Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Пиетет

Глоссарий по философии
    (от лат. pietas – благочестие) – у римлян ничем не омраченные дружеские отношения между богами и людьми. «pius» (т.е. носитель пиетета) может быть или богом, или человеком, или тем и другим; позднее это название односторонне употреблялось только по отношению к человеку в смысле благочестия, набожности. вне религии это слово употребляется в смысле почтительного отношения к родителям, предкам, учреждениям, отечеству. пиетизм – течение в протестантизме кон. 17-18 в., отвергавшее внешнюю церковную обрядность, призывавшее к углублению веры и объявлявшее греховными развлечения.


Уважение, русский
    Уважение , внимание, почтение , внушать уважение, в уважение к чему-л., оказывать уважение, пользоваться уважением




Благочестие, русский
    – определяемость нашего настроения и наших поступков представлением о присутствии или действии некоего всемогущего, управляющего мировыми событиями существа или принципа, которое (представление) наполняет наше сознание. с точки зрения психологии религии различаются типы благочестия, к которым можно свести, напр., различные представления о благе. см. также "всемирное благочестие".


Обрядность, русский
    Обрядность , обычай


Протестантизм, русский
  1. Религия, возникшая в xvi в. в результате второго раскола христианства и отвечающая социально-политическим интересам третьего сословия (буржуа) в период первичного накопления капитала. основной догмат индивидуализм в делах веры.

  2. Одно из главных направлений в христиан-стве (наряду с католицизмом и православием). возникло в евро-пе в ходе реформации xvi в. как протест римско-католического церкви, например лютеранство. протестантизм разделяет обще-христианские представления о т

  3. – форма христианства, которая со времени лютера, цвингли и кальвина выдвигалась прежде всего в лютеранской и реформатской церкви, а также в бесчисленных свободных церквах и сектах. в противоположность католицизму протестантизм говорит об оправдании христиан при помощи одной благодати, об общем для всех верующих духовенстве и религиозной личной ответственности христиан. см. также павел. сам термин «протестантизм» ведет свое происхождение от «протеста» (protestation), который 19 апр. 1529 на заседании совета был выражен шпейеру евангелическими слоями и был направлен против запрещения церковных реформ. в современном протестантизме ведутся споры вокруг тезисов диалектической теологии, в особенности в связи с экзистенциализмом.

  4. (от лат . protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. откололся от католицизма в ходе реформации 16 в. объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). основной источник вероучения - священное писание. в 19-20 вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование библии, проповедь "религии без бога" (т. е. только как нравственного учения). протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. протестантизм распространен главным образом в сша, великобритании, германии, скандинавских странах и финляндии, нидерландах, швейцарии, австралии, канаде, латвии, эстонии. общее число приверженцев протестантизма ок. 325 млн. человек.


Пико делла мирандола, русский
  1. (pico della mirandola) джованни (род. 24 февр. 1463, замок мирандола – ум. 17 нояб. 1494, флоренция) – итал. гуманист и философ, противник астрологии, последователь савонаролы (1452-1498), склонялся к каббале. при этом он «был единственным, кто провозгласил и энергично ратовал за науку и истину всех эпох в противовес одностороннему превознесению классической древности» (як. буркхардт). осн. произв. – «de dingitate hominis», 1496.

  2. (pico della mirandola) джованни (1463-94) , итальянский мыслитель эпохи возрождения, представитель раннего гуманизма. "900 тезисов" пико делла мирандола (введение к ним - "речь о достоинстве человека"), в которых он стремился к всеобщему "примирению философов" (все религиозные и философские школы - частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. с 1488 во флоренции, вошел в кружок лоренцо медичи и флорентийских неоплатоников (фичино); испытал воздействие савонаролы.

  3. (pico della mirandola) джованни (2 февраля 1463 , мирандола, - 17 ноября 1494, флоренция), итальянский философ и гуманист эпохи возрождения. современники называли пико "божественным", видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. его личность и его труды были известны всей образованной европе. умерший в молодом возрасте, пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более - необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний. происхождение и образование пико происходил из семьи графов мирандола и сеньоров конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами италии. четырнадцати лет поступил в болонский университет, затем учился в ферраре, падуе (1480-82), павии (1483) и париже (1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию, богословие. он изучал новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов. творческий путь пико довольно рано сблизился с м. фичино, а. полициано, лоренцо медичи и некоторыми другими участниками флорентийской платоновской академии, дух и среда которой оказались весьма благотворны для его творческих планов и религиозно-философских устремлений. в 1486 он составил "комментарий к канцоне о любви джироламо бенивьени" (изд. 1519) и "900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения", лелея планы защищать их на философском диспуте в риме в присутствии всех знаменитых ученых италии и европы. диспут, намеченный на 1487, должен был открыться "речью" (изд. 1496), напоминающей скорее манифест, чем вступительное слово, и посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. папа иннокентий viii, смущенный не только смелостью рассуждений, "выраженных новыми и необычными словами", о магии, кабале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа (ему было тогда 23 года), назначил для проверки "тезисов" специальную комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых пико. наскоро составленная им "апология" (1487) привела к осуждению всех "тезисов". перед угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 пико бежал во францию, но там был схвачен и заточен в венсеннский замок. его спасло заступничество высоких покровителей и прежде всего лоренцо медичи, фактического правителя флоренции, где пико и провел последние свои годы. в 1489 он закончил и издал трактат "гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения", в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл книги "бытия". в 1492 был написан небольшой трактат "о сущем и едином" (изд. 1496) - самостоятельная часть программного труда, который имел целью согласовать учения платона и аристотеля, но так и не был осуществлен. не был осуществлен и другой замысел пико - обещанное "поэтическое богословие". незадолго до смерти, он завершил "рассуждения против прорицающей астрологии" (изд. 1496). похоронен пико в доминиканском монастыре св. марка, настоятелем которого был набожный и аскетичный джироламо савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце его жизни. учение философская антропология пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного "я". вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. согласно пико, мудрость, совечная творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.


Пиаже, русский
  1. (piaget) жан (род. 9 авг. 1896, невшатель – ум. 16 сент. 1980, женева) – швейц. психолог, философ и логик, директор (с 1955) международного центра генетической эпистемологии. выдвинул концепцию стадиального развития психики. в одной из первых работ («речь и мышление ребенка», 1923; рус. пер. 1932) описал специфику детского мышления, выделив эгоцентризм (см. эгоцентричный) в качестве главной отличительной характеристики его познавательной деятельности; в силу этого ребенок смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. в мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы) и анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей); см. первобытные формы религии. в трудах «генезис элементарных логических структур» (1939 – 1941; рус. пер. 1963) и «психология интеллекта» («la psychologie de l`inteligence», 1946) построил операциональную концепцию интеллекта. в качестве формального аппарата описания систем интеллектуальных операций пиаже использовал исчисления математической логики. в серии работ по экспериментальной психологии проанализировал механизмы формулирования осн. психических функций и, в частности, важнейших понятий и принципов человеческого мышления. психологические и логические идеи пиаже нашли свое обобщенное выражение в рамках особого направления исследований, названного им генетической эпистемологией (симбиоз генетического и историко-критического подхода к анализу знания). кроме указанных работ, выпустил (совместно с п. фрессом) многотомный труд «экспериментальная психология». на рус. яз. в 1969 вышли в свет «избр. психологические труды».

  2. (piaget) жан (1896-1980) , швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. основные труды: "речь и мышление ребенка", "генезис элементарных логических структур" (совместно с г. инельдер). издание (совместно с п. фресом) многотомной "экспериментальной психологии".