Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Критицизм

Глоссарий по философии
    – в философии, начиная с канта, метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания. кант проводит мысленную параллель между детством и догматизмом, юношеством и скептицизмом, зрелостью человека и критицизмом. в общей системе критицизм стоит между рационализмом и сенсуализмом. критицизм канта обращен против: 1) пренебрежительного отношения к роли ощущений в познании; 2) утверждения, что познание может возникать из чистых понятий (категорий), без подтверждения ощущениями; 3) утверждения, что бог, душа, мир суть познаваемые объекты, в то время как в действительности они являются идеями (системообразующими). осн. тезис критицизма: созерцание без понятий – слепо, понятия без созерцания – пусты.




Возможности, русский

Созерцание, русский
  1. Созерцание , взгляд

  2. – прежде всего это непосредственное, зрительное восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все вещественное и имеющее смысл. созерцание означает как процесс созерцания, так и его результат, созерцаемое. в философском смысле понятие «созерцание» имеет много значений, иногда противоречащих друг другу: 1) зрительное созерцание в специальном значении (см. также эйдетика); 2) созерцание как восприятие вообще; 3) эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности. в др. группе значений понятие «созерцание», наоборот, дает как раз непосредственное, не связанное с чувствами постижение нечувственных значений, идей, ценностей, действительных вещей: а) созерцание как рассмотрение значений чисто логического и математического характера; б) созерцание в духе платона, т.е. внутренний пропесс непосредственного образования идей; в) созерцание как нравственное осознание этических принципов и норм в кантовском смысле; г) созерцание как восприятие абсолютного, бога – интеллектуальное созерцание в духе нем. идеализма. см. также интуиция, сущности созерцание.

  3. , в философии - процесс непосредственного восприятия действительности. в истории философии понятие созерцания нередко связывалось с интуицией.


Скептицизм, русский
  1. (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм предшествующих философских школ представлен прежде всего пирроном, затем средней и новой академиями (аркесилай, карнеад) и т. н.. поздним скептицизмом (энезидем, секст эмпирик и др.). энезидем указывает десять принципов (троп) скептицизма: первые шесть – это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа – это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов. в новейшее время опять обращается внимание на то, что в каждом «чисто» научном знании большую роль играет вера: напр., вера в соответствие, хотя бы и не полное, категорий бытия и познания. в обыденном смысле скептицизм – психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. см. также основное отношение, речей.

  2. (от греч . skeptikos - разглядывающий, расследующий), философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. крайняя форма скептицизма - агностицизм. направление древнегреческой философии: ранний скептицизм (пиррон), скептицизм академии платоновской (аркесилай, карнеад), поздний скептицизм (энесидем, секст-эмпирик и др.). в новое время (16-18 вв.) синоним свободомыслия, критики религиозных и философских догм (м. монтень, п. бейль и др.).


Рационализм, русский
  1. Учение в теории познания, направленное против средневековой схоластики и религиозных догм и считающее разум источником знания и основой поведения людей

  2. (от лат. rational« разумный, ratio – разум) – точка зрения рассудка, соответственно – разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной. после наметок объективистского рационализма в древнем мире в 17 и 18 вв. подвергается систематизации субъективистский рационализм, собственно рационализм. это делают декарт, спиноза, лейбниц и вольф; против них выступали эмпиристы локк, юм, кондильяк. кант устраняет противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма; фихте, шеллинг, гегель частично возвращаются к объективистскому рационализму, скорее даже панлогизму. целиком рационалистичными являются исторический материализм, позитивизм, прагматизм и те направления современной философии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием: марксизм, неовитализм, логицизм, неореализм. рационализм – метод мышления эпохи просвещения, разделяющий оптимизм этого мышления, ибо он верит в неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. для рационализма есть только еще не разрешенные, но не принципиально неразрешимые проблемы. в эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. «научным» с этого времени называют то, что может быть представлено, изображено с помощью математического и естественнонаучного языка. .позднее возникает понятие «науки, свободной от ценностей», означающее, что наука заботится не о том, ценны ли с этической точки зрения и приобрели ли достоинство ценности предметы, а также результаты ее исследований, заключают ли они в себе святое или несвятое. рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство; против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции. для метафизики в системе рационализма нет места. поэтому в эпоху господства разума история философии фиксирует упадок метафизики. противники рационализма – романтизм, иррационализм (шопенгауэр, кьёркегор, мэн де биран, ницше) и философия жизни (бергсон, дильтей), но часто они сами невольна попадают в плен к рационализму. под религиозным рационализмом понимают апогей теологии просвещения 18 в., в которой традиционное учение об откровении полностью интерпретируется с позиций истин разума.

  3. , движение в архитектуре 20 в., стремившееся выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. принципы рационализма осуществляли ш. ле корбюзье во франции, школа "баухауз" в германии, группа "стиль" в нидерландах и др. лозунг рационализма выдвигала группа архитекторов (см. аснова).

  4. (от лат . rationalis - разумный, ratio - разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (р. декарт, б. спиноза, н. мальбранш, г. лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. рационализм - один из философских источников идеологии просвещения.


Сенсуализм, русский
  1. В психологии – учение и методологическая позиция, характерные допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в ходе жизнедеятельности субъекта познания. на базе сенсуализма возникла психология ассоци

  2. В психологии – учение и методологическая позиция, характерные допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в ходе жизнедеятельности субъекта познания. на базе сенсуализма возникла психология ассоцианистская, в коей задачей психологического эксперимента виделось выявление первичных чувственных элементов, или ощущений, из коих складывается вся душевная жизнь. дальнейшее развитие психологии экспериментальной показало, что действительная структура сознания значительно сложнее, что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущении, что в интеллекте есть содержание, несводимое к чувственным образам, а объяснить мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов сенсуализм вообще бессилен.

  3. (от лат. sensus – чувство, ощущение, смысл) – теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. сенсуалистами в древности, в частности, были киренаики и эпикурейцы; в средние века сенсуализм был мало распространен. в новое время локк заложил основу сенсуализма своим известным положением: нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве (nihil est in intellectu, quod non prius fuerti in sensu). систематическое обоснование сенсуализм получил у франц. просветителей, напр. у кондильяка: чувственное восприятие охватывает все духовные способности. юм добавляет к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители сенсуализма, «внутренний опыт»: все творческие силы души не более чем способность связывать, переставлять и увеличивать материю, данную при помощи чувств и опыта. противоположное понятие – рационализм. чрезвычайно близки к сенсуализму эмпириокритицизм и позитивизм.

  4. (от лат . sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. противостоит рационализму. основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли п. гассенди, т. гоббс, дж. локк, к. гельвеций, д. дидро, п. гольбах, а также дж. беркли, д. юм.


Кроне, русский
    (croce) бенедегго (род. 25 февр. 1866, пескассероли, близ неаполя – ум. 20 нояб. 1952, неаполь) – итал. философ; профессор в неаполе (1902 – 1920); представитель идеалистической философии – направления, примыкающего к философии гегеля, и одновременно антиклерикального интеллектуализма. по кроче, нет никакой природы. нет ничего реального, кроме духа, который осуществляется диалектически на четырех ступенях (двух теоретических и двух практических): 1) как интуиция (эстетическая ступень), 2) как синтез общего с индивидуальным (логическая ступень), 3) как воля единичности (экономическая ступень), 4) как воля всеобщего (этическая ступень). дух проходит эти ступени каждый раз на более высоком уровне. мир есть история. историческое развитие идет от хорошего к лучшему. познавательной силе интуиции и фантазии кроче придает очень большое значение. он явился основоположником влиятельной итал. этико-политической школы. осн. произв.: «saggi filosofici», v. 1-14, 1922-1952; «la storia come pensiero e come azione», 1938; «ii carattere della filosofia moderna», 1941; «storia dell`estetica per saggi», 1941; «дesthetica in nuce», 1946; «politics and morals», 1946; «goethe», 1949; «indagini su hegel», 1952; «эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика», 1920.


Криминалистическая психология, русский
    – область прикладной психологии, исследующая – как вообще, так и в отдельном конкретном случае – душевную жизнь и жизнь в целом у человека, заслуживающего наказания, и у преступника с целью установления психических причин преступления. при этом учитываются как индивидуальные (напр., наследственная склонность, влияние наркотиков, темперамент), так и социальные факторы (напр., экономическое положение, среда, дурной пример). вместе с психологией свидетеля, защитника, прокурора и судьи криминалистическая психология образует судебную психологию (см. судебная психология),