Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Леезе

Глоссарий по философии
    (leese) курт (род. 6 июля 1887, гольнов – ум. 6 янв. 1965, там же) – нем. представитель философии религии; с 1935 – профессор в гамбурге. общность абсолютного духа идеалистической философии и святого духа противопоставляет природе, в том виде, как она отражена философией в понятиях всежизни, переживания, телесности, поколения, крови, расы, инстинкта, души, бессознательного стремления, влечения, чувства, аффекта, страсти, чувства симпатии, эроса, диониса и т.д. центральной проблемой философии жизни является диалектика недуховной (природной) жизни и духа, которые сливаются в синтезе бога. осн. произв.: 4 philosophie und theologie in spдtidealismus», 1929; «naturreligion und christlicher glaube"-, 1936; «der protestantismus im wandel der neueren zeit», 1941; «die religionskrise des abendlandes und die religiцse lage der gegenwart», 1948; «ethische und religiцse grundfragen im denken der gegenwart», 1956.




Представитель, русский
  1. Представитель , агент, избранник, посредник

  2. Физическое или юридическое лицо, уполномоченное совершать действия от имени другого лица и по его поруче-нию либо в силу закона. в торговом мореплавании представительство основы-вается на соглашении, причем п. заключает сделки за счет представляемого от е

  3. В гражданском праве это лицо, совершающее сделку или иное юридическое действие от имени другого лица (представляемого).

  4. Representative


Переживания, русский

Диалектика, русский
  1. Диалектика [по злоупотреблению -- искусство убедительного пустословия, ловкого спора (даль)] , болтовня

  2. (от греч. dialektike [techne] – искусство вести беседу) – искусство аргументации, наука логики. для сократа диалектика – искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для платона – высшая наука, метод познания идей; у софистов диалектика превратилась в интеллектуальное оружие в борьбе за существование. начиная со средних веков и до 18 в. диалектика служила обозначением для обычной (школьной) логики. кант понимает под диалектикой псевдофилософствование и называет ее «диалектикой иллюзий» за то, что она хочет прийти к познанию (метафизическому) действительности, не опираясь с необходимостью на опыт, чисто умозрительным путем. «трансцендентальная диалектика» канта – это критика «диалектической иллюзии», «критика разума и рассудка в отношении их гиперфизического употребления», т.е. в той мере, в какой они претендуют на сверхъестественные успехи в познании. для гегеля диалектика есть «использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама эта закономерность» («энциклопедия философских наук»). диалектика – движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность, и в то же время – движение человеческого мышления, которое в спекулятивном плане участвует в этом движении абсолютно и всеобъемлюще. диалектическая структура абсолюта (божества, идентичного вселенной) развивается в «науке логики» (т.е. онтологии). природа и дух суть не что иное, как отчуждение и возвращение этого божественного логоса. все движение протекает по «разумным» законам диалектики. закон движущегося мышления есть также закон движущегося (духовного) мира. см. также снятие, снимать. для марксистского диалектического материализма диалектика есть прежде всего внутренняя закономерность экономического развития и – поскольку от последнего зависит все остальное – закономерность всего происходящего вообще. в законах диалектики марксистская утопия видит гарантию прогресса в направлении к всеобщему счастливому благополучию человечества. великий закон диалектической триады: капитализм (тезис) – диктатура пролетариата (антитезис) – бесклассовое общество и равное счастье для всех (синтез).


Philosophie, немецкий

Лейбниц, русский
  1. (leibniz) готфрид вильгельм (род. 1 июня 1646, лейпциг – ум. 14 нояб. 1716, ганновер) – нем. философ, физик, математик, историк и дипломат; один из самых универсальных и плодотворных ученых 17 в. сначала находился под влиянием своих учителей – якоба томазия (лейпциг) и эргарда вейгеля (йена), позднее – канцлера майнцского курфюрста иоганна христиана фон бойнебурга (перешедшего в др. веру); при нем (1667-1674) лейбниц состоял на службе у майнцского курфюрста (отсюда его постоянные усилия по установлению соглашения между протестант, и католич. церковью), тогда же (в 1672-1676 – в париже, в 1673 – в лондоне), устанавливая связи с учеными, лейбниц заложил основания академии наук в берлине (1700; действуя здесь гл. о. через королеву софью шарлотту прусскую), вене и петербурге (1711). в 1676-1716 находился на службе в ганновере, будучи с 1696 политическим советником по внешним делам (в 1683 вышло его соч., направленное против людовика xiv, – «mars christianissimus») и историографом дома вельфов, которые так и не оценили по заслугам его сорокалетней, испытанной в самых конфиденциальных миссиях службы. «его жизнь протекала в неутомимой деятельности, но эта деятельность не была целеустремленной, а жизнь его была «монадической», уединенной, вне сложившегося круга профессуры; однако лейбниц всегда был живо связан со многими исследователями. так случилось, что он писал свои работы только по какому-либо определенному поводу – немногие резюмирующие наброски и бесчисленные письма. далеко не все из того, что им хранилось в ганновере, было опубликовано» (г. крюгер). период до 1680 в жизни лейбница был периодом его освобождения от неосхоластики; до этого времени он занимался политикой, теологией, естественными науками и математикой. только после 1680 он выступает и со своими философскими работами и мыслями, облеченными в форму писем и журнальных статей; вышедшая при его жизни «теодицея» («theodizee»), объясняющая и защищающая этот мир как лучший из возможных и бога как его творца, представляет собой, по сути дела, теологию (естественную); философское соч. «новый опыт о человеческом разуме» («neuere versuche ьber den menschlichen verstand») появилось в печати только после смерти лейбница (1765, окончено 1704). взгляды лейбница не раз претерпевали изменения, но они шли в направлении создания законченной системы, примиряющей противоречия, стремящейся учесть все детали действительности, – как наглядной, так и абстрактной, – системы, которую лейбниц, конечно, представлял лишь фрагментарно. осн. мысли лейбница: 1) разумная соразмерность и божественная связанность вселенной; 2) значительность индивидуального, личного в этой вселенной; 3) гармоничность вселенной в целом и в индивидуальном; 4) количественно и качественно бесконечное многообразие вселенной; 5) динамичность осн. состояния вселенной. исходя из схоластического учения о всеобщей метафизической сущности (formae substantiates), лейбниц поднимается до принципа наличия творческого мышления у индивидуальных субстанций. математический метод здесь казался ему вполне достаточным, пока он не уяснил себе его ограниченность. в тесной связи с учением декарта о ясном и отчетливом познании, или мышлении, нерешенными проблемами которого он занимался, лейбниц развивает аналитическую теорию о мыслящем, или познающем, сознании. в области естественнонаучной он отходит от механики и подходит к энергетике (здесь сыграли роль результаты наблюдений с помощью микроскопа жизненных процессов, протекающих в организме). с др. стороны, он дошел до различения абстрактных истин и истинности фактов. наиболее знаменито учение лейбница о монадах (монадология); монадами он называет простые телесные, душевные, более или менее сознательные субстанции; их действующие силы заключаются в представлениях. различие монад состоит в различии их представлений. бог есть первомонада, все др. монады – ее излучения. то, что нам кажется телом, в действительности есть совокупность монад. душа – тоже монада. минералы и растения – как бы спящие монады с бессознательными представлениями; души животных обладают ощущениями и памятью; человеческие души способны к ясным и отчетливым представлениям, бог же обладает исключительно адекватными, т.е. наиболее осознанными и наиболее объективными, представлениями. ход представления каждой монады замкнут в самом себе; ничто из нее не выходит и ничто не входит в нее. учение лейбница о монадах дополняется его учением о «предустановленной гармонии». согласно ему, бог создал все субстанции т. о., что, следуя с полной самостоятельностью закону своего внутреннего развития, каждая из них одновременно в каждое мгновение находится в точном соответствии со всеми другими. и учение о монадах, и учение о предустановленной гармонии имеют значение, по лейбницу, для всех существ телесного, душевного и духовного склада – как для них самих, так и для их отношений между собой, в частности для соотношения тела, души и духа внутри человеческой личности. кроме школы лейбница – вольфа, он оказал влияние также на гердера, гёте, шиллера и нем. идеализм, а позднее – на гербарта и лотце. печатные издания его трудов: соч. в 7 тт., 1890; соч., в 5 тт., 19041916; соч. в 40 тт., 7 сериях, с 1923; в 1949 издана «protogaca»; в 1950-1952 «allgemeiner, politischer und historischer briefwechsel»; «textes inedites d`apres les manuscripts de la bibliotheque de hanovere», 1948; избр. соч., 1949. с 1926 существует лейбницевское общество (местопребывание – берлин, академия наук); в 1928 основан архив лейбница.

  2. (leibniz) готфрид вильгельм (1646-1716) , немецкий философ, математик, физик, языковед. с 1676 на службе у ганноверских герцогов. основатель и президент (с 1700) бранденбургского научного общества (позднее - берлинская ан). по просьбе петра i разработал проекты развития образования и государственного управления в россии. реальный мир, по лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций - монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии ("монадология", 1714); существующий мир создан богом как "наилучший из всех возможных миров" ("теодицея", 1710). в духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики ("новые опыты о человеческом разуме", 1704). предвосхитил принципы современной математической логики ("об искусстве комбинаторики", 1666). один из создателей дифференциального и интегрального исчислений.


Левкипп, русский
  1. Из абдеры или милета (5 в. до р.х.) – греч. философ; современник и предполагаемый учитель демокрита, вместе с ним считается создателем античной атомистики; однако жизнь и соч. левкиппа не были известны уже в древности, и сегодня мы о нем почти ничего не знаем.

  2. (5 в . до н. э.), древнегреческий философ, один из создателей античной атомистики, учитель демокрита.

  3. , в греческой мифологии правитель мессении, внук персея, отец левкиппид.