к ближнему не есть явление, сопутствующее состраданию; она есть чувство и стремление, рассматривающее др. личность как некую ценность.


Любовь к дальнему, русский
    – в этике любовь к кому-то далекому, подчас неведомый иным людям идеал, осуществление которого подняло бы человечество на более высокую ступень. любовь к далекому отличается от любви к ближнему величием морального мужества и душевной щедрости. понятие любви к далекому восходит к ницше («так говорил заратустра»).


Любовь так волшебна, русский

Платонический, русский
  1. Платонический , духовный

  2. (от имени платон) , 1) чисто духовный, не связанный с чувственностью (напр., платоническая любовь). 2) в переносном смысле - неосуществляемый на практике, отвлеченный.


Означающее, русский
    , формальная сторона знака языкового, находящаяся в неразрывной связи с другой его стороной - означаемым. означающее - абстрактная единица плана выражения.


Плеснер, русский
  1. (plessner) хельмут (род. 4 сент. 1892, висбаден – ум. 12 июня 1985, гёттинген) – нем. философ, один из основателей философской антропологии; профессор философии и социологии в гёттингене, был президентом нем. философского общества. в осн. соч. «die stufen des organischen und der mensch» («ступени органического и человек»), 1928, и «lachen und weinen» («смех и плач»), 1941, обосновывает философскую антропологию как специальную научно-философскую дисциплину, трактующую человека как эксцентрическое существо, постоянно стремящееся к выходу за рамки непосредственного существования, к бесконечному самоизменению, поскольку он всегда пребывает «вне места» и «в ничто». эксцентрические акты поведения определяют отношение человека к самому себе и окружающему миру. осн. произв.: «die wissenschaftliche idee, ein versuch ьber ihre form», 1913; «die einheit der sinne, grundlinien einer дsthesiologie des geistes», 1932; «grenzen der gemeinschaft», 1924; «das schicksal deutschen geistes im ausgang seiner bьrgerlichen epoche», 1935; «zwischen philosophie und gesellschaft», 1953.

  2. (plessner) хельмут (1892-1985) , немецкий философ и социолог, наряду с м. шелером один из основоположников философской антропологии.


Платонизм, русский
  1. – 1) разработка учения платона философами, прямо или косвенно являвшимися его учениками; 2) включение платоновской философии, особенно теории идей, в др. философские системы. платонизм, сначала в виде «раннего платонизма», имел своих представителей в трех платоновских академиях (в первой – севсипп, ксенократ; во второй – аркесилай, карнеад; в третьей – антиох из аскалона, учитель варрона и цицерона). к «среднему платонизму» принадлежат, напр., цельс и плутарх. третьей, и наиболее значительной, формой платонизма был неоплатонизм. в средние века платонизм, по сравнению с аристотелизмом, не играл почти никакой роли (см. европейская философия). интерес к нему возродился на западе в результате основания во флоренции философом марсилио фичино платоновской академии (1459), откуда он через кембриджскую школу распространился в англии. в германии платонизм и неоплатонизм возродились под влиянием англ, философии и благодаря немецкому идеализму; однако только с лейбница начинается историческое понимание первоначального платонизма. в настоящее время философия платона часто исследуется с точки зрения ее иррационалистического характера.

  2. , в широком смысле - идеалистические течения в философии, находящиеся под влиянием платона (прежде всего его учения об идеях). в более узком смысле - направление в древнегреческой философии с 4 в. до н. э. (см. академия платоновская, средний платонизм). с 3 в. н. э. главной формой платонизма стал неоплатонизм.