Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Ноумен

Глоссарий по философии
  1. (греч. noumenon) – объект мысли, разума, интеллигибельный предмет, напр. у неоплатоников. согласно кантовской критике разума, ноумен относится только к сфере мысли, но не к объективной действительности. это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной же стороны он ничто; ноумен – голая идея, которой не соответствует никакой предмет (негативный ноумен). в практической философии (этике) кант придает большое значение позитивному ноумену, которому присуще уже не эмпирическое созерцание, а созерцание иной формы, напр. нравственное. противоположность ноумена – феномен.

  2. (от греч . noumenon), умопостигаемое в противоположность феномену, т. е. постигаемому чувствами; термин впервые употреблен платоном.




Интеллигибельный, русский
    (лат. intelligibilis – постигаемый, мыслимый) – доступный пониманию лишь с помощью интеллекта, или интеллектуального созерцания, принадлежащий интеллигибельному миру; по канту, то, что дано разуму, рассудку, но совсем не дано чувству: трансцендентные идеи имеют чисто интеллигибельный предмет, думать о котором, что он может быть определен через свои различные внутренние предикаты, у нас нет ни оснований, ни оправдания и который поэтому всего лишь мыслимая вещь (кант, критика чистого разума; см. также «пролегомены»). см. трансинтеллигибельный.


Негативный, русский
    (от лат. negativus) отрицательный. негативное понятие возникает вследствие отрицания другого (напр., несчастье, мрак); о негативном отборе см. контрселекция.


Созерцание, русский
  1. Созерцание , взгляд

  2. – прежде всего это непосредственное, зрительное восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все вещественное и имеющее смысл. созерцание означает как процесс созерцания, так и его результат, созерцаемое. в философском смысле понятие «созерцание» имеет много значений, иногда противоречащих друг другу: 1) зрительное созерцание в специальном значении (см. также эйдетика); 2) созерцание как восприятие вообще; 3) эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности. в др. группе значений понятие «созерцание», наоборот, дает как раз непосредственное, не связанное с чувствами постижение нечувственных значений, идей, ценностей, действительных вещей: а) созерцание как рассмотрение значений чисто логического и математического характера; б) созерцание в духе платона, т.е. внутренний пропесс непосредственного образования идей; в) созерцание как нравственное осознание этических принципов и норм в кантовском смысле; г) созерцание как восприятие абсолютного, бога – интеллектуальное созерцание в духе нем. идеализма. см. также интуиция, сущности созерцание.

  3. , в философии - процесс непосредственного восприятия действительности. в истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией.


Противоположность, русский
  1. Противоположность , в противоположность

  2. – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).


Ноэзис, русский
    И ноэма (греч. noesis и поста – мысль, смысл) – термины, которые гуссерль применяет для обозначения акта, полагающего смысл (см. смысловое содержание), и созданного благодаря этому акту смыслового единства восприятия, причем каждый такой акт в итоге придает тому, на что он направлен, характер предмета.


Ноткер немецкий, русский
    (notker der deutsche), тевтоникус, по прозвищу большегубый (род. ок. 950 – ум. 1022) – глава местной монастырской школы в галле. первым из нем. философов начал писать на древневерхненем. языке; он перевел некоторые философские соч. аристотеля, в свое время переведенные на лат. язык боэцием. ноткер немецкий переводил и самого боэция, и мартиануса капеллу (с лат. на древневерхненем.). на древневерхненем. языке (с приложением переводов соч. лат. авторов) были написаны также и его собственные философские размышления, возникшие под непосредственным влиянием шедевров философской мысли античности и эпохи каролингов. эти произв. посвящены, напр., вопросам риторики («de rhetorica»), музыки («de musica»), логики («de partibus logicae»), в частности проблеме умозаключения («de sillogismus»). ноткер немецкий называл себя «заикой», т.е. четкое формулирование мыслей для него часто оказывалось затруднительным. в 1851 издана на нем. языке его «софистическая диалектика» («sophistische dialektik»).