Глоссарий





Новости переводов

18 апреля, 2024

Вариации английского языка в разных странах мира. Часть 4

18 апреля, 2024

Редактирование текста с целью его улучшения

18 апреля, 2024

На сайт бюро переводов добавлен глоссарий химических терминов

17 апреля, 2024

Отличия транскреации от традиционного перевода

15 апреля, 2024

Локализация пользовательского опыта и интерфейса сайта

11 апреля, 2024

Процесс локализации веб-сайта на WordPress

09 апреля, 2024

Маркетинг веб-сайта, переведенного на английский язык



Глоссарии и словари бюро переводов Фларус

Поиск в глоссариях:  

Ковалевский м

Глоссарий по философии
    Аксим максимович (род. 27 авг. 1851, харьков – ум. 23 марта 1916, петроград) – рус. социолог, правовед, историк и этнограф, один из основателей московского психологического общества. испытал заметное влияние англ, социолога и философа герберта спенсера, что и предопределило его интерес к социологическим исследованиям. в своем учении о социальном прогрессе ковалевский проводил гуманистическую идею солидарности между социальными группами и народами, а главную задачу социологии видел в выявлении сущности этой солидарности, описании и объяснении ее многообразных форм. развивая сравнительно-исторический метод исследования общественной эволюции различных народов, предложил собственную общую формулу поступательного движения общественной жизни, в которой революции рассматривал как случайное и патологическое явление. осн. труды: «первобытное право» (вып. 1-2, 1886); «современные социологи» (1905); «социология» (т. 1-2, 1910).




Ковалевский, русский
    (kowalewski) осип михайлович (юзеф) (1800/01-78) , польский и российский монголовед и тибетолог, академик петербургской ан (1847). исследования истории, языков, литературы, этнографии монгольских народов. труды по буддизму.


Сравнительно, русский
    Сравнительно , против


Исторический, русский

Исследования, русский

Современные, русский
    Тектонические движения, охватывающие исторический и современный перио- ды времени. о них судят по археологическим, историческим, палеосейсмогеологическим и инст- рументальным (геодезическим и геофизическим) данным. с ними связаны как недавние поднятия и опускания различных участков земной коры, так и движения, происходящие в настоящее время.


Социология, русский
  1. (от лат. societas общество и греч. logos – учение) – наука о формах и изменениях совместной жизни людей, а также животных и растений. она является наукой о социальном (см. социальный), будь то всеобщая, основополагающая социальная наука или наука частная; как система она охватывает социальные образования и социальные процессы, т. о., она исследует всю совокупность общественных явлений, таких, как народ, сословие, племя, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение. социологическое мышление ведет свое начало с естественного права, которое первоначально являлось учением о государстве, но уже в схоластике распространилось на всю общественную действительность. в 17 в. это мышление во все увеличивающейся степени объединяется с философией морали: люди размышляют о своей жизни с тех пор, как они вообще научились думать (классическое учение о государстве древних греков, мудрость древнекит. социальной этики), так что «полная история социально-научного мышления проходит в действительности через всю историю мышления» (фрайер). начало социологии как самостоятельной науки относится, однако, к 19 в., а ее родоначальником является конт, в трех последних томах шеститомного «курса позитивной философии» которого излагаются осн. положения этой науки. конт ввел в употребление также и сам термин «социология». он развил социологию как естественно-научную дисциплину на базе своей эмпирической философии, которую называл «позитивистской». в соответствии с этим социология является учением об общественной жизни человека, рассматриваемой как совокупность взаимодействий индивидов между собой. последователями конта были такие англ, философы, как герберт спенсер («the study of sociology», 1873) и джон стюарт милль, а также франц., амер. и иг ал. социологи. главным последователем конта в германии был альберт шеффель (1831 – 1903). значительное влияние на нем. социологию оказали философия права и философия истории гегеля, из которой к. маркс развил свой исторический материализм. в новейшей социологии различаются, по бюлову (в «wцrterbuch der soziologie», 1955), следующие главные группы направлений: 1)математическое направление (прежде всего парето), где математические методы применяются для того, чтобы сделать более наглядными обыденные знания. 2) физикалистское направление (социальная физика, социальная механика, социальная энергетика). если уже сен-симон в области социологии был механицистом, в 19 столетии это направление получило развитие в лице конта, спенсера и дж. ст. милля. энергетическая трактовка оствальдом социальных процессов также привела к созданию особой школы. 3) социально-биологическое направление, рассматривающее сообщество живых существ с точки зрения его функционирования, как социальное тело и действующий органологический организм: наследственность, изменчивость, отбор, приспособление, борьба за существование являются осн. категориями этого способа мышления, непосредственно сближающего биологическое и социальное. если уже платон, аристотель, фома аквинский, макиавелли, альтузий, воден и др. пользовались сравнениями из области органического мира, то кант и многие мыслители после него перенесли идеи организма на государство. романтики шеллинг и гегель имели обыкновение пользоваться аналогиями с организмом. конт, спенсер и др. являются представителями этого направления. 4) социально-антропологическое направление занимается проблемами связи между расами и социальными образованиями, особенно вопросами наследования свойств внутри социальных групп. большое влияние имели здесь ж. гобино и ф. гальтон («hereditary genus», 1869). 5) антpoпогеографическое, социогеографическое и этнологическое направления берут свое начало у гиппократа и через греч. и рим. мыслителей доходят до бодена, монтескье, гердера, гумбольдта, бокля и др. сюда же относятся этнолого-народоведч е с к о е, а также направление психологии народов, представленное в работах гумбольдта, лацаруса, штейнтоля, бастиона, вундта, леви-брюля, л. г. моргана, турнвальда и др. 6) историко-философское, универсально-историческое и историческое направления рассматривают человека как историческое существо, а общественный феномен – как явление культуры. в центре их внимания находится социальный процесс в его историческом развертывании и оценка этого процесса в рамках исторического рассмотрения. представителями этих направлений являются в первую очередь кондорсе, сен-симон, конт, пауль барт, оппенгеймер, а также альфред вебер, к. мангейм, шелер, трёльч и фрейер. 7) психологическое и социально-психологическое направления исходят из того, что вся социальная действительность психически обусловлена и поэтому может быть понята только изнутри, из психического. если у конта и спенсера социология имеет сильный психологический уклон, а теория подражания тарда и психология масс лебона являются доказательством влияния франц. психологизма в социологии, то амер. социология в лице своих главных представителей ориентируется прежде всего на психологию; то же относится к бихевиоризму, глубинной психологии, а также к таким исследователям, как мак-дугалл, фиркандт, теннис, зиммель. 8) универсалистское направление является антисубъективистским, оно исходит из необходимости целостного рассмотрения социального порядка или социального расчленения и направлено на универсум. предшественником его является фома аквинский, главный его представитель о. шпанн – последователь адама мюллера, социал-философа романтики. социальная действительность рассматривается ими принципиально сверху, как расчлененный дух: общество – духовная система. 9) теория классов объясняет процесс социальной дифференциации снизу, при помощи факторов, действующих в век индустриализма в экономике и в производительных силах, с помощью интересов, определяемых этими факторами (см. материализм исторический). теории среднего сословия (класса) подчеркивают, что столкновение социальных сил (богатые – бедные, имущие – неимущие) угрожает уничтожением средних слоев социальной лестницы и что, с точки зрения общества в целом, все дело заключается в том, чтобы сохранить средний класс, средний слой (в. г. риль и др.). 10) фоpмальная, или чистая, социология стремится, в противоположность всем до сих пор названным направлениям, иметь методически однозначно определенный объект познания и исследовать его в самостоятельной конкретной науке с помощью осн. социологической категории «формы». главным представителем этой концепции является г. зиммель, который на базе различения формы и содержания общества рассматривает формальную социологию как эмпирическую дисциплину, как самостоятельный метод научного исследования в смысле учения о формах социальных связей с принципом взаимодействия в центре. близко к этому направлению стоят штаммлер, фиркандт и л. фон визе. в учении о связи л. фон визе понятие взаимодействия, отягощенное естественно-научным смыслом, заменяется нейтральным понятием «взаимосвязь». 11) феноменологическое направление стремится к созерцанию сущности, к своего рода интуитивному познанию и логизированию материала созерцания в социальных явлениях. оно возникло из философии и особенно разрабатывалось гуссерлем, шелером и хайдеггером. его фундаментом является 4 феноменология духа» гегеля, а его представителями в социологии – в первую очередь шелер, литт и фиркандт. 12) с о ц и ал-экономическое направление осн. предметом своего исследования делает хозяйство (экономику) и общество в их взаимообусловленности, а экономический мир рассматривает в единстве с социальным. направление разрабатывалось максом вебером, зомбартом, оппенгеймером. своим соч. " ьber einige kategorien der verstehenden soziologie» макс вебер открывает новое направление, к которому близки также зомбарт и хайдеггер. 13) к у л ь турно-философское и культурно-социологическое направления отводят (при различении наук о природе и наук о культуре – виндельбанд, риккерт) понятию «культура» особое место в социологии в рамках учения о структурах исторического мира. понятие «культура» было перенесено бэконом и гоббсом на воспитание, а пуфендорфом – на общество, вико, руссо, монтескье, вольтер, гаманн, гердер и кант в значительной мере способствовали проникновению духовно-исторического понятия «культура» в науку. дильтей, бурхард, ницше, шпрангер, демпф мангейм и прежде всего альфред вебер превратили затем философию культуры и социологию культуры в науку, которая делится у вебера на три сферы – общественный процесс, процесс цивилизации и процесс культуры. 14) индуктивно-аналитическая концепция имеет дело, прежде всего благодаря эмпирико-статистическому методу, с материалом, получаемым из конкретного опыта. особенно развита она в сша. ее девиз – практическая работа с конкретными объектами с помощью заранее подготовленных для этого методов исследования (напр., тестов). графическое изображение полученных результатов осуществляется с помощью социограмм и социографических условных изображений. осн. цель всего этого – практическая применимость. специальными социологическими дисциплинами являются: социология права, социология культуры, социология искусства, социология литературы, социология хозяйства и производства, социология техники, социология труда, социология финансов, педагогическая социология, социология знания и т. д. прикладная социология – общее название всех попыток практического применения результатов социологии и оценки их с социально-реформистской и социально-политической точек зрения.

  2. (от лат . societas - общество и ...логия), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. попытки объяснения общественной жизни возникли в античности (платон, аристотель и др.), продолжались в философии истории. создать "позитивную науку" об обществе в сер. 19 в. пытался о. конт (ввел и сам термин). в 19 - нач. 20 вв. в социологии выделились географическая школа, демографическая школа, биологическое направление и др. концепции крупнейших социологов (ф. тенниса, г. зиммеля, э. дюркгейма, в. парето, м. вебера, т. веблена), опиравшиеся на философию позитивизма, неокантианство, философию жизни и др., внесли существенный вклад в развитие социологии. с 20-х гг. в социологии получили развитие многие методы, техника и процедуры эмпирических исследований, происходит специализация социологии (социология семьи, города, права и др. - св. 40 отраслей).


Коген, русский
  1. (cohen) герман (род. 4 июля 1842, козвиг, ангальт – ум. 4 апр. 1918, берлин) – нем. философ. в 1876-1912 профессор в марбурге. как и наторп, является основателем и главой марбургской школы. по когену, мышление как мышление идеи и бытие как предмет мышления тождественны. всякое обращение к наличной действительности в философии недопустимо. не существует никакой метафизической основы действительности. процесс опыта есть процесс образования предмета. математика – это «методический символ науки» (в т. ч. и философии). коген считает, что этическое учение канта является выражением ветхозаветной морали. государство не есть самоцель, оно представляет собой организацию для морального развития индивидов и для осуществления идеала гуманности. бог есть «центр всех идей, идея истины». осн. произв.: «kants theorie der erfahrung», 1871; «system der philosophie» (bd. i: «logik der reinen erkenntnis», 1902; bd. ii: «ethik des reinen willens», 1904; bd. iii: «дsthetik des reinen gefьhls», 1912.

  2. (cohen) герман (1842-1918) , немецкий философ, основоположник марбургской школы неокантианства. стремясь преодолеть кантовский дуализм, отказался от понимания "вещи в себе" как внешнего источника ощущений ("опыта") и соответственно от противопоставления априорных созерцательных и рассудочных форм. развивал кантовское учение о трансцендентальном методе; в поисках внутреннего самообоснования знания ввел понятие "первоначала" (универсального творческого принципа, спонтанно продуцирующего научное знание). выдвинул теорию "этического социализма".


Коадаптация, русский
    (от лат. со – вместе и adaptare – приспособлять) – коррелятивное приспособление; в биологии – общее и взаимное приспособление к изменившимся жизненным условиям, напр.: превращение зуба змеи в ядовитый зуб благодаря коррелятивному приспособлению слюнной железы (которая становится ядовитой железой), изменение строения зуба (образование канала), приспособление мускулатуры (при закрывании пасти зуб убирается назад); примером коадаптации является также коррелятивное приспособление формы цветка к устройству ротовых частей некоторых насекомых.