Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Парерга

Глоссарий по философии
    (греч. parerga – дополнительное произв.) – небольшое соч. свою гл. работу «мир, как воля и представление» шопенгауэр дополнил небольшим произв., озаглавленным «parerga und paralipomena» – «приложения и добавления».




Представление, русский
  1. Представление , воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба

  2. Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможн

  3. Образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.

  4. Наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. в отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. если восприятия относятся только к настоящему, то представления – к прошлому и возможному будущему.

  5. – 1) предмет мышления, чувствования, волнения, фантазии или мечтания, когда он целиком является наглядным, когда индивиду удается как бы поставить его перед собой как нечто восг принимаемое. в узком смысле представление есть появляющийся в сознании образ ранее воспринятого предмета или процесса внешнего мира, после того как представляемое объективно уже не присутствует. большинство представлений – представления прошлого (см. воспоминание, память). но они могут также относиться и к будущему (вызываться ожиданием, предвкушением радости, предчувствием, заботой, страхом и т. п.) или представлять собой более или менее свободную переработку восприятий (фантастические представления; см. фантазия). самостоятельным видом представлений, отличающихся особенной наглядностью и интенсивностью, являются эйдетические наглядные образы (см. эйдетика). представления и установки – существенные элементы мышления; 2) психический акт, посредством которого мыслимое, представляемое, предполагаемое, предчувствуемое, вспоминаемое, ожидаемое, планируемое, задуманное, познаваемое в понятиях «поднимается» из сферы бессознательного (в настоящее время) и превращается в частичное содержание сознания. результатом этого процесса является представленное.

  6. , образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

  7. Следы бывших восприятий, их образы, возникающие в сознании непроизвольно или произвольно при отсутствии в момент их возникновения самого объекта в пределах досягаемости соответствующего анализатора.

  8. Воссоздание образа предмета или явления ненаблюдаемого в данный момент, но зафиксированного памятью, а также образ, созданный воображением, опирающимся на абстрактное мышление.


Шопенгауэр, русский
  1. (schopenhauer) артур (1788-1860) , немецкий философ, представитель волюнтаризма. в главном сочинении "мир как воля и представление" сущность мира ("вещь в себе" и. канта) предстает у шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. "освобождение" от мира - через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм - достигается в состоянии, близком буддийской нирване. пессимистическая философия шопенгауэра получила распространение в европе со 2-й пол. 19 в.

  2. (schopenhauer) артур (22 февраля 1788 , данциг, ныне гданьск - 21 сентября 1860, франкфурт-на-майне), немецкий философ-иррационалист (см. иррационализм). в его основном произведении "мир как воля и представление" (1819-44) сущность мира и человека предстает как бессознательная "воля к жизни".детство и юностьартур шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. отец философа, генрих флорис шопенгауэр (1747-1805), хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека и честного коммерсанта. его мать, иоганна генриетта шопенгауэр (1766-1823), дочь сенатора трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством (собрание ее сочинений составило 24 тома, 1830-31). в детстве будущий философ не получил систематического образования. его отец, желая видеть в нем продолжателя своего дела, отправляет девятилетнего сына в гавр, где артур прожил два года в семье отцовского друга и партнера. после непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика берут в путешествие по европе в образовательных целях. это путешествие убедило его не только в бесполезности изучения "одних только слов", но и в благотворности знакомства "с самими вещами". в 1805 артур был отдан в крупную гамбургскую фирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения. однако после смерти отца (к нему шопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позволяет сыну получить университетское образование. в 1809 он становится студентом-медиком геттингенского университета, а через полгода, не оставляя изучения медицины, переводится на философский факультет, где с особым усердием штудирует платона и канта. с 1811 в берлинском университете слушает лекции ф. а. вольфа по истории греческой и латинской литературы, шлейермахера - по истории философии, фихте - по философии; докторскую диссертацию "о четверояком корне закона достаточного оcнования" защитил в йенском университете в 1813.зрелость. главный трудв 1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, шопенгауэр поселяется в дрездене. здесь он пишет трактат "о зрении и цвете" (1816) (по следам бесед с гете, с которым он встречался в 1813-14 в веймаре в литературном салоне своей матери), а в марте 1818 завершает работу над первым томом своего основного произведения "мир как воля и представление". судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. вслед за этим шопенгауэр терпит фиаско в преподавательской деятельности в берлине (1820), его пробная лекция вызвала отрицательное отношение гегеля.с 1831 философ обосновывается во франкфурте-на-майне. все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией. несмотря на успех его последней работы ("парерга и паралипомена", 1851) и все возрастающую известность, шопенгауэра не покидает чувство духовного одиночества. тем не менее, он уверен в выдающемся значении и новизне своего труда."мир как воля и представление"считая себя учеником канта, шопенгауэр исходит из того, что опыт, "мир явлений", дан человеку как его "представление", его априорные формы - пространство, время, причинность. субъект и объект - это соотносительные моменты мира как "представление". мир как "вещь в себе" предстает у шопенгауэра как безосновная "воля", которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум - лишь инструмент этой "воли". как "вещь в себе" воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как "представлении" она проявляется в бесконечном множестве "объективаций". ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - "адекватных объективаций воли". каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. в живой природе и обществе воля проявляется в качестве "воли к жизни" - источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий "осознает себя всей волей к жизни", тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной "войне всех против всех"; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль.в противовес лейбницу шопенгауэр называл существующий мир "наихудшим из возможных", а свое учение - "пессимизмом". мировая история не имеет смысла. страдание - "наказание" за "первородный грех", вину обособленного существования. преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. в основе искусства -"незаинтересованное созерцание" идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение "воли к жизни". высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний и страстей (здесь шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). в уникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная граница между я и не-я и тем самым происходит "обращение" воли, переворот в самом бытии.критикуя язык современной ему школьной философии, шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное жан поль, ф. кафка, т. манн). пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 - начала 20 вв. влияние его испытали в германии р. вагнер, э. гартман, ф. ницше, т. манн и др., в россии - л. толстой, а. фет и др.сочинения:полн. собр. соч. м., 1900-10. т. 1-5.собр. соч. м., 1992. т. 1.соч. м., 1993. т. 1-2.samtliche werke. 3. aufl. wiesbaden, 1972. bd. 1-7.der handschriftliche nachlass. frankfurt am main, 1966-75. bd. 1-5.литература:фишер к. артур шопенгауэр: пер. с нем. м., 1896.фолькельт и. артур шопенгауэр, его личность и учение: пер. с нем. спб., 1902.грузенберг с. о. артур шопенгауэр. личность, мышление и миропонимание. спб., 1912.быховский б. э. шопенгауэр. м., 1975.чанышев а. а. человек и мир в философии артура шопенгауэра. м., 1990.ницше ф. шопенгауэр как воспитатель: пер. с нем. // избр. произведения. м., 1993.simmel g. schopenhauer und nietzsche. leipzig, 1907.mann th. schopenhauer. stockholm, 1938.abendroth w. arthur schopenhauer in selbstzeugnissen und bilddokumenten. leck; schleswig, 1967.hubscher a. denker gegen der strom. schopenhauer: gestern - heute - morgen. bonn, 1973.pisa k. schopenhauer. kronzeuge der unheilen welt. wien; berlin, 1977.weimer w. schopenhauer. darmstadt, 1982.schirmacher w. schopenhauer bei neuren philosophen. frankfurt am main, 1988.а. а. чанышев

  3. (schopenhauer) артур (род. 22 февр. 1788, данциг – ум. 21 сент. 1860, франкфурт-на-майне) – нем. философ. после прерванной им педагогической деятельности в берлине (с 1820) был приват-доцентом во франкфурте-на-майне (с 1832). его философия основывается на двух положениях: 1) мир – воля в себе; 2) мир – представление для меня (главное произв. – «мир как воля и представление», 1819). все, что существует для познания, т.е. весь этот мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, созерцание того, кто созерцает, одним словом – представление. следовательно, нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. но этого познания, по шопенгауэру, недостаточно. мы спрашиваем, не есть ли мир нечто большее, нечто иное, чем представление, а если это так, то что он такое? в этой связи мы устанавливаем следующее: субъект познания, проявляющийся в качестве индивида, находит, что воля является его внутренней сущностью, исходя при этом из опыта своего тела. тело дано как две совершенно различные сущности: как представление, как объект среди объектов, но в то же время и как то, непосредственно знакомое каждому, что обозначается словом «воля». следовательно, тело – объективация воли; воля – в-себе-бытие тела. это познание – венец сущности всякого явления природы; все объекты в соответствии с их внутренней сущностью должны быть тем, что мы называем волей в нас. воля есть вещь в себе. дальнейшая рефлексия приводит к тому, что в качестве воли рассматривается и внутренняя сущность всех сил: силы, которая побуждает развиваться растение; силы, благодаря которой происходит кристаллизация; той силы, которая обращает магнит к северному полюсу, которая в выборе родственного вещества проявляется как отталкивание и притяжение, разъединение и объединение; наконец, даже тяжесть, которая во всей материи действует с такой силой, что устремляет камень к земле, землю – к солнцу. и только пространство и время есть то, посредством чего равное и единое в их сущности и понятии оказываются различными, оказываются множеством с параллельным или последовательным отношением частей; воля как вещь в себе лежит вне всякого времени и пространства, а также и вне каузальности; она не имеет основания и цели, она беспричинна и непознаваема; поскольку она представляется объективному познанию, обнаруживается, что во времени и пространстве она подчиняется принципу индивидуации (principium individuations) и благодаря этому становится волей к жизни. ступенями объективации воли – от наиболее всеобщих сил природы до деятельности человека – являются платоновские идеи. объекты, определенные благодаря пространству и времени (представления), рассматривает наука, руководствующаяся принципом каузальности. вследствие этого только гений искусства – благодаря чистому созерцанию и необычной силе фантазии – способен познать вечную идею и выразить ее в поэзии, изобразительном искусстве, музыке. музыка занимает совершенно особое высокое положение, т. к. она не только, подобно др. видам искусства, отражает идеи, но и является непосредственной объективацией в нас мировой воли. особое воздействие шопенгауэровская метафизика искусства оказала на вагнера и ницше. воля всегда должна находиться в стремлении, ибо стремление – ее единственная сущность, которой не ставится в конце никакой достижимой цели и которая при этом не способна ни к какому конечному удовлетворению, т.е. счастью. со всей силой своего красноречия шопенгауэр изображает жизненные страдания во всех их формах и действиях, страдания, от которых нет иного спасения, кроме уничтожения воли к жизни, что в конце концов означает снятие принципа индивидуации, переход в небытие (нирвану). это уничтожение вытекает из изучения принципа индивидуации, из нового познания себя в чуждых явлениях и имеет своим следствием справедливость и сострадание. сострадание является фундаментом морали. чувство сострадания относится не только к человеку, но, что особенно подчеркивает шопенгауэр, равным образом и к животным. кроме указанной работы, шопенгауэром написаны: «ьber die vierfache wurzel des satzes vom zureichenden grunde», 1813 (рус. пер. «о четверичном корне закона достаточного основания», 1892); «ьber den willen in der natur», 1836 (рус. пер. «о воле в природе», 1892); «die beiden grundprobleme der ethik», 1841 (рус. пер. «две осн. проблемы этики», 1896); «parerga und paralipomena», 2 bde., 1851 (рус. пер. «афоризмы и максимы», 1891 – 1892).


Парето, русский
  1. (pareto) вильфредо (род. 15 июля 1848, париж – ум. 20 авг. 1923, селиньи, близ женевы) – итал. социолог и политэконом, профессор в лозанне с 1894. отклонив исторический материализм, парето пытался применять строгий и точный метод, заимствованный у математики или физики, для исследования экономических и социальных сил и положений экономического равновесия. мышление человека определяется его деятельностью, структура общества и структура действия являются «производным» (итал. derivazioni), и именно от разлитого всюду инстинкта. мыслительные системы такого «выведения» являются «скрыто-идеологическими». специфический динамический фактор социального организма – «элита», богатая инстинктами, создающая и усовершенствующая идеологию. осн. произ.: «les systemes socialistes», 2 vol. 1902; «l`economie et la sociologies, 1907; «manuel d`economie politique», 1909; «fatti e teorie», 1920; «compendio di soziologia generate», 1920; «transformazione della democrazia», 1921.

  2. (pareto) вильфредо (1848-1923) , итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в политэкономии, один из основателей функционализма. пытался математически обосновать концепцию взаимозависимости всех экономических факторов, включая цену. сформулировал закон распределения доходов (т. н. закон парето). выдвинул концепцию "циркуляции (смены) элит", согласно которой основа общественных процессов - творческая сила и борьба элит за власть.


Парацельс, русский
  1. (paracelsus) ауреол теофраст, псевдоним филиппа теофраста бомбаста фон гогенгейма (род. 1493, эйнзидельн, швейцария – ум. 24 сент. 1541, зальцбург) – философ, естествоиспытатель, врач. хотя парацельса еще при жизни называли «лютером медицины», однако это не мешало «сильным мира сего» подвергать его преследованиям, а в последние 12 лет жизни обречь на скитания по южной германии, землям, расположенным на территории альп и швейцарии. медицина, по парацельсу, является всеобъемлющей общей наукой, опирающейся на достижения физики, химии, физиологии и соединяющейся с философией и теологией. от учения галена о четырех соках он ушел вперед, достигнув динамически-функционального понимания жизненных процессов. осн. положения его учения: все наше знание является самооткровением, а все наши возможности – результат взаимодействия с природой, имеющей божественное происхождение. все существа возникают в результате соединения видимого, элементарного, земного тела и недоступного наблюдению небесного, астрального жизненного духа (параделье называет его арке). у человека, представляющего собой «микрокосмос», добавляется еще «деалическая», т.е. божественная, душа, являющаяся источником познания, нравственности, блаженства. поэтому больной человек страдает телесно, душевно и духовно, и его необходимо лечить в соответствии с этими тремя формами его заболевания. традицию парацельса продолжал, в частности, ван гельмонт. произв. парацельса: «sдmtliche werke», mьnchen – berlin, bd. 1-14, 1922-1936; «sдmtliche werke», bd. 1-4, jena, 1926-1932.

  2. (paracelsus) (наст . имя филипп ауреол теофраст бомбаст фон гогенгейм, von hohenheim) (1493-1541), врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии. подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. способствовал внедрению химических препаратов в медицину. писал и преподавал не на латинском, а на немецком языке.

  3. (paracelsus) (наст . имя филипп ауреол теофраст бомбаст фон гогенгейм, von hohenheim) (17 декабря 1493, эйнзидельн, кантон швиц - 24 сентября 1541, зальцбург), прославленный врач, натурфилософ и алхимик эпохи возрождения. образование родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. первым учителем парацельса был отец, познакомивший его с основами врачебного искусства. одним из наставников парацельса был иоганн тритемий, известный своими выступлениями в защиту "натуральной магии". университетское образование парацельс получил в итальянском городе феррара, здесь же был удостоен степени доктора медицины. странствия и преподавание с 1517 парацельс предпринимал многочисленные путешествия, посещал различные университеты европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во францию, англию, шотландию, испанию, португалию, скандинавские страны, польшу, литву, пруссию, венгрию, трансильванию, валахию, государства апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в северной африке, палестине, константинополе, московии и в татарском плену). в 1526 приобрел право бюргера в страсбурге, а в 1527 по протекции прославленного книгоиздателя иоганна фробена стал городским врачом базеля. в базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. в 1528 в результате конфликта с городскими властями парацельс переехал в кольмар. странствия и научные труды в последующие годы парацельс много странствовал по городам и землям священной римской империи и швейцарии, писал, проповедовал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. в 1530 в замке бератцхаузен он завершил работу над "парагранумом" (1565). после непродолжительного пребывания в аугсбурге и регенсбурге перебрался в санкт-галлен и в начале 1531 закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней - трактат "парамирум" (1562). в 1533 он остановился в городе своего детства виллахе, где написал "лабиринт заблуждающихся медиков" (1553) и "хронику каринтии" (1575). последние годы в последние годы жизни были созданы трактаты "философия" (1564), "потаенная философия" (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1553), "великая астрономия" (1571) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе - "книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах" (1566). в 1541 парацельс поселился в зальцбурге, найдя покровителя в лице архиепископа; здесь он вскоре и умер. натурфилософия сближая химию и медицину, парацельс рассматривал функционирование живого организма как химический процесс, а призвание алхимика находил не в добывании золота и серебра, но в изготовлении лекарств, дающих людям исцеление. он учил, что живые организмы состоят из тех же веществ - ртути, серы, соли - которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. парацельс исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и бога. он именовал человека не только "микрокосмом", малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и "квинтэссенцией", или пятой, истинной сущностью мира. по парацельсу, человек производится богом из "вытяжки" целого мира словно, в грандиозной алхимической лаборатории, и несет в себе образ творца. не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами. его не должна останавливать или смущать их необычность, ибо нет ничего невозможного для бога, а эти сущности - свидетельства его всемогущества, подобно нимфам, сильфам, гномам, саламандрам, сиренам, гигантам, карликам и иным существам, населяющим четыре стихии.