Глоссарий





Новости переводов

26 апреля, 2024

Можно ли использовать изображения из Интернета для публикации в журнале?

25 апреля, 2024

Подготовка к локализации сайта

23 апреля, 2024

Копирайтинг в переводах

19 апреля, 2024

Переводы в мебельном производстве

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Коген

Глоссарий по философии
  1. (cohen) герман (род. 4 июля 1842, козвиг, ангальт – ум. 4 апр. 1918, берлин) – нем. философ. в 1876-1912 профессор в марбурге. как и наторп, является основателем и главой марбургской школы. по когену, мышление как мышление идеи и бытие как предмет мышления тождественны. всякое обращение к наличной действительности в философии недопустимо. не существует никакой метафизической основы действительности. процесс опыта есть процесс образования предмета. математика – это «методический символ науки» (в т. ч. и философии). коген считает, что этическое учение канта является выражением ветхозаветной морали. государство не есть самоцель, оно представляет собой организацию для морального развития индивидов и для осуществления идеала гуманности. бог есть «центр всех идей, идея истины». осн. произв.: «kants theorie der erfahrung», 1871; «system der philosophie» (bd. i: «logik der reinen erkenntnis», 1902; bd. ii: «ethik des reinen willens», 1904; bd. iii: «дsthetik des reinen gefьhls», 1912.

  2. (cohen) герман (1842-1918) , немецкий философ, основоположник марбургской школы неокантианства. стремясь преодолеть кантовский дуализм, отказался от понимания "вещи в себе" как внешнего источника ощущений ("опыта") и соответственно от противопоставления априорных созерцательных и рассудочных форм. развивал кантовское учение о трансцендентальном методе; в поисках внутреннего самообоснования знания ввел понятие "первоначала" (универсального творческого принципа, спонтанно продуцирующего научное знание). выдвинул теорию "этического социализма".


Cohen, английский



Образования, русский
    Плазмолеммы


Математика, русский
  1. – наука, или группа наук, о познаваемых разумом многообразиях и структурах, специально – о математических множествах и величинах; напр., элементарная математика – наука о числовых величинах (арифметика) и величинах пространственных (геометрия) и о правилах исчисления этих объектов. чистая математика занимается величинами как таковыми, прикладная математика имеет дело с измеримыми и исчислимыми явлениями, т.е. с именованными числами. чистая математика в состоянии вывести, просто «вычислить», свои результаты с помощью некоторых простых понятий и предположений, «аксиом», посредством чисто логических заключений, с правильностью которых должно согласиться каждое здравомыслящее существо («математическая» достоверность, строгая аргументация). математические построения .относятся к сфере идеального бытия (см. бытие) и априорного понимания; они становятся лишь носителями апостериорного познания, поскольку могут быть «применены» к эмпирическим взглядам (кант). на развитие философии математики, т.е. вопроса о ее собственной сущности и ее действительно высших положениях (см. аксиома) и вопроса о ее значении для теории познания и логики, в новейшее время влияли и влияют фреге, рассел, гильберт, брауер, или т. н. (математическое) «исследование основ» (см. логистика). оно обнаруживает «кризис принципов», углублению которого препятствуют (математический) формализм (гильберт) и (математический) интуитивизм (брауэр); это исследование пространно объясняет кризис, но не устраняет его полностью. оно способствует также важному пониманию того, что в математике существуют неразрешимые вопросы (теорема геделя). с др. стороны, для обширной области математики может быть приведено окончательное доказательство ее непротиворечивости (гильберт, генцен).

  2. (греч . mathematike, от mathema - наука), наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения. до нач. 17 в. математика - преимущественно наука о числах, скалярных величинах и сравнительно простых геометрических фигурах; изучаемые ею величины (длины, площади, объемы и пр.) рассматриваются как постоянные. к этому периоду относится возникновение арифметики, геометрии, позднее - алгебры и тригонометрии и некоторых частных приемов математического анализа. областью применения математики являлись: счет, торговля, землемерные работы, астрономия, отчасти архитектура. в 17 и 18 вв. потребности бурно развивавшегося естествознания и техники (мореплавания, астрономии, баллистики, гидравлики и т. д.) привели к введению в математику идей движения и изменения, прежде всего в форме переменных величин и функциональной зависимости между ними. это повлекло за собой создание аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчислений. в 18 в. возникают и развиваются теория дифференциальных уравнений, дифференциальная геометрия и т. д. в 19-20 вв. математика поднимается на новые ступени абстракции. обычные величины и числа оказываются лишь частными случаями объектов, изучаемых в современной алгебре; геометрия переходит к исследованию "пространств", весьма частным случаем которых является евклидово пространство. развиваются новые дисциплины: теория функций комплексного переменного, теория групп, проективная геометрия, неевклидова геометрия, теория множеств, математическая логика, функциональный анализ и др. практическое освоение результатов теоретического математического исследования требует получения ответа на поставленную задачу в числовой форме. в связи с этим в 19-20 вв. численные методы математики вырастают в самостоятельную ее ветвь - вычислительную математику. стремление упростить и ускорить решение ряда трудоемких вычислительных задач привело к созданию вычислительных машин. потребности развития самой математики, "математизация" различных областей науки, проникновение математических методов во многие сферы практической деятельности, быстрый прогресс вычислительной техники привели к появлению целого ряда новых математических дисциплин; таковы, напр., теория игр, теория информации, теория графов, дискретная математика, теория оптимального управления.


Методический, русский

Государство, русский
  1. Государство, империя, княжество, королевство, царство. ср. страна. , страна

  2. Основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и ассоциаций, а также связей между ними; центральный институт власти и концентрированное осуществлен

  3. Центральный институт политической системы, к которому тяготеют другие политические силы; совокупность организаций и учреждений, реализующих властные функции в рамках определенной территории; обладает рядом исключительных прав - на использование насилия, н

  4. Основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. главное назначение г. заключается в организации политической власти и управлении обществом.

  5. (страна) происхождения товара- государ ство, где товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке или обработке. от г.п.т. зависят размеры таможенных платежей. например, в отношении товаров, происходящих из наименее развитых и раз

  6. , политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). по форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.

  7. – структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая в конечном счете упорядочивает общественные действия в той или иной области. основой государства является право. кант различал: анархию (закон и свобода без насилия), деспотизм (закон и насилие без свободы), варварство (насилие без свободы и закона), республику (насилие при наличии свободы и закона). античные философы (особенно начиная с аристотеля) различали в качестве осн. форм государства следующие: монархию, аристократию и демократию, а также формы, отклоняющиеся от указанных и в соответствии с этим означающие упадок: неограниченная монархия превращается в автократию (тиранию), неограниченная аристократия – в олигархию, неограниченная демократия – в охлократию (господство черни, толпы) или анархию. современной формой государства, соединяющей в себе бюрократическое, полицейское, деспотическое государства, является государство тоталитарное. оно – не средство для достижения цели, а самоцель (индивид – ничто, государство – все). теоретическое основание такая форма находит в обожествлении государства в философии гегеля, осуществляется же она в фашизме, национал-социализме, государственно-социалистических и коммунистических утопиях (см. левиафан). оно претендует и захватывает в свои руки (с помощью пропаганды и террора) руководство происходящими в государстве событиями в области политики, экономики, культуры, судопроизводства; оно решает, что есть зло, а что – добро, что есть истина, а что – ложь, что ценно, а что – нет. на место свободы оно ставит дисциплину (см. коллектив) и превращает граждан в своих функционеров (см. функционер). философы всегда занимались выяснением понятия, сущности, происхождения и смысла государства, но особенно большое внимание этим вопросам уделяли сократ, платон, аристотель, макиавелли, гоббс, кант, фихте, гегель, ницше и др. значительным влиянием пользовалась теория государства руссо (теория общественного договора). согласно этой теории, живущие первоначально в условиях неограниченной свободы (анархии) люди заключили (молчаливо) договор (франц. contrat social – общественный договор), по которому они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли (volonte generale) неотъемлемое право на личную жизнь и собственность; т. о. возникло государство (как правовое); всеобщая воля не идентична для руссо с волей всех (volonte de tous), скорее это одинаково удаленный от крайних волеизъявлений всеобщий интерес. правда, руссо было известно, что существовавшие в истории государства возникали не в результате договора, а благодаря насилию. согласно христианско-естественно-правовой точке зрения государство есть свойственная народу форма общности; оно суверенно, его цель – земное благополучие его членов. законное насилие, независимо от типа государства, идет от бога. вмешательство государства в различные сферы жизни правомерно там, где этого требует общее благо. о гегелевской теории государства см. гегель.

  8. Первичный и основной субъект международного права, а также участник международных отношений. государство представляет сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и политической организации (власти).


Philosophie, немецкий

Erkenntnis, немецкий

Преодолеть, русский

Когнитивный диссонанс, русский
    – интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. дискомфорт или напряжение, вызванные конфликтом, могут быть устранены при помощи одного из нескольких защитных действий: индивид отвергает или избегает новой информации, или убеждает себя, что противоречия на самом деле не существует, или примиряет противоречия, или прибегает к др. мерам с целью сохранения стабильности и порядка в своем представлении о мире и о себе. концепция, впервые предложенная в 50-х годах, послужила основанием для многочисленных исследований и дискуссий.


Ковалевский м, русский
    Аксим максимович (род. 27 авг. 1851, харьков – ум. 23 марта 1916, петроград) – рус. социолог, правовед, историк и этнограф, один из основателей московского психологического общества. испытал заметное влияние англ, социолога и философа герберта спенсера, что и предопределило его интерес к социологическим исследованиям. в своем учении о социальном прогрессе ковалевский проводил гуманистическую идею солидарности между социальными группами и народами, а главную задачу социологии видел в выявлении сущности этой солидарности, описании и объяснении ее многообразных форм. развивая сравнительно-исторический метод исследования общественной эволюции различных народов, предложил собственную общую формулу поступательного движения общественной жизни, в которой революции рассматривал как случайное и патологическое явление. осн. труды: «первобытное право» (вып. 1-2, 1886); «современные социологи» (1905); «социология» (т. 1-2, 1910).