Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Озабоченность

Глоссарий по философии
    – быть озабоченным, по хайдеггеру, – обычное поведение в отношении вещей, бытие которых состоит в том, что они могут служить чему-либо, благодаря им можно что-то сделать, выполнить, разрешить. хайдеггер характеризует такое поведение скорее как осмотрительность в противоположность обычному наблюдению, которое не способно раскрыть бытие вещей. см. также общая забота, орудие, подручность.




Осмотрительность, русский
  1. Осмотрительность , недоверие, осторожность

  2. То же, что осторожность.

  3. – см. озабоченность.


Противоположность, русский
  1. Противоположность , в противоположность

  2. – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).


Подручность, русский
    – по хайдеггеру, вид бытия орудия. для подручности (zuhandenheit) характерна ее обыденность, незаметность, вследствие чего ее сущность обнаруживается тогда, когда нет под рукой различных орудий (инструментов и т. п.). подручность противоположна чистой наличности.


Окен, русский
  1. (oken) лоренц, собственно, окенфус (род. 5 авг. 1779, больсбах, баден – ум. 11 авг. 1851, цюрих) – нем. медик и натурфилософ; профессор в йене (в 1819 по требованию правительства был вынужден отказаться от профессуры в йенском ун-те), мюнхене и цюрихе. в 1822 учредил ежегодные собрания, а в 1830 – общество нем. естествоиспытателей и врачей, в 1817 – 1948 издавал журнал «isis». по своим философским взглядам окен близок к шеллингу и гёте. из божественного мышления, божественного света вследствие его «затвердения» возникает, согласно окену, природа с ее бытием и порядком. благодаря действию оптических и электрических сил из первоначальной слизи, обладающей клеточным строением, формируются организмы, а затем и человек как совокупность всех возможностей и органов жизни, в т. ч. души и духа. позднее окен все чаще и чаще стал выражать свои мысли посредством дерзких аллегорий и аналогий. осн. произв.: «lehrbuch des systems der naturphilosophie», 3 tie., 1808-1811; «lehrbuch der naturgeschichte», 3 bde., 1813-1827.

  2. (oken) лоренц (наст . фам. оккенфус, ockenfu?) (1779-1851), немецкий естествоиспытатель и натурфилософ, последователь ф. в. шеллинга.


Ожидание гибели, русский
    – «осн. лейтмотив нынешней истории философии; идея апокалипсического конца. крушение, катастрофа, закат, сумерки, конец – все эти слова встречаются в любом исследовании по истории культуры. их связывают со старым общественным порядком, со старой системой хозяйства, со всей системой ценностей или, еще более общо – с культурой запада» (о. veit. die fluch vor der freiheit, 1947). наиболее известное выражение этой идеи мы находим у ницше в предисловии к его работе «воля к власти»: «вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей от десятилетия к десятилетию, как бы направляясь к катастрофе: беспокойно, насильственно, порывисто, подобно потоку, стремящемуся к своему исходу, не задумываясь, боясь задуматься». альфред вебер считает, что результатом всей предшествующей истории является возвращение к страху первобытных народов перед миром и существованием. в нач. 16 в. ульрих фон гутген еще мог провозглашать: «о столетие! о наука! какое удовольствие жить!» – обнаруживая тем самым веру в прогресс, которая нашла затем свою опору в философии просвещения и имманентном оптимизме диалектического материализма. этой веры сегодня еще придерживаются и должны придерживаться широкие массы, ибо совершенно противоестественно жить без надежд на будущее. такие надежды основаны на том соображении, что мы находимся в переходном состоянии: господство над природой и техника опережают в своем совершенствовании развитие моральных качеств человека, и все несчастья являются результатом возникающего отсюда напряжения. уже кант в работе «das ende aller dinge» говорил о «естественности» того, что «прогресс человеческого рода, культуры, талантов, способностей и вкусов опережает развитие моральности», но он ничего не сказал о том, что это напряжение можно компенсировать воспитанием и установить на земле новую гармонию между материальными и духовными силами. в социологии говорят о неспособности нашего социального мышления и социальных учреждений поспевать за прогрессом науки и техники. подобное явление, называемое в амер. социологии «cultural lag» (см.: w. f. ogburn. social change, 1922), угрожает нашей культуре и должно быть устранено. см. также функционер, хилиазм, шпенглер.