Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Пирри

Глоссарий по философии
    (perry) ралф бартон (род. 3 июля 1876, поултни – ум. 22 янв. 1957, кембридж, сша) – амер. философ; в 1913 – 1946 – профессор гарвардского унта в кембридже (массачусетс), в 1946- 1948 – профессор в глазго, ученик и последователь уильяма джемса, неореалист. противопоставил идеализму «эгоцентрический порядок». его метод, родственный методу б. рассела и бихевиористов, является критически-логическим. пирри защищал персонализм и создал собственную теорию ценностей. осн. произв.: «the new realism», 1912; «general theory of values», 1926; «the thought and character of william james», 2 v., 1935; «puritanism and democracy», 1944; «one world making», 1945.




Массачусетс, русский
  1. (massachusetts) , залив атлантического ок. у восточного побережья сша. длина 55 км, глубина до 93 м. порт - бостон.

  2. , штат на севере атлантического побережья сша. 21,5 тыс. км2. население 6,0 млн. человек (1993). адм. ц. - бостон.


Последователь, русский
    Последователь , ученик


Эгоцентрический, русский

Родственный, русский
  1. Родственный , близкий, родной

  2. , -ая, -ое рoдвужа


Персонализм, русский
  1. В психологии – направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. развитие личности персонализм относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации и внутреннему самоусовершенствованию, и все процессы п

  2. В психологии – направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. развитие личности персонализм относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации и внутреннему самоусовершенствованию, и все процессы психические рассматривает с точки зрения достижения этой цели.

  3. – философское направление, для которого человек является не мыслящим существом, а действующей, занимающей определенную позицию личностью. в частности, в теории познания личность рассматривается как участвующая в познавательном процессе. в этом смысле вся философия после ницше /в той или иной мере персоналистична. формой проявления персонализма можно считать также и философскую антропологию. под персонализмом в узком смысле понимают персоналистическое преобразование прагматизма, как оно было первоначально осуществлено ренувье («la personnalite-la chose, 1`idee, la personne», 1899), ф. к.с.шиллером («humanismus», 1903), ройсом («the world and the individual», 1990), джемсом («varieties et religions experiences», 1902) и, наконец, б. п. боуном (1847-1910; «personalism», 1908). в этике под персонализмом понимают утверждение преимущества индивидуальных ценностей перед др. нравственными ценностями.


Пиррон, русский
    Из э л и д ы (род. ок. 360 ум. 280 до р. x.) – древнегреч. философ из элиды. основатель древней стоической школы. он придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, т. к. в себе все одинаково (adiaphoron – безразличное), и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. все неодинаковое, различное является (произвольными) человеческими установлениями и обычаями. вещи недоступны для нашего познания; на этом основан метод воздержания от суждений. в качестве же практически-нравственного идеального метода отсюда выводится «невозмутимость», «безмятежность» (атараксия). учение пиррона называется пирронизмом. это название по смыслу отождествляется со скептицизмом. важнейшим источником для изучения его теории является труд секста эмпирика «пирроновы положения».


Пико делла мирандола, русский
  1. (pico della mirandola) джованни (род. 24 февр. 1463, замок мирандола – ум. 17 нояб. 1494, флоренция) – итал. гуманист и философ, противник астрологии, последователь савонаролы (1452-1498), склонялся к каббале. при этом он «был единственным, кто провозгласил и энергично ратовал за науку и истину всех эпох в противовес одностороннему превознесению классической древности» (як. буркхардт). осн. произв. – «de dingitate hominis», 1496.

  2. (pico della mirandola) джованни (1463-94) , итальянский мыслитель эпохи возрождения, представитель раннего гуманизма. "900 тезисов" пико делла мирандола (введение к ним - "речь о достоинстве человека"), в которых он стремился к всеобщему "примирению философов" (все религиозные и философские школы - частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. с 1488 во флоренции, вошел в кружок лоренцо медичи и флорентийских неоплатоников (фичино); испытал воздействие савонаролы.

  3. (pico della mirandola) джованни (2 февраля 1463 , мирандола, - 17 ноября 1494, флоренция), итальянский философ и гуманист эпохи возрождения. современники называли пико "божественным", видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. его личность и его труды были известны всей образованной европе. умерший в молодом возрасте, пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более - необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний. происхождение и образование пико происходил из семьи графов мирандола и сеньоров конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами италии. четырнадцати лет поступил в болонский университет, затем учился в ферраре, падуе (1480-82), павии (1483) и париже (1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию, богословие. он изучал новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов. творческий путь пико довольно рано сблизился с м. фичино, а. полициано, лоренцо медичи и некоторыми другими участниками флорентийской платоновской академии, дух и среда которой оказались весьма благотворны для его творческих планов и религиозно-философских устремлений. в 1486 он составил "комментарий к канцоне о любви джироламо бенивьени" (изд. 1519) и "900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения", лелея планы защищать их на философском диспуте в риме в присутствии всех знаменитых ученых италии и европы. диспут, намеченный на 1487, должен был открыться "речью" (изд. 1496), напоминающей скорее манифест, чем вступительное слово, и посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. папа иннокентий viii, смущенный не только смелостью рассуждений, "выраженных новыми и необычными словами", о магии, кабале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа (ему было тогда 23 года), назначил для проверки "тезисов" специальную комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых пико. наскоро составленная им "апология" (1487) привела к осуждению всех "тезисов". перед угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 пико бежал во францию, но там был схвачен и заточен в венсеннский замок. его спасло заступничество высоких покровителей и прежде всего лоренцо медичи, фактического правителя флоренции, где пико и провел последние свои годы. в 1489 он закончил и издал трактат "гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения", в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл книги "бытия". в 1492 был написан небольшой трактат "о сущем и едином" (изд. 1496) - самостоятельная часть программного труда, который имел целью согласовать учения платона и аристотеля, но так и не был осуществлен. не был осуществлен и другой замысел пико - обещанное "поэтическое богословие". незадолго до смерти, он завершил "рассуждения против прорицающей астрологии" (изд. 1496). похоронен пико в доминиканском монастыре св. марка, настоятелем которого был набожный и аскетичный джироламо савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце его жизни. учение философская антропология пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного "я". вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. согласно пико, мудрость, совечная творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.