Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Рационализм

Глоссарий по истории политических и правовых учений
  1. Учение в теории познания, направленное против средневековой схоластики и религиозных догм и считающее разум источником знания и основой поведения людей

  2. (от лат. rational« разумный, ratio – разум) – точка зрения рассудка, соответственно – разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной. после наметок объективистского рационализма в древнем мире в 17 и 18 вв. подвергается систематизации субъективистский рационализм, собственно рационализм. это делают декарт, спиноза, лейбниц и вольф; против них выступали эмпиристы локк, юм, кондильяк. кант устраняет противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма; фихте, шеллинг, гегель частично возвращаются к объективистскому рационализму, скорее даже панлогизму. целиком рационалистичными являются исторический материализм, позитивизм, прагматизм и те направления современной философии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием: марксизм, неовитализм, логицизм, неореализм. рационализм – метод мышления эпохи просвещения, разделяющий оптимизм этого мышления, ибо он верит в неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. для рационализма есть только еще не разрешенные, но не принципиально неразрешимые проблемы. в эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. «научным» с этого времени называют то, что может быть представлено, изображено с помощью математического и естественнонаучного языка. .позднее возникает понятие «науки, свободной от ценностей», означающее, что наука заботится не о том, ценны ли с этической точки зрения и приобрели ли достоинство ценности предметы, а также результаты ее исследований, заключают ли они в себе святое или несвятое. рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство; против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции. для метафизики в системе рационализма нет места. поэтому в эпоху господства разума история философии фиксирует упадок метафизики. противники рационализма – романтизм, иррационализм (шопенгауэр, кьёркегор, мэн де биран, ницше) и философия жизни (бергсон, дильтей), но часто они сами невольна попадают в плен к рационализму. под религиозным рационализмом понимают апогей теологии просвещения 18 в., в которой традиционное учение об откровении полностью интерпретируется с позиций истин разума.

  3. , движение в архитектуре 20 в., стремившееся выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. принципы рационализма осуществляли ш. ле корбюзье во франции, школа "баухауз" в германии, группа "стиль" в нидерландах и др. лозунг рационализма выдвигала группа архитекторов (см. аснова).

  4. (от лат . rationalis - разумный, ratio - разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (р. декарт, б. спиноза, н. мальбранш, г. лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. рационализм - один из философских источников идеологии просвещения.




Соответственно, русский
    Соответственно , сообразно


Совокупность, русский
  1. Совокупность , круг, собрание, сумма

  2. Непрерывное множество, целое, сочетание, соединение, общий итог, сумма.


Логический, русский
  1. Имеющий отношение к интеллектуальным элементам сообщения, высказывания, в отличие от его психологического, эмоционального или формального грамматического содержания напр, выделяют понятие л ударения, которое произвольно выделяет определенный элемент

  2. . – соответствующий закону мышления, формально правильный, относящийся к логике.


Противоположность, русский
  1. Противоположность , в противоположность

  2. – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. контрадикция; см. также противоречие), контрарные или полярные (см. контрарный, антитезис).


Исторический, русский

Материализм, русский
  1. Одно из направлений философской науки, исходящее из первичности материи, из единства мира и его материальности; высшей его формой является диалектический материализм (создатели к. маркс и ф. энгельс).

  2. (от лат. materialis вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действенности – не только материальной, но душевной и духовной – в материи. к материализму нужно отнести натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; затем – неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. материалистична также философия б. рассела и его школы. для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике и прославление человеческого разума. развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого ее возникновения и встретить повсюду в истории философии. своего расцвета материализм достигает в эпоху франц. просвещения (ж.ламетри, п.гольбах, д.дидро), но определяющее влияние на европейскую философию он приобретает только в 19 в. (к.маркс, ф.энгельс, л.а.фейербах, д.ф.штраус, я.молешотт, к. фогт, л.бюхнер, э.геккель, е.дюринг). он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими, т.е. человеческими, проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т. д.), которые он отклоняет как мнимые. осн. его положения – это ряд догм и примитивная онтология, давно превзойденная западной мыслью. материализм – образ мышления, предпочитаемый массами, поскольку они надеются осуществить свои цели прежде всего благодаря своему «весу», своему большому количеству и ощущают себя как нечто более или менее телесное. необходимо различать следующие разновидности материализма: офизическ и и материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики. 2) биологически и, или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (ж.ламетри, в.м.бехтерев). 4) нечто совершенно иное представляет собой этический материализм. он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности. 5) диалектический материализм («диамат») – был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение кон. 19 столетия; название «материализм» часто употреблялось при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания). 6) исторический материализм (см. материализм исторический).

  3. (от лат . materialis - вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. термин "материализм" употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. исторические формы материализма: античный материализм (демокрит, эпикур), материализм эпохи возрождения (б. телезио, дж. бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (г. галилей, ф. бэкон, т. гоббс, п. гассенди, дж. локк, б. спиноза; французский материализм 18 в. - ж. ламетри, к. гельвеций, п. гольбах, д. дидро), антропологический материализм (л. фейербах), диалектический материализм (к. маркс, ф. энгельс, в. и. ленин).


Позитивизм, русский
  1. Философское направление, утверждающее, что все пози-- : .тивное (подлинное) знание есть совокупный результат специальных наук; наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, как исследовании мировоззренческих проблем, а роль науки ограничивает

  2. (франц . positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. основан в 30-х гг. 19 в. о. контом (ввел самый термин). различают "классический" позитивизм - э. литтре, и. тэн, э. ренан (франция), дж. с. милль, г. спенсер (великобритания), в. в. лесевич, м. м. троицкий (россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма - неопозитивизм (см. аналитическая философия). оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).


Прагматизм, русский
  1. – ведущее свое происхождение от амер. философа г. пирса название философского воззрения, которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии (греч. pragma, praxis) и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике (прагматизм как философия успеха). ср. инструментализм (так называется прагматизм у дьюи, поскольку для него мышление является инструментом действия), гуманизм (см. шиллер), функция, персонализм (см. дьюи). в наиболее полной форме прагматизм был развит амер. философом уильямом джемсом, который писал о прагматистском понятии истины: «в качестве истины, которая может быть принята, прагматизм признает лишь одно то; что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позврляет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта». прагматизм развивался преимущественно в сша, параллельно с бергсонианством, с которым имеет много общих черт. прагматистские идеи имеются уже у зиммеля и файхингера. прагматизм близок позитивизму.

  2. (от греч . pragma, род. п. pragmatos - дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории - инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. возник в 70-х гг. 19 в. в сша; основные идеи высказал ч. пирс, доктрину разрабатывали у. джемс, дж. дьюи, ф. к. с. шиллер, дж. г. мид.

  3. Отрицание необходимости познания объективных законов действительности и признание истиной лишь того, что даст практически полезные результаты. прайм-тайм


Направления, русский

Неовитализм, русский
    – термин, который впервые ввел в 1856 вирхов, желая подчеркнуть отличие своей теории от прежних форм витализма. принимая принцип каузальности и понятие закона, характерное для естественных наук, неовитализм пытается обосновать идею о том, что в жизни организмов действует особая сверхмеханическая, сверхматериальная жизненная закономерность. представители неовитализма: икскюлъ, решке, дриш и др.


Неореализм, русский
  1. – господствующее течение в англ, философии 20 в., которое возникло в кембридже и было основано в 1903 дж. муром. оно направлено против неогегельянства, на спекулятивную разработку отдельных философских проблем, причем эти проблемы его представители пытаются решить посредством логического анализа, т.е. метода естествознания. философия как система отвергается. в центре философских интересов стоят логика, теория познания, биология и физика. кроме мура, неореализм представлен с.александером, ч. д. бродом, с.л.морганом, б.расселом, а.н.уайтхедом и др. вторая группа неореалистов, возглавляемая а.айером, близка неопозитивизму.

  2. , 1) направление в итальянском кино и литературе сер. 40-х - сер. 50-х гг. 20 в. фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. художественный манифест - фильм "рим - открытый город" (1945, режиссер р. росселлини). главные представители в киноискусстве - ч. дзаваттини, л. висконти, в. де сика, дж. де сантис, п. джерми; в литературе - в. пратолини, к. леви, э. де филиппо. неореализм оказал большое влияние на развитие кинематографии италии, кино других стран. 2) в изо-искусстве зарубежных стран конца 1940-х-1950-х гг. художники этого круга (напр., б. таслицкий, а. фужерон во франции) программно противопоставляли свое искусство авангардизму, создавая образы народной жизни и социальной борьбы. их деятельность обычно была тесно связана с культурной политикой компартий. позднее они (подобно р. гуттузо, крупнейшему мастеру такого рода) значительно расширили диапазон своих стилистических поисков.

  3. , направление в философии 20 в. основные идеи выдвинули дж. э. мур и б. рассел, в особую доктрину был развит в сша (р. перри, у. монтегю, э. холт, э. сполдинг, у. марвин, у. питкин). выдвинул положение о непосредственной "данности" познаваемой вещи в сознании, ведущее к растворению внешнего мира в мышлении. основа космологии неореализма - теория эмерджентной эволюции. в 1930-х гг. утратил влияние.


Реформация, русский
  1. Общественно-религиозное и политическое движение, принявшее форму борьбы против католической церкви, главной идеологической опоры феодализма, и предусматривающее проведение религиозных преобразований в духе протестантизма.

  2. Общественное движение в ряде стран евро-пы в xvi-xvii вв., широкое, сложное по социальному содержанию и составу участников, направленное против католической церкви.

  3. (от лат . reformatio - преобразование), общественное движение в зап. и центр. европе в 16 в., направленное против католической церкви. начало реформации положило выступление в 1517 в германии м. лютера. идеологи реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще, отвергалось католическое священное предание, отрицались права церкви на земельные богатства и др. основные направления реформации: бюргерское (лютер, ж. кальвин, у. цвингли); народное, соединявшее требование упразднения католической церкви с борьбой за установление равенства (т. мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся укрепить власть, захватить земельные владения церкви. под идейным знаменем реформации проходили крестьянские войны 1524-26 в германии, нидерландах и английская революция. реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация - проведение религиозных преобразований в его духе).


Разночинцы, русский
  1. Юридически не оформленная категория населения в россии xix в., выходцы из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства), носители демократической идеологии.

  2. ("люди разного чина и звания"), в конце xyiii - xix вв. межсословная юридически не оформленная категория населения - выходцы из разных сословий (духовенства, купечест-ва, мещанства, мелких чиновников и т.п.), главным образом люди умственного тру

  3. ("люди разного чина и звания") , в россии кон. 18-19 вв. межсословная категория населения, выходцы из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т. п.), юридически не оформленная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом.